Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №1 (30) Январь 2019

УДК 37

Дата публикации 31.01.2019

Исторические предпосылки становления и развития юридического образования в России

Ахметова Альбина Талгатовна
ст. преп. Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, albena81@mail.ru

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ становления и развития юридического образования в России. Появление профессии юриста и юридического образования были обусловлены определенными факторами. Внешние факторы выражаются в таких объективных предпосылках как ораторское искусство, формирование Римского права, развитие системы процессуального права, появление консультации юристов, нотариусов, адвокатов в древней Греции, древнем Риме и Византийской империи. Внутренними факторами, влияющими на развитие юриспруденции в России являются, свод законов и правил, княжские указы, формирование российской системы права, открытие юридических факультетов и отделений в университетах, подготовка юристов.
Ключевые слова: право, формирование, профессия, юрист, юриспруденция, законность, нормы, правовая грамотность, исторические предпосылки, юридическое образование

Historical preconditions for development of legal education in Russia

Akhmetova A.T.
Senior Lecturer, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak

Abstract: The article presents a theoretical analysis of formation and development of legal education in Russia. The appearance of the legal profession and legal education were due to certain factors. External factors are expressed in such objective prerequisites as oratory, formation of Roman law, development of the system of procedural law, emergence of legal advice, notaries, lawyers in ancient Greece, ancient Rome and the Byzantine Empire. Internal factors affecting development of jurisprudence in Russia are a set of laws and regulations, princely decrees, formation of the Russian legal system, opening of law faculties and university departments, and training of lawyers.
Keywords: law, formation, profession, lawyer, jurisprudence, law, norms, legal literacy, historical background, legal education


Профессия юриста относится к древней, как и многие другие профессии. Исследователи считают, что она впервые возникла в коллегии понтификов в древнем Риме, где на профессиональном уровне начали изучать право и давать толкование применению его нормам. Предоставление юридических консультаций римским гражданам было одним из основных задач коллегии понтификов. Одновременно в древней Греции процветало искусство софизма. Особое значение предавали ораторскому искусству, так как происходили целые речевые сражения. Вместе с тем, необходимо отметить, что ораторы не перебивали друг друга, говорили последовательно, в результате чего решение в победе принимала публика. Именно ораторы в древней Греции готовили граждан за оплату к выступлению в суде. В то же время юристами в полном смысле этого слова их нельзя была назвать, потому что они не делали сообщения по применению норм права и не создавали судебных прецедентов, просто были мудрыми философами.

С формированием Римского права параллельно шло формирование и юридической профессии. Эта одна из систем права, многие институты которой используется и в практике современных государств. Появление частной собственности в те времена потребовало её юридической защиты.

Термин «юрист» произошло от древнего латинского слова «jus», что означает право в полном смысле слова, и законность. В последующие века данное слово начали применять к профессии, связанной с законом в той или иной степени, его толкованием и применением.

Публий Муций Сцевола, Гай Атей Капитон, Гай Кассий Лонгин, Гней Арулен Целий Сабин и другие знаменитые юристы древнего Рима во многом определили происхождение права. Они оставили богатое наследие по юриспруденции. Знаменитальным было то, что у каждого юриста было свое особое мнение по поводу норм права, методов и способов их применения. Они блистали красноречием в судах. Суды занимали время от нескольких дней, недель до месяцев. В то время не было системы процессуального права, поэтому в обязанность судей входило определять порядок и последовательность каждого судебного заседания и, естественно, срок. Каждый участник суда имел право высказаться. Однако стороны расходились в разные помещения суда, им нельзя было общаться между собой. Публика выражала свое отношение к выступающим либо апплодисментами, либо гулом, выражая недовольство.

Самыми известными дренегреческими юристами были Залевк и Кратер. Они разрабатывали своды законов и писали книги по юриспруденции. Эти два государства первыми начали использовать закон и толковать его применение.

Дальнейшее развитие юриспруденция получило в Византии. Византийское право объединало Римское и Греческое право. Право Византийской империи первым в истории права признало равенство граждан перед законом. Здесь признали равенство граждан, не зависящее от происхождения и вероисповедания.

Использование римского и греческого права породило множество разновидностей договоров, таких, как аренды, залога и многое другое. На профессиональном уровне осуществляли платное разъяснение законов и последствия их применения.

Судебные процессы в Византии были открыты для всех желающих, где присутствовали состязательность и равенство. Появились консультации юристов, нотариусы, адвокаты.

Наравне с гражданским право развивалось и уголовное право. Телесное наказание заменяло смертную казнь, хотя имело место отрезание носа или конечностей. Наказание в виде лишения жизни применялись только за особо тяжкое преступление. К этому относился и гомосекуализм.

В этот же период появились брачные отношения между мужчиной и женщиной и бракоразводные процессы. Супруги наделялись равными правами. Профессия юриста все больше стала востребованной с появлением крестьянского, земельного, морского и других отраслей права, что, в свою очередь, обусловило специального обучения этому делу.

Уже в Риме существовали юридические училища (stationes scoiae), специально предназначенные для подготовки правоведов. Большой известностью пользовались основанные в 11 веке светские юридические школы Равенны и Падуи.

В древней Руси становление и развитие системы права и необходимость в услугах профессионального юриста происходило медленно. Оно зависело от развития правового сознания жителей. В то время Русь тесно общалась с Византийской империей. Из источнико известно, что существовал договор между этими двумя государствами, которого можно назвать первым источником права. Всё же главную роль играла Русская Правда  ̶  древний свод законов и правил, которым руководствовались на Руси с первого тысячелетия нашей эры. В княжеских указах также содержалось право, обязательных к исполнению на подконтрольной ему территории.  Однако, только по истечению нескольких столетий, появилась профессия юрист в России, а именно, в начале восемнадцатого века. Начала формироваться система российского права. По велению Александра первого собрали в систему все законодательные акты за всю историю России, которых объединили в единый свод законов. Большое развитие получило уголовное направление юриспруденции.

Зарождение специализации юристов Российской Империи начинается в 1758 году, когда стали обучать юристов в Московском государственном университете.Для преподавания приглашали специалистов из других стран, в связи с отсутствием своих преподавателей.

В 1875 году юридическое общество провело первый съезд российских юристов, где обсуждались как научный, так и практический характер. Обсуждались вопросы, связанные с определением направлений развития права, новые законы и указы, необходимость повышения правовой грамотности населения и др.

Отечественная история юриспруденции помнит имена знаменитых юристов тех времен  ̶  Анатолия Федоровича Кони, Федора Никифоровича Плевайко.

Юридическое  образование, как уже было сказано, возникшее в России, относится к 1755 году, когда в составе основанного по инициативе М. В. Ломоносова Московского государственного университета был образован юридический факультет, который до конца 18 века был единственным [1]. Первыми русскими профессорами юридического факультета стали С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Они впервые в 1767 году начали читать лекции по курсу права на русском языке (до этого лекции велись на латыне) [6]. В начале  19 века открылся ряд университетов в России, в составе которых были и юридические факультеты. Например, в Дерпте (1802), Казани (1804) [4]. Они именовались по университетскому Уставу отделением нравственных и политических наук. Преподавание представлялось следующими предметами: “Право знатнейших как древних, так и новых народов”, “Право гражданское и уголовное”, “Судопроизводство Российской империи”, “Право естественное, политическое и народное”, “Дипломатика и политическая экономика”, “умозрительная и практическая философия”, “Богословие догматическое и нравственное”, “Толкование священного писания и церковная история”. С введением Устава в 1835 году содержание юридического образования подвергалось сужению. Из учебного плана было исключено изучение философии и государственного права европейских государств. Согласно Уставу длительность обучения юристов составляля четыре года. Небольшие изменения в содержание внес Устав 1863 года. Вплоть до 1917 года сохранились реакционные изменения, введенные Уставом 1884 года. Согласно ему  на юридических факультетах изучались такие дисциплины, как “Энциклопедия права и история философии права”, “Римское право”, “Гражданское право и судопроизводство”, “Уголовное право и судопроизводство”, “Государственное право”, “История русского права”, “Международное право”, “Финансовое право”, “Торговое право и судопроизводство”, “Церковное право”, “Политическая экономия”, “Статистика”. Также студентам рекомендовали посещать лекции на других факультетах, в частности, по логике, древней римской истории, русской истории, судебной медицине, изучать один иностранный язык и др. Православных студентов обязывали слушать лекции по богословию. Не сдавшим экзамен по этому предмету, не выдавались дипломы. Юридическое образование данного периода носил схоластический и догматический характер. Оно сводилось к описанию действующих законов, оправданию и защите существующего строя.

Основной базой подготовки чиновников с юридическим образованием были закрытые привелигированные училища – лицеи.

Тем не менее, юридические факультеты университетов представляли собой крупные научные центры, где работали выдающиеся ученые-юристы – М. М. Ковалевский, В. И. Сергеевич, М. Н. Коркунов, Н. Л. Дювернуа, Ф. Ф. Мартенс.

Развитие юридического образования в первые годы советской власти происходило в сложных политических, социально-экономических условиях: не хватало преподавательских кадров, большинство студентов составляло представители бывшего царского строя. На факультетах шла остроя идеологическая борьба. К преподаванию были привлечены новые, прогрессивные молодые ученые. В марте 1919 года “Положением о факультете общественных наук”, принятым Наркомпросом РСФСР, юридические факультеты были преобразованы в юридико-политические отделения факультетов общественных наук. Учебные дисциплины представлялись историей права и государства, эволюцией политической и юридической мысли, публичным правом Советской республики, социальным правом, историей международных отношений и международным правом, социальной гигиеной и санитарией.

В 1921 году юридические отделения были реорганизованы в правовые отделения с двумя циклами: судебным и административным. Такие отделения начали функционировать в Московском, Петерградском и Иркутском университетах, в 1923 – Среднеазиатском (Ташкент).

Приём на факультеты общественных наук производился по командировкам партийных и советских организаций, поэтому классовый состав резко изменился. Продолжительность обучения составляла 3 года. Учеба завершалась сдачей государственными экзаменами по политэкономией, историческому материализму и юридической дисциплиной по избранной специальности. В 1922 году впервые была введена производственная практика для студентов-юристов.

Развитие юридического образования в СССР было неотделимо от развития советской правовой науки, основу которой составляли сформулированные Лениным теоретические положения и осущности социалистического государства и права, об их роли в социалистическом строительстве, о социалистической демократии, о социалистической законности и др.

Совершенствование государственного аппарата и методов его деятельности, развитие советского законодательства потребовали дальнейшего совершенствования подготовки юридических кадров. В 1924 году 8 августа был издан Декрет СНК РСФСР “Об изменении сети высших учебных заведений”. В соответствии с ним факультеты общественных наук Иркутского и Среднеазиатского университетов были реорганизованы в факультеты права и хозяйства с правовыми отделениями в их составе. В 1925-1926 учебном году факультет общественных наук Московского университета был преобразован в два факультета – советского права и этнологический. В 1926 году был открыт факультет советского права в Ленинградском университете. На факультетах и отделениях советского права установили 4-хлетний срок обучения. В этот период меняется и система преподавания. Вводятся семинарские занятия, создаются специальные кабинеты, в которых хранится литература по специальности и проводятся консультации. Параллельно начинают работать предметные комиссии, разрабатываются новые методы преподавания.

В 1927 году начинается подготока юристов в заочной форме.

В развитии правовой науки и подготовке юридических кадров существенный вклад внесли П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис, Д. И. Курский и Н. В. Крыленко.

В 30 – 50 годы открывались юридические институты, которые также как и университеты готовили юристов. В последствии они были преобразованы в юридические факультеты и юридические школы (1935  ̶ 1956), которые и 1947 года приравнены к средним специальным учебным заведениям.

В 1968 году подготовка юристов с высшим образованием осуществлялась на 25 юридических факультетах университетов и в 4  юридических институтах. Подготовкой юристов занимались и другие вузы.

Учебные планы специальности “Правоведение” предусматривают основательную теоретическую и практическую подготовку. Социально-экономическая подготовка студентов-юристов включает изучение общественных наук – истории КПСС, политической экономии,марксистско-лениниской философии, научного коммунизма. Конечно, большая часть учебного плана отводится изучению юридических наук: методологических и исторических (теория государства и права, история государства и права и др); отраслевых или специальных (советское государственное право, советское уголовное и гражданское право, советское трудовое право и др.); курсов о государстве и праве зарубежных стран, а также о правовом регулировании государственных отношений; прикладных дисциплин, связанных с применением технических и естественных наук в области осуществления правосудия и правильного применения правовых норм (судебной медицины, судебной психологии и др.) [5].

В 1965 году ЦК КПСС издал Постановление “О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране”. Согласно данному Постановлению в вузах ввели преподавание ряда новых отраслей правоведения, в том числе, хозяйственного права, криминологии и судебной психологии. Обязательным является изучение иностранного языка. Спецкурсы по ознакомлению студентов с результатами новейших исследований  в области правовой науки дополняют их знания.

Учебные планы также предусматривают выполнение курсовых работ, семинарские и практические занятия, консультации и производственную практику во время которой студенты работают секретарями судебных заседаний, стажёрами-исследователями. Обучение завершается защитой дипломной работы на правовую тему и сдачей государственных экзаменов.

Выпускники-юристы работают в аппарате исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, в судебных органах и прокуратуре, в учреждениях Министерства охраны общественного порядка, в органах Комитета государственной безопасности, в нотариате и арбитраже, юрисконсльтантами на предприятиях, в учреждениях и организациях, в адвокатуре и др.

Подготовка юридических научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре при юридических институтах и университетах, в Институте государства и права АН СССР, Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства и др.

В современном мире профессия юриста очень популярна. Начиная с 90-х годов прошлого столетия она стала престижной. Открывались новые факультеты, отделения в государственных и негосударственных высших и среднеспециальных учебных заведениях. Этому процессу способствовали новые политические, экономические и социальные реформы в России, вследствии которых данная профессия была востребованы во все сферы деятельности и общественной жизни народов. В разнообразии экономических и иных направлений деятельности, в том числе государственных появляются узконаправленные юристы, которые квалифицируются только в одной области права. Такие отношения как налоговые или корпоративные, таможенные или административные требуют постоянного анализа ситуации и тенденции её развития. Знание и применение международного права востребованы в межгосударственные отношения. Рынок труда современных государств строится на теоретические основы права в совокупности с практическими знаниями правовых коллизий.

В конце ХХ – начале Х1Х века усиливается подготовка кадров высшей квалификации в области юриспруденции в аспирантуре и докторантуре. Вопросам анализа юридического образования и его проблем, подготовки будущх специалистов по юриспруденции посвящены много работ как результаты исследования аспирантов и докторантов [7, с. 13].

В 1991 от 7 февраля году вышло Постановление правительства о перестройке юридического образования в Российской Федерации как следствие социально-политических и экономических условий развития нового государства [8], что ознаменовало новый период в истории юридического образования.

В соответствии с этим Постановлением начался процесс расширения подготовки юристов с высшим и средним специальным образованием, который должен был обеспечить  потребностей органов государственной власти и управления, правоохранительной системы и всех отраслей народного хозяйства.

Законодательно [Закон об образовании] была закреплена многоуровневая система высшего юридического образования. Она стала возможной после присоединения Российской Федерации к Болонскому процессц. Разрабатывались государственные образовательные стандарты для бакалавров, специалистов и магистров [9]. Одновременно расширился статус вузов, регламентировался статус субъектов негосударственного образования. Регулировались взаимоотношения негосударственных образовательных организаций и органов государственной власти. Были созданы для них  одинаковые условия, которые включали защиту прав потребителей образовательных услуг.  

Увеличечение количества учреждений, готовивших специалистов в области юриспруденции привело к снижению их качества. Если до начала 1990-х годов в России насчитывалось около 50 вузов, то в начале 21 века их было уже 731, в том числе структурные подразделения вузов и филиалов. Больше половины составляло негосударственные образовательные учреждения.

Крупные вузы были обеспечены высокопрофессиональным профессорско-преподавательским составом. Однако такие вузы, как технические, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические не имели такой возможности, что значительно снижало качество образования [10].

Для повышения качества образования были предприняты попытки:

  • обеспечить четкий порядок лицензирования, аттестации и аккредитации юридических учебных заведений;
  • усовершенствовать систему учебно-методических объединений и усилить контроль качества юридического образования;
  • постоянный мониторинг реализации государственного федерального образовательного стандарта по направлению “Юриспруденция” во всех вузах;
  • привести содержание юридического образования в соответствие с требованиями времени и уровнем развития мирового образовательного стандарта [14, с. 399].

По мнению  исследователей наиболее актуальными сегодня являются противоречия между:

-потребностью гражданского общества и государства в творчески работающих, профессионально компетентных юристах, способных к самостоятельной преобразующей деятельности, и преобладанием вербальных методов обучения, которые формируют пассивных, конформистски настроенных специалистов [12];

-необходимостью повышения качества процесса и результата юридического образования и массовым “тиражированием” юристов с недостаточной профессиональной компетентностью, для которых личностное развитие, формирование внутренней культуры представляется чем-то второстепенным;

-необходимостью опережающего характера юридического образования как главного инструмента социокультурного наследования и консерватизмом системы высшего профессионального образования;

-потребностью в целенаправленном системном управлении профессиональным становлением юристов со стороны преподавателей образовательных учреждений и фактической разобщенностью, несогласованностью педагогических воздействий;

-постоянно возрастающим объемом информации, необходимостью интенсификации учебно-воспитательного процесса и преобладанием экстенсивных методов профессиональной подготовки юристов;

-законодательно закрепленной направленностью образования на развитие индивидуальности каждого студента, его личностных и профессиональных способностей и методической некомпетентностью преподавателей в организации образовательного процесса, обеспечивающего развитие и реализацию потенциала каждого студента [10].

На современном этапе развития юридического образования подготовка будущих юристов осуществляется в соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации”. Образовательный процесс основывается на федеральных государственных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях по соответствующему уровню и направленности образования (ФЗ ст.11). Согласно ч.5 ст.10 ФЗ предусматриваются следующие уровни профессионального высшего образования  ̶  бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации [3].

Бакалавриат  ̶  это первая ступень высшего образования, предусматривающая получение диплома с присвоением квалификации (степени) “бакалавр”. Диплом бакалавра свидетельствует о наличии у выпускника высшего образования и является государственным документом, который подтверждает получение выпсукника высшего образования. Срок обучения – 4 года. Бакалавр изучает базу профессии и общие дисциплины [2, с. 431].

Специалитит ̶ это вторая ступень высшего образования, предусматривающая получение диплома с присвоением квалификации (степени) “специалист”. Срок обучения – 5 лет. Предусматривает изучение узкой специальности по профилю, который выбирает студент. Специалист может сразу идти в аспирантуру, минуя магистратуру.

Диплом специалиста может не признаваться за рубежом, потому что он не соотносится с квалификацией, принятой в международной системе ступенями бакалавриата и магистратуры. Обучаться по программам специалитета могут абитуриентя, сдавшие ЕГЭ или вступительные экзамены в вузе, а также обязательно имеющие среднее общее или среднее профессиональное образование. Надо отметить, что выпускники данного вида образования больше котируются на рынке труда, нежели бакалавры. Они имеют возможности перподавать в вузах и занимать должности в государственных структурах власти. Однако имеются и недостатки, к которым относятся следующие:

  • диплом специалиста дает меньше шансов поступить в зарубежную магистратуру или устроиться на работу;
  • поступление в магистратуру после окончания специалитета не дает отсрочки от армии, тогда как бакалавриат + магистратура – это отсрочка на шесть лет.

Магистратура  ̶  высшее образование, предусматривающее получение диплома с присвоением квалификации (степени) “магистр”. Срок обучения – не менее 6 лет. Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения. Обучение в магистратуре могут продолжать люди разной специальности.

Бакалавриат с магистратурой в значительной степени ориентированы на получение  теоретических знаний, а, значит, больше подходят тем, кто хочет развиваться в научной сфере. Специалитет же дает узкоспециализированные знания и навыки для осуществления профессиональной деятельности [11].

Таким образом, развитие юридического образования в России обусловлены:

1) зарождением и становлением юриспруденции в древних европейских государствах, а именно в древнем Риме и древней Греции;

2) созданием профессиональных юридических школ на Западе;

3) востребованностью юристов в правовых государствах;

4) необходимостью толкования принятых законов и правовых норм населению;

5) становлением и развитием юридической науки;

6) разработкой научной и учебно-методической литературы;

7) появлением профессии юриста;

8) плеядой зарубежных и отечественных ученых в области юриспруденции.


Список литературы

1. Белявский М.Т. М. В. Ломоносов и основание Московского университета. – М., 1955.
2. Жадан В. Н. Новые федеральные государственные требования к подготовке юристов-бакалавров // Молодой ученый. ̶ 2017. ̶ №12. ̶ С. 491 ̶ 495.
3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О статусе судей в Российской Федерации».
4. Иванова З. Д. Юридический факультет Казанского университета в период пребывания на нем В. И. Ленина: Учен.записи Казанского гос ун-та. – 1956. Т.116. Кн. 13.
5. Исаев М. О высшем юридическом образовании в РСФСР / Советское право. – 1927. ̶ № 6.
6. Кожевников М. В. Краткий очерк и история юридического факультета Московского университета: Учен. Записи МГУ. – 1956, в 180. Кн.8.
7. Наумкина В. В. Двухуровневое юридическое образование и компетентностный подход: вопросы теории // Юридическое образование и наука. ̶ 2012. ̶ № 4. ̶ С. 13–15.
8. Постановление правительства «О перестройке юридического образования в Российской Федерации» от 7 февраля 1991 года.
9. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (в ред. от 01.12.2016 № 1508) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».
10. Проблемы юридического образования в постсоветский период ̶ [Электронный ресурс]. Режим доступа / https://vuzlit.ru/439909/problemy_yuridicheskogo_obrazovaniya_postsovetskiy_period (дата обращения 02.12.2018 г.).
11. Современная подготовка юристов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации): монография / Н. А. Давыдов, И. И. Аминов, С. П. Поляков; ред. Н. А. Давыдов. ̶ М.: Проспект, 2015. ̶ 208 с.
12. Соловьева Н. А., Шинкарук В. М. Компетентностный подход в юридическом образовании: проблемы и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Выпуск № 14 / 2013.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
14. Чапаев Н. К. Реформы и недетская «болезнь» новизны в образовании: философско-педагогические размышления // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Науч.-метод.сб. ̶ 2005. ̶ С. 399 ̶ 424.

Расскажите о нас своим друзьям: