Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018

УДК 376.37

Дата публикации 25.01.2018

Использование словообразовательных моделей в развитии грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Лещенко Светлана Геннадьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула
Бунякина Вера Дмитриевна
Студентка 5 курса факультета психологии направления «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия», Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула

Аннотация: В настоящей статье описывается проблема развития такого компонента грамматического строя речи как словообразование у дошкольников с ОНР. Проводится экспериментальная работа по выявлению уровня развития навыков словообразования; разработка и применение комплекса заданий направленных на развитие навыков словообразования с применением метода моделирования.
Ключевые слова: дети с нарушением речи, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, словообразование, моделирование

The use of word-formation models in the development of the grammatical structure of the speech of children with general speech underdevelopment

Leshchenko Svetlana Gennadievna
PhD in psychology, associate Professor, Department of special psychology, Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy, Russian Federation, Tula
Bunyakina Vera Dmitrievna
5-year student of the faculty of psychology, direction "Special (defectological) education", profile of "Speech therapy", Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy, Russian Federation, Tula

Abstract: This article describes the problem of development of such component of the grammatical structure of speech as the word formation in preschool children with the NRO. Experimental work to identify the level of development of skills of word formation; development and application of a set of tasks aimed at developing the skills of word formation using the method of simulation.
Keywords: children with speech disorders, General underdevelopment of speech, a grammatical system of speech, word formation, and simulation

Вопрос о словообразовании детей с патологией речи является одним из самых значительных, сложных и всегда актуальных. Дошкольный возраст – это самый подходящий возраст для выявления и развития потенциальных задатков у детей, заложенных природой. Это необходимо не только для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, но и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе и дальнейшей социализации их в обществе.

«Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов. Усвоение закономерностей словообразования на практическом уровне, возможность синтезировать и дифференцировать морфемы, выделять, устанавливать общие их значения представляют собой немаловажные  условия овладения грамматической системой языка, пополнения словарного запаса за счет производных слов, создания предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого всегда был морфологический». [2; с.12]

Особую актуальность приобретает значимость процесса освоения навыка словообразования не только для общего психического развития ребенка, но и для разработки новых коррекционно-логопедических методов и приемов развития навыков словообразования.

С целью выявления особенностей развития навыков  словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития), мы воспользовались методикой Р.И. Лалаевой «Исследование словообразования».

В результате проведения диагностических заданий было установлено, что 20%  детей экспериментальной группы имеют средний уровень навыков словообразования, 60% детей имеют уровень ниже среднего, 20% имеют низкий уровень. Уровень выше среднего и высокий уровень не продемонстрировал ни один из испытуемых.

Анализ ошибок позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности функции словообразования простой сравнительной степени прилагательного, образования относительных прилагательных, словообразования глаголов от имен существительных, словообразования существительных со значением единичности, словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, словообразования уменьшительно-ласкательных существительных, словообразования существительных от глаголов, образования притяжательных прилагательных.

Для оптимизации коррекционно- развивающего процесса нами был разработан комплекс заданий по развитию навыков словообразования с использованием словообразовательных моделей.

Работа по развитию навыков словообразования реализовывалась на индивидуальных и подгрупповых занятиях, которые проводились два раза в неделю.

Овладение первоначальными навыками словообразования начинается с I этапа. Главная задача данного этапа: различать на слух,  затем самостоятельно употреблять в речи существительные с уменьшительными значениями (с суффиксом –к, –ик). Работа ведется на основе хорошо известных слов.

Большую роль на этом этапе обучения играет активная помощь логопеда. В работе используются такие приемы как: совместное проговаривание; сопоставления на слух разных звучаний названий одних и тех же предметов, отличающиеся размером с использованием реальных предметов или парных картинок («покажи дом, домик»); договаривание слов в ситуациях, подсказывающих нужное слово («Это домик или дом?»); отраженное проговаривание.

Главной задачей II этапа работы по развитию навыка словообразования является освоение практических навыков словообразования.

В работе используются такие приемы как: использование (предметов, картинок) наглядности; наглядное демонстрирование действий; составление предложения с мотивированным словом; игровые приемы (дидактическая игра, игровое упражнение, игровая ситуация, отгадывание загадки); практическое действие с предметом; интонационные выделения значимых морфем; хоровые и индивидуальные проговаривания; выделения заданных морфем из нескольких (хлопни, когда услышишь приставку по-).

Важнейшая задача III этапа работы по развитию навыка словообразования – практически овладеть сложными способами словообразования.

Занятия включают в себя следующие приемы: образование прилагательных, обозначающие нравственные качества людей, оценку их поступков; сравнительной степени прилагательных; названия профессий.

Заключительным этапом работы является оперирование морфемами в процессе лексико-семантических упражнений, закрепление словообразовательных моделей, их генерализация в дидактических играх и упражнениях.

Для решения поставленных задач использовались такие приемы как: игровые методы и приемы; введение элемента соревнования; использование наглядного пособия, практического действия с предметами; наблюдение за объектом.

Эксперимент был проведен с помощью комплекса занятий с использованием специальных упражнений посредством моделирования.

После реализации данного комплекса был проведён контрольный этап исследования, с целью  выявления повышения уровня навыков словообразования у старших дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития).

В результате проведения контрольного этапа эксперимента, данные говорят о том, что показатели уровня развития навыков словообразования у детей с ОНР (III уровень речевого развития) существенно увеличились, так как на констатирующем этапе низкий уровень был у 20% испытуемых, уровень ниже среднего у 60%, и средний уровень у 20% испытуемых, высокого же уровня и уровня выше среднего не было выявлено ни у кого, а на контрольном этапе низкого уровня не продемонстрировал ни один испытуемый, средний уровень у 50% , 20% детей повысили уровень с низкого на уровень ниже среднего, и 20% детей повысили уровень со среднего на уровень выше среднего. Таким образом, у всех детей наблюдается повышение уровня словообразования, кроме одного испытуемого у которого уровень словообразования остался прежним.

Анализ позволяет выделить положительную динамику в развитии навыков словообразования.

Предлагаемый и апробированный нами комплекс можно рекомендовать к использованию в практической деятельности учителей-логопедов.


Список литературы

1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г Арушанова - М.: Владос, 2005. - 296 с.
2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. -- М., 2004
3. Лещенко С.Г., Романова А.С. Оптимизация процесса диагностики речи дошкольников посредством дидактических игр // Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции/ под ред. И.А. Кувшиновой, В.А. Чернобровкина, И.Л. Платоновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. -216с. с. 101-103.
4. Малетина Н., Пономарева Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.

Расскажите о нас своим друзьям: