Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (44) Март 2020

УДК 37.013

Дата публикации 30.03.2020

Использование инновационных технологий в обучении специалистов авиационного профиля

Чумичёв Алексей Николаевич
Ст. преподаватель кафедры конструкции и эксплуатации АТ, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, РФ, г. Краснодар, d.a.123.64@mail.ru
Озеров Александр Сергеевич
курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, РФ, г. Краснодар, ozerovposad@mail.ru
Стародубцев Антон Павлович
курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, РФ, г. Краснодар, d.a.123.64@mail.ru

Аннотация: Целью данной научной работы является исследование существующих инновационных методов и возможности их внедрения в образовательный процесс авиационного вуза, а также интеграции их с традиционными методами обучения. В статье рассмотрены инновационные методы обучения, которые могут применятся при обучении курсантов-летчиков, обосновано их преимущество по сравнению с существующими методами. Особое внимание уделено информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ), представлена классификация автоматизированных учебных курсов (АУК) и рассмотрена структура конкретного автоматизированного учебного курса для обучения специалистов авиационного профиля.
Ключевые слова: курсанты, инновационные методы обучения, информационно-коммуникативные технологии, автоматизированный учебный курс, активные методы обучения, технические средства обучения

Use of innovative technologies in training aviation specialists

Chumichev Alexey Nikolaevich
St. teacher of the Department of construction and operation at Krasnodar higher military aviation school of pilots, Russian Federation, Krasnodar
Ozerov Alexander Sergeevich
cadet of the Krasnodar higher military aviation school of pilots, Russian Federation, Krasnodar
Starodubtsev Anton Pavlovich
cadet of the Krasnodar higher military aviation school of pilots, Russian Federation, Krasnodar

Abstract: The purpose of this research is to study the existing innovative methods and the possibility of their implementation in the educational process of an aviation University, as well as their integration with traditional teaching methods. The article considers innovative methods of training that can be used in the training of pilot cadets, justifies their advantage in comparison with existing traditional methods. Special attention is paid to information and communication technologies (ICT), the classification of automated training courses (ATC) is presented, and the structure of a specific automated training course for training aviation specialists is considered
Keywords: cadets, innovative teaching methods, information and communication technologies, automated training course, active teaching methods, technical training tools

В условиях динамичного развития современных Вооруженных Сил Российской Федерации, особенностью которого является повышение сложности и напряженности профессиональной деятельности военных летчиков, возникает необходимость подготовки специалистов, отличающихся высоким уровнем профессионализма, способных адаптироваться к актуальным условиям и требованиям [1, с. 27]. В данной связи все более острым становится вопрос качества обучения курсантов в авиационных вузах с применением современных методов и технологий.

Согласно реализуемой в настоящее время в России концепции модернизации высшего образования его основная цель заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, компетентных, ответственных, владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к постоянному профессиональному росту и готовых к профессиональной мобильности [2, с. 368].

Проблемы высшего образования заставляют искать новые возможности в развитии образования. Использование инновационных технологий предлагает такие возможности в сфере образования, которые в полной мере соответствуют мировым тенденциям. Сложность учебно-воспитательного процесса, множественные связи между его составляющими порождают необходимость системного подхода с целью выработки интегральной теории обучения. Компьютерные технологии и мировые телекоммуникационные сети меняют возможности формального обучения в аудиториях. Использование таких технологий, позволяет в максимальной степени учитывать интересы обучающихся, широко применять наилучшие образовательные ресурсы, обеспечивая неограниченное образовательное пространство.

С того момента, как братья Райт совершили первый управляемый полет 17 декабря 1903 года и начали преподавать искусство пилотирования, было заложено начало первого этапа сферы подготовки авиационного персонала, заключающегося в традиционном теоретическом обучении и летной подготовке [3, с. 95]. Но в настоящее время традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Сегодня основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпускать из вуза специалистов, получивших подготовку высокого уровня, но и включить их уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной профессиональной среды, сделать их способными к принятию адекватных решений [4, с. 787].

Анализ текущего состояния российского образования показывает, что оно в настоящее время немыслимо без инновационных процессов и нововведений. Творческий подход к учебному процессу способствует появлению новых инновационных технологий обучения, которые наиболее оптимально адаптируются под практико-ориентированное обучение [5, с. 24].

В образовательной среде авиационного вуза инновационный подход к обучению создает условия для формирования и закрепления у курсантов профессиональных знаний, умений и навыков, способствует развитию профессиональных качеств будущих специалистов.

Для достижения обучающимися высокого уровня подготовки необходимо решить две главные проблемы: обеспечить им возможность получения глубоких теоретических знаний и разработать новые подходы к организации их аудиторной и самостоятельной работы. Современные средства информационно-коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образования, играют большую роль в формировании новой системы образования. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования [2, с. 368]. Использование информационных технологий повышает мотивацию к обучению, стимулирует познавательный интерес, повышает эффективность самостоятельной работы [6, с. 44].

Обязательными условиями организации интерактивного обучения следующие: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и обучающимися; демократический стиль преподавания; сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой; включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности курсантов, их мобильность; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся. Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность [7, с. 22].

В настоящее время существует большое количество разнообразных интерактивных курсов, разработанных для обучающихся. Автоматизированный учебный курс - это компьютерное средство обучения в объеме логически завершённого учебного элемента содержания (курс, раздел, тема, учебный вопрос, понятие), в котором интегрированы (полностью или частично) этапы обучения [8]. Он предназначен для индивидуальной выработки простых и сложных умений, а также закрепления и углубления знаний теории и алгоритмов действий.

Автоматизированные учебные курсы можно классифицировать на обучающие, информационные и контролирующие.

 

Обучающие курсы, применяемые на этапе обучения для выработки умений, содержат описание последовательности выполнения действий и справочные данные. Прежде всего, обучающие курсы позволяют ускорить процесс выработки алгоритмизированных умений. Это достигается, в первую очередь, возможностью многократного воспроизведения обучающимися одних и тех же действий в короткие сроки. При работе с обучающим курсом активно работает зрительная память, что ускоряет темп механического накопления знаний и умений. Курсы позволяют эффективно реализовать принцип обучения от простого к сложному и могут использоваться обучающимися в любое удобное для них время.

 

Информационные курсы предназначены для выдачи курсантам необходимой им учебной информации. Они могут использоваться на занятиях в комплексе с обучающими курсами или во время самостоятельной подготовки.

 

Контролирующие курсы предназначены для проведения быстрого и сложного контроля уровня усвоения знаний теории и алгоритмов действий. По своей структуре они просты и не содержат вспомогательного справочного материала независимо от этапа обучения, на котором они применяется. С их помощью осуществляется промежуточный, рубежный и итоговый контроль знаний.

Использование АУК в образовательном процессе предусматривает его интеграцию с системами управления обучением и образовательным контентом. Это обеспечивает возможность организации индивидуальной поддержки преподавателем образовательной деятельности каждого курсанта на основании информации о результатах его продвижения по учебному материалу; организации сетевого взаимодействия обучающего и обучающихся для формирования навыков учебного сотрудничества, коммуникативной компетентности; индивидуальной (или коллективной) рассылки заданий от преподавателя к курсанту. При этом преподаватель получает возможность управлять процессом обучения. Показатели успеваемости учебной группы позволяют включить в последующее обучение повторение той или иной структурной единицы для достижения максимального образовательного эффекта.

В процессе обучения летчиков АУК позволяет имитировать различные полётные ситуации, а иллюстрирование работы систем и, в частности, отдельных их элементов, позволяет курсантам сформировать логическое мышление и необходимые навыки, которые на практике позволят грамотно эксплуатировать воздушное судно на конкретных этапах полёта, распознавать отказы функциональных систем по набору признаков, правильно и своевременно действовать в нештатных ситуациях [9, с. 301].

Использование в учебном процессе военного вуза автоматизированного-учебного курса позволяет: интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс; значительно активизировать познавательную деятельность, повысить ее стимулирующую составляющую; реализовать в процессе самостоятельной работы индивидуальный темп усвоения учебного материала, обеспечивая при этом высокую мотивацию в получении знаний и навыков; производить оперативный контроль над ходом усвоения учебного материала, формирования навыков и умений; диагностировать уровень подготовки каждого курсанта, а также группы в целом, что обеспечивает достаточно объективную оценку обучающихся и хорошую информированность преподавателя [10, с. 58].

Основной единицей АУК является информационный кадр. Информационный кадр АУК подразделяется на два вида: обучающий кадр и контрольный кадр. Обучающий кадр представляет собой совокупность текстового, графического, видео и (или) звукового материалов, которые отображаются на экране компьютера или выводятся на интерактивную доску.  Контрольный кадр позволяет оценить уровень усвоения полученного материала. В зависимости от типа вопроса, данный кадр может иметь различное содержание: выбор текстового ответа; выбор графического ответа; поиск нужной области на изображении; ввод текстовой строки; цепочку ответов, которая подразумевает последовательный перебор вариантов текстовых, графических ответов или соответствующих областей на изображении или в тексте. Имеются разделы для проверки знаний, такие как: допуск к занятию; зачет или экзамен. Для контроля текущей успеваемости курсанты могут ознакомиться с результатами контроля.

В специально отведенной аудитории располагается несколько учебных мест: управляющая программа обучающегося и управляющая программа инструктора-преподавателя. При помощи управляющих программ достигается автоматизированный процесс настройки системы индивидуального обучения в составе учебного компьютерного класса и контроля проведения различных видов занятий.  Место обучающегося предназначено для решения определенных задач, таких как: вход в систему по индивидуальному паролю; настройка учебного курса для каждого обучающегося по составленному плану преподавателя; представление пользователю учебного материала в виде информационных кадров с возможностью изучения их в различной форме; промежуточный и итоговый контроль знаний с системой оценивания; хранение и вывод статистической информации об изученном материале и о результатах контроля.

Использование учебных курсов совместно с интерактивной доской позволяет курсантам при отсутствии достаточного количества учебных пособий и невозможности демонстрации действия, например, основных функциональных систем самолета и двигателя, изучить учебный материал в объеме достаточном для грамотной эксплуатации воздушного судна, в соответствии с руководством по летной эксплуатации [11].

Использование специализированных стендов, помогает преподавателю отразить сущность работы конкретной функциональной системы, а курсантам лучше понять принцип действия определенной схемы и избавиться от лишних вопросов, которые возникают при изучении учебного материала с использованием печатных изданий.  Также АУК помогает устранить проблемы с пониманием специальной терминологии, явлений и процессов, что повышает качество изучения учебного материала. Для этого устройство и работа системы отображаются на структурной или функциональной схеме, построенной с помощью компьютера. При этом схема содержит не только систему в целом с ее функциональными связями, но и демонстрирует работу отдельных элементов, а также сущность происходящих в них процессов.

Для лучшего усвоения материала преподавателем могут также использоваться активные методы обучения, которые по сравнению с традиционными методами имеет некоторые особенности:

  • обеспечивается вынужденная активность - преподаватель принуждает курантов быть активными независимо от их желания;
  • активность является долговременной;
  • преподаватель взаимодействует с обучающимися с помощью прямых и обратных связей;
  • широко используется самостоятельная творческая деятельность курсантов.

Наиболее эффективным примером использования активных способов является лекция с элементами опроса (с использованием обратной связи). Преподаватель рассказывает материал и время от времени задает вопросы курсантам на тему, которую объяснял некоторое время назад. Это стимулирует обучающихся внимательнее слушать лектора, дает возможность оценить правильность восприятия информации и еще лучше закрепить материал.

Также хорошие результаты достигаются при использовании визуальной лекции. Она обеспечивает передачу учебного материала с помощью наглядности. Под наглядность понимается свойство учебного материала, способствующее созданию образов в сознании обучающегося [12]. Содержание лекции усваивается лучше, если оно основывается на образах, знакомых аудитории. Здесь могут использоваться презентации с фотографиями и схемами, видеозаписи, иллюстративный и раздаточный материал.

Наиболее опытные преподаватели могут построить свое занятие в виде лекции-«провокации», которая является одним из составляющих, так называемого, «проблемного метода обучения». Такое занятие проводится после предварительного оповещения обучающихся о наличии умышленных ошибок. Необходимо заинтересовать курсантов в их нахождении, тогда стремление найти ошибку активизирует познавательный интерес к содержанию лекции и обеспечивает внимание на занятии.

К активным методам обучения также можно отнести метод разыгрывания ролей, в котором предполагается наличие общей задачи (проблемы) участников игры, выполняющих разные роли, например, роли членов экипажа, при решении этой задачи. Моделируется ситуация, требующая слаженных действий участников игры, ведётся дискуссия, а также могут отрабатываться определенные действия на тренажёре, стенде или другом симуляторе рабочего места экипажа.

Также необходимо отметить, что при проведении занятий с использованием вышеприведенных методов активного обучения необходимо основываться на принципах наглядности и визуализации. Наглядность и визуализация в обучении обладает существенным потенциалом как средства активизации познавательной деятельности обучающихся, причем не только в силу воздействия на ведущую систему восприятия информации – зрительную, но и ввиду возможностей включения наглядных материалов в систему взаимодействия преподавателя с обучающимися на основе методов активного обучения. В контексте образовательного процесса активные средства визуализации – это носители учебной информации, обеспечивающие диалоговое взаимодействие между обучающимися и источниками учебного материала (наглядными пособиями). Данный «диалог» может осуществляться напрямую или опосредованно через преподавателя. В настоящее время известно большое число визуальных средств передачи информации, таких как доска, плакаты, схемы, мультимедийный проектор, демонстрационные модели, действующие модели, экран/монитор компьютера, интерактивная доска и т.д. Исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и усиливает эмоциональное воздействие материала на обучающегося, позволяет активизировать умственную деятельность и глубже проникать в сущность изучаемых явлений.

Для повышения качества учебно-воспитательного процесса также разумно использовать различные технические средства обучения (ТСО). В зависимости от возможностей это могут быть различные проекторы со звуковоспроизводящей аппаратурой, лабораторные установки, учебные образцы техники, тренажеры, компьютеры или даже целые подготовленные аудитории.

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что в современных условиях развития высшего военного образования интеграция традиционных и инновационных методов обучения курсантов является одной из основных задач профессорско-преподавательского состава. Внедрение современных инновационных методов обучения - трудоемкий и творческий процесс, неотъемлемая часть профессиональной деятельности каждого преподавателя. Немногим даётся нелегкое «искусство» заниматься подобным творчеством, которое приобретается по крупицам вместе с методическим ростом преподавателя, его умением анализировать и искать пути совершенствования.


Список литературы

1. Дмитренко А.Ю. Педагогические условия формирования профессиональной ответственности у будущих военных летчиков // Вопросы педагогики.  2019. № 9. С. 27-33.
2. Коваль Р.В., Гончарик К.В., Голиковская К.Ф., Баженова И.В. Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества обучения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. С. 368-369.
3. Захарова О.Г. Концепции электронного обучения в сфере подготовки авиационного персонала // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 199. С. 95-100.
4. Шумакова Н.В. Инновационные технологии в системе профессиональной подготовки студентов // Молодой ученый. 2013. №5. С. 787 789. URL https://moluch.ru/archive/52/6950/ (дата обращения: 12.03.2020).
5. Лаптева С.В., Воробьева Т.И. Инновационные технологии в подготовке конкурентоспособных специалистов. Инновационные технологии в образовании: Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 30 ноября 2016 г.) / Под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТИУ, 2017. С. 23-25.
6. Каримова Д.А., Жумаева Э.Ш., Халилова Л.М. Инновационные технологии преподавания. Материалам XIV Международной научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательном процессе» (29 ноября 2016 года). / Под редакцией Л.А. Дремовой. Курск, 2017. С. 44-46.
7. Егорова Г.И., Ильина Т.В. Интерактивное обучение в высшей школе как условие реализации ФГОС нового поколения. Инновационные технологии в образовании: Материалы IV Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 30 ноября 2016 г.) / Под ред. С.М. Моор. Тюмень: ТИУ, 2017. С. 21-23.
8. Косачевский С.Г. Возможности применения новых информационно-образовательных технологий для совершенствования профессиональной подготовки летного состава // Научный вестник Московского государственного технического университета. 2006. № 97. С. 118 122.
9. Дмитренко А.Ю. Преодоление языкового барьера при формировании профессиональных компетенций у курсантов иностранных государств с использованием в процессе обучения автоматизированного учебного курса // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № S1. С. 300-301.
10. Асанов Д.С. IT-технологии в военном образовании и военной науке: существующие проблемы и пути их решения // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 5(9). С. 57-59.
11. Иванова М.О. Перспективы развития образовательных технологий при подготовке специалистов авиационного персонала // Креативная экономика. 2019. № 10. С. 1919-1928. doi: 10.18334/ce.13.10.41201.
12. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2012. С. 124-129.

Расскажите о нас своим друзьям: