Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 377.031

Дата публикации 10.11.2017

Формирование у обучающихся навыков поиска и применения учебной информации

Скобелева Ирина Ефимовна
аспирант кафедры педагогики и педагогического и социального образования Нижневартовского государственного университета, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск,

Аннотация: В статье рассматриваются компоненты информационного поиска в сети Интернет учебных материалов. Приведен пример алгоритма поиска обучающимися терминов для составления технического словаря как элемент формирования медиакультурных навыков специалиста среднего звена.
Ключевые слова: информационный поиск, медиакультура, электронные образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, самостоятельная работа с электронной информацией, образовательные программы, информатизация образования

Forming students' skills of searching and applying educational information

Skobeleva Irina Efimovna
PhD student, Education Science, Social and Teachers' Training Department, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Khanty-Mansiysk Autonomous Area - Yugra, Russia

Abstract: The article examines the components of information retrieval in the Internet of educational materials. An example of the search algorithm for learning terms for the development of a technical vocabulary as an element of the formation of mediocultural skills of a middle-level specialist is given.
Keywords: information search, media culture, e-learning resources, Internet resources, independent work with electronic information

Понятие образовательной среды рассматривалось не одним поколением ученых. С течением времени оно трансформировалось, дополнялось, преобразовывалось с учетом новых требований государства и общества. Содержание обучения в контексте широкого использования электронных образовательных ресурсов направлено на решение компетентностно-ориентированных общекультурных и профессиональных задач, решение которых будет являться способом введения обучающихся в мир профессий как внутреннего, так и международного рынка труда и услуг [2, 3, 4].

Существующие и постоянно растущие требования к новой организации образовательных походов в системе СПО требуют скорейшего поиска условий успешности формирования профессиональных компетенций обучающихся, связанных с развитием стратегического мышления, видением решения профессиональных производственных ситуаций (в том числе и непредвиденных), способностью творческого подхода к получению новой информации, интеллектуального или материального продукта в профессиональной деятельности. В целом актуализируется проблема к развитию способности учиться в течение всего активного профессионального периода и постоянной готовности к критическому самоанализу, самообучению, самостоятельной исследовательской деятельности, в основе чего лежит особое внимание к эффективному использованию электронных образовательных ресурсов [2, 5].

Электронные образовательные ресурсы играют очень важную роль при организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся, которая диктует необходимость формирования умений и знаний студентов к самостоятельной работе с информацией, осуществлением поиска необходимых информационных ресурсов и их продуктивного использования в учебной деятельности.

Наиболее распространенными, доступными и востребованными в современной образовательной системе являются информационные ресурсы сети Интернет, которые обеспечивают работу обучающихся с информацией, ее поиском, вычленением, хранением и последующим использованием. Это позволяет достичь широкого распространения электронных образовательных ресурсов и внедрения соответствующих методик использования, осуществить поддержку процессов информатизации образовательного процесса, а также модернизировать системы методического сопровождения информатизации образования [5].

При реализации ФГОС СПО большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся,  на нее отводится 50% и более аудиторного времени при изучении дисциплин и профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Такая самостоятельная деятельность обучающихся пронизывает практически все предметные области, в контексте которых ведется обучение в формате ППССЗ. При полноценном использовании электронных образовательных ресурсов и последующей продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, становится достаточно актуальным оперирование информационными ресурсами с помощью рубрикаторов, тезаурусов и глоссов.

В настоящее время в определение «тезаурус» входит совокупность терминологических единиц, а также собрание сведений, полноценно описывающих искомое понятие, что позволяет более строго и точно выявить его логико-семантическую сущность. Кроме того, тезаурус позволяет вычленить сущностный смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями, группами понятий, благодаря сочетанию которых может постоянно наполняться база искусственного интеллекта, что привело к расширению методологии автоматического информационного поиска путем формирования тезаурусных полей понятий, представляющих собой совокупность логико-семантических структур, выраженных в отдельных рубрикаторах [1; 2].

Информатизация образовательного процесса влечет за собой необходимость формирования медиакультурных компетенций обучающихся. Современный специалист, в условиях информатизации образовательного процесса должен уметь находить, анализировать, критически оценивать информацию в любой форме, уметь работать с разными информационными средствами и носителями информации, применять современные информационные технологии для поиска и обработки текстов и графики. Совокупность данных компетенций современного специалиста можно интегрировать в понятие медиакультуры.

В современных условиях революционных трансформаций в области информационных технологий и широкого распространения электронных образовательных ресурсов стали прибегать к формированию так называемых глоссов, потребность в которых обусловлена необходимостью быстрой обработки и формулировки информационного запроса. Прием формулировки глоссов вошел в информационный поиск с применением таких способов интегрирования информации как кластерный подход, глоссирование, моделирование.

Для обучающихся алгоритм поиска информации задается преподавателем, а именно выдаются индивидуальные или групповые задания, например, для наполнения узкопрофильного технического глоссария или тезаурусов по междисциплинарному курсу МДК. 02.01 Сооружение газонефтепроводов и газонефтехранилищ (рис. 1).

Рисунок 1

Умение пользоваться приемами информационного Интернет-поиска позволяет обучающемуся систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты учебного материала, а так же расширить свой словарный запас технических терминов и обогатить научно-категориальный аппарат.


Список литературы

1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 127-134.
2. Ильин, В. А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии [Электронный ресурс] / В. А Ильин. – Режим доступа: http://swsys-web.ru/electronic-educational-resources.html
3. Куличенко, А. И Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений / А. И. Куличенко, О. А Сердцева, А. Е. Шпакова, Т. В. Мамченко // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 567-569.
4. Миронова, П. В. Использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе / П. В. Миронова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1145-1147.
5. Насс, О. В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография / О. В. Насс. – М.: Изд-во МПГУ, 2010.

Расскажите о нас своим друзьям: