Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №11 (40) Ноябрь 2019

УДК 796.011.1

Дата публикации 29.11.2019

К вопросу о предназначении физической культуры, как реализационной конструкции моделирования личности. Функции физической культуры как исполнительные механизмы формирования личности

Кадетова Наталья Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физвоспитания, Институт Военного Обучения ЮФУ, РФ, г. Таганрог, natuliks@rambler.ru

Аннотация: На основе изучения сущности человека, как «личности» и как прочной конструкции социально важных свойств и качеств установлено, что физическая культура является комплексом душевных, внутренних достоинств и реальных, вещественных ценностей, которые применяются обществом во имя физического совершенствования каждого индивидуума. Автор подчеркивает, что в индивидуальной концепции физическая культура представляет собой мерило многогранного развития человека, как личности. Данное направление дополняется также рассмотрением, так называемого положительного «переноса» ценностей функций физической культуры на любую сферу жизнедеятельности. Силами физической культуры необходимо и возможно комплексное преобразование человека в личность с социальным и духовным началом.
Ключевые слова: специфические функции физической культуры, общекультурные функции, физическая культура, двигательные навыки

To the question of the physical culture mission as an implementation design of personality modeling. The physical culture functions as the executive devices of personality formation

Kadetova Natalia V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Docent of the Department of Physical Education, Institute of Military Education SFU, Russian Federation, Taganrog

Abstract: Based on study of human essence, of man as a “personality” and a strong construction of social important properties and qualities it is determined that physical culture is a complex of soulful, internal virtues and real, material values which are used by society in the name of physical improvement of each individual. The author emphasizes that in an individual concept, physical culture is a measure of the versatile development of a man as a personality. This direction is also complemented by the consideration of the so-called positive “transfer” of the values of the functions of physical culture to any sphere of life. It is necessary and possible to comprehensively transform by the power of physical culture a man into a person with a social and spiritual beginning.
Keywords: Specific functions of physical culture, general cultural functions of physical culture, physical culture, physical skills

Физическая культура уже не одно десятилетие несет в себе долевое обозначение обще-социальной культуры и культуры индивидуума. Она являет собой изобретательно реорганизационное движение, направленное на организацию системы спроса и усовершенствование умений, которые глубинно характеризуют саму личность и ее культуру, в частности физическую. Задачей в этом направлении является форми­рование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным са­моопределением к творческому освоению физкультурных ценностей. При формировании физической культуры необходимо учитывать, что духовное и физическое начало в развитии человека составляют нераздели­мое целое и поэтому позволяют в ходе различных организационных форм физической культуры эффективно решать и эти задачи.

Текущий период формирования физической культуры отличает минимизация узкоспециализированного внимания на исследование ее характеристик, а изучение индивида в ней в комплексе с его общественной и биологической неделимостью. Сейчас все чаще можно отмечать, каким образом физическая культура обнаруживает себя как в духовной культуре, так и в материальной. Примером второго служат: воспитание навыков движения человека, формирование различных его физических качеств, также  материально-техническая основа этого [4].  Духовную же культуру напрямую объединяют  когнитивная практика и деятельность человека, пользующаяся наиболее важным спросом. Прежде всего, для изменения индивидом своего биологического естества посредством воспитания двигательных умений и физических качеств ему надлежит принять духовное овладение текущей реальности, которое представляет собой изучение их главных качеств, важность этой практики для человека, осознании методов их совершенствования. Видоизмененное естество человека является мерилом шкалы его духовного познания.

Будучи условием для культурной перемены истинной сущности любого человека, она обусловлена общими ценными  качествами: генетически предопределенные задатки и свойства. Например, особенности нервной системы человека, его морфофункциональная структура, и другое. Дабы оптимизировать процесс развития необходимого человеку физического самочувствия, его физической подготовленности, которая является результатом его физической подготовки, нужно обеспечить ясный подход и глубинное виденье всех этих качеств человека.

Сущность человека, как «личности» это  прочная конструкция социально важных свойств и качеств, позволяющих оценивать индивида, как члена общества.

Резюмируя вышесказанное, физическая культура является комплексом душевных, внутренних достоинств и реальных, вещественных ценностей, которые формируются и применяются обществом во имя физического совершенствования каждого индивидуума, упрочения его здоровья и развития его двигательной энергии [3].  Важно отметить, что в индивидуальной концепции физическая культура представляет собой мерило многогранного развития человека, как личности.  Происходит это потому, что физическая культура объединяет в индивидууме его социокультурный и наследственный початки. Именно это отличает физическую культуру от других культурных  областей. А связующим элементом между социокультурной сферой и самим организмом человека  является личность. И олицетворяется она, как общебиологическими свойствами человека, так и его общественной и социальной деятельностью.

Широкий взгляд на сущность предмета физической культуры помогает раскрыть для людей ее многообразие, гуманизм и духовно-физическую природу. Объединение всех форм сущности физической культуры предопределено сферой деятельности человека, его социальными функциями, а сами формы физической культуры претворяются в жизнь в основном посредством активной деятельности человека, которая сосредоточена на применение соответствующих культурных ценностей.

Необходимо подчеркнуть, что все области человеческой деятельности, начиная от двигательно-функциональной и затрагивая все ступени человеческой конструкции, такие как психодинамическая, психологическая, личностная, физиологическая, социальная выражают основу функций физической культуры. Именно поэтому очень важно раскрыть функции физической культуры именно как устройство организации личности. Анализ вышесказанной задачи предоставил возможность в той или иной степени дифференцировать функции физической культуры в двух генеральных течениях. Это общекультурные функции, которые реализовывают контакт с другими направлениями общества и специфические функции, те, которые осуществляют связь внутри самой физической культуры. Говоря подробней об общекультурных функциях, отметим нравственное мировоззрение, ориентацию на человеческие ценности, извещательные и нормативные функции. Просветительские, практические, развлекательные, образовательные, а также оздоровительные и реабилитационные функции – это специфические функции [1].

Под этими (специфическими)  функциями физической культуры надо видеть лишь те её  функции, которые полностью соответствуют только ей, как особенной стороне культуры.  Ведь ни одна другая сторона культуры не в состоянии занять место физической культуры в  её специфических функциях. А делятся они с учетом специфик форм и типов физической культуры. Интересный факт, что есть вероятность отобрать функции, которые характеризуют физическую культуру в целом и которые имеют место быть, когда происходит сочетание всех ее форм, а также функции, которые присущи лишь нескольким ее разновидностям и частям.

В целом же, специфические свойства физической культуры содержатся в тех ее признаках, которые способствуют естественным потребностям индивида в двигательной деятельности,  улучшая, таким образом, его самочувствие, физическое состояние и формируя организм человека, дабы обеспечить физический уровень его развития для долголетней дееспособности.

Специфические функций физической культуры необходимо различать:

- просветительские функции, те, которые выражаются в воспитании и развитии ряда двигательных навыков и способностей; совершенствовании личностных и физических качеств; изучение азов теории и методики физического воспитания. 

-практические функции, те, которые выражаются в применении физической  культуры в структуре специального обучения  к труду, как движущая сила  профессионально-прикладной физической подготовки.

-спортивные функции, те, которые осуществляются в спорте. Здесь важны знания и понимание физиологии человеческого организма и его физиологических особенностей  и способностей; именно посредством спортивных функций осуществляется сплочение индивидов в области спортивных межличностных связей, реализация гуманных вопросов взаимодействия, дружбы, принятия общечеловеческих ценностей и сплоченности.

 -специфические развлекательные, оздоровительные и реабилитационные функции, те, которые в основном выражаются в области создания досуга или же в комплексе восстановительных процедур, где физическая культура играет роль эффективного противоборца усталости, а также способствует восполнению эмоционального утомления и восстановлению потерянных человеком функциональных способностей его организма. 

Рассмотрим общекультурные функции.

Нравственное мировоззрение порождает глубокое значение мирового мировоззрения и нравственности во всех областях жизнедеятельности людей, а также в повышении их общей культуры. Стимулировать индивидуума продвигать собственные взгляды в практику своей жизнедеятельности позволяет именно созданное  в процессе осознания ценностей физической культуры диалектическое понимание действительности, которое основано на глубоких научных знаниях естественных наук. Нравственность – это воспроизведение в человеке неких норм поведения, специфик межличностных отношений в разнообразных областях жизнедеятельности, предписываемых моралью. В процессе освоения человеком физической культуры моделирование его личности направлено на формирование норм общественной морали, волевого и ответственного поведения в интересах общества [2].

Воплощение в жизнь культурологических функций плотно связано с эстетическим воспитанием индивида, которое включает в себя формирование желания совершенствования своего телосложения, физических качеств, двигательных навыков посредством собственного физического совершенствования.

Ценностно-ориентационные функции представляют собой  установку личности на проработку всего комплекса ценностей физической культуры: интеллектуальных (глубина знаний), двигательных (физические качества, двигательные навыки), организационно-педагогических (сноровка и квалификация организации физкультурного движения), потребностно-мотивационных (готовность, стремление, потребность заниматься физкультурной деятельностью). Здесь особенно важна осознанность индивидуума ценности самооздоровления и самосовершенствования.

Нормативные функции физической культуры базируются на практике внедрения ее в общество и создания в нем определенных норм, имеющих регламентирующую и оценочную значимость [5]. Это приведенные показатели спортивных достижений, это нормы какой то физической подготовленности, общая мера физического совершенства, нормы шкалы физических нагрузок. Эти нормы представляются как стандарт оценки уровня физической формы и дееспособности, а также являют собой некий ориентир на пути дальнейшего развития индивидуума.

Что касается извещательных или информативных функций физической культуры, то здесь важно отметить  её огромную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке и о человеческих возможностях.  Всевозможные эстетические и духовные ценности рождаются в непосредственной связи с физической культурой. В настоящее время развиваются всевозможные разветвления знаний, которые перерабатывают важную научную информацию. И в спорте и в физической культуре многие специалисты находят для себя источник новых закономерностей и фактов.

Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что даже краткое ознакомление с функциями физической культуры свидетельствует о существенном ее потенциале в процессе накопление в человеке ценностей обще-социальной культуры. Вполне очевидно, что решение задач, рассматриваемых автором, конкретизируются  соот­ветственно с индивидуальностью контингента занимающихся (возрастной, по­ловой, состоянием здоровья), временем, необходи­мым для их решения, а также в зависимости от профилирующих направлений физкультурной деятельности, как основы формирования фи­зической культуры человека. А с целью достижения успехов в любой сфере деятельности человека важен так называемый положительный «перенос» ценностей функций физической культуры на любую сферу жизнедеятельности. Силами физической культуры необходимо и возможно комплексное преобразование человека в личность с социальным и духовным началом. Иными словами, сохранение необходимого уровня физического развития человека в течение длительного времени обеспечивает сохранение работоспособности человека в различных сферах деятельности, тем самым продлевает твор­ческое долголетие, создавая условия для полноценной и благополучной жизни в обществе.


Список литературы

1. Козлова С.В., Бирюкова А.С., Вольский В.В. «Социальные функции физической культуры и спорта» //Молодой ученый, - 2017. - №22. - с.435-437
2. Мухаметдинов Ф.Д. «Физическая культура как социокультурный феномен» //Теория и практика физической культуры – 2012. - №7. – с.36-39
3. Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта»: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2004
4. Саноян Г.Г. «Физическая культура для трудящихся»: учебное пособие /Г.Г. Саноян. – М.: Физическая культура, 2007. – 288 с.
5. Николаев Ю.М. «О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности» / Ю.М.Николаев // Теория и практика физ. культуры. — 1997. — № 6. — с. 2—9

Расскажите о нас своим друзьям: