УДК 159.9.072.43

Дата публикации 13.04.2018

К проблеме изучения толерантного поведения

Демидова Ирина Феликсовна
Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог, idema@list.ru

Аннотация: Представлена краткая характеристика понятия толерантности и ее видов. Подчеркнута необходимость различения понятий «толерантность» и «терпимость», несводимость толерантности к всепрощению и невмешательству в случае нарушения кем-то норм и правил человеческого общения, законов. Высказана точка зрения о необходимости целенаправленного развития толерантного поведения, поскольку толерантность не является врожденной особенностью, однако существуют социально-психологические предпосылки для формирования интолерантного поведения. Приведены результаты эмпирического исследования различных видов толерантности у людей разного пола и возраста, которые свидетельствуют о ярком проявлении фактора социальной желательности при применении опросных методов изучения толерантности. Эмпирическое исследование показало отсутствие значимых различий в проявлении толерантности у людей разного пола и возраста. Поставлена задача разработки экспериментальных методов изучения толерантности и толерантного поведения.
Ключевые слова: толерантность, виды толерантности, толерантное поведение, методы изучения толерантного поведения, естественный эксперимент

To the problem of studying tolerant behavior

Demidova Irina Feliksovna
Taganrog Institute of Management and Economy, Taganrog

Abstract: Brief description of the concept of tolerance and its types is provided. Underlined are the necessity to distinguish the concepts of tolerance and leniency; the inability to reduce tolerance to forgiveness and non-interference in case of a breach of norms and rules of human communication, or laws. An opinion is provided that it is essential to purposefully develop tolerant behavior, for tolerance is not an innate feature; however, there exist social-psychological preconditions for the formation of intolerant behavior. Results of the empirical study of various tolerance types expressed by people of different age and gender are showed which demonstrate that the factor of social desirability is strongly apparent while applying survey techniques of studying tolerance. The empirical study has revealed the absence of significant differences in the ways people of different gender or age express tolerance. The task of developing experimental methods of studying tolerance and tolerant behavior is set.
Keywords: tolerance, types of tolerance, tolerant behavior, methods of studying tolerant behavior, natural experiment


Понятие «толерантность» вошло в литературный обиход в 18 веке и с середины 19 века употреблялось достаточно активно. Однако затем оно вышло из употребления и вновь «возродилось» в начале 1990-х годов в связи с ростом межнациональной, а затем и социальной напряженности.

Наиболее распространенное понимание толерантности – это терпимость, умение сосуществовать в разнообразном, многокультурном и многонациональном обществе [1]. Иными словами, толерантность предполагает уважение к личности, взглядам, принципам, образу жизни других людей, признание равных прав независимо от социального положения, статуса, внешнего вида, национальности, наличия или отсутствия каких-то материальных благ. Человека, придерживающего такого мнения и подтверждающего его своим поведением, называют толерантным. Человека, нетерпимо относящегося ко всему, отличающемуся от его собственных взглядов и образа жизни, называют интолерантным.

Толерантность часто путают с терпением, терпимостью ко всему и всем и всепрощением, но уважение к личности и индивидуальности другого не означает терпимости к асоциальному поведению, хамству, отказа от собственных взглядов и убеждений. Здесь необходимо четко проводить границу между уважением и принятием другого и попустительством, уступками, покорностью [6; 9].

Толерантность не является врожденной особенностью. Ее необходимо воспитывать, а также учить различать ситуации, где она необходима, а где вредна. Как известно, человек неосознанно воспринимает настороженно тех, кто на него не похож, поскольку не знает, что ждать от незнакомцев, опасается непонимания, неадекватного поведения. Дихотомия «свое» – «чужое» выступает важной детерминантой восприятия представителей других культур в повседневном общении. Особенно ярко эта дихотомия проявляется при несовпадении или расхождении взглядов на те или иные культурные явления. Это порождает оценку, при которой совпадение с собственными взглядами и представлениями становится «своим», а расхождение – «чужим». В результате возникает толерантное или интолерантное отношение и поведение [2; 7].

 Существуют различные классификации видов толерантности. Так, виды толерантности рассматривают как специфические формы общественного сознания (В.А. Лекторский); по направленности (И.В. Крутова); по уровню проявления (Ю.В. Кузнецова); по внутренней мотивированности (А.В. Зимбули); по результатам толерантного поведения (В.А. Петрицкий) и др. Однако наиболее распространенная классификация включает социальную, религиозную, политическую, психологическую, этническую толерантность [4; 5].

Социальная толерантность — это уважительное и взвешенное отношение к различным социальным слоям и группам населения, причем взаимное («сверху вниз» и «снизу вверх), приводящее к выстраиванию равноправного взаимодействия и сотрудничеству.

Религиозная толерантность – это признание права иметь определенные религиозные взгляды и убеждения, следовать нормам определенной религиозной морали, а также признание на существование различных религиозных конфессий. Сюда же относится не навязывание своих религиозных взглядов другим людям и разжигание межконфессиональной вражды [10].

Политическая толерантность — это сдержанное и уважительное отношение к представителям любых политических партий, а также общественных объединений.

Психологическая толерантность — это уважение человека, признание ценности человеческой жизни, гарантия свобод человека и равноправия людей, особый способ межличностного взаимодействия, исключающий проявление превосходства одного человека над другим на основании их несходства (внутреннего, психологического, или внешнего, физического), принятие людей такими, какие они есть [10]. Она может включать гендерную, сексуально-ориентированную, образовательную толерантность, толерантность по отношению к старикам и людям с ограниченными возможностями [8].

Этническая (расовая, национальная) толерантность — это признание того, что каждая национальность имеет право на существование, в каждом этносе есть свои особенности и традиции, нет национальностей «правильных» и «неправильных», и своя национальная культура является лишь одной из многих, не обладая никакими преимуществами перед другими.

Воспитание толерантной личности в настоящее время стало из важнейших общественных проблем. С развитием общества и глобализацией трудности взаимопонимания не снижаются, а, наоборот, увеличиваются. Взаимодействуя друг с другом, люди ярче видят национальные, культурные, возрастные, половые и другие различия. Однако это восприятие многообразия приводит не к взаимопониманию, как хотелось бы, а, наоборот, к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозному экстремизму. На первый взгляд, в нашей стране много делается в этом направлении, начиная от принятия соответствующих законов (например, о запрете экстремизма, наказании за разжигание межнациональной розни), до развития инклюзивного образования и появления все больше телевизионных передач и публикаций, рассказывающих о других религиозных конфессиях, традициях и образе жизни представителей других культур и национальностей. Но оценить эффективность этой работы можно только на основании научных исследований, позволяющих выявить реальный уровень толерантности населения. Именно такого рода исследование и было нами проведено. Его целью являлось определить развитие толерантности у людей разного пола и возраста.

Для диагностики толерантности мы использовали следующие методики.

1. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). Данный опросник позволяет выявить как общую толерантность человека, так и три ее типа: этническую, социальную и толерантность как черту личности.

  1. Методика на диагностику общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Кроме общей коммуникативной толерантности методика содержит 9 шкал, которые ориентированы на различные аспекты общения человека и позволяют определить его толерантность в этих аспектах [3].

В исследовании приняли участие 105 человек от 18 до 63 лет, из них 61 женщина и 44 мужчины. Первоначально мы планировали рассмотреть особенности толерантного поведения людей разного пола и возраста, однако статистический анализ результатов не показал значимых различий между группами, поэтому описание результатов будет осуществляться относительно всей выборки.

Как оказалось, 72% респондентов имеют средний индекс толерантности, т.е. имеют как толерантные, так и интолерантные черты. 24% опрошенных имеют низкий индекс толерантности, т.е. им чаще свойственно интолерантное поведение, и только 4% обладают ярко выраженными толерантными чертами в поведении.

Средний уровень этнической толерантности присущ 68% опрошенных, этнически интолерантны 32%, а вот высокой этнической толерантности не обнаружилось ни у кого.

Высокую социальную толерантность проявляет 8%, среднюю – 64%, низкую (интолерантны) – 28%.

Высокие показатели толерантности как черты личности имеет 4% респондентов, средние – 68%, низкие – 28%.

Высокую коммуникативную толерантность проявляет 44% опрошенных, среднюю – 32%, низкую – 24%.

Таким образом, большинство участников исследования имеют средние показатели общей, этнической, социальной толерантности и толерантности как черты личности. Причем, чаще всего интолерантность проявляется в межэтнических отношениях. Что касается коммуникативной толерантности, то здесь результаты несколько иные: большинство опрошенных обладают высокой толерантностью, еще треть – средней, хотя есть люди, которые и здесь нетерпимы к другим людям.

Анализ ответов по шкалам коммуникативной толерантности показал, что респонденты чаще всего проявляют категоричность и консерватизм в оценках других людей (шкала 3) и стремление переделать, перевоспитать партнеров (шкала 5). По этим шкалам имеют низкий уровень толерантности 20% и 13% соответственно. Еще 6% используют себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей (шкала 2), не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров (шкала 4) и нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми (шкала 8). По этим шкалам данные люди проявляют интолерантность. Во всех остальных случаях опрошенные имеют преимущественно высокий (от 60% до 80%) и средний (от 27% до 33%) уровень толерантности.

Как нам кажется, более высокая коммуникативная толерантность обусловлена ежедневным общением с различными людьми, необходимостью поддерживать доброжелательные, комфортные отношения с близкими, друзьями, коллегами, а значит, более терпимо относиться к их индивидуальным особенностям. В то же время весьма показательно стремление определенного количества людей переделывать своих партнеров по общению и категорично их оценивать, несмотря на обилие литературы, показывающей непродуктивность подобного поведения. Видимо, необходимо активнее популяризировать данную литературу.

Результаты проведенного исследования, на первый взгляд, кажутся достаточно позитивными. При наличии проблем в межэтнических отношениях и отдельных сторонах межличностных отношений, люди, в основном, сочетают толерантные и интолерантные черты, стараясь проявлять гибкость в поведении. Однако, нам кажется, что данные опросники обладают определенной социальной желательностью. Респонденты понимают, о чем в них идет речь, и не желая прослыть интолерантными, дают «правильные» с точки зрения современных тенденций в обществе ответы. И именно поэтому не проявились статистические различия между группами опрошенных. Следовательно, более объективную картину о толерантном (интолерантном) поведении человека можно получить с помощью специально организованных экспериментов, преимущественно, естественных, что и может являться дальнейшим направлением исследования в данной области.


Библиографический список

1. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. – 255 с.
2. Бакулина С. Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие / С. Д. Бакулина. – М.: «ФЛИНТА», 2014. – 141 с.
3. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. - СПб: Питер, 2007. – 192 с.
4. Жмырова Е. Ю. О понятии «толерантность» и ее видах / Е. Ю. Жмырова // Вестник ТГТУ. - 2006. - Том12. - №4Б. - С. 1265-1269.
5. Кислицин А. И. Психологические аспекты толерантности / А. И. Кислицин // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. - №4. - С. 105-107.
6. Олесич Н. Я. Особенности психологии толерантности в многонациональном университете Российской империи / Н. Я. Олесич // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. – 2012. – Вып. 4. – С. 3-12.
7. Сагалакова Г. А. Проблема толерантности и интолерантности в современном мире // Известия АлтГУ. 2013. №2 (78). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/problema-tolerantnosti-i-intolerantnosti-v-sovremennom-mire (дата обращения: 24.01.2018).
8. Урусова Л. Х. Гендерная толерантность в современном обществе / Л. Х. Урусова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №2 (58). - Т. 2. - С. 122-124.
9. Фельде В. Г. О соотношении понятий «терпимость» и «толерантность» / В. Г. Фельде // Омский научный вестник. – 2012. - №4 (111). - С. 155-158.
10. Хомяков М. Б. Толерантность и ее границы / М. Б. Хомяков // Идеология толерантности. Национальный психологический журнал. – 2011. - №2 (6). - С. 26-33.

Общая психология, психология личности, история психологии

Расскажите о нас своим друзьям: