Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 371.13

Дата публикации 24.12.2018

Исследование педагогической компетентности педагогов в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Бостоганашвили Ольга Александровна
магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, varnava194@mail.ru
Батанова Светлана Эдуардовна
магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, svet.bulycheva2015@yandex.ru
Ханова Татьяна Геннадьевна
канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», РФ, г. Нижний Новгород, tanyaha10@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу полученных авторами результатов исследования уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста. В статье определено понятие «педагогическая компетентность», показаны ее составляющие. В основу изучения педагогической компетентности педагогов были положены основные критерии ее сформированности: теоретический, практический, личностный. Представлен используемый в исследовании диагностический инструментарий (анкеты, опросники, тесты), анализ и интерпретация полученных с его помощью данных. Авторы приходят к выводу, что по всем показателям сформированности педагогической компетентности воспитателей в исследуемой области преобладает средний уровень, а значит, необходимо проведение специальной методической работы.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда; педагогическая компетентность; здоровьсберегающие технологии; здоровье; дошкольная организация, диагностика

The study of pedagogical competence of teachers in the field of health preservation of children of preschool age

Bostoganashvili Olga Alexandrovna
postgraduate student at the Department of psychology and pedagogy pre-school and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Batanova Svetlana Eduardovna
psychology and pedagogy pre-school and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Khanova Tatyana Gennadievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: The article is devoted to the analysis of the results of the study of the level of professional competence of teachers of preschool education in the field of health preservation of children of preschool age obtained by the authors. The article defines the concept of “pedagogical competence”, shows its components. The basis of the study of pedagogical competence of teachers was based on the main criteria for its formation: theoretical, practical, personal. Presented used in the study of diagnostic tools (questionnaires, questionnaires, tests), analysis and interpretation of the data obtained with its help. The authors come to the conclusion that according to all indicators of the formation of pedagogical competence of educators in the studied area, the average level prevails, which means that it is necessary to conduct special methodical work.
Keywords: health-saving environment; pedagogical competence; health saving technologies; health; preschool organization, diagnostics

Педагогическую компетентность В.А. Сластенин определяет, как сплав теоретической, практической и личностной готовности человека к осуществлению педагогической деятельности [7]. На основе этого определения были выделены показатели теоретической, практической и личностной готовности педагогов ДОО к осуществлению профессиональной деятельности в области здоровьесбережения дошкольников [1; 6].

В исследовании была поставлена задача: определить уровень сформированности педагогической компетентности педагогов в области здоровьесбережения дошкольников.

Исследование проводилось в двух дошкольных организациях Нижегородской области: на базе МБДОУ Детский сад "Ручеек" (экспериментальная группа) и МБДОУ Детский сад "Светлячок" (контрольная группа). Всего в исследовании приняли участие 19 испытуемых, из них - 15 воспитателей, 2 старших воспитателя и 2 заведующих.

На начальном этапе в соответствии с поставленными задачами было необходимо выявить уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности педагогов в теоретических знаниях о здоровьесбрежении. С этой целью был использован разработанный нами опросник, в который вошли вопросы, ориентированные на выявление знаний испытуемых о способах реализации здорового образа жизни дошкольников, методах, средствах, формах организации работы по данному направлению [3].  

Анализ полученных результатов по знаниевому показателю компетентности в области здоровьесбережения детей показал следующие результаты. Около 25% педагогов экспериментальной группы (далее ЭГ) и 43% педагогов контрольной группы (далее КГ) имеют высокий уровень сформированности исследуемой компетентности. Они показали глубокие точные знания о здоровье, способах приобщения детей к здоровому образу жизни, средствах, методах реализации данного направления образовательной работы в ДОО и т.д. Больше половины воспитателей ЭГ и примерно столько же педагогов КГ показали средний уровень знаний. К этому уровню были отнесены испытуемые, имеющие основные знания о способах здоровьясбережения детей. Низкий уровень знаний продемонстрировали 24% педагогов ЭГ и 8% педагогов КГ, они показали полное или частичное отсутствие знаний по данному вопросу.

Таким образом, следует отметить, что в обеих группах преобладает средний уровень сформированности теоретической готовности педагогов к реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Во второй серии констатирующего эксперимента были проанализированы календарно-тематические планы воспитателей на основе разработанных нами критериев и проведено наблюдение за деятельностью воспитателей по реализации задач здоровьясбережения дошкольников. В качестве критериев были использованы следующие показатели:

  • полнота планирования содержательного компонента по вопросам здоровьесбережения дошкольников;
  • разнообразие и адекватность применения форм, методов и средств образовательной деятельности.

Анализ календарно-тематических планов ЭГ и КГ воспитателей показал следующее:

1) в календарно-тематическом плане указаны разнообразные формы работы по формированию ЗОЖ дошкольников: игровые обучающие ситуации, дидактические игры, беседы, занятия, исследовательская деятельность, проектный методы, рассматривание иллюстративного материала, экспериментирование и др. [5];

2) планируемые мероприятия разнообразны и носят развивающий характер, что обеспечивает успешное решение образовательных задач по реализуемой теме;

3) содержание планируемых мероприятий соответствует психологическим особенностям дошкольного возраста, возрастным группам;

4) занятия проводятся не регулярно, в планах не указаны условия для осуществления такой работы с детьми.

Анализ планов работы старших воспитателей в обеих дошкольных организациях показал, что в рамках методической работы достаточно полно определены задачи методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов с учетом актуального уровня ее развития, отражены разнообразны формы работы: групповые и индивидуальные консультации, семинары, открытые просмотры, мастер-классы, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. [2]. В годовом плане формы работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в исследуемой области не представлены.

Анализ предметно-развивающей среды в группах и на участке ЭГ показал, что представлены стенды с информацией о детском здоровье для родителей, спортоборудование, разнообразное по цвету и форме, символика физкультуры и спорта. В игровых комнатах мебель соответствует гигиеническим требованиям и ростовым показателям детей, размещен спортинвентарь, соответствующий возрастным особенностям. Однако отдельного спортивного зала нет, он совмещен с музыкальным.  В отдельном помещении хранится оборудование: гимнастические скамейки, обручи, мячи и др.

Результаты анализа предметно-пространственной среды КГ выявили следующее: территория разграничена по возрастным группам, размещен инвентарь, соответствующий физиологическим особенностям детей и существующим нормативам, территория и игровые сооружения безопасны и разнообразны, организовано пространство для проведения занятий по правилам дорожного движения [4]. Материалы и оборудование, необходимые для осуществления детской деятельности, размещены доступно детям. Оборудован отдельный спортивный зал, оснащенный современным спортивным оборудованием: лесенки, дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, скакалки, скамьи, пособия для общеразвивающих упражнений, др.

Третья серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение сформированности личностного компонента педагогической компетентности педагогов в области здоровьесбережения детей, соответственно, были проанализированы такие показатели испытуемых, как адаптивность, интерес к саморазвитию, коммуникабельность.

Для этого были использованы: 1) диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, 2) анкета «Девять ступеней продвижения воспитателя к новому» (на основе методики диагностики П.И. Третьякова) и 3) морфологический тест жизненных ценностей в сфере профессиональной жизни и образования (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).

Для определения мотивационно-ценностной структуры личности был применен «Морфологический тест жизненных ценностей в сфере профессиональной жизни и образования (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина). После проведения данной методики получили следующие результаты: 5 воспитателей обоих детских садов показали высокий уровень жизненных ценностей в сфере профессиональной жизни и образования (33%); 7 педагогов оказалось на среднем уровне (47%); 3 педагога продемонстрировали низкий уровень степени значимости образования и профессиональных ценностей (20%).

Методика «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонда, нацеленная на определение уровня социально-психологической адаптации педагогов, состоит из шести факторов, которые отвечают критериям социально-психологической адаптированности и дезадаптированности. В результате анализа полученных результатов были получены данные: 3 (20%) воспитателя показали достаточно высокий уровень сформированности социально-психологической адаптации (более трех факторов адаптивности и 1-2 фактора дезадаптированности); 8 воспитателей (53%) имеют средний уровень развития (3 фактора адаптивности и по 3 фактора дезадаптивности); 4 (27%) воспитателя оказались на низком уровне (менее 3 факторов адаптивности и более 3 факторов дезадаптивности).

Анкетирование «Девять ступеней продвижения воспитателя к новому» (на основе методики диагностики П.И. Третьякова) выявляет степень продвижения воспитателя к новому. Каждый испытуемый занимал определенную позицию в соответствии с признаками нового в профессиональной деятельности: стажист, любопытный, начинающий, специалист, пропагандист, агитатор, учитель, мастер, новатор. На основе качественного анализа результатов анкеты, можно отметить, что процент педагогов, для которых характерен высокий уровень продвижений к новому (позиции новатор и мастер) незначительный и составляет всего 16%. Это педагоги, не только достаточно опытные, но и творческие, совершенствуют или разрабатывают собственную технологию работы с дошкольниками. Вместе с тем выявлен достаточно высокий процент педагогов - около 58%, которые занимают конструктивные позиции, такие как любопытный, начинающий, экспериментатор, специалист. Они обладают определенным потенциалом в инновационном развитии.

Так, господствующими позициями в профессиональной деятельности испытуемых стали «начинающий», «любопытный» - 33%. Характеризуется низким или ниже среднего уровнем выраженности самоактуализации личности («продвижения к новому»), репродуктивными способами педагогической деятельности. Далее «стабильно работающие педагоги» - 42% воспитателей.  Для них характерна средняя степень выраженности самоактуализации, наличие общих представлений о ее сущности, понимание необходимости самоактуализации не только личностном, но и профессиональном росте, проявление позитивного отношения к возможности использования знаний в собственной деятельности. «Опытные творчески работающие педагоги» (24%) обладают устойчивым стремлением к самоактуализации в профессии, владеют глубокими знаниями, умеют применять основные механизмы самоактуализации в разработке индивидуальной траектории педагогической деятельности.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что большинство испытуемых педагогов дошкольных организаций демонстрируют средний уровень профессиональной компетентности в области здоровьясбережения дошкольников, как в теоретическом, так и в практическом и личностном аспектах.


Список литературы

1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3.
2. Бичева И.Б., Мелентович А.В., Десятова С.В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 33-36.
3. Бостоганашвили О.А., Ханова Т.Г. Понятие здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 27-32
4. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение – педагогический колледж»: монография. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 356 с.
5. Одинцова Е.В., Платова А.Г., Ханова Т.Г. Формирование у старших дошкольников основ культуры питания // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 193-198.
6. Ошкина А.А. О подготовке специалистов дошкольного образования к воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: сб. научных статей по материала международной науч.-практич. конференции, 4-6 апреля 2007 г. СПб.: СОЮЗ, 2007. .
7. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 288 с.

Расскажите о нас своим друзьям: