Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №6 (23) Июнь, 2018

УДК 37.015.324.2

Дата публикации 09.06.2018

Исследование компонентов воспитательной деятельности отцов разных национальностей

Ефимова Анастасия Анатольевна
старший преподаватель кафедры психологии, Сургутский государственный педагогический университет, РФ, г. Сургут, efimova27@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема воспитательной деятельности отцов разных национальностей. Исследование воспитательной деятельности построено на изучении трёх её звеньев: мотивационно-потребностного, исполнительного, контрольно-оценочного. В качестве методов исследования применялись психодиагностические методики и методы статистического анализа. Представлены результаты эмпирического исследования компонентов (мотивационного, исполнительного, контрольно-оценочного) воспитательной деятельности отцов разных национальностей (армянской, русской, татарской). Доказываются различия в характере реализации отцовства разных национальных групп. На основе проведенного исследования установлено, что психологические особенности воспитательной деятельности современных отцов могут быть обусловлены национальными особенностями и мотивами отцовства. Знание специфики воспитательной деятельности отцов, являющихся представителями различных национальных культур, но находящихся в российском обществе, целесообразно использовать для эффективной организации психолого-педагогического воздействия со стороны образовательных учреждений.
Ключевые слова: воспитательная деятельность отца, психология отцовства, семейное воспитание

Research components of the educational activities of fathers of different nationalities

Efimova Anastasiya Anatolievna
senior lecturer of the department of psychology, Surgut State Pedagogical University, Russian Federation, Surgut

Abstract: The article deals with the problem of the educational activities of the fathers of different nationalities. The educational activities research is done on the study of its three components: motivational–needed, the executive, controlling and evaluating. Psychodiagnostic methods and methods of statistics analysis were used as research methods. Differences in the nature of the realization of fatherhood of different national groups are being proved. The results of empirical research components (motivational, executive, monitoring and evaluating) of educational activities of different nationalities fathers (Armenian, Russian, Azerbaijan) are presented in this article. On the basis of the conducted research it is established that the psychological features of the upbringing activity of modern fathers can be conditioned by national peculiarities and the motives of fatherhood. Knowledge of the specifics of the educational activity of fathers, who are representatives of various national cultures but located in Russian society, should be used to effectively organize psychological and pedagogical influence on the part of educational institutions.
Keywords: father’s educational activities, the psychology of fatherhood, family education

В настоящее время в России проблема воспитания подрастающего поколения становится одной из ведущих проблем, детерминирующих будущее общества и государства. В связи с этим решение данной проблемы носит комплексный характер и привлекает внимание ряда наук – психологии, педагогики, социологии, философии и др. Ответственность за воспитание   детей и молодежи в основном лежит на образовательных учреждениях (дет.сад, школа) и семье, и это закономерно, так как одной из функций, реализуемых ими является воспитание. И если реализации воспитания в садах и школах посвящено большое количество работ разных научных дисциплин, особенно в контексте ФГОС, то семейное воспитание в условиях современной действительности требует нового подхода и взгляда в своём рассмотрении [2].

Главная роль в воспитании молодого поколения должна отводиться семье, так как это первый социальный институт, который оказывает влияние на формирование и развитие личности ребенка, основными субъектами, оказывающими данное влияние, являются родители. Сложно недооценить роль семейного воспитания в формировании личности, но необходимо дифференцировать значение матери и отца в развитии и воспитании детей. Роль матери в развитии ребенка в процессе исторического развития общества практически не изменялась, в то время как роль отца претерпевала серьезные изменения [5]. В данный момент изучение отцовства и различных его аспектов становится всё более актуальным. Ряд современных исследований доказывают значимость роли отца в воспитании детей [1]. Мы видим необходимость изучения воспитательной деятельности отцов разных национальностей, так как кросскультурные исследования показывают, что национальная принадлежность влияет на отношение родителей к ребенку [4], что в свою очередь проявляется в реализации воспитательной деятельности. Особенно актуально это в условиях полиэтнических регионов. Знание национальных особенностей воспитательной деятельности отцов может способствовать объективному психолого-педагогическому воздействию со стороны образовательных учреждений.

С целью поиска ответа на вопрос о национальных особенностях воспитательной деятельности отцов мы обратились к анализу компонентов воспитательной деятельности отцов разных национальностей. Исследование проводилось в полиэтническом регионе (г. Сургут), участие в котором приняли 150 отцов, разной национальности – русской, армянской, азербайджанской, имеющие 1-3 детей в возрасте 6-12 лет.

Воспитательная деятельность отца, как и любая другая деятельность, имеет определенную структуру и содержание, что и определяет её специфику. Придерживаясь взглядов деятельностного подхода М.Я. Басова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, мы выделили следующие компоненты воспитательной деятельности - мотивационный, исполнительный и контрольно-оценочный  [3].

Для изучения мотивационного компонента отцовства нами была использована методика «Мотивационно-потребностная сфера отцовства» (Ю.А. Токаревой) [6]. В результате данного исследования мы определили, что отцы армянской национальности в большей степени (67%) руководствуются мотивом самореализации в детях. Данные отцы имеют выраженную потребность в достижении высоких результатов собственного развития посредством реализации своей отцовской роли. Отцы русской национальности в большинстве случаев (49%) имеют мотив социального одобрения, у таких отцов имеется повышенная потребность в общении, одобрении и признании другими, такие отцы стремятся к получению положительной оценки со стороны окружающих. Отцы азербайджанской национальности чаще других (53%) демонстрируют проявление мотива самоутверждения. У данных отцов выражена потребность в проявлении власти, решительности, во взаимодействии с детьми такие отцы подчиняют их своей воле и власти.

Для изучения исполнительного компонента отцовства нами был использован опросник «Типы воспитания детей»  (А.И. Баркан), с его помощью мы определили, что отцы русской национальности чаще используют гиперсоциальный тип воспитания, жизнь детей у таких отцов подчинена строгим правилам. Неукоснительно соблюдается режим, дисциплина, много внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания не слишком разнообразные: контроль, поощрение, наказание. Ребенок лишен права выбора, и его собственные наклонности и желания в расчет не принимаются. Очень скоро ребенок начинает понимать, что, для того, чтобы быть любимым, надо быть послушным. Отцы азербайджанской национальности используют тип воспитания «Ежовые рукавицы», такие отцы нервозны и непоследовательны, они диктуют, приказывают своим детям, срываются и разряжаются на них. Детям внушают только подчинение. Наказание за содеянное – излюбленный метод такого папы. Отцы армянской национальности продемонстрировали смену образцов воспитания.

Для изучения контрольно-оценочного компонента отцовства нами была использована методика комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей и подростков (Р.В. Овчаровой). Результаты данного исследования следующие: у отцов русской национальности дети имеют высокий уровень развития как субъекта деятельности, то есть для них характерна устойчивая познавательная мотивация учения, учебно-познавательная активность, осознанность и целенаправленность обучения; у отцов армянской и азербайджанской национальностей высокий уровень развития детей как субъектов самосознания – они принимают своё физическое «Я», идентифицируют себя со своим именем, полом, имеют адекватную самооценку.

Описанные выше результаты были подвергнуты математической обработке, направленной на выявление различий в воспитательной деятельности отцов различных национальных культур с помощью U – критерия Манна-Уитни, благодаря которому были выделены значимые различия (p< 0,05), между всеми национальными группами отцов и компонентами их воспитательной деятельности.

Таким образом, мы можем констатировать, что у отцов разных национальностей имеются различия в мотивационном, исполнительном и контрольно-оценочном компонентах воспитательной деятельности, что является, на наш взгляд, вполне объяснимым, так как различия в мотивах, безусловно, находят свое отражение и в разном исполнении деятельности и, соответственно, в её результатах.


Список литературы

1. Архиреева Т.В. Личностные детерминанты отношения отца к ребенку // Вопросы психологии. – 2012. - № 5 – С. 52-61.
2. Захарова, Е. И. Психология освоения родительства: научная монография // Семейная психология и семейная терапия. - 2014. - № 4 - С. 89-113.
3. Иванников В.А. Деятельностная природа личности // Вопросы психологии. - 2015. - № 6 - С. 3-8.
4. Латышева Ю.А. Феномен отцовства: историческая и кросскультурная перспектива // Семейная психология и семейная терапия. – 2011. - № 3 – С. 45-55.
5. Светлакова В.П. Роль отца в современной российской семье // Семейная психология и семейная терапия. - 2013. - № 1 - С. 31-41.
6. Токарева Ю.А., Носкова М.В. Свеженцева Е.А. Феномен современного отцовства: монография. - Екатеринбург: Уральская государственная медицинская академия, 2014.- 263 с.

Расскажите о нас своим друзьям: