Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №8 (25) Август, 2018

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.08.2018

Интеграция мультимедийных обучающих программ в учебный процесс Дипломатической академии (на примере курсов The Royal Family и All Stars)

Шитарева Марина Викторовна
ст.преподаватель кафедры английского языка, факультет международных отношений и международного права, Дипломатическая академия МИД РФ, РФ, Москва, DAConfa@mail.ru

Аннотация: Данная статья рассказывает об опыте работы преподавателя английского языка ДА с мультимедийными курсами The Royal Family и All Stars (уровень владения языком А2-В2). Автор полагает, что для лучшего понимания истории и политики страны изучаемого языка необходимо хорошее владение страноведческим аспектом, который можно осваивать самостоятельно, но под контролем преподавателя. Знакомство с культурой и традициями зарубежных государств, умение понимать на слух разное произношение и разнообразные структуры высказывания могут облегчить будущую профессиональную деятельность студентов.
Ключевые слова: международные отношения, традиции, уровень, выступление, речь, королевская семья, интенсификация, самостоятельная работа

Integrating multimedia teaching programmes into the teaching and learning activities in Diplomatic Academy (using The Royal Family and All Stars courses as examples)

Shitareva Marina Viktorovna
English senior lecturer, Faculty of international relations and international law, Diplomatic academy of the Russian Foreign Ministry, Russia, Moscow, DAConf@mail.ru

Abstract: This article outlines the experience of the English language teacher of the Diplomatic Academy with IT courses The Royal Family and All Stars (language level A2-B2). The author believes that the students should pay more attention to the country-specific studies for better understanding the history and policy of the said country. The students can study this aspect both independently and under the teacher’s monitoring. Knowledge of the culture and traditions of foreign countries, ability to understand various types of pronunciation and structure of the speech, can make the students’ future professional activity easier and more successful.
Keywords: international relations, traditions, level, speeches, addresses to public, the Royal family, intensification, independent work


Федеральные государственные стандарты образования (3+) в области международных отношений предъявляют к будущим специалистам очень высокие требования в том, что касается сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Выпускник, освоивший программу «Международные отношения», должен, в том числе, обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-7). Они овладеть политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров (ОПК-7) и способностью адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп, владеть методами делового общения в интернациональной среде, способностью использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран (ОПК-11).

В настоящей статье мы хотели бы обобщить опыт работы с  мультимедийными курсами The Royal Family и All Stars.

Будущий дипломат должен уметь представить свою страну, знать ее культуру, историю и литературу, а также хорошо ориентироваться в истории и культуре страны пребывания. Целью Дипломатической Академии (ДА) является подготовка специалистов-международников, профессионально владеющих иностранным языком. Одной из трудностей достижения этой цели является уменьшение количества часов на изучение иностранных языков: так, если в 1987 г. на основной язык выделялось 12 учебных часов, а на второй - 8 учебных часов, то в 2017 г. на основной язык выделялось только 10 учебных часов, а на второй - 6 учебных часов. И тенденция к сокращению учебных часов, к сожалению, сохраняется. Это явилось причиной отказа от такого вида работы, как лекции по страноведению, посвященные истории и культуре страны изучаемого языка, структуре политической системы. В настоящее время преподаватели языка ограничиваются, в основном, практическими занятиями, оставляя вышеупомянутые темы для самостоятельного изучения. Кроме того в несколько раз увеличилась наполняемость групп иностранного языка – от 3-4 до 8-10 человек в настоящее время. Поэтому практически невозможно подобрать группу с одинаковым уровнем подготовки, т.к. ЕГЭ не дает полной картины качества знаний студентов. При этом цели и задачи подготовки специалистов в ДА только усложнились.

Для достижения целей обучения возникла необходимость интенсифицировать учебный процесс, увеличив количество часов на самостоятельную работу, что естественно предполагает использование современных образовательных технологий. В ДА создан фонд мультимедийных курсов и программ от начального (А1) уровня до профессионального (С2). [1, с. 168; 9, с. 124]

Многие авторы статей о проблемах компьютеризации учебного процесса отмечают отсутствие обучающих курсов, соответствующих современным образовательным стандартам и, одновременно, задачам, стоящим перед преподавателями конкретных учебных заведений. Поэтому для организации учебного процесса нам пришлось обработать достаточно большое количество разнообразных компьютерных курсов с тем, чтобы их можно было хотя бы частично применять в аудитории, в соответствии с требованиями программы нашего образовательного учреждения. [11, с. 228]

Так как изучаемый студентами язык - английский, то одна из задач - расширение их знаний об англоязычных странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство Великобритания, Ирландия, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Очевидно, что наиболее полно представлены такие страны как Великобритания и Соединенные Штаты Америки, поскольку они давно находятся на рынке образовательных услуг. Страноведческий аспект предполагает не только знакомство с историей и искусством страны, но и с ее государственными институтами, с известными политиками, общественными деятелями и деятелями культуры. [9]

Для уровня А2 и выше можно предложить два мультимедийных курса:  The Royal Family (2009) и Five Stars (2009). Эти курсы основаны на документальных материалах, предоставляют примеры английского языка официального и неофициального регистра, а и в них разработаны различные упражнения, помогающие лучше понять изучаемый материал.

The Royal Family – один из самых интересных курсов для студентов. С одной стороны, королевская семья всегда привлекает внимание, поскольку монархия - это многовековая традиция, и именно с королевской семьей связаны самые красочные праздники и, с другой стороны, некоторые темы этого мультимедийного курса совпадают с темами учебников, по которым ведется обучение в ДА. [3, 4, 5]

Первую тему курса Introduction рекомендуется проработать дома самостоятельно в дополнение к первому уроку учебника [3] после того, как в классе был отработан грамматический и лексический материал этого урока. Вторая тема этого мультимедийного курса - The Royal Family - посвящена исключительно биографиям членов королевской семьи. Эту тему можно вводить одновременно с темой учебника [3, с.55], так как в курсе даются  очень хорошие упражнения для понимания подробностей текстов, что делает возможным изучение этой темы и на более низком уровне (А1). После знакомства с биографией королевы остальной материал лучше всего дать на самостоятельное изучение с последующим обсуждением в аудитории. В продолжение темы можно дополнительно поставить студентам задачу самостоятельно найти обновленную информацию о лицах, о которых идет речь в этом разделе курса, или о новых членах королевской семьи (особенно учитывая недавние пополнения в ней) [8, с. 29-30]. Третья тема курса - Royal Events - хорошо сочетается с изучением темы учебника Traditions [4. с. 300]. Текст учебника отрабатывается в аудитории, но, поскольку в нём идет простое перечисление традиций, то для большей наглядности, на занятии можно посмотреть и разобрать одно из самых красочных событий, связанных с британской монархией: Trooping the Colour. Остальные мероприятия просматриваются дома, и потом о них студенты рассказывают в классе. Тему Trooping the Colour можно использовать с любым учебником соответствующего уровня при изучении темы «Традиции Великобритании». Четвертая тема - Royal Speeches - включает официальные выступления всех самых известных членов королевской семьи: королевы, принца Филиппа, принцессы Дианы, принца Чарльза и принцессы Анны. При этом в курс включены тексты всех выступлений, что может позволить студентам понять, как нужно готовить свои собственные выступления.

Именно эти темы предлагаются к изучению в курсе английского языка. Организованы они все по единому плану: отработка вокабуляра, предварительное подготовка к просмотру, сам просмотр, различные упражнения, говорение, письменное задание, которое выполняется дома и проверяется преподавателем с последующим обсуждением. При этом имеются все расшифровки как говорящих за кадром, так и выступающих. Мы отобрали только те темы, которые сочетаются с программой и учебными материалами ДА по английскому языку. Конечно, это не все, но оставшиеся темы можно  отрабатывать самостоятельно и, при желании, студенты могут представить их в классе  в виде докладов.

Если курс The Royal Family можно частично использовать на уровне А2 (как правило, под контролем преподавателя) и В1 (четвертая тема), то компьютерный курс All Stars подходит для уровня владения языком от В1 и выше, поскольку он представляет собой уже достаточно серьезные выступления политиков, писателей, звезд кино и шоу бизнеса. В данном курсе особое внимание уделяется формированию и развитию навыка аудирования и понимания не только официального, но и разговорного английского языка с использованием видеоматериалов. Этот курс состоит из 2 частей (в каждой из которых по 2 СD) с выступлениями: 1 - политиков, бизнесменов, писателей, 2 – звезд кино и эстрады. Каждый диск включает в себя материал с заданиями перед прослушиванием, практику аудирования и письма, выполнение разнообразных упражнений, а также рекомендации для преподавателя. Каждый преподаватель может выбрать именно тот материал, который он считает нужным в данный момент и для данной программы обучения. Упражнения к выступлениям подразумевают отработку лексики, грамматики и навыка аудирования. Для преподавания в ДА наиболее интересным являются выступления Беназир Бхутто, темы которых – вопросы проведения выборов и проблема захвата заложников, то есть темы, которые актуальны и сейчас [5, с. 81]. Она говорит на английском языке с акцентом, что является хорошей практикой понимания на слух политика, для которого английский язык – не родной. Интересно также выступление Билла Клинтона, говорящего о проблемах мира. Билл Гейтс рассказывает об инновациях и роли компьютеров в современном мире. Выступление Питера Сазерленда посвящено проблемам глобализации и конкурентоспособности в экономике. Маргарет Тэтчер, выдающийся политик, вспоминает свое детство. То есть все темы, поднимаемые выступающими, являются актуальными и в данный момент. Тематика многих выступлений освещается в учебниках, предназначенных для обучения языку специальности [12, 13], и выступления могут использоваться как дополнение к ним.

Для того, чтобы иметь представление о культуре стран, можно предложить просмотреть беседы с Джеффри Арчером, одним из наиболее читаемых британских писателей не только у него на родине, но и за рубежом. От этих интервью с писателем легко «проложить дорожку» к его книгам. [2, с. 24] В качестве домашнего чтения мы рекомендуем студентам книгу Дж.Арчера First Among Equals, в которой, кроме интересного сюжета, подробно показана система выборов в Парламент Великобритании и принципы работы его членов.

Все следующие выступления можно дать для самостоятельного ознакомления с последующим рассказом на занятиях английским языком. Организация самостоятельной работы студентов – тема отдельного разговора. [6, 7]

Таким образом, современные мультимедийные средства помогают достичь хороших результатов, частично разгрузив занятие в классе, делая общий процесс обучения более эффективным, но, с другой стороны, требуют тщательной подготовки со стороны преподавателя, которому приходится «приспосабливать» тот или иной мультимедийный курс к требованиям программ конкретного учебного заведения и имеющимся в распоряжении студентов и преподавателей учебников. Просто надо не забывать, что мультимедийные курсы, как правило, вспомогательные средства обучения.


Список литературы

1. Алексеева Т.Е. Оптимизация процесса обучения в вузе на базе средств информационных и коммуникационных технологий // Российский научный журнал. 2015. № 4 (47). С. 166-170.
2. Бунина Т.А. Современные подходы к организации курса домашнего чтения в неязыковых вузах // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах ФСИН России. Сб. материалов межрегионального научно-практического семинара. Рязань. 2017. С. 21-26.
3. Данилина А.Е., Кочеткова И.К., Першина И.Г., Шитарева М.В. Elementary Communication. Учебное пособие. М. : 2007. 395 с.
4. Гераскина Н.П., Данилина А.Е., Нечаева Е.И. Effective Communication. Учебное пособие. Дипломатическая академия МИД РФ. М. : 2007. 479 с.
5. Гераскина Н.П., Данилина А.Е., Нечаева Е.И. Effective Communication. Учебное пособие. Дипломатическая академия МИД РФ. М. : 2014. 480 с.
6. Лунгу И.А. Организация деятельности студентов по выполнению домашних заданий по иностранному языку как одного из видов самостоятельной работы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 5 (71). Ч. 2. С. 193-195.
7. Куприна О.Г. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении иностранных языков // Методы обучения и организация учебного процесса в вузе. Сборник материалов конференции. Рязань. 2015. С. 78-80.
8. Панченко Л.В. Развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов в обучении иностранным языкам // Профильная школа. 2007 № 4. С. 28-32.
9. Петрухина М.А. Новейший англо-русский лингвострановедческий справочник. АСТ. М. : 2010.
10. Синицын А.Ю. Использование мультимедийных средств для изучения иностранного языка // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. Дипломатическая академия МИД РФ. М.: 2017. С. 121-126.
11. Шитарева М.В. Интеграция мультимедийных пособий по чтению художественной литературы в учебный процесс ДА МИД России // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе. Сб. материалов Международной научно-практической конференции в ЧГУ. 2017. С. 227-232.
12. Шитарева М.В., Косоплечева Т.А. Интенсивный курс английского языка для дипломатов. ДА. М. : 2014.
13. Danilina A.E., Korobtseva N.R., Tolubeeva E.V. Learn to read and discuss politics. Уч. пособие. ДА. М. : 2018.

Расскажите о нас своим друзьям: