Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

Дата публикации 28.02.2018

Формы самостоятельной работы студента при изучении основ «Культуры безопасности жизнедеятельности»

Романченко Леонид Николаевич
Кандидат военных наук, Доцент, Доцент кафедры Безопасность жизнедеятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Аннотация: В статье рассматриваются: - ключевые компетенции студентов образовательных организаций; - формы и способы формирования у них системы взглядов, знаний, умений и навыков (компетенций) в области культуры безопасности жизнедеятельности; - основные принципы организации самостоятельной работы студентов при изучении теории и практики безопасности жизнедеятельности образовательных организаций высшего образования. Рассматриваются особенности формирования навыков самостоятельной исследовательской работы студентов в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: Культура безопасности жизнедеятельности, ключевые компетенции, самостоятельная работа, самостоятельность, формы самостоятельной и исследовательской работы.

Forms of independent work of the student when studying the basics of "Culture of life safety"

Romanchenko Leonid N.
associate Professor, Professor of the Department "life Safety» Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Abstract: The article discusses: - key competencies of students of educational institutions; - forms and methods of formation of their system of views, knowledge, abilities and skills in the field of safety culture; - the basic principles of the organization of independent work of students in the study of the theory and practice of life safety in educational institutions; - features of formation of skills of independent research work of students in the field of life safety.
Keywords: Culture of safety, core competencies, individual work, autonomy, forms of independent and research work

Необходимость развития целостной системы подготовки квалифицированных кадров, способных решать задачи в области безопасности жизнедеятельности (далее БЖД), - одна из актуальных задач современного общества.

В концепции модернизации российского   образования указывается, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее геноцида, обеспечения устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры, в т. ч. культуры БЖД.

Цель современной учебно-воспитательной системы - формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного получать высшее образование.

Это позволит ему выполнять профессиональную деятельность с учетом возможности возникновения и необходимости преодоления проблем в области безопасности жизнедеятельности.

Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.

Следовательно, выпускник образовательной организации, получивший  высшее образование  должен иметь ключевые компетенции в теоретической, практической и методической подготовке по дисциплине БЖД.

Как мы должны понимать, что такое компетенция? Компетенция (по Хуторскому А.В.) – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика). [1].

Ключевые компетенции включают в себя умение выполнять целостное, понятное, грамотное действие. Молодой человек, обладающий культурой БЖД, должен    самостоятельно принимать решения  для действий в реальной ситуации,  сложившейся в различных условиях природных,   техногенных и иных  чрезвычайных ситуациях.

Следовательно, основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых компетенций в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах.

Рассмотрим более подробно три ключевых компетенции входящие в компетентностную модель выпускника образовательной организации будущего молодого специалиста, такая модель включает:

-коммуникативная компетентность;

-информационную компетентность;                                                                                                         

- учебно-познавательная компетентность. На основе анализа литературы дадим характеристику каждой из этих компетенций.

1. Коммуникативная компетенция - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения (свободная энциклопедия), т.е. подразумевает владение студентом следующими средствами коммуникации:

- Устной коммуникации (монолог, диалог, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации, защита проектов, публичное выступление и др.);

- Письменной коммуникации (чтение, создание различного рода текстов, владение стилями и приемами оформления текста, умение работы с текстом и др.), и продуктивной коммуникации (умение работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

Таким образом, коммуникативная компетенция это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач. Иными словами коммуникативная компетенция — это способность к полноценному общению, знание необходимых языков, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, умение выбора адекватных стратегий коммуникации и выполнение различных социальных ролей в коллективе при выработке культуры БЖД.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией при помощи реальных объектов (телевизор,  магнитофон, компьютер, книга, журнал и др.) и информационных технологий (аудио-видео запись, электронная почта, СМИ, Интернет и др.).

Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.

Таким образом, информационная компетенция это, по сути, способность учащихся работать со всеми источниками информации адекватных задачам, при помощи информационных и цифровых технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию.

Главное умение при информационной компетенции — это работа с информацией. В этой связи от студента требуется способность к эффективному освоению и использованию постоянно развивающихся информационно-технологических технологий в Единой государственной система предупреждения и ликвидации, чрезвычайных ситуациях.

Учебно-познавательная компетенция совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности; владением приемами действий в нестандартных ситуациях; эвристическими методами решения проблем.

Учебно-познавательная компетенция представляет собой совокупность учебных ситуаций, в которых учащийся выступает как субъект и объект процесса обучения одновременно, т.е. в данном случае речь идет о самообучении.

Следовательно, под учебно-познавательной компетенцией понимаем способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов, в т. ч. культуры БЖД. Анализируя вышесказанное можно утверждать, что  центральным моментом в организации обучения в духе модели ключевой компетентности, является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.  

Таких форм в мировом опыте несколько. Это различные формы открытого, проектного и проблемно-ориентированного обучения. Общий знаменатель всех форм обучения, направленных на развитие или формирование ключевых компетенций можно сформулировать так: это смещение акцента с односторонней активности учителя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих учеников.

Педагоги, должны учитывать  требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. В чем оно заключается?

Педагог должен уметь интегрировать ключевые компетенции студентам в области дисциплины БЖД с целью подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. При этом В результате освоения содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» выпускник общеобразовательной организации  должен  знать.

1. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; методы организации и обеспечения защиты населения и территорий от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

2. Опасные и вредные факторы системы «человек-среда обитания», методы анализа антропогенных опасностей, научные и организационные основы защиты окружающей среды и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

3. Основы безопасности жизнедеятельности, виды опасностей, способных причинить вред человеку,  критерии их оценки.

4. Глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

5. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые, организационные, нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Уровень образованности человека, культуры безопасности жизнедеятельности (БЖД)  в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно,  чем более широким спектром знаний и возможных способов деятельности он владеет.

Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень теории и практики применения   молодой науки  Безопасность жизнедеятельности.

Новое требование  междисциплинарной формы обучения способно обеспечить расширение сферы применения знаний теории и практики по аспектам   БЖД.

Правильно организованный процесс обучения, дающий студенту высокие общеобразовательные компетенции с   мощными фундаментальными знаниями защиты населения и природы от различных Чрезвычайных ситуаций (ЧС) позволит:

- обучить будущего современного  гражданина страны действовать в ситуации неопределённости;

- развить не стандартные мышления учащегося;

- воспитывать и поощрять способность студента  действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие и, постоянное  самообразование;

- творческий характер обучения, направленный, в частности, на обучение осуществлять самостоятельно выбор;

- добывать обучение  и фильтровать перенасыщенную информацию;

- и что самое главное, воспитывать у молодежи, способность брать на себя ответственность в любых условиях чрезвычайной ситуации защитить себя и окружающую  его среду обитания от различных катаклизмов природных и техногенных опасностей.[2]

Одним из приоритетов высшего  образования сегодня становится овладение знаниями о современной системе     «Человек – среда обитания» умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека, гражданина.

Следовательно, основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций.

Молодой специалист должен набором особенно важных компетенций  в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах своей  деятельности показать высокую культуру БЖД,

Таким образом, можно утверждать, что при таком подходе  становится возможным выработка каждым учеником,  студентом на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в т. ч.:

1.Самостоятельно выбирать темы своих проектов, способов и форм обучения;

2. Умение решать проблемы, поставленные педагогом;

4. Умение работать в группах (самостоятельно распределять учебные опросы, планировать и оценивать  свою деятельность  и  деятельность коллектива в целом;

5. Использование системы оценивания – портфолио, дневников достижений, перспективное планирование своей деятельности.
В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: образовательные организации должны не только повышать интеллектуальный потенциал страны, но и создавать условия для формирования из каждого выпускника свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.

Компетентностный  подход в системе образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, адаптирующего студента к действительности [3]. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у студента не только определенных знаний, навыков и умений, но и самостоятельности.

Согласно требованиям нормативных документов самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания. Решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов, курсовых и дипломных работ, экзаменов.

Определенный интерес здесь представляют требования Министерства образования, Федерального государственного стандарта высшего образования.

Новый ФГОС характеризуется тем, что в нем не сформулированы конкретные цели и задачи, имеющие отношение к конкретному предмету. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у учеников умение общаться, развивать общие коммуникативные навыки, логику, интуицию. [3].

В дальнейшем на базе полученных навыков будет развиваться умение грамотно излагать свои мысли, общаться с другими людьми, высказывать и грамотно аргументировать свое мнение. Особое внимание при этом уделяется развитию самостоятельности, акцент делается на необходимости организации самостоятельной работы студентов [4].

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков

рациональной организации учебного труда.

Данная форма обучения становится средством саморазвития и самоопределения личности, средством ее совершенствования в различных направлениях. Кроме того, полученные навыки являются основой для формирования дальнейших исследовательских навыков, базой научно-исследовательской деятельности.

Путем самостоятельного поиска у студентов лучше усваиваются первоначальные знания. Их усвоение происходит в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания [2].

Тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития самостоятельности и основ исследовательской работы всегда остается актуальной [4].

На базе этих навыков в дальнейшем будут формироваться основы творческого и исследовательского мышления. Подразумевается такой вид деятельности учащихся, при котором они самостоятельно находят пути решения учебной задачи, которая была задана преподавателем. При этом студенты проявляют целеустремленность, активность, необходимые усилия.

В процессе самоактуализации личностного роста студентов происходит их дальнейшее самосовершенствование, профессиональное и личностное становление и самоопределение.

Таким образом, самостоятельная работа - форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов.

В мировых направлениях развития университетского образования четко проявляется тенденция роста доли самостоятельной работы студентов и смещение акцента с преподавания на учение. В этой связи становится очевидным, что с переходом на компетентностный подход в образовании необходимо формировать систему умений и навыков самостоятельной работы, воспитывать культуру самостоятельной деятельности студентов.

Выбор формы организации самостоятельной работы студентов (индивидуальная или групповая) определяется содержанием учебной дисциплины и формой организации обучения (лекция, семинар, практическое занятие, контрольное занятие и др.). В зависимости от формы промежуточной аттестации виды самостоятельной работы дополняются подготовкой к экзамену, зачету и процедурами текущей аттестации.

Самостоятельность может формироваться на любом уроке, в том числе на уроке БЖД при изучении «Культуры безопасности жизнедеятельности». Существует множество способов организации самостоятельной работы студентов. Многие из них успешно применяются в ходе обучения. Рассмотрим подробнее формы самостоятельной работы студентов на различных уровнях:

1. Самостоятельные работы по образцу. Это достаточно низкий уровень самостоятельности. Такая форма требует переноса известного способа решения непосредственно в аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию. Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее изученных,  продемонстрированных преподавателем и опробованных студентами при выполнении предыдущих заданий. Следовательно, выполняя самостоятельные работы этого вида, студенты совершают прямой перенос известного способа в аналогичную внутрипредметную ситуацию.

Например, на практических занятиях по БЖД часто используют строго регламентированные алгоритмы. Так, существуют специально разработанные нормы  и инструкции, в которых пошагово отражается алгоритм действий в определенных ситуациях. К примеру, существует порядок  действий при оказании первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях, заболеваниях, а также при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ. В этом случае следует строго придерживаться определенных правил, порядка действий в экстремальных условиях.

Особенно актуально это при оказании сердечно-легочной реанимации, искусственного дыхания, остановки кровотечения. Также в рамках этого подхода практикуют правила использования индивидуальных средств защиты, действий в определенных опасных условиях или чрезвычайных ситуациях.  

2. Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа - пороговый уровень самостоятельности. Позволяют осмысленно переносить знания в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты. Например, в рамках курса БЖД такой подход довольно часто применяется при решении ситуационных задач, разработки проектов, представления собственного алгоритма действий в определенных условиях ЧС.

Особенностью предлагаемых тестов является то, что правильным может быть не один ответ, а несколько. Кроме того, возможно и полное отсутствие таковых. Правильными признаются только те ответы, которые содержат абсолютно верную информацию. Если ответ содержит часть верной и часть неверной информации, он не считается правильным и не засчитывается при постановке оценки.

Например, на вопрос: « Какие 3-х фазные сети применяются наиболее широко в России при напряжении меньше 1000 В?» даются следующие ответы: 1. 3-х проводные с заземленной нейтралью и 4-х проводные с изолированной нейтралью; 2. 4-х проводные с заземленной нейтралью и 3-х проводные с изолированной нейтралью; 3. 5-ти проводные с заземленной и 3-х проводные с изолированной нейтралью; 4. 4-х проводные с заземленной и с изолированной нейтралью.

 Правильным необходимо считать ответы №2 и №3, так как остальные содержат либо частично верную, либо полностью неверную информацию. Авторами преднамеренно не даются 3 ответы к тестам, что позволит решающим их более углубленно изучить данную дисциплину, активно привлекая приведенную литературу.

3. Эвристические самостоятельные работы — продвинутый уровень самостоятельности. При выполнении работ этого типа происходит постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации.

4. Внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоятельные работы - высокий уровень самостоятельности. Это высшая ступень в системе самостоятельных работ.

Результатом самостоятельной деятельности, как правило, является представление результатов своей деятельности на обсуждение, подведение итогов. Результаты такой работы  представляются педагогу в виде различных форм (контрольных работ, домашних заданий с заполнением журналов и различных контрольных форм,  эссе, рефератов, презентаций, докладов, статей, участием на конференциях и многое другое).

 Кратко рассмотрим содержание вышеперечисленных форм самостоятельной работы:

Реферат (от лат. refere — докладывать, сообщать) — продукт самостоятельного творческого осмысления и преобразования текста первоисточника с целью получения новых сведений и существенных данных.

Эссе«жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Доклад — публичное сообщение или документ, которые содержат информацию и отражают суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации.

Курсовая работастуденческое научное исследование по одной из базовых дисциплин учебного плана либо специальности, важный этап в подготовке к написанию выпускной квалификационной работы.

Конспект (от лат. conspectus — обзор, изложение) — 1) письменный текст, систематически, кратко, логично и связно передающий содержание основного источника информации (статьи, книги, лекции и др.); 2) синтезирующая форма записи, которая может включать в себя план источника информации, выписки из него и его тезисы.

Все большую значимость самостоятельная работа приобретает в рамках нового подхода – удаленного (дистанционного) высшего образования. Система такого образования построена на применении  цифровой технологии.

Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам заявил: «Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности РФ. Он отметил, что цифровая экономика - это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества.   Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний".[6].

Именно нам педагогам в первую очередь необходимо по  новому подойти к этой форме обучения. Научиться реализовывать свою инновационную деятельность с применением инновационного образовательного дистанционного ресурса.  
В рамках этого подхода применяются различные цифровые технологии: кейс - задания, электронные тетради с домашними заданиями, электронные базы, сервисы подкастов, электронные портфолио и пр. Кратко рассмотрим их содержание.

Кейс-задание (англ. case — случай, ситуация) — метод обучения, основанный на разборе практических проблемных ситуаций — кейсов, связанных с конкретным событием или последовательностью событий.

Виды кейсов: иллюстративные, аналитические, связанные с принятием решений.

Тематическое портфолио работматериалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы в рамках той или иной темы курса (модуля). Портфолио работ состоит из нескольких разделов (согласуются с преподавателем).

Информационный поиск — поиск неструктурированной документальной информации.

Инфографика «область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний».

Мультимедийная презентацияпредставление содержания учебного материала, учебной задачи с использованием мультимедийных технологий.

Основные виды мультимедийной презентации:

обучающие и тестовые презентации (позволяют знакомить с содержанием учебного материала и контролировать качество его усвоения);

презентации электронных каталогов (дают возможность распространять большие объемы информации быстро, качественно и эффективно);

электронные презентации и рекламные ролики (служат для создания имиджа и распространение информации об объекте);

презентации — визитные карточки (дают представление об авторе работы);

бытовые презентации (использование в бытовых целях фотографий и видеоизображений в электронном виде).

Сводная (обобщающая) таблица — концентрированное представление отношений между изучаемыми феноменами, выраженными в форме переменных.

Схема — графическое представление определения, анализа или метода решения задачи, в котором используются символы для отображения данных.

Граф-схема — графическое изображение логических связей между основными субъектами текста (отношений между условно выделенными константами).

Согласно требованиям, изложенным в письме Министра образования РФ от 27.11.2002 г. "Об активизации самостоятельной работы студентов вузов" и новым государственным образовательным стандартам подготовки специалистов в вузах, особое внимание должно уделяться развитию теоретических способностей будущих специалистов. Это достигается путем применения активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями. Среди активных внеаудиторных форм - самостоятельная, учебно-поисковая (исследовательская), научно-исследовательская работа студентов [2].

Для того чтобы деятельность студентов стала исследовательской, преподаватель должен решить ряд проблем по формированию творческого импульса в сознании студента, а затем обучить его принципам, методам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться студенту через решение задач научного характера по индивидуальной теме [3].

В основе исследовательской деятельности лежит научный эксперимент. Под экспериментом подразумевают метод познания, позволяющий в искусственно контролируемых условиях воссоздать и воспроизвести явления окружающей реальности. Отличается от наблюдения тем, что подразумевает необходимость применения активных действий, проведения определенных манипуляций с исследуемым объектом. Проведению любого эксперимента всегда предшествует изучение теории. Затем, на основании полученных теоретических знаний, студент уже имеет возможность осмыслить и продумать интересующие его вопросы, образуется определенный спектр интересов, которые позволяют четко выделить направление исследования.

Эта форма обучения особенно актуальна при изучении теоретических основ по изучению техногенных и  природных чрезвычайных ситуациях.

Прогнозирование, моделирование и оценка возможных факторов природных и техногенных катастроф, производственные риски, нанесения ущерба населению,   материальным ценностям и окружающей среде, а также способы ликвидации последствий ЧС – это основное  направление исследовательской деятельности будущих руководителей производственных коллективов.

На основании накопленного теоретического опыта, студент может не просто четко видеть проблему исследования, но и выделять конкретную тему, разрабатывать цели, которых он хочет достичь путем проведения эксперимента.

После этого проводится тщательный анализ имеющей литературы, изучаются научные статьи, публикации, материалы исследований различных авторов. На основании этого делается литературный обзор, в котором кратко отражена суть проделанной работы по данной тематике, сформулированы выводы, описаны примерные результаты, полученные различными авторами, прослежена эволюция мысли человека.

 На основании такого обобщенного исследовательского опыта, делается вывод о том, насколько изучена данная тематика, что в ней остается неясным и не до конца изученным. Это дает возможность выделить наименее изученную область, и планировать дальнейший эксперимент в соответствии с этой областью.

Для дальнейшего проведения эксперимента необходимо выдвинуть гипотезу исследования, которая и будет лежать в основе эксперимента. Все проводимые опыты, действия, будут направлены на опровержение или доказательство данной гипотезы. Затем производится подбор методов исследования, определяются конкретные методики, которые будут применяться для достижения поставленной цели. После того, как методики подобраны, тщательно проанализированы, определена сфера их применения, целесообразность использования в данном конкретном эксперименте, можно приступать непосредственно к планированию самого эксперимента [5].

Нужно четко определить тему, цель и задачи. В соответствии с этим важно еще раз проверить правильность выдвинутой гипотезы, поскольку именно от нее будет исходить дальнейший план. Затем производится планирование действий: определяются основные этапы эксперимента, конкретные действия, которые необходимо совершить над объектом для того, чтобы получить ожидаемые результаты. Важно четко продумать, какой объект будет использоваться в эксперименте, а также продумать предмет исследования. Подробно расписывается ход проведения эксперимента, указывается четкая последовательность действий, при необходимости – разрабатывается алгоритм.

Выполняя эксперимент, необходимо строго придерживаться разработанного плана, применять подобранные методики, соблюдать точность, и быть внимательным. После того, как эксперимент будет выполнен, обязательно нужно зафиксировать полученные результаты. Целесообразно проводить эксперимент в трехкратной повторности, только так можно получить статистически достоверные данные и убедиться в том, что полученные результаты являются закономерностью, а не случайностью или ошибкой [4].

При этом проводится статистическая обработка данных, формулируются выводы, общие закономерности. Это дает нам основание подтвердить, либо опровергнуть выдвинутую гипотезу. Для того чтобы правильно интерпретировать результат, целесообразно обратиться к обзору литературы и сравнить полученные данные с уже имеющимися результатами подобных исследований. Обязательно должны присутствовать как сходные, так и различные черты, которым рекомендуется найти объяснение.

Результаты обобщаются и оформляются в виде отчета о проделанной работе, в котором указывается время, дата,  база проведенного эксперимента, подробно описывается цель и поставленные задачи. После этого прописывается ход эксперимента, которые позволит, при необходимости воспроизвести его  и получить аналогичные результаты. Затем приводятся полученные результаты, расписывается ход и способ их обработки, представляются выводы и заключения.

Это дает нам возможность оценить, насколько рационально были выбраны методы исследования и продуман ход эксперимента. Полученные результаты позволят нам определить новизну полученных данных, определить личные вклад исследователя в изучение выбранной темы. Обязательно определяется практическая и теоретическая значимость проделанной работы и сфера применения полученных результатов, без чего эксперимент становится бессмысленным.   

Таким образом, основной формой обучения студентов в образовательных учреждениях дисциплины  БЖД является самостоятельная работа. Самостоятельный поиск  эффективных средств закрепления информации, проведении эксперимента, творческой и исследовательской  деятельности, под руководством педагога, позволяет учащемуся наиболее эффективно усвоить объемный материал программы БЖД.

В результате   освоения теории и практики  по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», применяя активные внеаудиторные способы работы такие, как: - самостоятельная работа; учебно-поисковая (исследовательская) работа; научно-исследовательская работа    студент должен   владеть следующими  ключевыми компетенциями:

  • Анализировать и оценивать степень риска проявления факторов опасности системы «человек-среда обитания», осуществлять и контролировать выполнение мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
  • Находить  пути решения сложных ситуаций, связанных с безопасностью жизнедеятельности людей.
  • Действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, применять на практике основные способы выживания.
  • Основными способами защиты персонала объектов экономики от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
  • Навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности в производственных, бытовых условиях и приемами оказания первой медицинской помощи   в различных условиях чрезвычайных ситуациях.

Список литературы

1. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
2. Пастухова И.П., Тарасова Н.В.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. - метод. пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 160 с.
3. Волчанский М.Е., Петров А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / ВолГМУ - Волгоград, 2004. – 12с.
4. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 224-226.
5. Кругов В.И. Основы научных исследований. - М.: Высшая школа, 1989. - 400 с.
6. Путин. «Формирование цифровой экономики – вопрос нацбезопасности РФ» vedomosti.ru›…news/2017/07/05.

Расскажите о нас своим друзьям: