Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 372.881.1

Дата публикации 28.04.2018

Использование песни в обучении иностранному языку студентов с нетяжелыми нарушениями речи

Белова Светлана Евгеньевна
Преподаватель кафедры романо-германских языков, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, РФ, г. Москва, svetuskas@rambler.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается использование песни в обучении иностранному языку студентов с нетяжелыми нарушениями речи. Автор раскрывает причины, по которым могут усугубляться нарушения речи, и описывает особенности и преимущества песни, которые способствуют овладению иностранным языком. Целесообразность использования песен объясняется эмоциональными, лингвистическими, а также познавательными причинами. Автор статьи также предлагает модели поведения преподавателя для создания благоприятных условий обучения студентов с нетяжелыми нарушениями речи. В статье поданы критерии подбора песен на иностранном языке, для введения их в план учебного занятия. Актуальность выбранной темы аргументируется необходимостью создания новых инклюзивных коммуникативных подходов в обучении иностранному языку. В статье автор обращается преимущественно к опыту зарубежных ученых, исследовавших данную проблему.
Ключевые слова: песня, нетяжелые нарушения, речь, иностранный язык

Use of a song in teaching foreign language to students with non-severe speech disorders

Belova Svetlana Yevgenjevna
teacher of Department of Romano-Germanic Languages, Moscow State University of Humanities and Economics, Russia, Moscow

Abstract: This article deals with the use of a song in teaching a foreign language to students with non-severe speech disorders. The author reveals the reasons why speech disorders can be aggravated, and describes the features and advantages of the song that contribute to the mastery of a foreign language. The expediency of using songs is explained by emotional, linguistic, and also cognitive reasons. The author of the article also offers models of the teacher's behavior for creating favorable conditions for students with non-severe speech disorders. The article provides criteria for selecting songs in a foreign language, for introducing them into the curriculum. The relevance of the chosen topic is argued by the need to create new inclusive communicative approaches in teaching a foreign language. In the article, the author turns mainly to the experience of foreign scientists who have investigated this problem.
Keywords: song, non-severe disorders, speech, foreign language

В настоящее время иностранные языки изучаются повсеместно и преимущественно обязательно.  На начальном этапе обучения по коммуникативной методике преобладает развитие устных навыков (аудирование и говорение). Именно поэтому необходимо предлагать студентам как можно чаще прослушивать аудиозаписи и способствовать лучшему их пониманию.

Начиная изучать второй иностранный язык в аудитории образовательного учреждения инклюзивного высшего образования, мы нередко встречаем студентов, у которых наряду с прочими особенностями, связанными с ограничениями по здоровью, присутствуют разнообразные нетяжелые нарушения речи. Эти нарушения могут проявляться в запаздывании, растягивании гласных, «глотании» согласных и так далее. Данные нарушения речи могут усугубляться несколькими причинами, среди которых следующие:

- во-первых, из-за страха быть высмеянным или непонятым другими студентами. Также негативное влияние могут иметь замечания или требования преподавателя;

- во-вторых, сам акт коммуникации может провоцировать смущение или неловкость, если, например, студенту с нарушениями речи был поставлен неожиданный вопрос или ему необходимо взаимодействовать в паре с еще незнакомым человеком;

- в-третьих, играет роль социальная адаптация. Возможно, студент с нарушениями речи имел ранее максимально защищенную среду общения со стороны семьи; первый иностранный язык изучался дома с одним из родителей или с приходящим преподавателем.

Процесс развития навыков владения иностранным языком достигается в условиях уверенности и отсутствия напряженности у студентов. Когда они расслаблены, находятся в атмосфере доверия и безопасности, то могут использовать иностранный язык, совмещая изучение лексики и грамматики с прослушиванием музыки. Тим Мерфи, современный преподаватель и лингвист, автор множества учебников по изучению английского языка как иностранного, в своей книге «Музыка и песни» (“Music and song”,1992) говорит, что с помощью музыки можно создавать позитивную атмосферу, а песни также способствуют созданию динамичной среды в обучении иностранному языку. [3, с.15]

Американский лингвист, специалист по прикладной лингвистике, Стивен Крашен подчеркивает, что иностранный язык не стоит учить, делая упор исключительно на грамматику. Как и родным, иностранным языком можно овладеть в коммуникативных ситуациях, в реальном контексте, естественным и бессознательным образом. [4, с.86]

С этой целью для речевых разминок и введения в тему занятия можно использовать песни, поскольку песни представляют собой простую и повторяющуюся структуру, которая позволяет развивать чувство ритма, контролировать дыхание и способствовать расслаблению. Эти факторы в дальнейшем способствуют начать часть занятия, связанную с развитием навыков устной речи. Также это вдохновляет студентов с нетяжелыми нарушениями речи, способствуя их интеграции и социализации в академической группе. Они чувствуют себя уверенней и активнее приступают к выполнению следующих задач.

По мнению известного американского лингвиста А. Н. Хомского причина, по которой песни имеют большое значение в учебно-воспитательном процессе, заключается в том, что во время пения мы объединяем музыку и язык, а музыка и язык имеют врождённую идею. [1,с.10]

Самыми главными особенностями песен являются их ритмичный и повторяющийся характер, который способствует овладению иностранным языком. Молодые люди лучше чувствуют ритм, а это помогает избавиться от беспокойства, которое может сопровождать изучение второго языка. [4, с.176]

Песни предоставляют возможность фактического использования языка. Благодаря эмоциональной окраске, связи мелодии и содержания песен, их сравнительно легко и быстро запоминать. В дальнейшем преподаватель может пойти дальше и воспользоваться структурой песни, чтобы подать или тренировать определенные лексические и грамматические единицы.

Песни также дают возможность избежать рутины во время занятия. Они являются незаменимым инструментом, привносящим разнообразие в аудиторию, и развивают навыки понимания и развития устной речи. Кроме фонетики, лексики и грамматики, песни можно использовать для изучения лингвострановедческих реалий.

Важность использования песен в изучении иностранного языка объясняется тем, что легче петь, чем говорить на иностранном языке, благодаря отвлеченному способу введения базового словарного запаса и простых грамматических структур. Песни дают возможность использовать язык весело, что дарит хорошее настроение и комфортную атмосферу на занятии. Песни являются частью жизни молодых людей, а песни на иностранном языке – это еще один способ мотивации и введение студентов в языковую среду. Вместе с мелодией можно относительно легко научиться  придерживаться интонации, произношения слов и целых фраз. [3, с.38]

Кевин Шопп, ученый лингвист из Канады, полагает, что песни в обучении иностранным языкам целесообразны по трем основным причинам:

- Эмоциональные причины: песни способствуют благоприятной обстановке и одинакового участия как сильных, так и слабых студентов.

- Познавательные причины: песни позволяют постепенно автоматизировать использование основных единиц речи.

- Лингвистические причины: песни являют собой пример естественной речи носителей. [5]

Кроме того, Т. Мерфи выделяет следующие преимущества использования песен на занятиях по иностранному языку:

- песни помогают сохранять знания в краткосрочной и долгосрочной памяти;

- песни можно повторять множество раз;

- песни применимы на любом этапе планирования учебного занятия: в начале, в конце или для смены видов деятельности;

- песни создают позитивную атмосферу в аудитории;

- песни помогают улучшить произношение и способствуют овладению лексическими и грамматическими структурами. [3, с. 21]

А. Родригес Морехон, испанский ученый-психолог, объясняет, что со студентами, у которых присутствуют нарушения речи, преподаватель должен общаться самым обычным способом. С другой стороны, не следует слишком часто просить их читать вслух или отвечать на большое количество вопросов, потому что это может вести к перенапряжению. В основном, на учебном занятии по иностранному языку не стоит обращать чрезмерное внимание на словесные неудачи, а поощрять свободные высказывания за их содержательность.  В коммуникативных ситуациях можно использовать ряд моделей поведения, которые помогут избежать напряженных ситуаций в аудитории:

- использовать умеренный темп, чтобы дать время студенту выразить свою мысль;

- создать условия для альтернативного ответа;

- сократить коммуникативный стресс, предложив понятные и близкие по содержанию темы для обсуждения;

- избегать сложных рассуждений и не быть слишком требовательными;

- оценивать успехи, в независимости от количества ошибок или содержания высказывания;

- не спешить, не перебивать и не заканчивать фразы говорящего;

- предоставить достаточно времени для высказывания студенту;

- обсудить со студентом наедине возможные неуместные действия во время учебных занятий;

- оказать студенту необходимую поддержку и сообщить ему, что его сложности говорения Вам не доставляют неудобств;

- вводить студента с нетяжелыми нарушениями речи в коммуникативную ситуацию на иностранном языке всегда, когда он этого желает и чувствует себя уверенно и расковано. [2, с.58]

Указанные модели поведения можно широко использовать при обучении иностранному языку с помощью песен. В момент выбора песни мы, очевидно, будем учитывать способности и интересы наших студентов, что гарантирует их активное участие. Выбрав изучаемую тему, мы сосредоточимся на поиске подходящей песни, которая должна отвечать следующим критериям:

- иметь простую, хорошо структурированную мелодию;

- иметь повторяющиеся строчки с одинаковыми или похожими словами;

- иметь привлекательный и запоминающийся ритм;

- быть короткими, чтобы удержать внимание студентов и избежать рутины;

- содержать слова с несложным произношением.

Таким образом, мы выяснили, как использование песен может способствовать обучению иностранному языку студентов с нетяжелыми нарушениями речи. Песни должны играть важную роль в преподавании иностранного языка, потому что они способствуют развитию навыков говорения и дают разрядку при использовании традиционных учебников. Важно, чтобы преподаватель также понимал значимость песни как способа обучения языку. Но не следует использовать песни только во время последних пяти минут учебного занятия или для перерыва.


Список литературы

1. Chomsky, N. Aspects of the Theory of Syntax. – Cambridge: MIT Press, 1988. – 48p. [Электронный ресурс]. URL: https://faculty.georgetown.edu/irvinem/theory/Chomsky-Aspects-excerpt.pdf (дата обращения: 20.04.2018).
2. Morejón, A. R. La Tartamudez: Naturaleza y Tratamiento. – Barcelona: Herder, 2003. – 205p.
3. Murphey, T. Music and Song e-book. – Oxford: OUP Oxford, 1992. – 160p.
4. Krashen, S. D. Principles and practice in second language acquisition e-book. –Cambridge: Pergamon, 1982. – 202р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sdkrashen.com/content/books/principles_and_practice.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
5. Schoepp,K. Reasons for Using Songs in the ESL/EFL Classroom. The Internet TESL Journal, Vol. VII, No. 2, February 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://iteslj.org/Articles/Schoepp-Songs.html (дата обращения: 14.04.2018).

Расскажите о нас своим друзьям: