Психология труда, инженерная психология, эргономика | Мир педагогики и психологии №02 (43) Февраль 2020

УДК 378

Дата публикации 25.02.2020

Формирование у студентов – будущих специалистов таможенного дела личностных профессионально-значимых качеств

Байкина Наталья Валентиновна
ассистент кафедры «Управление и системный анализ теплоэнергетических и социотехнических комплексах», Самарский государственный технический университет, Россия, г. Самара, natabait@mail.ru
Михелькевич Валентин Николаевич
доктор технических наук, профессор, кафедры «Психологии и педагогики», Самарский государственный технический университет, Россия, г. Самара

Аннотация: В статье представлены результаты исследования формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела личностных профессионально-значимых качеств. Аргументирована целесообразность и необходимость формирования у студентов в процессе их обучения в вузе личностных профессионально-значимых качеств. Представлена методика проведения экспертных исследований по научному обоснованию доминирующих личностных профессионально-значимых качеств специалистов таможенного дела, которыми должны овладевать студенты этой специальности. Приведен список из пяти наименований научно –обоснованных личностных профессионально-значимых качеств (ответственность, дисциплинированность, коммуникабельность, системность мышления, умение принимать других), которые были приняты в качестве целей формирования. Показано, что формирование личностных профессионально-значимых качеств студентов опосредовано осуществляется в разработанной, апробированной и эффективно реализуемой в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ) системы формирования у студентов – будущих специалистов таможенного дела профессиональных информационно-аналитических компетенций. Длительное посеместровое наблюдение за состоянием, динамикой развития и формированием личностных профессионально-значимых качеств проводится в процессе проведения периодических мониторингов по оцениванию уровней сформированности у студентов профессиональных информационно-аналитических компетенций. Ведущие преподаватели и кураторы учебных групп по результатам наблюдений за состоянием и динамикой формирования личностных профессионально-значимых качеств осуществляют соответствующие индивидуальные корректирующие или мотивирующие воздействия на обучаемого студента с целью дальнейшего улучшения его недостаточно проявленных личностных качеств.
Ключевые слова: студенты, специалисты таможенного дела, личностные профессионально-значимые качества, экспериментальные исследования, мониторинг, наблюдение.

The formation of students - future customs experts of personal professionally significant qualities

Baikina Natalya Valentinovna
assistant of the Department "Management and system analysis of heat and power and socio-technical complexes", Samara State Technical University, Russia, Samara
Mihelkevich Valentin Nikolaevich
doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Samara State Technical University, Russia, Samara

Abstract: The article presents the results of a study on the formation of students - future customs experts of personal professionally significant qualities. The reasonability and necessity of the formation of personal professionally significant qualities in the university during the training at the university are argued. The methodology of expert research on the scientific justification of the dominant personal professionally significant qualities of customs specialists, which should be mastered by students of this specialty, is presented. A list of five items of scientifically based personal professionally significant qualities (responsibility, discipline, sociability, systematic thinking, the ability to accept others) that are accepted as the goals of formation is given. It is shown that the formation of personal professionally significant qualities of students is indirectly carried out in the developed, tested and effectively implemented at the Samara State Technical University (SamSTU) system for the formation of students - future customs experts of professional information and analytical competencies. Long-term semester monitoring of the state, dynamics of development and the formation of personal professionally significant qualities is carried out in the process of periodic monitoring to assess the levels of formation of students of professional information and analytical competencies. Leading teachers and curators of study groups, based on the results of monitoring the state and dynamics of the formation of personal professionally significant qualities, carry out appropriate individual corrective or motivating effects on the student to further improve his insufficiently manifested personal qualities.
Keywords: students, customs specialists, personal professionally significant qualities, experimental studies, monitoring, observation

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования подготовки специалистов, в том числе по специальности 38.05.02 "Таможенное дело",  определяют в качестве результата освоения студентами основных образовательных программ сформированные у них совокупности универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но не оговаривают и не определяют требования по формированию у студентов личностных профессионально-значимых качеств (ЛПЗК) [1].

По-видимому, это обусловлено тем, что ЛПЗК являются надпредметными категориями, которые образуются опосредованно в процессе формирования имманентных (соответствующих) им универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Они не могут быть одномоментно измерены и оценены, а определяются только в результате длительных наблюдений и экспертных оценок людей из ближайшего профессионально образовательного окружения. Высказанные предположения подтверждаются и полностью согласуются с мнением авторов корпоративного профессионального стандарта по квалификациям в сфере информатики и информационных технологий, что ЛПЗК специалиста  опосредованно формируется и проявляются в компетенциях на протяжении всего периода обучения [3].

В тоже время кадровые службы таможенных органов при приеме на работу выпускников вузов по специальности «Таможенное дело» уделяют больше внимания и предъявляют высокие требования не только к уровням сформированности у них профессиональных компетенций, но и такие же высокие требования к составу и уровням сформированности у претендентов на трудоустройство ЛПЗК. Логичность и правомерность таких требований является отражением объективно существующей закономерности устойчивого и прогрессивного развития и эффективного функционирования социальных производственных систем. Это следует из того, что ЛПЗК специалиста такие как ответственность, дисциплинированность, коммуникативность, умение работать в команде, результативность и качество его профессиональной деятельности, влияют на состояние психологического климата и межличностных отношений в коллективе, в котором он работает.

Основываясь на мнениях современных психологов Ковалева А.Г., Платонова К.К., Парыгина Б.Д.  под термином «личностные профессионально-значимые качества» специалиста/студента понимается некая совокупность его способностей, привычек и других сугубо индивидуальных качеств, которые проявляются, демонстрируются при его общении с другими людьми в процессе профессиональной деятельности и значительно влияют на ее результаты [6]. В контексте рассматриваемой нами проблемы формирования у студентов личностных профессионально-значимых качеств, важно иметь ввиду, что человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации, во взаимодействии с окружающим его миром, с системой общественных и человеческих отношений. ЛПЗК студента развиваются и формируются в процессе его обучения в образовательной среде и окружающем его социуме, в процессе выполнения различных видов учебной деятельности: выполнение расчетно-графических работ, курсовых и дипломных проектов, научно-исследовательских работ, аналитических и прикладных работ во время производственных практик. Очевидно, что каждый вид учебно-познавательной деятельности студента вносит свой вклад в формирование ЛПЗК. Также более заметный вклад в формирование ЛПЗК студентов обеспечивает педагогическая система формирования профессиональных компетенций в процессе функционирования, которых опосредованно формируются имманентные им личностные профессионально-значимые качества обучаемых студентов. Периодически проводится в этой педагогической системе мониторинг состояния и динамики формирования профессиональных компетенций, обеспечивает не только измерение и оценку уровней сформированности профессиональных компетенций на конкретном срезе эксперимента, но и наблюдений за состоянием и динамикой формирования ЛПЗК студентов [7].

Наши исследования по рассматриваемой проблеме формирования у студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» ЛПЗК проводились в рамках разработанной, апробированной и успешно реализуемой в учебном процессе подготовки специалистов по таможенному делу в Самарском государственном техническом университете компетентностно-модульной системы формирования у студентов профессиональных информационно-аналитических компетенций [4]. При этом потребовалось решить задачу научно обоснованного выбора состава формируемых и наблюдаемых ЛПЗК студентов – будущих специалистов таможенного дела. Это было обусловлено тем, что не во всех отраслевых корпоративных профессиональных стандартах квалификаций содержатся требования к ЛПЗК, отсутствуют они и в профессиональном стандарте специалиста по внешнеэкономической деятельности, к которой относится специальность таможенное дело [2]. Поэтому выбор формируемых и наблюдаемых ЛПЗК студентов, обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» проводился с использованием методом экспертных исследований.

В поисках прототипов ЛПЗК специалистов таможенного дела, мы обратились к отраслевым, корпоративным, профессиональным стандартам квалификаций специалистов других отраслей, в которых содержатся требования к содержанию и составу этих качеств. Так, например, в упомянутом нами ранее профессиональном стандарте специалистов по информационным технологиям определены 15 профессионально-значимых качеств личности, которыми должны обладать специалисты 7 квалификационных уровней, а, следовательно, и выпускники вузов по специальностям и профилям информационных технологий [3]. Представляет интерес их состав: дисциплинированность, ответственность, аккуратность, коммуникабельность, гибкость мышления, уверенность в себе, нацеленность на результат, объективность, доброжелательность, стрессоустойчивость, системность мышления, умение принимать других, обучаемость и др.

В результате анализа состава и содержания, ЛПЗК специалистов других, более или менее близких по профилю специальностей, содержащихся в отраслевых профессиональных стандартах квалификаций и учета психо-физиологических характеристик и особенностей труда специалистов таможенного дела [8]. Было отобрано 24 прототипа личностных профессионально-значимых качеств специалистов, которые затем были предъявлены экспертам для выявления первоочередных, доминирующих ЛПЗК студентов – будущих специалистов таможенного дела. В качестве экспертов были приглашены руководители и работники подразделений Самарской таможни, высококвалифицированные специалисты, преподаватели СамГТУ, которые имеют многолетний опыт, участвуют в подготовке специалистов таможенного дела в количестве 57 человек. Список отобранных прототипов ЛПЗК специалистов был занесен в экспертную анкету, в которой экспертам предполагалась оценить каждое из 24 качеств по трехбалльной шкале:

  • весьма важное;
  • важное;
  • желательное.

В результате обработки статистических данных был составлен рейтинговый список ЛПЗК из которых было отобрано пять наименований признанных «весьма важными» для дальнейших исследований и наблюдений. Назовем эти важнейшие ЛПЗК студентов – будущих специалистов таможенного дела и их проявление в компетенциях:

- ответственность. При принятии решения специалист оценивает его возможные последствия. Проясняет однозначность понимания сказанного всеми сторонами.

- дисциплинированность. В профессиональной деятельности четко выработанная привычка следовать правилам и инструкциям.

-  коммуникабельность. Умеет быстро устанавливать контакты, умеет слушать, слышать и задавать вопросы, аргументировать свои идеи.

- системность мышления. Устанавливает причинно-следственные связи, выделяет все факторы, влияющие на состояние исследуемого объекта.

- умение принимать других. Умеет понять других людей и их позицию, признает и уважительно относится к праву других быть такими, какие они есть.

Выше названные ЛПЗК были приняты в качестве цели их формирования у студентов - будущих специалистов таможенного дела в устойчиво и эффективно функционирующей педагогической системе формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций [4].

 В этой системе в течение трех лет обучения студентов (с 3-го семестра 2-ого курса и по 8-ой семестр 4-го курса) проводится в конце семестра мониторинг (методом тестирования) для оценивания состояния и динамики формирования профессиональных информационно-аналитических компетенций. И поскольку, как это указывалось и аргументировалось выше, личностные профессионально-значимые качества опосредованно формируются и проявляются в компетенциях, то предоставляется преподавателям и кураторам групп, возможным наблюдать и эвристически оценивать по результатам длительных наблюдений состояние и динамику улучшения личностных профессионально-значимых качеств. Многолетняя апробация и педагогический эксперимент свидетельствует, что между повышением уровня сформированности профессиональных информационно-аналитических компетенций и улучшением ЛПЗК существует прямая корреляционная связь.

По результатам наблюдений за состоянием и динамикой развития и формирования у студентов ЛПЗК качеств ведущие преподаватели и кураторы учебных групп осуществляют соответствующие индивидуальные корректирующие или мотивирующие воздействия на обучаемого студента с целью дальнейшего улучшения недостаточно проявленных качеств.


Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 850 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)"
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.06.2019 № 409н Профессиональный стандарт «Специалист по внешнеэкономической деятельности»
3. Профессиональный стандарт в области информационных технологий. М.:Изд-во АПКИТ, 2012 – 616с.
4. Байкина Н.В. Формирование информационно-аналитических компетенций у специалистов таможенного дела в техническом вузе. Сборник: современные проблемы социально-гуманитарных наук Сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции (с международным участием). Научный ред. А.В. Гумеров. 2015. С. 57-60.
5. Карпов А.В. и др. Психология труда: учебник для студентов вузов. Изд-во Владос-Пасс, 2005 -350с.
6. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов Изд-во: Питер; СПб.; 2009
7. Михелькевич В.Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально-значимых качеств. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Правовое духовно-нравственное воспитание Российского офицерства». – Самара: Самарский юридический институт ФСКН, 2015. –с.160-171.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии .- Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. - 705, [7] с. - (Мастера психологии)
9. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2000 – 424с.

Расскажите о нас своим друзьям: