Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (28) Ноябрь, 2018

УДК 373.2

Дата публикации 28.11.2018

Игровые тренинги в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации

Красильникова Лариса Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, larvladkr@mail.ru
Карабанова Надежда Сергеевна
магистр, ФГБОУ ВО НГПУ им. К. Минина РФ, г. Нижний Новгород, nadezhda165@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса применения игровых тренингов в методической работе в дошкольных образовательных организациях. Авторы рассматривают актуальность, значение, возможности использования игровых тренингов в развитии профессиональной компетентности воспитателей детского сада. Статья содержит основные подходы к определению сущности, структуры, содержания и основные требования к проведению тренинга в работе с педагогами. Статья включает описание организации и проведения системы работы с педагогами дошкольных образовательных организаций с использованием игровых тренингов: этапы работы, методические мероприятия на каждом этапе, место в системе работы тренингов. Система работы прошла апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, методическая работа, профессиональная компетентность, тренинг, игровой тренинг

Game trainings in increasing professional competence of teachers of preschool educational organization

Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Рsychology and Pedagogy of preschool and primary education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod
Karabanova Nadezhda Sergeevna
Master, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical, University (Minin University), Russia, Nizhniy Novgorod

Abstract: The article is devoted to the consideration of the issue of the use of game trainings in methodological work in preschool educational organizations. The authors consider the relevance, importance, possibilities of using game trainings in the development of professional competence of kindergarten teachers. The article contains the main approaches to the definition of the essence, structure, content and basic requirements for conducting training in work with teachers. The article includes a description of the organization and conduct of the system of work with teachers of preschool educational organizations using game trainings: stages of work, methodical measures at each stage, a place in the system of work of trainings. The work system has been tested in pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod.
Keywords: preschool educational organization, methodical work, professional competence, training, game training

Современные преобразования в системе дошкольного образования, обусловленные внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО), характеризуются пристальным вниманием к повышению профессиональной компетентности педагогов. ФГОС ДО содержит ряд требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации (далее по тексту ДОО), которые должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с их образовательными потребностями, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

В связи с актуальностью повышения профессиональной компетентности воспитателей детского сада возникает необходимость повышения эффективности и качества методической работы в ДОО.

Широкое распространение в практике методической работы нашли традиционные формы, методы и приемы работы, разработанные и описанные в трудах таких исследователей, как Л.В. Алферова, Ю.К. Бабанский, К.Ю. Белая, И.В. Жуковский, Л.П. Ильенко, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева, И.В. Никишина, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, И.П. Третьяков, Л.И. Фалюшина, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др. К данным формам работы можно отнести: семинар, семинар-практикум, творческая группа, открытый показ, методическая секция, мастер-класс, педагогическая студия, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, педагогический совет, конкурс профессионального мастерства, выставка и др.

Одной из современных форм методической работы являются тренинги.

Следует отметить, что в методической литературе уделяется небольшое внимание вопросам организации и проведения тренингов, нацеленных на повышение профессиональной компетентности педагогов. В основном этот аспект работы рассматривается в психологической литературе. Мы предприняли попытку адаптировать психологические тренинги для проведения методической работы с воспитателями детских садов.

Тренинг, согласно трактовкам, указанным в психологических словарях, представляет собой интенсивный курс обучения, который объединяет краткие теоретические знания и практическую часть использования навыков за короткий период.

В настоящее время для обозначения групповых форм психологической работы с людьми чаще всего используется термин «социально–психологический тренинг» (далее по тексту СПТ).

В «Новейшем психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [4].

Ю. Н. Емельянов определяет СПТ как группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности [2].

В работах Л. А. Петровской СПТ определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте, в самом широком смысле под СПТ обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции [2].

Как отмечает С.Н. Мельник, направленность тренингов на разнообразные задачи определяет разделение их на два класса [2]:

1) ориентированные на развитие специальных умений;

2) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом.

Мы понимаем под тренингом форму активного обучения, основанную на игровом моделировании педагогических ситуаций, целью которого является передача педагогических знаний, формирование и отработка педагогических умений и навыков.

Одним из центральных методов, применяемых при проведении тренингов, является игра и игровое упражнение.

Игровые методы в методической работе ДОО представляют собой групповой метод обучения, который направлен на выработку профессиональных умений и навыков через игровое моделирование педагогического процесса.

Игровые методы в тренингах могут носить разнообразный характер, частым является использование деловых игр, которые подразделяются на ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные.

Уникальность применения игровых методов состоит в том, что они позволяют преодолеть воспитателям скованность и напряженность, а также решать задачи практикоориентированного характера, разыгрывая конкретные ситуации, которые встречаются в педагогической деятельности.

Можно сформулировать особенности использования игр в тренинге:

1) игра используется как элемент целостного тренинга, в отличии от проводимой полноценной деловой игры;

2) игра должна быть направлена на выработку профессиональных умений и навыков и носить прикладной характер;

3) игра должна иметь результативный характер;

4) игра должна носить групповой характер;

5) наличие в игре ведущего, выполняющего функции организации;

6) использование игры в тренинге должно быть направлено и на углубление и совершенствование личностных свойств и качеств педагогов.

Нами была разработана система тренингов, которые представляли собой проигрывание ситуации занятия по развитию речи на разных возрастных группах, в ходе которой воспитатели упражняются в педагогических умениях и навыках развития речи дошкольников.

Подготовительная работа:

1) предметно – содержательная подготовка;

2) схемографическая подготовка (освоение символов и знаков);

3) рефлексивно – психологическая подготовка (продумывание личностных стратегий действий);

4) выбор актуальной теоретической или практической проблемы, имеющей место в данный момент в профессиональной деятельности специалистов;

5) подбор участников групп в связи с выделенными проблемами.

Принципы организации методической работы:

1) принцип актуальности – соответствие современным требованиям к компетентности педагогов ДО в соответствии с условиями реализации ФГОС;

2) принцип единства теории и практики – система работы основана на современных достижениях в психологии и педагогике дошкольного образования, предполагает внедрение инновационных идей с учётом педагогических проблем конкретного педагогического коллектива;

3) принцип научности – система работы формируется на базе исследований в области управления ДО, организации методической работы в ДОО, повышения профессиональной компетентности педагогов;

4) принцип системности и комплексности – компоненты разработанной системы взаимообусловлены и взаимосвязаны (диагностика, цели, этапы работы, методы, средства);

5) принцип преемственности и непрерывности – каждый последующий этап работы будет актуален на базе сформированных предыдущих умений;

6) принцип массовости – охват различных форм и методов работы;

7) принцип индивидуального подхода – система работы выстраивается исходя из диагностических данных;

8) принцип постоянного самообразования педагогов – формы работы предполагают самостоятельную подготовку;

9) принцип креативности – творческий поиск решения задач.

На основании анализа исследований и диагностических материалов [1], мы определили этапы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в решении задач речевого развития дошкольников.

I этап – теоретический.

Цель: способствовать систематизации и углублению профессиональных знаний педагогов об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста, организации непосредственной образовательной деятельности (далее по тексту НОД), коммуникационной компетентности педагога, инновационному поиску.

Методические мероприятия: деловая игра «Экспертная комиссия», семинар «Возрастные особенности речевого развития дошкольников», интерактивный семинар «Создание условий для развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», «Речь педагога, как одно из основных условий решения задач речевого развития», мозговой штурм «Методики развития речи дошкольников», «Построение НОД по развитию речи в соответствии с ФГОС ДО», круглый стол «Развитие речи дошкольников в различных видах деятельности».

II этап – практический

Цель: выработка и совершенствование профессиональных умений по организации НОД при решении задач по развитию речи; способствовать развитию педагогического мастерства.

На данном этапе педагоги применяли на практике теоретические знания, полученные на первом этапе по развитию речи дошкольников, организации НОД, решались проблемные ситуации, просматривались видео – ролики, осуществлялся анализ осознания затруднений по разрешению проблемы; обсуждались потребности в перестройке собственной деятельности и личности; осуществлялось построение стратегии профессионального самоизменения.

Мы разработали и применили цикл из пяти игровых тренингов на разных возрастных группах по упражнению педагогов в построении и проведении части или целого занятия по развитию речи детей дошкольного возраста.

В наиболее общем виде игровые тренинги включают следующие технологические этапы: 1) вводная часть; 2) разминка; 3) основное упражнение; 4) итоговая рефлексия.

Вводная часть включает в себя выступление ведущего, в котором он сообщает участникам цели, задачи и правила проведения тренинга. Ведущие должен создать мотивацию на участие в тренинге и снять скованность и закрытость участников.

Основные правила тренинга:

1) в тренинге принимают участие все;

2) правило «здесь и сейчас», которое предполагает ведение диалога по поводу происходящего в данный момент;

3) правило обратной связи, включающее требование не обсуждать участников вне ситуации тренинга, во время его проведения участники могут высказывать друг другу замечания и пожелания;

4) правило круга, которое подразумевает равноправие всех участников тренинга, что подчеркивается размещением участников по кругу;

5) правило магического слова, которое предполагает введение в ход тренинга кодового слова, произнеся которое педагог может пропустить то или оное действие.

Разминка тренинга направлена на снятие напряжения и состоит из психофизических упражнений.  В ходе выполнения психофизических упражнений воспитатели попадают в атмосферу доверия друг к другу.

Особенность психофизических упражнений состоит в том, что происходит сочетание внешних движений, смены поз, мимики с наблюдением за своим психическим состоянием. Важно, чтобы педагоги понимали сущность своего состояния, переживания, поэтому надо обсуждать и проговаривать все переживания участников. Ведущий должен обдумать, какие вопросы надо задать участникам для осмысления свое состояния. Предлагается использовать незаконченные предложения.

Основное упражнение тренинга предполагает проведение фрагмента игры, моделирующего педагогическую деятельность воспитателя при организации и проведении занятий с воспитанниками: создание мотивации у детей на речевую деятельность, отбор и определение последовательности методических приемов работы с детьми, определение и реализация содержания занятия и т.д.

В завершении проведения тренинга проводится итоговая рефлексия. В ходе рефлексии ведущий просит вспомнить и назвать всё, что было на занятии. Проговариваются и обсуждаются все задания и упражнения. Необходимо выявить профессиональные затруднения у педагогов, для дальнейшего построения методической работы.  

III этап – аналитический

Цель: развитие творчества педагогов, выработка и совершенствование профессиональных умений при планировании НОД по развитию речи детей дошкольного возраста, при создании условий для решения задач речевого развития.

В ходе этого этапа педагоги демонстрировали свои умения, делились опытом с коллегами, подвели итоги проделанной работы. Мы использовали такие мероприятия, как: деловая игра «Коммуникативная компетентность – главное профессиональное умение педагога», смотр - конкурс «РППС как условие развития речи детей дошкольного возраста», открытые показы «Коммуникация в жизни дошкольника», педсовет «Наши достижения в повышении профессиональной компетентности воспитателей при решении задач развития речи».

Таким образом, созданная система методической работы органично включила в себя проведение игровых тренингов, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО.373.2


Список литературы

1. Красильникова, Л. В. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей: учебно-методическое пособие [Текст] / Л. В. Красильникова, И.Н. Бушуева, Т.А. Галочкина и др. – Н. Новгород, 2017. – 107 с.
2. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга [Электронный ресурс] / С.Н. Мельник: Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004 г. Режим доступа http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/979/40979/18284 (дата обращения 17.11.2018)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с. (Правовая библиотека образования).
4. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст]/ Под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 806 с.

Расскажите о нас своим друзьям: