Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 372.8

Дата публикации 31.10.2019

Игровые технологии как одно из средств развития логического мышления школьников седьмых классов при обучении информатике

Дудковская Ирина Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, информатики и методики преподавания, Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, «Новосибирский государственный педагогический университет», РФ, г. Куйбышев, dudkowskay@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития логического мышления школьников седьмых классов посредством использования игровых технологии при обучении информатике. Целью можно считать выявление возможностей игровых технологий для развития логического мышления школьников седьмых классов при обучении информатике. В работе рассмотрены различные классификации игр, приведены примеры игровых упражнений для обучающихся седьмых классов по информатике, направленные на развитие их логического мышления.
Ключевые слова: Мышление, логическое мышление, игра, игровая технология, дидактическая игра, информатика, обучение в школе

Game technologies as one of the means of developing logical thinking of seventh-grade schoolchildren in computer science training

Dudkovskaya Irina Alekseevna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of mathematics, computer science and teaching methods, Kuibyshev branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", RF, Kuibyshev

Abstract: The article discusses the features of the development of logical thinking of seventh-grade students through the use of gaming technology in teaching computer science. The goal can be considered to identify the capabilities of gaming technologies for the development of logical thinking of seventh-grade students in teaching computer science. The paper considers various classifications of games, provides examples of game exercises for students in the seventh grade in computer science, aimed at developing their logical thinking.
Keywords: Thinking, logical thinking, game, game technology, didactic game, computer science, learning at school

Из-за глобальных изменений в мире обществу нужны высокоинтеллектуальные граждане, свободно владеющие устной и письменной речью, культурой мышления. Но традиционная система образования уже давно не разрабатывает новые способы, методы обучения. Поэтому современная педагогическая наука старается уделить больше внимания развитию логического мышления в образовательном процессе.

Роль вычислительной техники в настоящий момент очень велика, так как персональные компьютеры используются во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому изучение такого школьного предмета, как информатика, просто необходимо. 

Одна из важнейших проблем преподавания любого предмета – формирование мотивации и поддержание интереса к изученному материалу, информатика не является исключением. Учителя могут решить эту проблему, используя на уроках современные технологии и методы обучения. В педагогической и психологической литературе встречаются следующие понятия: «технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология проблемного обучения», «технологии дистанционного обучения», «технологии мобильного обучения», «технологии электронного обучения» и др. Многие технологии помогают активизировать мысли школьников, развивать любознательность, стимулировать учеников к самостоятельному приобретению знаний. Одной из таких технологий является игровая технология. Поскольку благодаря игре ребенок в любом возрасте готов осваивать нормы и требования окружающего мира. Так в младшем школьном возрасте ребенку легче усваивать понятия и истины именно в игровой форме. В подростковом возрасте у школьника игровых процессов становится заметно меньше. Поэтому, когда ему предоставляется возможность участвовать в различных играх, он с радостью это делает и видит в учителе друга и союзника, а не врага. Для старшеклассника игра – это возможность проверить свои силы и готовность к реальной жизни взрослого человека.

Природу и структуру теории игр в отечественной науке разрабатывали Д. Б. Эльконин, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, И. Е. Берлянд, Н. Я. Михайленко и др. Игры и игровую деятельность, ее строение и место в образовательном процессе также разрабатывали Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др.

Многие науки изучают такой предмет, как мышление. Именно поэтому у данного понятия много определений. В философии термин «мышление» используется очень часто, его считают синонимом познания, связывают с решением тех или иных задач. Также психологи рассматривают феномен мышления, отмечая его как психический процесс, который осуществляется с помощью мыслительной деятельности человека, и благодаря которому осуществляется связь и отношения между познаваемыми предметами и явлениями. И именно познавательная сторона мышления, рассматриваемая в психологической литературе, важна в педагогике. А. В. Брушлинский считал, что развитие мышления с точки зрения педагогики включает в себя формирование умения работать с информацией, а также ее понимание и преобразование, то есть формирование общеучебных умений [4].

И предоставляет возможности для развития логического мышления не только предмет математика, но и информатика.

При осознанном усвоении знаний обучающиеся пользуются основными операциями мышления (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение), они выполняют индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения и таким образом развивают логическое мышление.

Логическое мышление – мышление, проходящее в рамках формальной логики и отвечающее ее требованиям. Именно логика является основой информатики как науки. Элементы логики заложены в алгоритмизации, в языках программирования, в поиске информации в базе данных и в сети Интернет. Поэтому педагогу на уроках информатики необходимо использовать различные методы обучения для активизации, развития мышления.

Анализируя философскую и психолого-педагогическую литературу, можно заметить, что игры рассматриваются в разных отраслях науки, но единой теории не существует. Так, например, в философии или культурологии игра – это способ бытия человека, средства познания окружающего мира. В психологии игра – это средство активизации психических процессов. А в педагогической науке игра понимается, как способ организации воспитания и обучения.

В школах игровую технологию используют в следующих случаях: для проведения внеклассных занятий, для проведения уроков или их фрагментов, также для освоения отдельных понятий, тем, возможно даже разделов.

Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что в ней четко поставлена цель, обязательно будет результат и направленность у нее учебно-познавательная.

Игра создается на занятии с помощью игровых ситуаций, способных мотивировать на учебную деятельность.

Используя игровые технологии, педагогам необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Самое главное – игра должна соответствовать целям урока. Так, например, если игру использовать на этапе изучений нового материала, то все игровые упражнения, раунды должны содержать в себе материал, который нужно изучить по данной теме, а также задачи, для его закрепления. В конце урока образовательная цель должна быть достигнута, даже если учебное занятие организовано в игровой форме.

2. Игры нужно использовать умеренно. Постоянные уроки в игровой форме могут быстро наскучить школьникам, им также необходимы традиционные занятия, занятия с использованием других технологий, тем самым поддерживая интерес к изучаемому предмету, материалу.

3. Доступность игры, а именно сюжет, материал должен быть понятен, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.

В методической литературе встречается различная классификация игр. Сложность классификации заключается в том, что каждый автор привносит что-то свое.

Существует классификация игр по продолжительности: короткие игры для усвоения отдельного правила, отработки навыка решения задачи, игровая оболочка, продолжительность которой чаще всего одно занятие, и длительные игры, которые могут длиться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Конечно же в школе в основном применяют короткие игры и игровые оболочки.

М. Г. Ермолаева классифицирует игры по типу человеческой деятельности:

1. Физические игры или игры тела: танцы, различные телодвижения объектов или же наблюдение за ними, которые вызывают восторг, например, фейерверки, фонтан и другое.

2. Интеллектуальные игры, игры ума: конструкторы, компьютерные игры, импровизированные игры-путешествия и так далее.

3. Социальные игры, игры души: игры, направленные на развитие взаимоотношений в коллективе, сюжетно-ролевые, имитационные [6].

Имеется несколько игр, которые больше других используются в учебном процессе. К таким можно отнести деловые игры.

Смысл деловой игры заключается в том, что она заставляет «примерять» на себя те или иные роли, таким образом, происходит преодоление конфликтов и принятие деловых решений. Она направлена на дело, деятельность взрослых, использует метод коллективного обучения.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные игры; разыгрывается деятельность какой-либо организации, например, на уроке информатики можно сымитировать компанию по созданию компьютерных игр; операционные игры; помогают отрабатывать конкретные действия, например, написание запросов от лица журналиста, агитация какого-либо продукта от лица рекламщика, объяснение решения задачи от лица педагога и многое другое; ролевые игры; позволяют отработать поведение или обязанности конкретных людей, например, агитационная кампания перед выборами на уроках права, взятие интервью у известной личности на уроках литературы или русского языка, при проведении данной игры обязательно должна быть разыграна ситуация и распределены роли; деловой театр; данный вид игры направлен на разыгрывание ситуации или поведения; чтобы разыграть сцену обучающийся должен использовать все свои знания и навыки, суметь понять и проанализировать действия, например, чтобы изобразить судью ученику необходимо продумать его поведение, ответы, жесты; психодрама и социодрама; данный вид игр похож на предыдущие, однако существенное отличие – это социально-психологическая направленность, то есть развивается умение понимать другого человека, уметь находить с ним контакт.

Дидактические игры – игры с готовыми правилами, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков. В обучении и игре присутствует исследование и творчество. Многие дидактические игры помогают обучающимся обнаруживать закономерность в явлениях, выдвигать предположения, строить гипотезы. Школьники стремятся изучить новое и выполнять задания, если игра проходит в соревновательной форме. Однако тот, кто владеет наибольшей информацией, добивается больших результатов, то есть выигрывает. К играм данной категории можно отнести диктанты, мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее», комментированные взаимоопросы, лото, домино и т.д.

Российский психолог Роберт Семёнович Немов утверждал, что логическими процессами и операциями человек овладевает по мере взросления.

Рассмотрим некоторые игровые упражнения, которые можно использовать на уроках информатики для развития логического мышления.

Упражнение 1. Изучив вторую главу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» [1, 2, 3], в 7 классе на этапе закрепления или повторения изученного материала педагог может предложить учащимся решить кроссворд, который позволит выявить уровень усвоенных теоретических знаний по пройденным темам. В данном кроссворде есть ключевое словосочетание «графическая информация». Педагог может сразу его обозначить, тем самым сделав подсказку, или сделать дополнительным заданием, то есть формулировка задания может быть следующая: «Решите кроссворд и найдите ключевые слова».

Упражнение 2. Также, изучая тему 2 главы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» [1, 2, 3], обучающиеся 7 класса знакомятся с устройствами ввода и вывода информации. На этапе закрепления, повторения или при самостоятельном изучении темы можно предложить упражнение «Что лишнее?». Обучающимся предлагается выбрать лишнее слово или слова из предложенного списка. Данное упражнение позволяет выделять главное от второстепенного, рассматривать свойства объектов, проводить аналогии, то есть развивать такие мыслительные операции, как абстракция, анализ, синтез, сравнение, обобщение. Например, можно предложить ученикам следующие списки: «монитор, принтер, клавиатура, колонки», «микрофон, планшет для рисования, модем, наушники, проектор» и так далее.

Упражнение 3. Также на любом этапе урока можно использовать различные головоломки, например, квадрат из слов, анаграмма, ребусы и многое другое. Данные задания позволяют задействовать следующие операции: анализ, синтез. Более того, выполняя такие задания, ребята более точно усваивают понятия, их правильно написание.

Именно данное упражнение способствует развитию таких компонентов логического мышления, как анализ, синтез, конкретизация. Так как обучающимся необходимо проанализировать элементы вопросов, затем соединить эти части воедино (синтез) и определить, какому понятию это соответствует (конкретизация).

Таким образом, игровые технологии способствуют активизации деятельности обучающихся, воспитанию интереса, а также тренируют память, развивают речевые навыки, внимание и многое другое. Но самое главное, именно игра помогает развивать логическое мышление учеников. Педагогам стоит помнить, что классификация игр разнообразна, каждая игра выполняет свою функцию, но именно игровая деятельность способна создать благоприятную и непринужденную атмосферу на занятии.

В современном обществе к ученикам предъявляется много требований, а именно: умение оперативно решать возникающие вопросы и проблемы, анализировать большой объем разнообразной информации. Все это требует высокого уровня развития логического мышления. А базой для развития логического мышления являются математика и информатика как учебные предметы [5].

Систематическое использование на уроках информатики и внеурочных занятиях специальных технологий, направленных на развитие логического мышления, расширяют кругозор, воспитывают интерес к предмету, мотивируют на познавательную деятельность.

Но именно игровая технология позволяет построить процесс обучения, направленный на развитие логического мышления. Причем обучение идет от простого к сложному. А игровой сюжет помогает активизировать учебный процесс и таким образом развивать логическое мышление.


Список литературы

1. Босова Л. Л. Информатика. 7 класс: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – 6-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 240 с..
2. Босова Л. Л. Информатика. 7-9 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 464 с..
3. Босова Л. Л. Информатика. 7 класс : примерная рабочая программа / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 30 с..
4. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 3-е изд. / стер. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 406 с.
5. Дудковская И.А. Различные подходы к основам технологии проектирования учебного процесса // Педагогический профессионализм в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2012. – С. 273-277.
6. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М. Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – Спб.: СПбАППО, 2005. – 112 с.

Расскажите о нас своим друзьям: