Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4 (33) Апрель 2019

УДК 37.01

Дата публикации 17.04.2019

Использование методов проблемного обучения для активизации познавательной деятельности студентов

Цуркан Наталия Владимировна
преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Крымского филиала Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования, «Российский Государственный Университет Правосудия», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация, mmarinar@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена видам и формам организации проблемного обучения, при котором преподаватель, опираясь на знание основных закономерностей развития мышления, при помощи специальных педагогических средств ведет работу по формированию мыслительных способностей, а также познавательных потребностей обучающихся в процессе обучения. Это способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях. Также в статье анализируются возможности применения данного метода на различных этапах работы. Дается сравнительный анализ методов активизации познавательной деятельности студентов, которые учатся мыслить, и творчески усваивать необходимые знания. Рассматриваются варианты использования вопросов проблемного характера на занятиях по географии и экологии.
Ключевые слова: проблемное обучение, проблемная ситуация, активизация познавательной деятельности, проблемная задача, проблема, проблемность, проблематизация.

The use of methods of problem-based learning to enhance the cognitive activity of students

Tsurkan Natalia Vladimirovna
teacher of the department of general education, Crimean branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice", Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the types and forms of organization of problem-based learning, in which the teacher, relying on knowledge of the basic laws of development of thinking, with the help of special pedagogical tools, works to build mental abilities, as well as the cognitive needs of students in the learning process. This is a way of organizing students ' activities, which is based on obtaining information by solving theoretical and practical problems in the resulting problem situations. The article also analyzes the possibilities of applying this method at various stages of work. A comparative analysis of methods of enhancing the cognitive activity of students who learn to think and creatively assimilate the necessary knowledge is given. Consideration is given to the use of problematic issues in classes in geography and ecology.
Keywords: problem-based learning, problem situation, activation of cognitive activity, problem task, problem, problematical character, problematization.

Выполняя социальные задачи, стоящие перед современным обществом, образование молодого поколения должно сегодня носить принципиально иной характер. Молодой специалист, вступая в сферу производственных отношений, должен не только обладать суммой фактических знаний и умений, но и обладать радом современных навыков. Молодые люди должны, осознано владеть основными составляющими человеческой культуры, обладать социальным опытом и новейшими фундаментальными знаниями. Поэтому одной из самых главных задач, стоящих перед преподавателями, является формирование у студентов и учащихся способности использовать освоенное содержание образования для решения практических задач. При этом умения анализировать задания и проблемы, находить нестандартные выходы и решение нестандартных проблем особенно актуально.

Высшая школа является частью современной системы образования. Основной задачей Высшей школы является возможность получения знаний и умений, которые в будущем создадут высокий уровень конкурентности молодых специалистов на рынке труда, обеспечить молодому человеку социальную защиту и уверенность в будущем.

Педагогической наукой России накоплен значительный опыт в системе образования от классической систем образования в дореволюционной России через педагогические эксперименты 20-х годов ХХ века к появлению новых методик и моделей образования. Современная система образования отходит от традиционного методов: репродуктивного и объяснительно- иллюстративного. Новые требования предъявляются к уровню подготовки специалистов. В этих условиях педагоги применяют в своей работе новые виды и формы обучения. Одной из эффективных форм развития студентов является проблемное обучение. Проблемное обучение полностью соответствует целям и задачам современного обучения. Оно способствует развитию информационно-поисковых навыков, развивает интеллектуально- логических навыков. Задача преподавателя в системе проблемного обучения в том, чтобы на каждом учебном занятии мышление носило рефлексивный характер, характер размышления, самонаблюдения, самопознания. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Современные молодые люди должны иметь более глубокое познание мира, для анализа и изучения новых процессов и явлений современного мира. Поэтому студенты должны уметь анализировать взаимоотношений людей и вещей. Формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки молодого поколения к освоению профессии и формированию активной жизненной позиции.

В основе проблемного обучения лежит личностно–деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

Кудрявцев Т.В. в работе «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы» высказывает мнение о том, что «Проблемное обучение может быть лишь там, где та или иная проблема возникает в самом процессе изучения жизненно важных вопросов, таит в себе известную новизну в её раскрытии, допускает различные трактовки и способы решения». [8, с. 41].

Успех проблемного обучения зависит от умения преподавателя организовать познавательную деятельность. Роль преподавателя становится более сложной. Он должен уметь формировать интерес учащихся к учёбе. Значительное влияние на процессы познавательной деятельности имеет готовность студентов к постоянному самообразованию. Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей невозможно без проблемного обучения. Творческие способности реализуются через проблемную деятельность.

По мнению Бабанского Ю.К. «Проблемность в обучении заложена в любом научном обоснованном методе и в любой форме организации учебного процесса. Оно направлено на такую организацию и методику учебного процесса, при которой учащиеся творчески ищут ответы на интересующие их вопросы и пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний» [2, с 47].

Т. В. Кудрявцев считает, что проблемные ситуации можно создавать различными способами:

  • показывая несоответствие нового факта известному знанию;
  • сравнивая противоположные мнения об одном факте;
  • показывая невозможность использования теоретических знаний в определенных нестандартных ситуациях;
  • побуждая к прогнозированию дальнейшего развития событий законченного произведения или их развертывания в иных условиях;
  • давая задание сравнить несравнимые на первый взгляд факты и тому подобное. О разновидностях способов создания и путях решения проблем существует большое количество литературы [8, с.9].

В работах Ю.К. Бабанского к основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация» [2, с.8].

Проблемная ситуация - это ситуация, в которой есть из нескольких возможных решений. Она обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся. Для решения ситуации необходима одна из форм поиска несоответствий и постановки новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему. Задача преподавателя состоит в том, что бы создавать такое содержание занятий, которое заставит студента или ученика размышлять и находить самому ответы на поставленные вопросы.
Обратимся к примерам.

Пример №1. «География России. 8-9 класс».

Восточная Сибирь – регион развитой лесной промышленности. Для дальнейшего развития этой отрасли в регионе необходимо выбрать место для строительства нового лесопромышленного комплекса. Две группы специалистов предлагают свои варианты

Вариант 1. Расположить предприятие в городе Северобайкальске. Строительство комбината сократит безработицу в городе. Рядом расположены большие лесные массивы и несколько ГЭС, что обеспечит комбинат необходимыми ресурсами. Производство бумаги обеспечат водные ресурсы Байкала.

Вариант 2. Размещение предприятия перенести в город Минусинск на берегу Красноярского водохранилища и расширить при этом мощности уже имеющегося предприятия

Выберите решение и обоснуйте его.

Наиболее благоприятная ситуация для создания проблемной ситуации появляется тогда, когда учащийся не знает как выполнять проблемное задание, ответить на вопрос.

Пример №2. «География 8-9 класс».

Объясните, с точки зрения законов физики, причины возникновения парникового эффекта на Земле.

Для решения этого вопроса необходимо выбрать и проанализировать один из физических законов и объяснить его влияние.

Проблемная ситуация возникает и потому, что на разных этапах освоения программного материала, получает знания разного уровня. Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты.

Пример №3. «География 10-11 класс».

Страны Европы испытывают проблемы дефицита трудовых ресурсов.

- Какие варианты решения этой проблемы вы можете предложить?

- Возможно ли решить проблему сокращения трудовых ресурсов за счет миграции населения из других регионов мира?
Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах. Творческий учитель желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Только от заинтересованности учителя в результатах своего труда зависит переход к проблемности как системе познания. Для этого необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. При этом следует понимать что при проблемном обучении весь материал учащиеся усваивают не только путем самостоятельного решения проблем. В обучении имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений.

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

 - Формировать у учеников необходимый для обучающегося объема ЗУН.

 - Развить творческое мышление и навыки самообразования, самообучения.

- Формировать исследовательскую активность студентов и учащихся.

 Методика проблемного обучения имеет и ряд недостатков:

- затруднения в формировании практических навыков;

- уменьшается время для усвоения нового материала;

- метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного обучения может успешно использоваться в современной педагогике как одна из оптимальных форм отвечающих требованиям ФГОС.

Основными способами создания проблемных ситуаций могут быть следующие.

- Изложение нескольких противоречивых фактов по теме и задать проблемный вопрос.

Пример №4. «География 10-11 класс».

Почему по размерам запасов природного ресурса нельзя судить об обеспеченности страны этим видом ресурса? Какие еще данные для анализа ресурсообеспеченности необходимо использовать?

- Ученикам предлагается задание, при решения которого, возникают противоречивые мнения;

 Пример №5. «География 10-11 класс».

 Проанализируйте и объясните слова великого немецкого географа А. Гумбольдта «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни».

- задание или пример с ошибкой, которую невозможно решить из-за недостатка знаний;

 Пример №6. «География 9-10 клас».

 В странах Африки высокий естественный прирост населения. Однако это не способствует экономическому развитию стран. Чем это можно объяснить? Недостающие факты можно найти, если проанализировать половозрастные пирамиды стран в Африки из Интернета.

- предложить учащимся проанализировать ситуацию с точки зрения разных профессий.

 Пример №7. «География 9-10 класс».

 Крымские горы покрыты лесами, однако заготовка древесины не ведется. Почему? Объясните причины с точки зрения: эколога, гидролога, биолога, экономиста.

 Этапами решения проблемной ситуации являются:

1. Сформовать проблему (гипотезу).

2. При работе с различными источниками информации найти недостающие факты, данные.

3. Проанализировать данные и проверить решение ситуации в беседе, дискуссии, обсуждении, составлении схемы и др.

Постановка перед обучающимися проблемных ситуаций способствует стремлению разрешить их, тем самым мы способствуем развитию творческих способностей личности, способной к поиску новых решений. Войдя в жизнь, обучающийся будет более защищён от стрессов, будет иметь свое собственное мнение, научится отстаивать свои мнения и решения, а именно эти навыки необходимы современному молодому человеку.

Рассмотрев основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках, можно сделать следующие выводы:

1. Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог опытный преподаватель ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения. 2. В современной школе проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мыслительных процессов обучающихся и развивает интеллектуально-речевые навыки. 3. Решение учебной проблемы является результатом активного мыслительного процесса: сопоставления фактов, поиска новых знаний, выдвижение гипотез, обоснование своих выводов и решений. 4. Проблемными являются практически все первые уроки любой темы. Мастерство учителя может заинтересовать учащегося на изучение всей темы и активизировать его мышление. 5. Проблемное обучение может легко сочетает индивидуальные и коллективные формы работы и расширяет возможности индивидуального обучения. 6. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.


Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- 3е издание, М. Просвещение, 2015- 302 c.
2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 2007 – 121 c.
3. БейзеровВ.А. Проблемное обучение.// Образование в современной школе.-2010.-№12.-с.48-52.
4. Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе.-Б.М.-2011.-№12.-с.48-52.
5. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2012. - http // eidos.ru // journal // htm
6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. // http: // www.eidos.ru / journal / 2012/ 0505.htm
7. Кондаков А. М, Кузнецов А. А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М: Просвещение, 2009 – 85 с.
8. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.: Знание, 2011. - 80 с.
9. Максимова В. Н. Проблемный подход к обучению в школе. - СП.: Методическое пособие по спецкурсу, 2011. - 80 с.
10. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 2010. - 240 с.
11. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2014 – 121 с.
12. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа, 2010. - 392 с.
13. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. - М., 2012 – 95 с.
14. Муштавинская И. В. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). -- Пермь: Меркурий, 2012. - С. 19-24.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., Народное образование,2015 - 213 с.

Расскажите о нас своим друзьям: