Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 378

Дата публикации 19.12.2018

Иностранные студенты в университетах Великобритании: структура контингента

Дятлова Анастасия Константиновна
канд. истор. наук, доцент кафедры «Иностранные языки», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза, lematin@list.ru

Аннотация: В статье рассматривается структура и состав иностранного студенческого контингента университетов Соединенного Королевства по регионам страны на основе самых последних статистических данных. Делается вывод о том, что вероятный выход Великобритании из ЕС уже сегодня влияет на количество абитуриентов из европейских стран. Между тем, сохраняется стойкий интерес к получению именно британского диплома о высшем образовании среди студентов из неевропеских стран, главным образом, из Китая. Это, в свою очередь, должно привести к переориентации работы вузов на создание общих проектов и развитие дальнейших контактов именно с китайскими и азиатскими университетами.
Ключевые слова: Великобритания, высшее образование, университет, иностранные студенты, структура контингента

Foreign students in the universities of Great Britain: student body structure

Dyatlova Anastasiya Konstantinovna
PhD in History, Associate professor at the Department of Foreign Languages, FSBEI HE «Penza State University», RF, Penza

Abstract: The article is devoted to the structure of the foreign student body of the UK’s universities in its regions on the basis of recent statistic data. We’ve come to a conclusion that the possible Brexit has a great influence on the number of applicants from European countries. Meanwhile, students from non-European countries, mainly from China, demonstrate an enduring interest in getting British higher education. In its turn, universities should refocus its work to the creation of common projects and development of mutual contacts with Chinese and Asian higher education institutions.
Keywords: Great Britain, higher education, university, foreign students, student body structure

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 18-413-580014 р_а,
«Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе (на примере Пензенского государственного университета)»

В современном мире продолжается активная борьба за рынки, и образование становится одним из наиболее привлекательных товаров для экспорта. В этой борьбе давно и довольно успешно участвует Соединенное Королевство как поставщик всеми признанного и высококачественного образовательного продукта. Еще в 2011/12 учебном году доход британских университетов от иностранных студентов составил 27,9 млрд фунтов стерлингов [1, c. 372], а доля доходов о международной деятельности составила 20 % от общей суммы финансовых поступлений.

Количество иностранных студентов в британских вузах растет невысокими темпами. Так, если в 2012/13 учебном году их насчитывалось 424 815 человек, то в 2016/17 уже 442 375 [4]. Как видно из таблицы 1, состав иностранных студентов не однороден, хотя преобладающие большинство принадлежит выходцам и Китая.

 

Таблица 1. Страны постоянного проживания студентов–первокурсников в 2015/16 уч. году [4]

Чтобы учиться в университетах Соединенного Королевства сегодня, нужно поддать заявку через систему централизованной подачи заявок на зачисление в британские вы­сшие учебные заведения (UCAS, The Universities and Colleges Admissions Service). В своем отчете по приемной кампании за последний год в разделе,  посвященном географии студентов, подавших заявки в университеты Соединенного Королевства, (End Of Cycle Report 2018. Geography) приведены любопытные статистические данные.

В прошедшем году 126 930 людей подали заявки, по крайней мере, в 1 вуз Шотландии [3]. Из них, по заявлениям шотландского правительства, 22% –  иностранные граждане из стран ЕС и других стран [2]. Между тем, отмечается снижение количества заявок в шотландские вузы, и правительство выражает свою обеспокоенность влиянием возможного выхода Британии из ЕС на количество студентов [3].

Несколько иная картина наблюдается в Северное Ирландии. Несмотря на то, что количество заявок в местные университеты сократилось на 2,5 % по сравнению с предыдущим годом и составило 24 015 заявок, прием студентов из ЕС увеличился на 5,5 %. Однако, здесь необходимо отметить, что главным образом приток студентов приходит из Республики Ирландия и составляет почти 87 % от всех европейских студентов, обучающихся на этой территории.

Тенденция на понижение количества заявок наблюдается и в Уэльсе. Причем, в местные вузы не стремятся не только иностранные граждане, но и местные жители.

В целом, если говорить об иностранных гражданах в британских вузах, то выходцев из ЕС заметно меньше, чем представителей других стран (рисунок 1).

Рисунок 1. Количество заявок и зачисленных студентов на первый курс бакалавриата из ЕС и других стран в вузы Соединенного Королевства в 2018 г. [3]

Одной из основных проблем британских университетов сегодня является возможный выход страны из ЕС и значительная потеря европейского студенческого контингента. По мнению многих представителей администрации вузов, результатом Brexit может стать не только нарушение сформировавшихся научно-исследовательских отношений между европейскими университетами и проблемы при выполнении общих проектов, но и сокращение количества европейских студентов, а, следовательно, снижение объемов финансирования британских вузов. Однако, бóльшую часть иностранных студентов составляют выходцы из неевропейских стран, для которых присутствие страны в ЕС или ее выход не играет особой роли.


Список литературы

1. Тагирова Ш.В., Краснова Г.А., Ницевич В.Ф. Новая стратегия развития экспорта образования Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – №5 (68). – С. 372-376.
2. Ministerial Statement: Supporting People to Study in Scotland //https://www.gov.scot [сайт], 2018. – Режим доступа: https://news.gov.scot/speeches-and-briefings/ministerial-statement-supporting-people-to-study-in-scotland, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 9.11.2018)
3. The UCAS End of Cycle Report: 2018. An analysis of applicants and acceptances by geography // https://www.ucas.com [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.ucas.com/file/198486/download?token=oyUlhP9R, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 1.11.2018)
4. Where do HE students come from?// https://www.hesa.ac.uk [сайт], 2018. – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/students/where-from, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. англ. (Дата обращения: 11.11.2018)

Расскажите о нас своим друзьям: