Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 372.8

Дата публикации 25.09.2017

Интегрированные уроки в современной школе (на материале русского языка и музыки)

Остапчук Наталья Андреевна
Студентка второго курса магистратуры Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Остапчук Елена Николаевна
Учитель музыки высшей категории, ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28», РФ, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматривается интегрированный урок русского языка и музыки как часть образовательного процесса. Предложены упражнения для каждого учебного предмета, способствующие подробному изучению общей темы.
Ключевые слова: интегрированный урок, урок русского языка, урок музыки, система упражнений, тестовые задания

Integrated lessons at modern school (on the material of the Russian language and music)

Ostapchuk Natalya Andreevna
Second -year student of a magistracy Institute of philology, journalism and intercultural communication, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-don
Ostapchuk Elena Nikolaevna
The music teacher of the highest category, GKOU RO «Boarding school in Rostov № 28», Russia, Rostov-on-don

Abstract: The article discusses the integrated lesson of the Russian language and music as part of the educational process. The exercises for each training subject, contributing to a detailed study of a common theme are suggested.
Keywords: integrated lesson, Russian language lesson, music lesson, exercises, tests

Образовательная среда, наряду с другими сферами общественной жизни (социальной, политической, экономической и т.д.), старается идти в ногу со временем и постоянно обновляется. Актуальными  становятся новые формы и методы работы на уроках, которые позволяют сделать образовательный процесс более эффективным и увлекательным. Учителя находятся в постоянном поиске материала, способного заинтересовать учеников изучаемым предметом, расширить их кругозор, воспитать культурную и всесторонне развитую личность. Одним из современных видов учебной работы, отвечающим данным требованиям, являются интегрированные уроки.

Интеграция в образовании – это объединение нескольких учебных дисциплин при изучении одной общей темы, понятия явления. Благодаря интегрированным урокам, проводимым в школе, ученики могут распознать межпредметные связи, пронизывающие все учебные дисциплины. Так, интеграция способствует активизации умственной активности учащихся, тренирует навыки поиска, сравнения и анализа материала.  Кроме того, интегрированные являются необычной формой работы, которая оказывает влияние на мотивацию школьников, их внимательность и, как следствие, снижение утомляемости на занятиях.

В рамках данного исследования рассматриваются возможности интеграции русского языка и музыки.   Построение интегрированного урока стало возможным благодаря наличию общей темы: сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» (русский язык) и балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского (музыка).

Текст сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»  может быть использован в качестве материала для работы на различных языковых уровнях, а именно фонетическом, лексическом, грамматическом и синтаксическом.  Составленные упражнения направлены на формирование различных умений, над которыми проводится последовательная работа на уроках русского языка. В представленную систему упражнений включены задания разной сложности, а также предложены творческие задания, отмеченные «*».

  1. Фонетические упражнения
    • Укажите правильное ударение в следующих словах:

колокóльчик, механѝзм, эскадрóн, красѝвее, позвонѝл.

  • Выпишите все гласные звуки. Охарактеризуйте каждый из них. Проведите фонетический анализ слов.

Комнату – … .

Прекрасная – … .

Счастливые – … .

  • Подберите парные согласные звуки (по глухости/звонкости, твердости/мягкости).

Друг – … .

Спокойно – … .

Мастер – … .

  • Выделите слова, в которых все согласные звуки твердые/мягкие, глухие/звонкие.

Кони, будто, могла, шитый, галопом, платьице, живой, стол, опять, ширма, изящно.

  • Найдите слова, в которых подряд следуют два/три согласных звука. Дайте характеристику каждому из них. Приведите свои подобные примеры.

Скромно, стрелять, братец, вздумается, проскакать, чистый, сестра, пестро, складной и др.

  • Первый ученик называет глухой звук, а второй парный звонкий:

[д][т][б][п][з][с] и т.д.

  • Первый ученик называет гласный звук, а второй слово, где он находится в ударной позиции:

[е] – блѐск, [у] – минýта, [о] – вздóх и т.д.

  1. Лексические упражнения
    • Объясните значение следующих слов и словосочетаний:

маленький, сухонький человечек; великий искусникзатейливая игрушка, нынешний год, сладкий марципангнедойконь, благостная рука.

  • Подберите к перечисленным словам синонимы, антонимы.

Радость – … .

Глубоко – … .

Мало – … .

Вперед – … .

Недовольный – … .

Раньше – … .

Длинный – … .

Навсегда – … .

Сияние – … .

Красивый – … .

  • Составьте верный синонимический ряд из предложенных слов, поясняя их расстановку и соблюдая необходимую иерархию.

Одежда – платье – ширма – шляпа – шлейф – юбка – костюм – колпак – пуговицы – рейтузы – плащ.

Гостиная – комната – спальня – коридор – прихожая – зал.

Бутоны – дерево – зелень – цветы – елка – плоды.

  • Найдите устаревшие слова в тексте. Постарайтесь объяснить их значение.

Сюртук, передник, кавалерия, гусары, мундир, камзол, доломан, кушак, щегол, господин, вассал и др.

  • Объясните значение выражений. Назовите используемые средства художественной выразительности. Предложите ситуации, в которых могут быть использованы данные выражения.

Обомлеть от восторга – … .

Любоваться всласть – … .

Вышколить зверя – … .

Золотые руки – … .

Оскалил два ряда зубов – … .

Она зарделась – … .

Клевать носом – … .

Тронуть до глубины души – … .

  • Найдите в тексте многозначные слова. Составьте с ними словосочетания/предложения, которые раскрывают их значения.

Инструменты – … .

Лента – … .

Сторона – … .

Замок – … .

Тон – … .

Ножки – … .

  • Первый ученик называет слово, а второй подбирает к нему синоним/антоним.
  • Игра «Снежный ком» – составление синонимического ряда.
  • Первый ученик называет устаревшее слово, а второй подбирает современный эквивалент.
  • Ученик у доски раскрывает значение устаревшего слова (не называя его), а класс отгадывает.
  • Первый ученик называет устаревшее слово из текста, а второй пишет его значение на доске. Один ученик пишет слово на доске, а класс записывает толкование в тетради. Затем сравниваются варианты.
  1. Грамматические упражнения

3.1. Разберите предложенные слова по составу.

Размахивали – … .

Белоснежный – … .

Прозвенел – … .

Натурально – … .

Прохаживающиеся – … .

Множество – … .

Благовоспитанный – … .

Миловидный – … .

3.2. Подберите однокоренные слова.

Столешница – … .

Зонтичком – … .

Мастер – … .

Конюшня – … .

Человечки – … .

3.3. Определите способ образования предложенных слов. Распределите слова по группам, в соответствии с их способом образования.

Сестренка, прехорошенькие, солдатики, проронить, чудилось, пробормотал, дошли, манило, заберу, засияла, разгрыз, нарядный, постукивали, обсахаренные, прескверный.

  • ¬ – … .
  • ^ – … .
  • ¬ и ^ – … .

3.4. Выделите корень в словах. Составьте все возможные слова с данными корнями.

Конюшня, мама, дети, охотно, склад.

3.5. Определите части речи слов. Распределите все перечисленные слова в соответствующие колонки.

Человечек, его, из, старший, капризничать, красота, тихие, сомневались, чудно, глубоко, три, что, или, мне, им, карман, ножка, противный, сказала, в, нетрудно, первый, а, под, без, но, первый, думать, чудесных, их, он, родители, подарят, сегодня, двадцать четвертое, и, спокойно, на.

Имя существи-тельное Имя прила-гательное Глагол Наречие Имя числи-тельное Местоимение Союз Предлог
               

3.6. Выделите имена собственные и нарицательные. Определите разряды.

Фриц, Мари, шепот, кукла, Дроссельмейер, посуда, подарок, Трудхен, Христос, Луиза, облако, платье, удовольствие, Щелкунчик, окно, книжки, Пирлипат, направление.

3.7. Распределите слова группам. Составьте пары слов.

Ладоши, крестный, сад, озеро, лебеди, песни, девочка, любимец, офицеры, добродушие, борода, улыбка, потеха, родители, взгляд, сапоги, кроватки, скорлупа, услуги, шкафы.

Единственное число Множественное число
Ладонь Ладоши
Крестный Крестные

3.8. Охарактеризуйте имена числительные. Объясните особенности их написания. Просклоняйте предложенные слова.

Двадцать четвертое – … .

Первый – … .

Двенадцать – … .

Семь – … .

Сорокавосьмифунтовая – … .

3.9. Найдите и назовите орфограммы в следующих словах:

Коробочка, крестный, ленточки, серебряный, маршируют, сердце.

  • Первый ученик называет слово в единственном числе, второй во множественном.

Дети – … .   

Жеребец – … .

  • Разберите слова по составу. Объясните разницу между словами. Приведите свои примеры.

Часовой – часовщик.

  1. Синтаксические упражнения

4.1. Выделите основу предложения. Составьте схему. Составьте собственные предложения по данным схемам.

Тут она увидела, что шкаф странно светится и в нем идет какая-то возня и суетня.

В тот же миг все словно прахом рассыпалось, а Мари почувствовала боль в левом локте, еще более жгучую, чем раньше, и без чувств повалилась на пол.

4.2. Восстановите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания.

А в шкафу что-то загремело и затрещало и Мари увидела как разом открылись все коробки в которых были расквартированы войска Фрица и солдаты выпрыгнули из них прямо на нижнюю полку и там выстроились блестящими рядами. 

И тут же пищали и визжали мышиный король и мыши а потом снова раздавался грозный и могучий голос Щелкунчика командовавшего сражением.

Эти бравые, очень пестрые и нарядные великолепные полки составленные из садовников тирольцев тунгусов парикмахеров арлекинов купидонов львов тигров мартышек и обезьян сражались с хладнокровием отвагой и выдержкой.

4.4. Трансформируйте сложносочиненное предложение в сложноподчиненное и наоборот.

Куклы беспорядочно бегали взад и вперед и размахивали ручками.

Едва Щелкунчик прыгнул на пол, как вновь поднялся визг и писк.

4.5. Найдите в тексте предложения с придаточными места/времени/цели/причины/уступки/сравнения и т.д.

4.6. Составьте предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные), используя любые четыре слова из предложенных.

Орехи, щелкает, твердый, твой, корона, мышь, дело, строй, сестра, хохотать, челюсть, очаровательный, ласковый, кукла, стекло, изделия, яркий, картина, прозрачный, год, новый, спать, уходить, стена, угощение, умение, застолье, рождество.

  • Первый ученик называет основу предложения, а второй составляет с ней собственное предложение (сложносочиненное или сложноподчиненное).
  • Первый ученик читает начало предложения из текста, а второй придумывает конец.
  • Первый ученик зачитывает предложение, а второй ученик записывает его на доске, самостоятельно расставляя знаки препинания.
  1. Обобщающее задание может заключаться в следующем: необходимо исправить все имеющиеся ошибки в тексте (замена строчной буквы на прописную и наоборот; постановка знаков препинания; замена слов; согласование частей речи; замена частей речи; повтор слов; и т.д.).

Теперь Кароль, казалась, могла бы понять, что лучшие было, выпить колвасу без сало и оставить в пакое мышильду со всей ее запечной радня но о том отцы принцесы пирлипат не подумала – он напросто-просто свалил всю вену на придворную Часовщика и чудодея Христиана Элиаса дроссельмейера из Нюрнберга и отдала мудрая приказы «Дроссельмейеру должен в течение месяца вернуть принцеске Пирлипат ее прежную облик или по крайней мере указать верной к тому Средства – в противном случае он была бы продан пазорной смерти от руки полоча».

дроссельмейер не на шутку Перепугалася. Однако он полажылся на свое уменье и счастие и тотчас же приступил к первой апирацие, каторую почитал необходимая. Он очень ловкий разобрал принцессу Пирлипат на части, вывинтили ручки и ношки и осмотрели внутренее устроство, но к сожалению он убедИлася что с возростом принцеса будет все безобраснее, и незнал как помоч беде. Он опять сторательно сабрал пренцессу и впал в уныние окало ее Калыбелей от которой не смел отлучатся.

Шло уже четвертая неделя, наступила середа, и Король, сверкая в гневе очами и потрисая Скепитром, заглянул в деткую к пирлипат и васкликнули:

– Христиан элиас Дроссельмейер, вылечи Принцесу, не то тебе не сдобровать!

дроссельмейер принялся жалабно плакала, а принцесса Пирлипат тем временами весело щолкала орешеньки. Впервые часавых дел мастерки и чудодея порозила ее необычайное любовя к орехам и то обстоятельство что она появилась на свет уже с зубми. В самом дел после привращение она кричал без умолкать, пока ей случаЙно не попался орешек; Он разгрызла его, съела ядрышко и сейчас же угаманилась. С тех пор няньки то и дело унимали Ее орехам.

Таким образом, становится возможным использование текста сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» на уроках русского языка с целью изучения разноуровневого учебного материала. В представленных фонетических упражнениях проводится работа над пониманием постановки ударения в русском языке, характеристикой гласных и согласных звуков. В рамках лексических упражнений рассматриваются вопросы о смысловом содержании отдельных слов и словосочетаний, устаревшая лексика, проблемное разграничение многозначной лексики,  явления синонимии и антонимии  уделяется внимания средствам художественной выразительности. В грамматических упражнениях анализируется словообразование, уделяется внимание отдельным морфемам, рассматривается частеречная принадлежность слов русского языка, проводится работа над отдельными грамматическими категориями. Используемые синтаксические упражнения направлены на систематизацию знаний о построении предложений и его структуры (в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), а также основы русской пунктуации. В качестве обобщающего задания используется текст, который необходимо восстановить, ориентируясь на весь пройденный материал. Творческие задания, включенные в состав данной системы упражнений, направлены на формирование коммуникативных навыков (работа в парах, группах). Данные задания делают процесс обучения более интересным и динамичным, способствуют активному запоминанию учебного материала и  дают возможность учащимся поделиться своими знаниями с товарищами.

В то же время на уроках музыки, изучая творчество русского композитора П.И. Чайковского обучающиеся знакомятся с балетом «Щелкунчик», в основе которого находится сюжет сказки Э.Т.А. Гофмана. Для закрепления полученных знаний  предлагаются тестовые задания разных видов, а именно выбор правильного ответа из предложенных, установление соответствий между понятиями, логические задания.

Тест «П.И. Чайковский  балет «Щелкунчик»

Вариант 1

  1. П.И. Чайковский сочинил:

а) 1 балет;                    б) 3 балета;                     в) 5 балетов.

  1. Балет «Щелкунчик» является:

а) 3-м балетом;            б) 1-м балетом;              в) 5-м балетом.

  1. Почему П.И. Чайковский написал балет «Щелкунчик»?

а) принял решение сам;

б) подсказали идею друзья;

в) получил заказ от дирекции Императорских театров.

  1. Балет написан на сюжет сказки:

а) А.С. Пушкина;          б) Г.Х. Андерсена;          в) Э.Т.А. Гофмана.

  1. Премьера балета состоялась в:

а) 1889 году;                 б) 1892 году;                   в) 1896 году.

  1. Есть сведения, что на премьере балета привлёк внимание публики инструмент:

а) челеста;                     б) орган;                          в) арфа.

  1. Основная идея балета – это:

а) непрерывность музыкального развития;

б) борьба за человека и против всего, что его угнетает;

в) торжество добра над злом.

  1. В балете:

а) 2 акта, 3 картины;   б) 3 акта, 3 картины;      в) 4 акта, 3 картины.

  1. Премьера состоялась в:

а) Большом театре;     б) Мариинском театре;   в) Театре Современник.

  1. Определите танцы, которые вошли в балет:

а) Шоколад;        б) Воздух;       в) Кофе          г) Чай;        д) Квас.

Ключ к первому варианту теста:

1 – б

2 – а

3 – в

4 – в

5 – б

6 – а

7 – в

8 – а

9 – б

10 – а, в, г

Вариант 2

  1. Установите соответствие между именами и фамилиями:
Петр Ильич Ершов
Петр Павлович Чайковский
  1. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений:
  1. Балет «Щелкунчик»
Чайковский 2. Опера «Иван Сусанин»
  3. Балет «Лебединое озеро»
Глинка 4. Опера «Руслан и Людмила»
  5. Балет «Спящая красавица»
  1. Соедините названия средств выразительности с их определениями:
1. Мелодия 1. Скорость движения в музыке
2. Лад 2. Сила звучания в музыке
3. Динамика 3. Чередование коротких и длинных звуков
4. Темп 4. Настроение в музыке
5. Ритм 5. Окраска голоса, звука
6. Тембр 6. Высота звука, голоса
7. Регистр 7. Главная мысль музыкального произведения
  1. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, относящееся к музыке:

етбла – б_ _ _ _ _ _ _ (жанр музыкально-сценической музыки)

ацтек – т_ _ _ _         (один из простых музыкальных жанров)

ибрлетот – л_ _ _ _ _ _ _  (литературное описание сюжета)

ирдижрё  – д_ _ _ _ _ _    (руководитель оркестра)

опзторкмио  – к_ _ _ _ _ _ _ _ _ (кто сочиняет музыку)

Ключ ко второму варианту теста:

1 – Петр Ильич Чайковский, Петр Павлович Ершов.

2 – Чайковский – 1, 3, 5.

3 – 1-7, 2-4, 3-2, 4-1, 5-3, 6-5, 7-6.

4 – балет, танец, либретто, дирижёр, композитор.

Использование заданий данного вида развивает  творческую активность школьников, а также способствует систематизации знаний  по теме урока. Материал, вошедший в тестовые задания, позволяет  расширить знания обучающихся о музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности, об истории создания балета «Щелкунчик»,  о своеобразии музыки русских композиторов-классиков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенный материал может быть использован педагогами-практиками в образовательной деятельности. Музыкальная составляющая интегрированных уроков (в частности русского языка) делает процесс обучения более интересным и увлекательным, мотивирует к творческому поиску,  способствует наилучшему усвоению учебного материала. Интеграция данных учебных предметов дает возможность понять ученикам то, что изучение русского языка возможно через призму искусства, что отвечает требованиям современной школы.


Список литературы

1. Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и мышиный король. – М.: Проф-Пресс, 2013. – 63 с.
2. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды. – М.: Айрисс-пресс, 2007. – 176 с.
3. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 2001. – 141 с.

Расскажите о нас своим друзьям: