Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №7 (36) Июль 2019

УДК 372.82

Дата публикации 31.07.2019

К вопросу о гуманистическом потенциале религиоведения

Пенионжек Евгения Владимировна
канд. филос. наук, доцент, начальник кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин, Уральский юридический институт МВД России, РФ, г. Екатеринбург, penionzhec@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности преподавания учебной дисциплины «Религиоведение». Указывается, что изучение аспектов религиоведческого дискурса позволяет сегодня познакомить обучающихся различных образовательных организаций с значимыми для мировой культуры элементами историко-культурного наследия. Автор полагает, что на основе четких и системных знаний о религиозных устремлениях различных субкультурных пространств у человека формируется опыт понимания социальной значимости собственной актуализации. Изложение дидактических компонентов ведется на примере рассмотрения материала о конфуцианстве. Представлены основополагающие аспекты вероучительной практики. Заявлено о том, при закреплении материала занятий, посвященных данной тематике, необходимо сосредотачивать внимание обучающихся на обсуждении в рамках учебной дискуссии ценностей, опосредующих культовые практики и ставших образцами поведения и истоком для формирования мощных культурных традиций.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, обучение и воспитание, религиоведение, конфуцианство, вероучительная практика, дискуссия

On the question of the humanistic potential of religious studies

Penionzhek Evgeniya Vladimirovna
Candidate of Philosophy, associate Professor head of the Department of General Psychology and Humanities Ural law Institute of the Russian interior Ministry, Russia, Ekaterinburg

Abstract: The article discusses the features of teaching the discipline "Religious Studies". It is indicated that the study of aspects of religious discourse allows today to acquaint students of various educational organizations with important elements of the world culture of historical and cultural heritage. The author believes that on the basis of clear and systematic knowledge about the religious aspirations of different subcultural spaces, a person develops an experience of understanding the social significance of his own actualization. Presentation of the didactic component is made on the basis of consideration of material on Confucianism. The fundamental aspects of doctrinal practice are presented. It is stated that in consolidating the material of classes on this topic, it is necessary to focus the attention of students on the discussion in the framework of the educational discussion of the values that mediate religious practices and have become patterns of behavior and the source for the formation of powerful cultural traditions.
Keywords: socio-cultural activities, education, religious studies, Confucianism, religious practice, discussion

Изучение аспектов религиоведческого дискурса позволяет сегодня познакомить обучающихся различных образовательных организаций с значимыми для мировой культуры элементами историко-культурного наследия. Так может формироваться комплекс знаний, содействующих реализации не только профессиональных компетенций, востребованных в той или иной области, но и социальных компетенций [см.: 1, с. 8]. Интеллектуальные умения и навыки действий в рамках религиозной жизни способствуют гармонизации отношений человека, позволяют реализовать личностный потенциал. На основе четких и системных знаний о религиозных устремлениях различных субкультурных пространств у человека формируется опыт понимания социальной значимости собственной актуализации. Овладение интегративным анализом социальных процессов, многообразия ситуаций, явлений религиозной жизни, человеческих поступков позволит отработать навыки и умения погружения в ценностное поле субкультуры, научит формулировать и решать задачи взаимодействия между людьми, показывать практические компоненты социальных связей.

Гуманистический потенциал религиоведения сегодня позволяет формировать толерантное отношение к социально-культурным различиям в социальном и профессиональном взаимодействии, помогает ориентироваться в многообразии политических, социальных и экономических процессов, в широком спектре культурных традиций и при этом уметь предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Освоение знаний об особенностях религиозной жизни нужно сопровождать особенными частями практического характера, охватывающими аспекты религиозной жизни с выделением значимого для современной действительности, где живет школьник или студент. Исторический путь формирования основных направлений конфессий и принципы их вероучительной практики необходимо излагать посредством представления материала о межконфессиональных отношениях как значимой части подготовки обучающегося к реализации навыков и умений понимать ценностный дискурс культурного пространства [см.: 2, с. 20].

Интересен мир китайской культуры как пронизанный особым пониманием разделения мира на человеческий и духовный. Необходимость подчиняться неведомому заставляет человека этого культурно-исторического поля находить в формах религиозного мировидения ответ непостижимому [см.: 3, с. 166]. Для культуры Китая таким ответом является религиозность мировоззрения конфуцианства. Государственная идеология, основанная на идеях Конфуция, является фундаментом общественной жизни, оказывая влияние на характер и взгляды людей. Основной чертой такого мировоззрения является совмещение понятий государственности и человечности: государственная жизнь основывается на принципе семейственности – и тем самым весь общественный уклад жизни пронизывается традициями ритуализированного этикета. Для таких отношений свойственны правила благопристойности по отношению к людям, но такие правила не характеризуются юридическими отношениями. Они основаны на чувстве кланового единства и семейного долга и становятся нормой поведения гражданина.

Известно, что конфуцианство – это этико-философское учение, сформулированное в ряде положений Конфуцием в 5 веке до н.э. и ставшее фундаментальным аспектом комплекса религиозных верований Китая, Кореи, Японии и иных стран. Имя систематизатора религиозного мировосприятия Конфуций не является аутентичным для китайской культуры, так как было латинизировано от имени Кун-цзы или Кун Цю, что дословно можно перевести как «учитель Кун». Конфуций родился около 551 г. до н.э. в семье воина, его матерью была третья и самая младшая жена, поэтому вследствие того, что отец вскоре умер, мальчик с матерью покинули дом. Вынужденные жить самостоятельно мать и сын жили в бедности, и Конфуций, даже будучи ребенком, не мог оставаться в стороне от рабочей деятельности. Также у него созрело представление о том, что он должен сыграть значимую роль, достойную его рода. Заняв весомое положение в обществе примерно в 20 – 25 лет, женившись, родив сына, он обратился к размышлениям о социальных отношениях, свойственных его времени: междоусобицам и бедности народа. Эти мысли способствовали тому, что он, покинув дом, отправился путешествовать по стране, что продолжалось до достижения им шестидесятилетия. Вернувшись с многочисленными учениками (их насчитывают до трех тысяч, среди которых ближайшими были семьдесят, однако имена известны только двадцати шести), он начал систематизацию великих исторических книг: Ши-цзин (Книга Песен) и И цзин (Книга Перемен). Отдельные его высказывания, как некое откровение, были составлены в единый текст его сыном Ли (или Бо Юем) и представляют собой книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Жизнь Конфуция как некоего пророка описана в книге «Исторические записки» Сымом Цянем.

При рассмотрении на учебных занятиях или в рамках внеучебной работы необходимо рассматривать принципы вероучения, сформулированные Конфуцием, как этические положения, где образцом является создание и функционирование гармоничного общества, ориентированного на эталон устройства общества в древности. Каждый человек в этом обществе понимается как личность, выполняющая собственное предназначение – функцию. Иерархизм является нормой отношений между людьми: каждый исполняет свою социальную роль. Социально-семейная иерархия исходит из взаимного признания гражданами значимости семейного и социального статуса. Моральные правила поведения основываются на стремлении установить порядок, начиная с порядка в собственном душевном состоянии. Овладение собой начинается с самовоспитания как усвоения этикета в ритуале. Самовоспитание заключается в формировании привычки выражать свои чувства раз и навсегда установленным образом. Так, ритуализированный этикет является внутренним содержанием поведения человека и выражением конфуцианской культуры, стержнем которой являются ценности семейного долга и уважения родственности, распространенные на всех людей как членов общества. Каждый человек является «благородным мужем», от которого зависит благосостояние общества и государства, что характеризуется практицизмом конфуцианского мировоззрения. Соблюдение моральных устоев обеспечивает государственное управление, так как мораль Конфуция была основана не на личной совести и выборе, а на чувстве стыда и корпоративного долга. Человеческое воспринимается как часть целого, рода, семьи. Ценности конфуцианского мировоззрения остаются автономными в их опоре на традиции семьи и рода, где ведущим правилом является: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Закрепление учебного материала связывается с обсуждением обучающимися и преподавателем или между обучающимися, дискуссией которых управляет преподаватель [см.: 5], соблюдения пяти так называемых постоянств для праведного человека. Конфуций предписывает первым соблюдение «Жэнь» как любви к людям, что противопоставлено животным качествам жестокости и подлости. Вторым – «И» как справедливость, которая выражается во взаимности по отношению к людям, что направлено на отрицание эгоизма и формирует строгость в отношениях. Третьим постоянством Конфуций называет «Ли» как ритуал, направленный на сохранение устоев общественных связей. Четвертым – «Чжи» в виде рассудительности, что позволяет прогнозировать, определить во что, выльются те или иные действия. И пятым Конфуций указывает на «Синь» в качестве добросовестности, что характеризует искренность намерений человека. Такие обязанности, имея ореол нравственных, неукоснительно должны соблюдаться последователем идей Конфуция как религиозные предписания, символично выраженные в то, что окружает человека: дерево, металл, огнь, вода и земля.

Надеяться остается праведному последователю конфуцианства как одной из государственно-национальных религий на то, что он является благодаря соблюдению ритуалов, воспитанности и образованности частью человеческой культуры вообще, что получило выражение в категории «Вэнь». «Вэнь» – это культурный смысл бытия человечества и некоей противоположности этой категории не существует, так как разрабатывая ее Конфуций указал бы на способ существования пороков в обществе. И, действительно, трудно соотнести содержание этой категории с чувственными образами Рая как понятия авраамических религий, но, тем не менее, именно «Вэнь» является залогом успешности процветания общества в земных условиях благодаря духовной устремленности людей.

Сегодня одним из значимых направлений формирования социальных компетенций является изучение правил, образцов и норм поведения, обычаев, сложившихся в культовой практике различных конфессий. Знание религиоведческого дискурса позволит расширить границы представления об особенностях вероучительной практики различных религиозных объединений. При закреплении материала учебных занятий, посвященных данной тематике, следует делать акцент на том, какие ценности для той или иной конфессии являются ведущими и опосредуют культовую жизнь [см.: 4]. Высокая нравственность является выражением общей культуры человека и качества его подготовки к жизни. Единство обучения и воспитания сформирует гражданина с активной позицией, позволяющей соблюдать и уважать права и свободы человека и быть убежденным в необходимости верности своей стране и народу.


Список литературы

1. Аммаева А.А. Подготовка учащихся к семейной жизни на прогрессивных традициях народов Дагестана // Педагогика. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2018. – № 1 – С. 7 – 10.
2. Емельянов Б.В., Ионайтис О.Б. Канон и традиции в культуре // Культура как вид человеческого бытия и познания: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. – М.: изд-во ИГПИ имени П.П. Ершова, 2013. – С. 19 – 25.
3. Иванова Е.В., Рачитских Д.О. Сравнительный анализ философских школ индийского, китайского и японского буддизма в свете аберрации ориенталистских мотивов религиозной философии постмодерна // Известия Уральского Федерального университета. Серия 3. Общественные науки. – Екатеринбург: изд-во УрФУ. – № 2 (176) – 2018. – С. 165 – 175.
4. Пенионжек Е.В. Культурология: учебно-методическое пособие / Е.В. Пенионжек. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2016. – 220 с.
5. Стрельникова М.А. Активное обучение в реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования: опыт использования тренинга // Мир педагогики и психологии. – № 4 (33). – 2019.

Расскажите о нас своим друзьям: