Социальная психология | Мир педагогики и психологии №7 (36) Июль 2019

УДК 159.99

Дата публикации 18.07.2019

Исследование социально-психологической адаптации курсантов с различными типами межличностных отношений

Соловьева Лариса Викторовна
адъюнкт кафедры психологии и педагогики, Краснодарский университет МВД России, РФ, г. Ставрополь, lora-001978@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретическому и эмпирическому анализу проблематики социально-психологической адаптации курсантов и ее взаимосвязи с системой межличностных отношений. Обращается внимание на специфику закрытых образовательных учреждений, большую роль дисциплины и уставных отношений в иерархии, которую они устанавливают в социально-психологической адаптации курсантов, однако ключевым аспектом, обуславливающим эффективность социально-психологической адаптации, представляются именно межличностные отношения, их тип и выраженность, что аргументируется результатами эмпирического исследования. Результаты корреляционного анализа позволяют констатировать высокую силу взаимосвязей, так же их характер, и глубину между социально-психологической адаптацией курсантов и различными параметрами, характеризующими систему межличностных отношений.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, межличностные отношения, закрытые образовательные учреждения, уставные отношения, групповой статус

Research of social and psychological adaptation of cadets with different types of interpersonal relations

Solovyova Larisa Viktorovna
adjunct of Department of psychology and pedagogy, Krasnodar University of the Russian interior Ministry, Russia, Stavropol

Abstract: The article is devoted to the theoretical and empirical analysis of the problems of socio-psychological adaptation of cadets and its relationship with the system of interpersonal relations. Attention is drawn to the specifics of closed educational institutions, the important role of discipline and statutory relations in the hierarchy, which they establish in the socio-psychological adaptation of students, but the key aspect that determines the effectiveness of socio-psychological adaptation is interpersonal relationships, their type and severity, which is argued by the results of empirical research. The results of the correlation analysis allow us to state the high strength of relationships, their nature, and the depth between the socio-psychological adaptation of students and various parameters characterizing the system of interpersonal relations.
Keywords: adaptation, social and psychological adaptation, interpersonal relations, closed educational institutions, statutory relations, group status

Военные ВУЗы, ВУЗы МВД и ФСБ - представляют собой закрытые образовательные учреждения с контрольно-пропускным режимом. Этот режим характеризуется, как «ограниченная свобода выхода за пределы военного городка, проживание курсантов в казарме влияют на характер межличностных взаимоотношений курсантов в учебных группах, в свою очередь межличностные взаимоотношения регламентируются уставом» [4, с.48].

Устав, как регламентация межличностных и иных отношений в коллективе курсантов носит определяющий характер в их повседневной жизни и учебной деятельности, тем самым, можно констатировать что адаптация курсантов к воинской и учебной деятельности (т.е. их социально-психологическая адаптация) во многом зависит от устава, степени его исполнения, поскольку именно он «обуславливает межличностные отношения в коллективах курсантов» [1, с.160].

Отсюда следует, что межличностные отношения в описываемых учреждениях отличаются меньшей вариативностью, поскольку формальные отношения преобладают над неформальными [3, c. 22]. Тем самым, одним из важных показателей межличностных отношений в описанных условиях служит не только их тип (в силу того, что формальное общение доминирует над неформальным) но и статус курсанта в системе межличностных отношений, его формальный статус в учреждении и психологический климат в группе [3, c. 83]. Анализ данных параметров позволяет получить достаточно полное представление о системе межличностных отношений в группе курсантов [3, c. 84].

Важно отметить, что для принятия уставных отношений и самой схемы взаимоотношений в воинской среде (т.е. как формальных, так и неформальных взаимоотношений) необходимо время и пока этого принятия не произошло, у курсантов могут быть сложности в их социально-психологической адаптации. Можно предположить, что на начальных этапах обучения, социально-психологическая адаптация курсантов во многом зависит от возникшей иерархии (показателем которой служат формальные отличительные признаки, например, психологический климат и статус в системе межличностных отношений) и принадлежности курсанта к определенному типу межличностных отношений.

Для того, чтобы определить взаимосвязь системы межличностных отношений и социально-психологической адаптации курсантов было проведено эмпирическое исследование.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Ставропольского филиала КрУ МВД России. Выборка составила 25 человек. Было проведено исследование по методикам Т. Лири, Дж. Морено, Е.И. Рогова, а так же К. Роджерса и Р. Даймонд. В исследовании используется типология межличностных отношений Т. Лири. Результаты социометрического исследования по методике Дж. Морено испытуемых представлены на рисунке 1.

Из полученных результатов мы видим, что явными лидерами в данном коллективе являются «звёзды» в количестве 4 (16%) человек. «Звёзды» получили наибольшее количество положительных выборов по всем категориям вопросов (учеба, досуг). Только одна «звезда» получил один отрицательный выбор. Из ответов курсантов прослеживается, что они считают «звёзд» ответственными и надежными.

Рисунок 1. Статус курсантов в сфере межличностных отношений по «Социально-психологическому тесту» Дж. Морено

В исследуемой группе только 6 человек (24%) – являются «предпочитаемыми». Эта категория старших подростков получила достаточное количество положительных выборов (более 4-х) по категории «досуг». Это свидетельствует о том, что курсанты мало надежны в учебе, но могут повлиять на эмоциональный климат коллектива в лучшую сторону. В связи с этим данных ребят можно отнести к категории «предпочитаемых».

Статус «Принятые» имеет большое число курсантов – 8 (32%) человек, что говорит о низком уровне благополучия взаимоотношений, мало взаимных выборов, почти большинство выборов приходятся на первых два статуса. Непопулярные члены группы чрезвычайно неоднородны. Среди них могут быть члены группы со статусом «пренебрегаемый. Таких людей в исследуемом классе насчитывается 5 человек (20%).

У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, значительно больше они получили отвержений, так что эмоционально они мало привлекательны. Члены группы со статусом «отвергаемых» оказывают на группу негативное воздействие. При этом в группе нет явного перевеса лиц с отрицательным социометрическим статусом, из чего мы можем предположить, что межличностные конфликты в группе – явление нечастое. Это подтверждается тем, что в исследуемом классе выявились 2 (8%) человека, попадающие под категорию «отвергаемых».

Подводя итог исследования по данной методике, можно сделать вывод, что в целом оценка внутригрупповых отношений коллектива может быть на довольно хорошем уровне. Большинство курсантов состоят в статусах «предпочитаемые» или «принятые». Следует отметить, что практически у всех курсантов неплохие взаимоотношения, но особенно тесных дружеских связей немного, можно говорить о том, что немного тех, которые имеют те или иные проблемы в налаживании контактов [5].

Далее, рассмотрим результаты исследования, по методике Т. Лири, данные представлены в таблице 1. Использовалась стандартная интерпретация результатов (выявление принадлежности к одному из восьми типов межличностных отношений)

Таблица 1. Распределение испытуемых по типу межличностных отношений по методике Т. Лири

Тип межличностных отношений

Количество испытуемых в %

Средняя выраженность типа в баллах

1. Авторитарный

19%

2

2. Эгоистический

7%

4

3. Агрессивный

10%

3

4. Подозрительный

0%

-

5. Подчиняемый

15%

7

6. Зависимый

21%

8

7. Дружелюбный

28%

8

8. Альтруистический

0%

-

Данные, представленные в таблице 1, позволяют сделать вывод о том, что большая часть испытуемых принадлежит к типам межличностных отношений, связанных с преобладанием в личностном профиле склонности к дружелюбию и подчинению (по шкале Т. Лири). Важно отметить, что выраженность типов межличностных отношений преимущественно средняя, т.е. обладает достаточной адаптивностью, что подтверждается преимущественно положительным статусом испытуемых, отсутствием значимых конфликтов в группе. При этом, именно данные типы обладают наибольшей выраженностью (7-8), на фоне низкой выраженности типов, связанных с доминированием и агрессией. Данная тенденция связана с тем, что формальные уставные отношения способствуют как адаптивности межличностного поведения, так и отсутствию его экстремальности (которая идет в разрез как с формальными, так и с неформальными нормами взаимоотношений в учреждениях закрытого типа) [3, c.71].

Сопоставляя результаты исследования типа и выраженности межличностных отношений со статусом испытуемых по методике Дж. Морено была выявлена корреляционная взаимосвязь (rs Спирмена) между выраженностью дружелюбного типа межличностных отношений и статусом испытуемого в группе rs = 0.67, при p ≤ 0,05, подчиняемого типа межличностных отношений и статусом испытуемого в группе rs = 0.63, при p ≤ 0,05, а так же зависимого типа межличностных отношений и статусом испытуемого в группе rs = 0.64, при p ≤ 0,05 что подтверждает вышесказанное. При этом, сила взаимосвязи остальных типов межличностных отношений со статусом в группе не демонстрируют достаточной силы взаимосвязи, однако более 60% испытуемых, у которых отмечаются типы межличностных отношений, связанные с доминированием и агрессивностью, имеют статус пренебрегаемых.

Результаты диагностики по изучению социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Степень благоприятности или неблагоприятности климата по методике изучения социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям Е.И. Рогова

Исходя из результатов, представленных на рисунке 2, мы наблюдаем среднюю степень благоприятности психологического климата. Средний показатель по всему коллективу – 16,28 баллов, что соответствует типичному уровню для коллектива старших подростков [1, c. 129]. Процент курсантов оценивающих социально-психологический климат как «степень начальной неблагоприятности» составляет 1 (4%) человек и степень средней неблагоприятности так же составляет 1 (4%) человек. 11 (44%) курсантов определили высокий уровень благоприятности психологического климата в коллективе. 9 (36%) курсантов определили средний уровень благоприятности психологического климата коллективе. 3 (12%) курсантов определили низкую степень благоприятности психологического климата в коллективе.

Вышеприведенные результаты опроса показали, что психологический климат отражает сложившиеся в коллективе благоприятные взаимоотношения, характер делового сотрудничества и отношение к значимым явлениям жизни коллектива. В результате опроса, мы выявили свойства коллектива, которые объединяют его, и это важный показатель уровня его развития. Важно отметить, что степень сильной неблагоприятности психологического климата в нашем коллективе вовсе отсутствует. Это свидетельствует о том, что несмотря на дифференциацию по статусу в межличностных отношениях, взаимодействие курсантов в целом носит дружеский и благоприятных характер [1, c. 20].

Далее рассмотрим статистику по опроснику «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд. Данные приводятся в процентном соотношении по интегральным показателям и оцениваются, как низкие, средние, высокие. По результатам исследования большинство курсантов всей выборки (рис. 3) показывают нормы по всем показателям. По показателям адаптация, приятие других, интернальность видно сосредоточение подавляющего большинства – 84,5%, 77,6%, 84,5% соответственно. 44,8% опрашиваемых с низкими значениями по шкале «Стремление к доминированию». Также низкое значение имеет больше трети (34,5%) по показателю «Эмоциональный комфорт», в эту же категорию попало 15,5% с высокими значениями. Почти треть участников 27,6% имеет высокий уровень по шкале «Самоприятие». По всем остальным показателям с разными значениями распределилось от 0 до 12,1%.

Проанализировав результаты по всем выборкам с использованием теста по выявлению степени адаптивности-дезадаптивности, мы увидели, что большинство участников показали норму, распределившись по средним и высоким значениям.

Рисунок 3. Выявление степени адаптивности-дезадаптивности в системе межличностных отношений по опроснику «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонд у курсантов в процентном соотношении

Сделаем выводы отдельно по каждому показателю.

Показатель «Адаптация». Значения, именуемые в таблице «средними» и «высокими» говорят о том, что исследуемые не испытывают проблемы с адаптацией. Они считают себя открытыми реальной практике деятельности и отношений, что понимают свои проблемы и стремятся справиться с ними [2, c. 69]. По этим значениям распределены подавляющее большинство участников. Низкие значения показывают, что у курсантов, попавших по ответам в эту категорию, выражен уровень дезадаптивности, имеются сложности в осваивании в новой обстановке (5%). Также этот критерий предполагает неприятие себя и других, негибкость. Отметим, что среди испытуемых с низкими значениями адаптации, встречаются только курсанты с типом межличностных отношений, который характеризуется агрессивностью и доминированием.

Показатель «Самоприятие». Те участники, у которых значения ниже среднего, скорее всего, могут не принимать себя, испытывать внутриличностные конфликты и могут иметь заниженную самооценку. Таких респондентов – 2%. Высокие значения, могут свидетельствовать о завышенной самооценке, чувстве превосходства по отношению к окружающим (27%) Все испытуемые, демонстрирующие высокий уровень самопринятия находятся по социальному статусу ниже остальных и отличаются типом межличностных отношений, который характеризуется агрессивностью и доминированием. При этом, средние значения являются нормой.

Показатель «Приятие других». Средние значения – норма и говорят об адекватности поведения человека, его принятии норм и ценностей окружающей социальной среды. Средние значения показала подавляющая часть выборки. Значения ниже среднего (9%) свидетельствуют o социальной дезадаптации человека (дискомфортном ощущении себя, критическом отношении к людям, раздражении, ожидании негативного отношения к себе). Отметим, что такие испытуемые отличаются типом межличностных отношений, который характеризуется агрессивностью и доминированием.

Показатель «Эмоциональный комфорт». Отражает характер ключевых эмоций в жизни испытуемого. Высокие значения показывают те, у кого преобладают положительные эмоции, кто ощущает благополучие своей жизни. Таких участников в нашем исследовании – большая часть. Средние и низкие значения у тех, у кого наличествуют выраженные негативные эмоциональные состояния, у данных испытуемых пренебрегаемый социальный статус.

Показатель «Интернальность». Эта шкала показывает степень ощущения себя активным в рамках собственной деятельности, и пассивным объектом внешних обстоятельств и действий других людей. Высокие и средние значения говорят об ответственности участника и полагании, что происходящее с ним – результат его деятельности. Опрашиваемые, которые попали в эти значения – большинство. Низкие баллы у тех, кто полагает, что от него мало что зависит и видит причины происходящего с ним в окружающей обстановке (действия других людей, случая и т.д.).

Показатель «Стремление к доминированию». Отражает то, насколько человек стремится доминировать во взаимоотношениях с окружающими. Высокие баллы показывают люди с выраженными лидерскими качествами, а также люди со склонностью подавлять другого, ощущением превосходства. Таких людей в нашем исследовании не оказалось. Участники набрали примерное равное количество баллов по средним и низким значениям во всех выборках. Респонденты с низкими значениями – люди со склонностью к подчинению, покорности. Опрашиваемые, которые набрали баллы, вошедшие в средние значения – со средней потребностью к доминированию и подчинению. Т.е. они являются более гибкими и могут проявляться по- разному в зависимости от обстоятельств [4].

Можно сделать вывод о том, что исследование адаптивности- дезадаптивности в системе межличностных отношений показало, что большая часть курсантов не имеет проблемы с адаптацией и личностными взаимоотношениями, и чувствует себя свободно в новой обстановке. У них средне выражены лидерские качества и присутствует ответственность за свои действия. Часть курсантов, которые показали низкие значения, испытывают сложности в общении и привыкании в новой среде.

Исходя из соотнесения данных показателей адаптации курсантов, их статуса и типа межличностных отношений можно констатировать, что отсутствие адаптивности в межличностных отношениях является важнейшим препятствием для адаптации курсантов, которая во многом зависит от статуса курсанта в межличностных отношениях. Можно сделать вывод о том, что тип межличностных отношений оказывает негативное влияние на адаптацию, в случае его экстремальной выраженности, в случае слабой и адаптивной выраженности тип межличностных отношений не является препятствием для адаптации курсантов. Отметим так же, что преимуществом для адаптации являются типы, связанные с доминированием дружелюбия и подчинения в личностном профиле испытуемых, и наоборот.


Список литературы

1. Аксёнова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу: автореф. дис. … канд. психол. наук / П. Ю. Аксёнова. - Рязань, 2011. – 254 с.
2. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном ВУЗе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. Ю. Добряк. - СПб, 2015. – 22 с.
3. Ермолов Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Санкт-Петербург, 2015. - 186 с.
4. Мельников Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Мельников. - СПб, 2014. – 124 с.
5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: Механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян - СПб.: Эксмо, 2012. – 237 с.
6. Павловский И.Т. Психолого-педагогические основы деятельности командира / Под общей редакцией И. Т. Павловский, М.И. Дьяченко, Е.Ф. Осипенков, Л.Е. Мерзляк.- М., 2011. – 130 с.

Расскажите о нас своим друзьям: