Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №10 (27) Октябрь, 2018

УДК 378.6

Дата публикации 31.10.2018

Из опыта работы по подготовке курсантов вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях

Карапузиков Александр Анатольевич
преподаватель кафедры пожарной тактики и службы, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, Россия, г. Екатеринбург, Alexx-7777@mail.ru.

Аннотация: Большое значение в процессе подготовки курсантов специального вуза МЧС России к действиям в условиях экстремальных ситуаций при выполнения служебных обязанностей, связанных с риском для их жизни является психологическая подготовка. В данной статье рассмотрены вопросы психологической подготовки курсантов вузов МЧС России в ходе изучения различных дисциплин с помощью моделирования возможных экстремальных ситуаций, рассмотрены теоретические основы формирования психологической готовности обучаемых к действиям в чрезвычайных условиях. Моделирование экстремальных ситуаций в процессе проведения практических занятий позволяет обучаемым в дальнейшем адекватно принимать правильные решения в деятельности связанной с опасностью для жизни.
Ключевые слова: подготовка, модель, готовность, задача, ситуация, упражнение

From the experience of training cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations of Russia to act in extreme situations

Karapuzikov Alexander Anatolyevich
teacher of the department of fire tactics and service, Federal State Budgetary Institution of Higher Education Ural Institute of State Fire Service EMERCOM of Russia, Russia, Yekaterinburg

Abstract: Psychological training is of great importance in the process of training the cadets of the special University of EMERCOM of Russia to act in extreme situations in the performance of official duties associated with the risk to their lives. This article discusses the issues of psychological training of students of EMERCOM of Russia in the study of various disciplines by modeling possible extreme situations, the theoretical basis for the formation of psychological readiness of students to act in emergency situations. Simulation of extreme situations in the process of practical training allows students to continue to adequately make the right decisions in activities related to the danger to life.
Keywords: preparation, model, readiness, task, situation, exercise

В вопросах готовности курсантов специальных вузов МЧС России к действиям в экстремальных ситуациях исследователи в большей степени акцентируют свое внимание на формирование психологического компонента готовности к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций [5]. 

В Уральском институте ГПС МЧС России курсантам преподается дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», в которой отсутствуют занятия, ориентированных на формирование индивидуально-личностных качеств, важных для деятельности во время возникновения чрезвычайных ситуаций. 

При изучении дисциплины «Психологические аспекты принятия управленческих решений в ЧС» рассматриваются следующие разделы:

  1. психологические характеристики человека, а также их роль в безопасном поведении человека;
  2. психологические особенности поведения человека в чрезвычайных ситуациях;
  3. оказание психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  4. оказание первой помощи при истерическом, суицидальном поведении и тяжелых психологических травмах;
  5. изучение основ помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами.

В рамках данной дисциплины изучаются в основном теоретические основы психологии поведения человека во время чрезвычайных ситуаций. А на формирование умений уделяется мало времени.

Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко [1] говорят о 2-х направлениях в процессе формирования психологического компонента готовности:

1) формирование психологических и психофизиологических предпосылок успешной деятельности;

2) воздействие на психику в ходе практической деятельности.

Кроме этого, данные исследователи говорят о том, что в процессе формирования готовности к деятельности во время чрезвычайных ситуаций учебная деятельность должна базироваться на физическом и психологическом моделировании реальных условий деятельности. Выбранная модель должна психологически соответствовать той, с которой человеку предстоит работать в действительности.

А.В. Шигаев [6] считает, что благодаря имитации опасных ситуаций, можно сформировать психологическую готовность к деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

 По мнению С.Р. Карьенова, если человек хорошо знает, какая ситуация может сложиться, то он с большей уверенностью справится с ней в действительности, кроме того, у него будет больше шансов успешно решить проблемную ситуацию [2]. Следует целенаправленно моделировать психические процессы, состояния и трудности: мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психофизиологические.

Исследователь говорит о 2-х путях моделирования условий чрезвычайных ситуаций:

  1. создать такие внешние условия занятий, которые будут похожи на реальные. Другими словами, необходимо воспроизвести внешние картины угроз и опасности;
  2. создать такие внутренние условия, которые будут похожи на реальные. Другими словами, необходимо воспроизвести на занятиях психические процессы и состояния обучаемых, которые будут максимально похожи на те, которые могут возникнуть у них во время возникновения чрезвычайных ситуаций.

В процессе моделирования условий чрезвычайных ситуаций следует выполнять сначала простые упражнения, а потом сложные, в конце необходимо организовать максимально сложную обстановку. В процессе выполнения упражнений нельзя запугивать учащихся, так как у них необходимо формировать эмоционально спокойное отношение к предполагаемым трудностям и позитивный настрой на решение этих трудностей [3,4].

Психологическая подготовка курсантов включает в себя:

  1. проведение тренировок в чрезвычайно плохих погодных условиях;
  2. применять комплексное воздействие факторов огня, задымления, высоты, водных преград;
  3. создать опасные ситуации по спасению пострадавших из-под завалов, если имелись загорания;
  4. тушить загорания на манекенах;
  5. принимать решения в условиях дефицита времени;
  6. показывать учебные фильмы, которые соответствуют изучаемой теме.

Таким образом, создание обстановки, которая предельно схожа с реальной чрезвычайной ситуацией, - важнейший фактор формирования готовности в деятельности в условиях чрезвычайной ситуации.

М.И. Дьяченко утверждает, что эмоциональную устойчивость можно сформировать у учащихся не только путем моделирования напряженной ситуации, но и с помощью естественного усложнения условий выполнения задач.

А.В. Шигаев придерживается иной точки зрения. По его мнению, развить эмоциональную устойчивость можно с помощью «проигрывания» в уме нужных действий, благодаря чему человек на чувственном уровне переживает признаки, свойственные чрезвычайным ситуациям. Стоит отметить, что данный тезис содержит в себе противоречие. Так, заранее «проигрывая» возможные ситуации, у человека возникает чувство тревожного ожидания. Несмотря на это «проигрывание ситуации» - важнейшее условие решения задач, которые должен решить курсант.

Способность представлять свои действия в уме – своего рода моделирование способов действий. Условные нервные связи, возникшие в смоделированной ситуации, «подсказывают» верное решение. Иными словами, после эмоционального «проигрыша» ликвидируется основной стрессор чрезвычайной ситуации. В роли стрессора выступает неожиданность. Более того, представляемые действия – это активный механизм формирования и преобразования разнообразных умений.

Главный метод психотерапии, используемой в процессе развития эмоциональной устойчивости курсантов, - аутогенная тренировка. Поясним, что аутогенная тренировка – метод, при котором с помощью самовнушения расслабляется тонус мышц, после чего в состоянии расслабления проводится самовнушение, направленное на деятельность разных органов и систем организма.

Так как аутогенная тренировка включает в себя не только элементы самовнушения, но и самовоспитания и самоубеждения, человек, благодаря использования данного метода, все время совершенствует свою волю и моральные нормы.

Благодаря аутогенной тренировке, снимается эмоциональное напряжение, возникшее из-за стрессовой ситуации.  А мышечная релаксация позволяет восстанавливать силы.

Если человек способен пользоваться данным методом, то он сможет контролировать свои эмоции, концентрировать свое внимание. Кроме того, данный метод помогает укрепить память, волю и нервную систему.

Поясним, что включает в себя программа психологической подготовки курсантов специального вуза ГПС МЧС России:

  1. формирование умений аутогенной тренировки;
  2. выполнение упражнений для проведения аутогенной тренировки;
  3. изучение методик проведения тренировок;
  4. привитие умений быстро восстанавливать силы, снимать усталость и боль.

Назовем условия образовательного процесса на факультете техносферной безопасности:

  1. жесткая дисциплина;
  2. беспрекословное выполнение требований вышестоящих начальников;
  3. соблюдение субординации;
  4. изучение опыта боевых действий.

Перечисленные условия способствуют формированию эмоциональной устойчивости.

По нашему мнению, эффективным способом развития эмоциональной устойчивости является «проигрывание» чрезвычайной ситуации с помощью видеокомпьютерных имитаторов, а также аутогенные тренировки.


Список литературы

1. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. – Минск: Изд-во Университетское, 1985.
2. Карьенов, С.Р. Содержание и методика профессиональной подготовки студентов туристских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Р. Карьенов. – М., 2004. – 176 с.
3. Уварина Н.В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации/Н.В. Уварина // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №3. – С. 48 – 51.
4. Уварина, Н.В. Социальный аспект проблемы классификаций психолого-педагогических концепций развития творческой личности [Текст] / Н.В. Уварина // "Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего" Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами. Москва 2017. - С. 313-319.
5. Уварина Н.В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации / Н.В. Уварина // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №3. – С. 48-51.
6. Шигаев А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Шигаев. Чебоксары: 2004. – 23с.

Расскажите о нас своим друзьям: