Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №12 (29) Декабрь, 2018

УДК 372.893

Дата публикации 19.12.2018

Игра на уроках истории для обучающихся с нарушением слуха

Ненахова Галина Ивановна
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ No40 г. Липецка, galinanenakhova@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития познавательной активности обучающихся с нарушением слуха, так как без нее невозможен процесс социализации к условиям современной жизни. Дети с ОВЗ – особая категория, им намного сложнее адаптироваться к условиям современной стремительной жизни. Чтобы социализироваться, нужно суметь использовать полученные в процессе образования знания и умения. Этому детей необходимо учить в школе. Одним из средств обучения может выступить игра на уроке. Игра позволяет заинтересовать обучающихся, сделать занятие эмоциональным, а значит активным, деятельным, познавательным. Решение игровых задач требует применение на практике знаний и умений, полученных в процессе учебы, а это значит, что дети точно запомнят учебный материал, а в будущем сумеют адаптировать его при необходимости на практике. Описанный подход к обучению истории ориентирован на учащихся 10-12 лет с ОВЗ.
Ключевые слова: дидактическая игра, обучающийся с ОВЗ, познавательная активность, интеллект, социализация

Playing history lessons for students with hearing impairment

Nenakhova Galina Ivanovna
teacher of history and social studies, Secondary school No. 40, Russia, Lipetsk

Abstract: The article deals with the problem of development of cognitive activity of students with hearing impairment, as without it the process of socialization to the conditions of modern life is impossible. Children with disabilities – a special category, it is much more difficult to adapt to the conditions of modern rapid life. To socialize, you need to be able to use the knowledge and skills acquired in the process of education. This children need to learn in school. One of the means of learning can make a game in the classroom. The game allows you to interest students, to make the lesson emotional, and therefore active, active, informative. Solving game problems requires the use of practical knowledge and skills acquired in the learning process, which means that children will remember exactly the training material, and in the future will be able to adapt it if necessary in practice.
Keywords: didactic game, the student with disabilities, cognitive activity, intelligence, socialization

Проблема социализации обучающихся с ОВЗ, подготовка их к реалиям жизни  - важная задача современного образования [4]. Одним из способов адаптации является активизация познавательной активности обучающихся. Это особенно важно для детей с ОВЗ [2,3].

Принцип 7 Декларации прав ребенка указывает, что каждому ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и, благодаря которому, он мог бы на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» [1].

Закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что общеобразовательные программы должны быть направлены «на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе» [9]. Из этого следует, что активизация познавательной деятельности обучающихся должна стать важным направлением в работе современного педагога. Педагог обязан нацелить  ученика  на активное  общение,  помочь ему отказаться от желания быть всего лишь пассивным объектом образования.

Значит, современному педагогу нужно так организовывать учебную деятельность, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, но  под руководством учителя [5]. А для этого нужно заинтересовать обучающегося в результатах труда, сделать процесс добывания знаний интересным, творческим.,

Это возможно  осуществить посредством применения в учебной деятельности игровых технологий, заранее подготовленных кейсов, объединяющих различные методы обучения [7]. В ходе игры ученик оказывается в центре учебного процесса. Ища ответы на вопросы учителя, ребенок быстрее усваивает учебный материал, далее применяет полученные знания  в игровой практике, запоминая, где и как они могут быть применены. Такой подход также поможет добиться оптимальной работоспособности учеников, так как часто утомление, формирующееся во второй половине дня, обусловлено монотонностью действий [6]. Например, восприятие речи учителя, конспектирование учебника.

Дидактическая игра выступает практикой  для применения знаний, полученных на уроке [10].

Наиболее значимо это для детей с нарушением слуха, у которых  зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, слабое развитие творческого воображения, маленький словарный запас, и, следовательно, задержка интеллектуальной активности.

Игра на уроках истории  возможна и целесообразна, если:

- соответствует теме, цели и задачам урока;

- методически грамотно разработана;

- соответствует возрасту и интересам учащихся;

- сочетается с другими методами и формами работы, используемыми на уроке.

Игр много. Но не всегда они подходят для использования в работе с глухими и слабослышащими детьми. В работе с такими учащимися можно использовать только специально под них разработанные дидактические игры или игры адаптированные. Использование игр наиболее уместно на уроках повторения пройденного материала [8].

Одним из вариантов является игра «Исторический морской бой». Использование этой игры возможно на обобщающем уроке по теме «Петровская эпоха»

Обучающиеся делятся на две эскадры - команды, которые ведут  учебный бой, проходя следующие испытания:

1.«Куча мала» – из букв сложить слово - историческое понятие.

2. «О ком? О чем?» –  работа с адаптированным  мини-текстом.

3. «Испорченная рукопись» – восстановить текст.

4. «Темная лошадка» – по предмету определить историческое событие.

5. «Первобытные  ребусы».

6. «Верю – не верю» – отгадать было ли такое историческое событие или нет

7. «Узнай персоналию» – одна команда представляет исторического деятеля, используя различные приемы, вторая команда отгадывает.

Результаты испытаний заносятся на поле боя, где расположены корабли (компьютер, интерактивная доска, школьная доска). Полный правильный ответ – корабль противника затоплен, неполный ответ – корабль поврежден. Каждый участник игры выбирает задания  для противника из заданий, предложенных учителем. Победителем становится команда, сохранившая наибольшее число кораблей.

Виртуальные экскурсии – еще один пример игры с учениками на уроках истории. Так  в 5 классе при повторении материала по истории Древнего мира можно отправиться в виртуальный археологический музей. Вход в музей платный, плата – правильные ответы на поставленные вопросы.  В ходе экскурсии обучающиеся получают призовые очки, если узнают экспонаты музея, дополнительные бонусы, если определяют назначение экспоната. Победителя ждет сюрприз в виде настоящей экскурсии в музей.

При обучении учащихся с нарушением слуховой функции на уроках обязательно ставятся коррекционные задачи. Поэтому во время урока - игры  педагог должен следить за правильным произношением учащимися слов,  правильной постановкой ударения в словах, поправлять речь снова и снова.  Во время игры ученики с нарушением слуха используют разговорную речь, сделать это правильно  в силу их физиологических особенностей трудно [3]. Педагог, вступая во время игры в диалог с детьми, имеет возможность ненавязчиво, но упорно исправлять их речь, обращая особое внимание на постановку ударений в словах. Во время игры детям с нарушением слуха легче запомнить значение  исторических понятий, сохранить их в памяти. Обусловлено это тем, что обучающимся сложно запоминать слова, которые они не понимают и не могут представить образно. Общеизвестно, что у большинства глухих детей очень маленький словарный запас.

Развитию исторического словаря учащихся с нарушением слуха помогает игра «Знаю, понял, объясню». Учитель предлагает ученикам подборку исторических понятий по определенным темам [8]. Получая карточку со словом, ребенок должен объяснить одноклассникам его значение, используя разные приемы: речь, жесты, мимику.

Игры активизируют познавательную деятельность обучающихся с нарушением слуха [5]. Запоминание необходимого материала становится не таким монотонным, как обычно. А эмоциональность в игре активизирует умственную деятельность ребенка.

В игре интеллектуальный потенциал глухих и слабослышащих обучающихся реализуется наиболее полно, они раскрепощаются, у них появляется интерес к предмету.

Накопленный игровой материал систематизируется и по возможности отправляется в специальные папки-истбуки (папки-лэпбуки). Обучающиеся имеют свободный доступ к этим папкам и пользуются материалами папок в свободное время.


Список литературы

1. Декларация прав ребенка. (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
2. Грозова А.П. Совершенствование познавательной деятельности глухих в процессе обучения / Под ред. А.П.Гозовой – М.: Педагогика, 1986. – 176с.
3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории / Г.А.Кулагина – М.: 1983. – 232с.
4. Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков// Преподавание истории в школе.1999.№8.
5. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. — Т.1. — Челябинск: Два комсомольца. — 2011. — С.
6. Ненахов И.Г. Оценка работоспособности учеников начальных классов, обучающихся в разных общеобразовательных учреждениях г. Воронежа / И.Г Ненахов [и др.] // Молодежный инновационный вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 164.
7. Ненахов И.Г. Использование кейс-технологий в педагогической практике медицинского университета/ И.Г.Ненахов, И.А. Якимова // Мир педагогики и психологии. 2018. № 3 (20). С. 93-98.
8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в последней действующей в 2018 году редакции от 03 августа 2018 года, с изменениями и дополнениями вступившими в силу.
10. Янн П.Л . Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука / Пер. с нем. М., 2003.

Расскажите о нас своим друзьям: