Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №01 (42) Январь 2020

УДК 159.9; 316.6

Дата публикации 31.01.2020

Гармония как универсальный маркер позитивных аспектов действий и состояний человека, его отношений с собой и внешним миром

Васильева Ольга Владимировна
исполнительный директор Центра социологических исследований «Мониторинг общественного мнения», г. Красноярск, yyoollyyaa@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена теоретическому обзору и анализу понятия «гармония» в психологии и других науках. Предпринята попытка обосновать утверждение о том, что конструкт «гармония», употребляемый в психологическом контексте, обозначает позитивные характеристики различных аспектов жизни человека. Обосновывается предположение, что в контексте психологии гармония – есть статико-динамическая характеристика, обозначающая позитивный аспект (полюс) действий и состояний человека, его отношений с собой и внешним миром.
Ключевые слова: гармония, гармонизация, благополучие, конструктивность, функциональность, совместимость, взаимопонимание, адаптивность

Harmony as a universal marker of the positive aspects of actions and conditions of a person, his relations with himself and the outside world

Vasil'eva Olga Vladimirovna
leading specialist of public relations Department, Center for sociological research "Monitoring of public opinion", Krasnoyarsk

Abstract: The article is devoted to a theoretical review and analysis of the concept of “harmony” in psychology and other sciences. An attempt was made to substantiate the assertion that the construct “harmony”, used in a psychological context, denotes the positive characteristics of various aspects of human life. The assumption is substantiated that in the context of psychology, harmony is a static-dynamic characteristic denoting the positive pole of actions and states of a person, his relationship with himself and the outside world.
Keywords: harmony, harmonization, well-being, constructivity, functionality, compatibility, mutual understanding, adaptability

Сегодня ученые всё чаще обращают внимание на то, что для настоящего времени характерен кризис ценностей и общий духовный упадок. Все более явно прослеживаются тенденции потери отдельной личностью жизненного смысла.

Современная действительность порождает потребность людей все более оперативно адаптироваться под быстро меняющиеся условия, постоянно приспосабливаться к новым явлениям и непрерывно перестраивать под эти условия самих себя. Вследствие этого возникает закономерный вопрос о гармоничности такого переустройства себя. Так, Т.П. Берсенева отмечает, что именно в настоящее время особенно остро ощущается внутренний и внешний дисбаланс личности, поскольку человек постоянно вынужден выбирать, подчиниться противоречивости и стихийности, сделав беспорядок главным принципом существования или же гармонизировать этот беспорядок, отыскав своё предназначение в жизни и прочное основание своего существования во внешнем мире. Т.П. Берсенева полагает, что этим основанием может стать «понимание и восприятие мира (и себя в этом мире) как целостной, упорядоченной, гармонически организованной структуры» [1]. Таким образом, в условиях современной действительности вопрос внутренней и внешней гармонии человека становится особенно актуальным.

Итак, для психологической науки сегодня становится важным поиск ответа на вопрос о состоянии отдельной личности, погруженной в контекст стремительных изменений, вопрос о том, насколько гармоничными являются отношения этой личности с окружающим социальным и природным миром, а также насколько гармоничен внутренний мир отдельного человека.

Понятие гармонии в его общем виде используется как в повседневной жизни, так и в самых различных областях науки – в философии, музыке архитектуре. В настоящей статье мы сфокусируемся на психологическом понимании гармонии и практической значимости такого понимания. К основным интерпретациям понятия гармонии в психологии относят следующие: сбалансированное, комфортное существование человека в различных условиях – в природных, предметных или социальных; пропорциональность, соразмерность внутреннего и внешнего пространств отдельной личности; сбалансированность организмического (соматического), ценностно-смыслового (духовного) и психического бытия.  

Таким образом, если мы говорим о психологической гармонии, мы говорим о гармоничности личности, а именно – о гармоничности её существования в материальном (вещественном, объективном) и в идеальном (духовном, субъективном) мире. Гармонии первого типа соответствует пространственно-временное измерения, гармонии второго типа – смысловое, идейное, ценностное измерение. Как материальная, так и социальная и духовная гармония жизни личности часто выступают в качестве предметов исследований современных психологов [2, 3, 4, 5, 6]. Ученые говорят о гармонии личности в культурной и познавательной сфере (Р.М. Яковлева, А.Е. Тарасов), в области отношений человека и природы (Иванова О. В.), подчеркивают важность гармонии в деле воспитания и социализации детей (М.А. Быковская, М.А. Семенова), в социально-правовом контексте, в сфере образования и творчества (Г.И. Колесникова), а также в контексте оптимизации будущего (В.С. Голубев). При этом, особо важным с точки зрения оптимизации будущего, является, на наш взгляд, рассмотрение вопросов гармонии в семье: прежде всего – в отношениях между супругами, поскольку данный вид отношений является основополагающим для создания позитивного микроклимата в семье как малой группе.

Актуализация проблематики гармоничности как характеристики каких-либо отношений состоит также и в том, что современные психологи, философы и социологи всё чаще обращают внимание на необходимость смещения фокуса исследовательского интереса от изучения негативных проявлений в отношениях между людьми, как к изучению способов гармонизации, оптимизации этих отношений. Данное направление условно обозначается как позитивное и получает все большее распространение в науке благодаря стремлению к нахождению способов оптимизации социальных процессов [7, 8, 9, 10].

Таким образом, гармония пронизывает все сферы человеческой жизни и является особенно актуальной темой в современных условиях кризиса ценностей. Следует отметить, что существует ряд смежных понятий, близких по смыслу конструкту психологической гармонии. Данные понятия также употребляются учеными для обозначения индивидуального и межличностного баланса в различных сферах жизни людей. Это такие термины как благополучие, конструктивность, функциональность, совместимость, взаимопонимание, адаптивность, и другие. Все эти аспекты человеческого взаимодействия выступают в качестве актуальных предметов психологических исследований в трудах современных ученых [11, 12, 13, 14, 15, 16, 17]. Важно отметить, что все понятия данного ряда обозначают позитивные полюса различных состояний и действий людей. Существуют также понятия, обозначающие противоположные, негативные полюса этих состояний и действий. Это такие термины как неблагополучие, деструктивность, дисфункциональность, несовместимость, непонимание, дезадаптивность соответственно. Таким образом, первая и вторая группа понятий составляет ряд дихотомических пар. Эти пары понятий являются своеобразными измерительными шкалами, благодаря которым мы можем оценивать качество индивидуального и межличностного баланса в различных сферах жизни людей.

Возвращаясь к содержанию понятия «гармония», отметим, что данный термин традиционно применяют для обозначения хорошего сочетания, взаимного соответствия предметов, явлений, частей целого, свойств и т. п. [18; 19]. Согласно словарям иностранных терминов, вошедших в состав русского языка, гармония (греч. harmonia, от harmoso - приводить в порядок) – это согласие с кем-либо в мнениях или поступках, или созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность, единодушие в самом широком смысле этих понятий [20; 21].

При бесспорной актуальности обсуждения вопросов гармонии в психологии, в ряде современных психологических работ, посвященных изучению данных феноменов, не предлагается точных определений самих понятий. Зачастую эти определения даются за счет противопоставления другим понятиям, или же посредством описания отдельных составляющих или аспектов данных феноменов. Так, например, Н.А. Саблина в своей работе «Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России» противопоставляет гармонию насилию и конфликтности, рассматривая гармонизацию в качестве способа преодоления насилия [22]. При этом в качестве понятий, синонимичных понятию «гармония», автор использует понятия «согласие» и «взаимопонимание». Гармонизация семейных отношений, по мнению автора, реализуется именно за счет повышения уровня толерантности между членами семьи и благодаря ориентации на толерантность во взаимоотношениях в процессе структурного и динамического преобразования семьи как института. Таким образом, акцент делается на том, что толерантность выступает в качестве ключевого фактора гармонизации семейных отношений, возможности достижения согласия, возможности бесконфликтного взаимодействия. При этом в данной работе не предлагаются определения гармонии и гармонизации как таковых. Таким образом, актуальной становится проблема дефиниции данных понятий.

Ключевыми аспектами гармонии являются, на наш взгляд, оптимальность сочетания различных сторон какого-либо явления или каких-либо отношений, а также единство в многообразии, или целостность, создаваемая различными сторонами отношений или явления. Так, что касается первого аспекта – оптимальности сочетания сторон, Г.Е. Пазекова и Е.В. Пазеков приходят к заключению, что «человеческая гармония – именно оптимальное, не абсолютное совершенство. Это оптимальное совершенство предполагает наличие определенных противоречий в личности, запускающих процесс метаморфоз, изменений и развития личности». Данные авторы предлагают понимать под психологической гармонией «оптимальную соразмерность, согласованность психологических характеристик человека друг с другом и с внешними средами его жизни» [23]. Второй аспект гармонии – единство в многообразии – наиболее точно описан еще Гегелем, который акцентировал внимание на том, что сущностью гармонии является различие. Таким образом, гармония как феномен буквально требует различий элементов, лежащих в основе целого.

Таким образом, следует признать, что именно оптимальное, а не абсолютное сочетание каких-либо единиц лежит в основе их гармонии. В основе гармонии также лежит единство в многообразии, или целостность различных сторон.

Т.П. Берсенева в своей работе «Гармония как субъективный феномен» в результате анализа различных интерпретаций понятия гармонии также приходит к выводу, что наиболее общее определение гармонии, которое можно извлечь из работ различных ученых, начиная с древних мыслителей, звучит следующим образом: гармония – это «единство в многообразии, оптимальный способ соотношения сторон (частей) целого, слияние различных компонентов в единое органическое целое, в ней получает внешнее проявление внутренняя упорядоченность и мера бытия». Таким образом, гармонизация – это процесс достижения гармонии. Гармонизация каких-либо отношений ориентирована на увеличение целостности, поддержание разносторонности и всеобщности сторон отношений, что вполне закономерно сочетается с образованием определенных иерархий в отношениях между этими сторонами.

Что касается областей проявления гармонии, она имеет место как в материальном, или физическом мире, так и в ментальном, или духовном мире. Первый также можно обозначить как объективный мир, или мир вещей, второй – как субъективный, или мир взаимоотношений. Т.П. Берсенева отмечает, что «в первом случае гармония реализуется в пространстве и времени, во втором - как гармония смыслов, идей, настроений».

Гармония имеет место как в статике, так и в динамике. Это оптимальный синтез движения и равновесия, изменчивости и устойчивости. Динамика гармонии в точки зрения психологии состоит в том, что человек всегда стремится к гармонии – осознанно и бессознательно. На эту потребность человеческой психики обращали внимание такие психологи как А. Маслоу, У. Мак-Даугалл, Г.А. Мюррей, П.В. Симонов и другие. Ученые отмечают, что стремление к гармонии является фундаментальной потребностью организма наряду со многими другими естественными потребностями. Немаловажно и то, что психологическая гармония подразумевает наличие у человека компромисса между внутренней гармонией собственной личности – с одной стороны, и стремлением к балансу с другими людьми – с другой [24; 25; 26; 27].

На наш взгляд, для учета всех сторон и форм проявления гармонии, целесообразно рассматривать данный феномен в рамках системного подхода. Так, Г.Е. Пазеков и Е.В. Пазеков, придерживаясь данного подхода, уточняют, что гармония личности выступает в качестве психологической нормы живой системы, включающей следующие подсистемы: внешнее и внутреннее пространство личности. В результате анализа литературы данные ученые приходят к заключению, что можно выделить две основных группы признаков психологической гармоничности личности, первое из которых относится к деятельности, второе – к отношениям, оценкам личности. Так, гармоничность деятельности проявляется в устойчивом, длительном, полезном функционировании (физическом, социальном и духовном) этой личности в окружающем мире – в том числе в обществе других людей и в реальных природных условиях. Гармоничность отношений находит отражение в экологичных отношениях с собой и окружающим миром и выражается как положительная «Я-концепция» и конструктивные, сотрудничающие отношения с людьми, а также чувство единства с живой и неживой природой, хорошая адаптация в различных природных средах» [23].

Таким образом, гармония пронизывает все сферы человеческой жизни и является особенно актуальной темой в настоящее время. В основе гармонии лежит оптимальное сочетание каких-либо единиц, а также единство в многообразии, или целостность различных сторон целого. Гармония имеет место как в физическом мире, так и в ментальном мире. Когда мы говорим о психологической гармонии, мы говорим о позитивных аспектах существования личности в материальном и в идеальном мире.

Позитивные (положительные) аспекты жизни людей могут обозначаться по-разному в зависимости от сфер жизни или фокуса внимания исследователя: благополучие, конструктивность, функциональность, совместимость, взаимопонимание, адаптивность, и прочее. Гармонию же, на наш взгляд, целесообразно рассматривать в качестве универсального способа обозначения любых позитивных психологических характеристик, их позитивного полюса. Понятие гармонии в психологии является универсальным маркером позитивных аспектов действий и состояний человека, а также его отношений с собой и внешним миром. Следовательно, психологическая гармонизация – это процесс оптимизации состояний и действий людей, ориентированный на достижение высоких показателей позитивных аспектов отношений человека с собой и внешним миром, актуализацию их позитивного полюса.


Список литературы

1. Берсенева Т. П. Гармония как субъективный феномен // Аналитика культурологии. 2009. №. 15. С. 80–87.
2 - Яковлева Р. М., Тарасов А. Е. Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности // Инновационная наука. 2015. №. 11-2. С. 289–291.
3 - Быковская М. А., Семенова М. А. Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. Т. 6. №. 1. С. 42.
4 - Голубев В. С. Гармония спасет мир // Философия и общество. 2018. №. 1 (86). С. 77–88.
5 - Колесникова Г. И. Соотношение понятий «норма», «девиация», «гармония», «творчество» и их значение в современном образовательном процессе // Гуманизация образования. 2017. №. 3. С. 4–9.
6 - Иванова О. В. Пути гармонизации отношений человека и природы // Социально-экологические технологии. 2015. №. 1-2. С. 5–12.
7 - Cелигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М. : София, 2006. 368 с.
8 - Леонтович О. А. Позитивная коммуникация: постановка проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2015. №. 1. С. 164–177.
9 - Роджерс К. Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/karl-rodzhers/brak-i-ego-alternativy-pozitivnaya-psihologiya-semeynyh-otnosheniy (дата обращения: 31.01.2020).
10 - Свияш А., Свияш Ю. Улыбнись, пока не поздно. Позитивная психология для повседневной жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/aleksandr-sviyash/ulybnis-poka-ne-pozdno-pozitivnaya-psihologiya-dlya-povs/chitat-onlayn (дата обращения: 31.01.2020).
11 - Павлоцкая Я. И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности : дисс… канд. психол. наук. Волгоград, 2015. 183 с.
12 - Остапенко Г. С., Крапивина В. Ф., Насонова Д. В. Формирование конструктивного взаимодействия детско-родительских отношений в замещающих семьях // Перспективы науки и образования. 2017. №. 6 (30). С. 109–117.
13 - Петровская В. Г. Взаимосвязь дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка : дис… канд. психол. наук. Новосибирск, 2010. 206 с.
14 - Волобуев Я. В. К вопросу о супружеской совместимости // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №. 3. С. 6.
15 - Леонтьев А. Психология общения [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/aleksey-alekseevich-leontev/psihologiya-obscheniya/chitat-onlayn (дата обращения: 31.01.2020).
16 - Колпакова Л. М. Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности // Царскосельские чтения. 2015. Т. 2. №. XIX. С. 352–355.
17 - Зайцева Л. В., Барычева Э. Н., Григорчук М. Ю. Удовлетворённость супружескими отношениями и адаптивность супружества при депрессивных расстройствах различного генеза у жены // Український вісник психоневрології. 2015. №. 23. Вип. 1. С. 78–80.
18. Толковый словарь русского языка: около 7000 словарных статей, свыше 35 000 значений, более 70 000 иллюстративных примеров / под ред. Д. В. Дмитриева. М. : Астрель, 2003. 1584 с.
19. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935–1940.
20. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / сост. М. Попов. М. : Изд. т-ва И. Д. Сытина, 1907. 458 с.
21. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. А. Н. Чудинова. СПб.: Издание В. И. Губинского, 1910. 676 с.
22. Саблина Н. А. Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России : автореф. дисс… канд. социол. наук. Иркутск, 2006. 26 с.
23. Пазекова Г. Е., Пазеков Е. В. Феноменология психологической гармонии личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3399–3403.
24. Богданчиков С. А. Интегративные тенденции в советской психологии 1920-х гг. // Седьмая волна психологии. Вып.7. / под ред. В. В. Козлова, Н. А. Качановой. Ярославль – Минск : МАПН; ЯрГУ, 2010. С. 82–87.
25. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М. : Смысл, 1997. С. 67–91.
26. Мотков О. И. В гармонии с собой и миром // Школьный психолог. 1998. № 21–22. С. 28–32.
27. Чэн Ч. Моральное осмысление глобального кризиса: изучение гармонии и этики как решение //Век глобализации. – 2019. – №. 3. – С. 25-41.

Расскажите о нас своим друзьям: