Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 81-139

Дата публикации 28.02.2019

История метода тренингов

Клюева Марина Игоревна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, kluevamarina@mininuniver.ru
Корнеева Ирина Вадимовна
Магистрант 1 курса, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, ir.korneeva2016@yandex.ru

Аннотация: С начала XX века к методу тренингов приковано пристальное внимание специалистов различных областей – психологии, социальной психологии, психофизиологии, менеджмента. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков, ориентированной на деятельностный, коммуникативный, лингвокультурный, личностно-ориентированный подходы, тренинг как метод активного обучения набирает все большую популярность. Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности метода тренингов, различных подходов к его пониманию, истории возникновения метода тренингов и особенностей его применения в обучении иностранным языкам. В ходе исследования было установлено, что тренинг представляет собой сложное понятие, трактуемое по-разному различными специалистами; будучи активным методом обучения, метод тренингов обладает как общими содержательными характеристиками, так и отличительными чертами; будучи тесно связанным с психологическим тренингом, он предполагает учет психологического аспекта в процессе преподавания иностранного языка; метод тренинга особенно востребован в обучении коммуникативным иноязычным навыкам.
Ключевые слова: активные методы обучения, метод тренингов, лингводидактика, тренинг в обучении иностранному языку, коммуникативный тренинг

History of the training method

Klyueva Marina Igorevna
PhD in Pedagogy, Associate professor at the Department of the Theory and Practice of Foreign Languages and Linguodidactics, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin
Kornyeeva Irina Vadimovna
Master Student, 1st year, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin

Abstract: Since the beginning of the XX century to the method of training focused attention of specialists in various fields-psychology, social psychology, psychophysiology, management. Currently, in the methodology of teaching foreign languages, activity-oriented, communicative, linguocultural, personality-oriented approaches, training as a method of active learning is gaining popularity. The purpose of this work is to consider the essence of the method of training, different approaches to its understanding, the history of the method of training and features of its application in teaching foreign languages. The study found that training is a complex concept, interpreted differently by different specialists; being an active method of training, the training method has both General characteristics and distinctive features; being closely associated with psychological training, it involves taking into account the psychological aspect in the process of teaching a foreign language; the training method is especially in demand in teaching communicative foreign language skills.
Keywords: active teaching methods, training method, linguodidactics, training in foreign language teaching, communicative training

В современной дидактике наблюдается множество подходов к понятию «активное обучение» (Д.А. Ершов, И.Ф. Кефели, B.C. Кукушкин, Ю.Е. Емельянов, А.М. Смолкин, Л.Ю. Субботина, A.B. Запорожец, С.А. Мухина и др.). Базовым фактором, объединяющим различные мнения, является установка такого обучения не только на количественные, но и качественные показатели активности обучаемых, отражающие уровень развития их творческого мышления, познавательных интересов и способностей, навыков самостоятельного умственного труда.

Не выработана и единая классификация активных методов обучения, и различные критерии используются для выделения их видов, например, источник знаний, характер познавательной деятельности, уровень проблемности, дидактические цели (М.М. Бирштейн, В.В. Гузеев, Е.И. Перовский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Давыдов, А.А. Вербицкий и др.). Примеры наиболее распространенных методов активного обучения, используемые в современной педагогике, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Распространенные активные методы обучения

п/п

Активные методы обучения

Определения

1.

Эвристическая беседа

Вопросно-ответный метод обучения, предполагающий, что педагог не передает обучаемым готовые знания, а приводит их к новым понятиям и выводам в ходе совместного обсуждения.

 

2.

Мастер-класс

Метод обучения, направленный на совершенствование практического мастерства и используемый в обучении лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в той или иной сфере.

 

3.

Тренинг

Метод обучения через приобретение и осмысливание жизненного опыта, модель которого создается в ходе межличностного взаимодействия при выполнении упражнений и осознаётся в процессе дискуссии.

 

4.

Проблемная лекция

Метод обучения, нацеленный на активизацию интеллектуального потенциала и мыслительной деятельности обучаемых.

 

5.

Круглый стол, дебаты

Метод обучения, позволяющий закрепить ранее полученные знания, восполнить недостающие, развить умение решать проблемы, формулировать свою позицию, научить культуре ведения дискуссии.

 

6.

Мозговой штурм

Метод обучения на основе стимулирования творческой активности обучаемых, при применении которого участникам обсуждения предлагается выдвигать как можно больше способов решения какой-либо проблемы.

 

7.

Деловая игра, игра-симуляция

Метод обучения, основанный на имитации принятия решений в различных производственных ситуациях, осуществляемой по определенным правилам.

 

8.

Кейс-стади

Метод обучения, основанный на использовании реальных экономических, социальных, деловых ситуаций.

 

9.

Ролевая игра

Метод обучения, суть которого заключается в моделировании событий в определенном мире и в определенное время; предполагает вольную импровизацию участников в рамках заданных правил.

С.А. Лобанова, проводя анализ категории «активные методы обучения», формулирует следующие основные содержательные инварианты в них:

  • высокая степень активности обучаемых, соизмеримая с активностью преподавателя;
  • высокий уровень самостоятельности обучаемых в решении поставленной педагогической задачи;
  • творческой характер образовательной деятельности и минимальная степень ее регламентации;
  • возможность обучаемых выражать в учебной деятельности собственную позицию [1].

Обращаясь к истории зарождения активных методов обучения, отметим, что они возникли на основе традиционных методов и их системные основы были заложены в 1970-х гг. Тренинг в сфере обучения иностранным языкам в своем онтогенезе восходит к психологическому тренингу, возникновение которого связывают прежде всего с деятельностью американских исследователей К. Левина и К. Роджерса, утверждавших, что большинство изменений в личностной установке происходит в групповом контексте, поскольку людям для овладения новыми формами поведения необходимо видеть себя такими, какими видят их окружающие [2, c. 20]. Психологический тренинг в настоящее время утвердился как наиболее востребованный в психологической практике, и он используется во многих сферах – от «легких» развлекательных игр до сложных психоаналитических упражнений.

Отдельные элементы современных тренингов встречаются в описаниях, созданных сотни и даже тысячи лет назад и посвященных подготовке военных, религиозных деятелей, деятелей искусства. Например, известны упражнения Леонардо да Винчи, разработанные им 500 лет назад для живописцев, тренинги для актеров, созданные в начале XX века К.С. Станиславским;  тренинги в сфере публичного выступления, развития уверенности в себе, взаимодействия с другими людьми Дейла Карнеги; прогрессирующая система релаксации для снятия нервно-психического напряжения американского психофизиолога Р.Д. Джекобсона (1920-е годы); аутогенная тренировка, предложенная в 1932 году немецким ученым И.Г. Шульцом; метод case-study, разработанный в Гарвардском университете в 1924 году; деловые игры М.М. Бирштейн, исследовательницы из Ленинграда, примененные впервые в отечественной практике в 1932 году; метод под названием «социально-психологический тренинг» немецкого исследователя М. Форверга, основными средствами которого выступали ролевые игры с элементами драматизации (1970-е годы). Настоящий расцвет групповых семинаров наблюдается в сфере бизнеса, начиная с 60-ых годов XX века, когда общество нуждалось в активных преобразованиях, и метод психотренингов, предложенный К. Левиным и указывающий путь к преобразованию личности, оказался чрезвычайно востребованным [3]. В этом же направлении осуществлял свою тренинговую деятельность английский специалист А. Эверетт, основавший в 1968 году в Техасе семинар «Динамика сознания»; в 1970-ых годах американец У. Патрик впервые проводит психотренинг для менеджеров, получивший название «Динамика лидерства». Крупного успеха в тренинговом бизнесе удалось добиться американцу Вернеру Эрхарду, разработавшему в 1971 году тренинг под названием EST, что означает «тренинговые семинары Эрхарда», а позже тренинг «Форум», предназначенный для успешных людей, которые хотят добиться еще большего успеха в жизни и др.

Различные трактовки понятия «тренинг» приводят к появлению разных подходов к использованию метода тренингов в практике преподавания иностранных языков. Этому способствует многозначность самого термина «тренинг» (от англ. ‘training'), который имеет такие значения, как «обучение», «тренировка», «воспитание», «дрессировка», что также в итоге является источником возникновения разных мнений. Так, А.Г. Грецов под тренингом понимает активное обучение через приобретение и осмысливание жизненного опыта, модель которого создается в ходе межличностного взаимодействия при выполнении упражнений и осознаётся в процессе дискуссии [4, с. 7]. Сходную точку зрения выражает   И.В. Вачков, полагающий, что тренинг – это метод активного обучения, который позволяет индивиду самостоятельно формировать умения и навыки построения продуктивных межличностных отношений, анализа возникающих ситуаций как со своей точки зрения, так и с позиции партнера, развивать в себе навыки познания и понимания себя и других в процессе любой деятельности [5, c. 5].

Выявляя педагогические условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, современные педагоги делают основной акцент на мотивированности и активности обучаемых, и, по мнению О.А. Лапшовой, одной из лучших форм учета этих аспектов является тренинг как популярный и признанный метод активного обучения, представляющий собой совокупность ситуаций, направленных на достижение определенной цели [6, c. 103]. Ю.Н. Емельянов выделяет два основных аспекта в понятии «тренинг»: с одной стороны, это метод развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, а с другой – способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью [7, c. 78].

Подавляющее число теоретических и прикладных работ, связанных с использованием  метода тренингов в преподавании иностранных языков, публикуется, начиная с конца XX века, и продолжается в настоящее время. Основную ценность метода специалисты видят в развитии иноязычных коммуникативных навыков обучаемых. Так, А.М. Шур пишет о необходимости модификации метода в академической группе, соединения в ходе тренинга лингвистической составляющей и психосоциальных элементов, эффективности в процессе изучения иностранных языков общекультурного тренинга, или тренинга самосознания, в ходе которого студенту предстоит осознать себя представителем иной культуры. Исследователь дает высокую оценку коммуникативным тренингам, среди которых особенно выделяет атрибутивный тренинг, способствующий освоению изоморфных атрибуций, позволяющих в общении с представителями другой культуры понять причины их поведения и избежать ложных выводов о нем [8, c. 88].

В.В. Попова подчеркивает, что тренинг возможен только в психологически подготовленной группе. Наиболее эффективен тренинг на занятиях иностранного языка с участием психолога, который сможет оценить поведение студентов в предлагаемых ситуациях и предложить при необходимости другие способы поведения. Контролирующая деятельность преподавателя, проводящего тренинг, направлена на оценку и последующий анализ уровня владения обучаемыми иноязычной неподготовленной речью. Поскольку в ходе тренинга на них ложится высокая эмоциональная нагрузка, то сам язык отходит на второй план, уступая место коммуникативным целям. В связи с этим легко выявляется степень сформированности коммуникативных навыков у обучаемых, после чего определяются задачи их обучения иноязычной коммуникации на основе индивидуального подхода [9, c. 6].

Ценность метода тренинга в процессе преподавания иностранных языков видится, как справедливо замечает Е.С. Капинова, в возможности учащимся опробовать модели речевого поведения в ситуациях, приближенных к реальным, и получить индивидуальную обратную связь, необходимую педагогу для организации дальнейшего обучения [10, с. 87].

Исследование трудов, посвященных активному обучению, показывает, что характерные особенности метода тренингов позволяют сделать вывод о наличии в нем высокого потенциала, позволяющего создать благоприятные условия для проявления творчества обучаемых, их активности и самостоятельности в решении образовательных задач в процессе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Тренинг представляет собой ценную технологию и в развитии интерактивных навыков в обучении иностранным языкам.


Список литературы

1. Лобанова С.А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2009. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-aktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-razvitiya-subektnoy-pozitsii-studenta#ixzz5XUr5kBKa (дата обращения: 22.11.2018)
2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб: Речь, 2007. – С. 20
3. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой. – М.: Смысл, 2001. – 340 с.
4. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. –СПб: Питер, 2015. – 414 с.
5. Вачков И. Психология тренинговой работы. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
6. Лапшова О.А. Тренинг как эффективный способ обучения иностранному языку и формирования компетенций специалиста. // Экономика, наука, образование: Проблемы и пути интеграции. – М.: ВЗФЭИ, 2013. – С. 103
7. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: ЛГУ, 1985. С. 78
8. Шур А.М. Компетентностный подход при обучении будущих журналистов иностранному языку. // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. – Саратов: СГУ, 2012. – Т. 12. – С. 88. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-pri-obuchenii-buduschih-zhurnalistov-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.11.2018)
9. Попова В.В. Инновационные формы обучения иностранному языку. // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. Т. 7. – № 3. – С. 6. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.11.2018)
10. Капинова Е.С. Методика использования интерактивного тренинга в обучении иностранному языку гидов // Перспективы науки и образования, 2014. – № 3 (9). – С. 87

Расскажите о нас своим друзьям: