Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 37

Дата публикации 25.09.2019

Инклюзивное образование: теория и практика

Суслова Александра Сергеевна
тьютор, МБОУ СОШ № 2 имени В.Н. Михайлова, г. Королев, Россия

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам реализации инклюзивного образования в России. В ней рассмотрены основные понятия инклюзии и порядок организации инклюзивного образования, представленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Приводится статистика показателей количества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Московской области, получивших образование в 2017-2018 учебном году. Определены компоненты образовательной среды, которые необходимо учитывать при осуществлении инклюзивного образования. Наряду с законами, регламентирующими порядок организации инклюзивного образования на теоретическом уровне, в статье описаны трудности, возникающие при практическом внедрении инклюзии, и предложены возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: инклюзивное образование, законодательная система, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, практическое внедрение, проблема, решение

Inclusive education: theory and practice

Suslova Aleksandra Sergeevna
tutor, MBOU SOSH No. 2 named after V. N. Mikhailov, Korolev, Russia

Abstract: This article is devoted to the implementation of inclusive education in Russia. It examines the basic concepts of inclusion and the procedure for the organization of inclusive education, presented in the Federal law "On education in the Russian Federation". The statistics of indicators of the number of children with disabilities and children with disabilities in the Moscow region, who received education in the 2017-2018 academic year. The components of the educational environment that must be taken into account in the implementation of inclusive education are identified. Along with the laws regulating the organization of inclusive education at the theoretical level, the article describes the difficulties encountered in the practical implementation of inclusion, and suggests possible ways to overcome them.
Keywords: inclusive education, legislative system, student with disabilities, special educational needs, practical implementation, problem, solution

В современном обществе инклюзивное образование, активно внедряется, в образовательную систему. Инклюзия реализуется не только в России, но и во многих странах мира.  В отличии от многих зарубежных Стран, имеющих более длительный опыт, Российская инклюзия находится на этапе становления и развития. Инклюзия в России закреплена законодательно, но практическое внедрение вызывает ряд вопросов и требует решения целого ряда задач.

Рассмотрим законодательную систему. На законодательном уровне Инклюзивное образование регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, где используются такие основные понятия как:

• Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (Ст.2 П.26.);

• Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Ст.2 П.26.); 

• Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (Ст.2 П.28.);

• В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.  ((Ст. 11. П.6) Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты);

• Обучающимся предоставляются академические права на:

- предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

-  обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. (Ст. 34 П.3.)  [5]

Таким образом, инклюзивное образование (англ. Inclusion - включение, включающее образование, совместное обучение)  -  форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. [4]

Государство дает гарантии на доступное и бесплатное общее и начальное профессиональное образование. Право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением установлено Семейным Кодексом РФ и закон «Об образовании Российской Федерации».

Право получения образования детьми с инвалидностью регламентирует Федеральный закон «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Обратимся к статистике. Рассмотрим статистику показателей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на территории  Московской области в 2017-2018 учебный год.

В информационной справке об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Московской области по итогам 2017-2018 учебного года, представленной на сайте Министерства образования Московской области указанны следующие данные:

- в общеобразовательных организациях для обучающихся с ОВЗ (коррекционные школы);

- в коррекционных классах общеобразовательных школ;

- на условиях инклюзивного образования в общеобразовательных школах;

- на дому, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

В 2017-2018 учебном году в Московской области образовательные услуги получали более 73 511 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 15 075 детей-инвалидов).

Дошкольное образование получали 45 237 обучающихся с ОВЗ (из них 3009детей-инвалидов):

Начальное, основное общее и среднее общее образование получали 28274 обучающихся с ОВЗ (из них 12 066 детей-инвалидов) [2].

Статистика показывает, что большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья имеют особые образовательные потребности. Это еще раз подчеркивает необходимость расширение такой формы образования как инклюзия.

При осуществлении инклюзивного образования необходимо учитывать особенности организации образовательной среды, в которую входят следующие компоненты: пространственно-предметный, содержательно-методический и коммуникативно-организационный.

Пространственно-предметный компонент. Материальные возможности учреждения, доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация, оборудование, материалы, материально-техническое, эстетическое обеспечение - обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей.

Содержательно-методический компонент. Адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;

Коммуникативно-организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов. [1,3]

Приведенные выше сведения описывают порядок организации инклюзивного образования на теоретическом уровне. При этом практическое внедрение встречает целый ряд трудностей. К основным трудностям можно отнести:

- профессиональную и психологическую готовность  учителя, к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

- готовность обучающихся к принятию в классном коллективе ребенка с ОВЗ, а также готовность ребенка с ОВЗ к продуктивному взаимодействию со сверстниками-одноклассниками;

- готовность родителей к принятию инклюзии в образовательном учреждении;  

- готовность образовательной организации принять ребенка с особыми образовательными потребностями.

Рассмотрим данные проблемы и возможные способы их решения.

Профессиональная готовность  учителя к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности: недостаток профессиональных компетенций, знаний умений и навыков, работы в инклюзивном пространстве.

Данную проблему возможно решить путем повышения квалификации педагогических работников. Существуют различные виды повышения квалификации:

- образовательные программы, проводимые на базе вузовских подразделений – институтов, факультетов, а также кафедр;

- семинарские лекционные группы, и групповые тренинги, и мастер-классы;

- научные или же педагогические и целевые стажировки;

- участие в различных научных мероприятиях, в том числе в конференциях;

-  совместная исследовательская и научная деятельность;

- дистанционные интерактивные программы образования.

Психологическая готовность  учителя к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности: сложности принятия особенностей ребенка с ограниченными возможностями, отсутствие веры в положительные результаты работы, сложности построения продуктивного общения.

Повысить психологическую готовность педагога возможно путем специально разработанных программ повышения психологической компетентности с использованием таких форм как: стажировка, тьюторские встречи, обмен опытом, творческие мастерские и пр. Необходимой также является организация сопровождения педагога инклюзивного класса специалистами, работающими в области коррекционной педагогики, педагогами-психологами, которые помогут преодолеть «психологический барьер» в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Готовность обучающихся к принятию в классном коллективе ребенка с ОВЗ, а также готовность ребенка с ОВЗ к продуктивному взаимодействию со сверстниками-одноклассниками. В условиях инклюзивного образования не все дети готовы к принятию одноклассника с ограниченными возможностями здоровья, по причине несформированности толерантного отношения к таким людям в обществе.

Для решения этой проблемы необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность учителя и родителей. Привлекать к работе с классным коллективом педагогов-психологов, которые путем применения специальных программ, в том числе, программ по развитию толерантности у обучающихся в условиях инклюзивного образования, могли бы помочь сформировать благоприятный климат в детском коллективе.

Готовность родителей к принятию инклюзии в образовательном учреждении: неготовность, принятия ситуации включения в образовательную среду ребенка с особыми образовательными потребностями, а их родителей в общую родительскую среду класса.

Данная проблема может решаться путем повышения информированности родителей в сфере инклюзивного образования, за счет организации информационных стендов, методических рекомендаций для родителей, тематических встреч, тренингов.   Необходимо, чтобы в данной работе активное участие принимал педагогический коллектив образовательной организации (администрация, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные (коррекционные) педагоги, и пр.). Работа с родительской общественностью приведет к положительному взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Готовность образовательной организации принять ребенка с особыми образовательными потребностями: материальное оснащение, приспособление здания, учебных и технических помещений, наличия технического оборудования и методического обеспечения образовательного процесса.

Данная проблема решается на государственном уровне. Активная роль в продвижении вопроса доступности среды лежит на администрации образовательной организации, которая в свою очередь должна быть компетентна в области инклюзивного образования.

Инклюзивное образование активно внедряется в современную образовательную систему. Как любая динамически развивающаяся система при ее практической реализации она приводит к возникновению ряда проблем, противоречий и вопросов. При грамотном выявлении трудностей, возникающих при организации инклюзии и своевременном их устранении, возможно минимизировать отрицательные проявления включения в образовательную среду детей с особыми образовательными потребностями.


Список литературы

1. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармоничного развития личности в образовательном учреждении нового типа. - Коломна. - 2000. – 180 с.
2. Официальный сайт Министерства образования. «Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Московской области по итогам 2017-2018 учебного года» от 31 июля 2018, 11:00
3. Трудности и перспективы становления профессионала: сборник научных трудов / под ред. Е.А. Климова. М.: МГУ, 2012. – 224 с.
4. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / Туркина Т. Г. — М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2012. — 60 с.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. – Москва: Эксмо, 2019. – 224 с.

Расскажите о нас своим друзьям: