Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017
УДК 377.031
Дата публикации 10.11.2017
Формирование у обучающихся навыков поиска и применения учебной информации
Скобелева Ирина Ефимовна
аспирант кафедры педагогики и педагогического и социального образования Нижневартовского государственного университета, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск,
Аннотация: В статье рассматриваются компоненты информационного поиска в сети Интернет учебных материалов. Приведен пример алгоритма поиска обучающимися терминов для составления технического словаря как элемент формирования медиакультурных навыков специалиста среднего звена.
Ключевые слова: информационный поиск, медиакультура, электронные образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, самостоятельная работа с электронной информацией, образовательные программы, информатизация образования
PhD student, Education Science, Social and Teachers' Training Department, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Khanty-Mansiysk Autonomous Area - Yugra, Russia
Abstract: The article examines the components of information retrieval in the Internet of educational materials. An example of the search algorithm for learning terms for the development of a technical vocabulary as an element of the formation of mediocultural skills of a middle-level specialist is given.
Keywords: information search, media culture, e-learning resources, Internet resources, independent work with electronic information
Понятие образовательной среды рассматривалось не одним поколением ученых. С течением времени оно трансформировалось, дополнялось, преобразовывалось с учетом новых требований государства и общества. Содержание обучения в контексте широкого использования электронных образовательных ресурсов направлено на решение компетентностно-ориентированных общекультурных и профессиональных задач, решение которых будет являться способом введения обучающихся в мир профессий как внутреннего, так и международного рынка труда и услуг [2, 3, 4].
Существующие и постоянно растущие требования к новой организации образовательных походов в системе СПО требуют скорейшего поиска условий успешности формирования профессиональных компетенций обучающихся, связанных с развитием стратегического мышления, видением решения профессиональных производственных ситуаций (в том числе и непредвиденных), способностью творческого подхода к получению новой информации, интеллектуального или материального продукта в профессиональной деятельности. В целом актуализируется проблема к развитию способности учиться в течение всего активного профессионального периода и постоянной готовности к критическому самоанализу, самообучению, самостоятельной исследовательской деятельности, в основе чего лежит особое внимание к эффективному использованию электронных образовательных ресурсов [2, 5].
Электронные образовательные ресурсы играют очень важную роль при организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся, которая диктует необходимость формирования умений и знаний студентов к самостоятельной работе с информацией, осуществлением поиска необходимых информационных ресурсов и их продуктивного использования в учебной деятельности.
Наиболее распространенными, доступными и востребованными в современной образовательной системе являются информационные ресурсы сети Интернет, которые обеспечивают работу обучающихся с информацией, ее поиском, вычленением, хранением и последующим использованием. Это позволяет достичь широкого распространения электронных образовательных ресурсов и внедрения соответствующих методик использования, осуществить поддержку процессов информатизации образовательного процесса, а также модернизировать системы методического сопровождения информатизации образования [5].
При реализации ФГОС СПО большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся, на нее отводится 50% и более аудиторного времени при изучении дисциплин и профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Такая самостоятельная деятельность обучающихся пронизывает практически все предметные области, в контексте которых ведется обучение в формате ППССЗ. При полноценном использовании электронных образовательных ресурсов и последующей продуктивной самостоятельной деятельности обучающихся, становится достаточно актуальным оперирование информационными ресурсами с помощью рубрикаторов, тезаурусов и глоссов.
В настоящее время в определение «тезаурус» входит совокупность терминологических единиц, а также собрание сведений, полноценно описывающих искомое понятие, что позволяет более строго и точно выявить его логико-семантическую сущность. Кроме того, тезаурус позволяет вычленить сущностный смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями, группами понятий, благодаря сочетанию которых может постоянно наполняться база искусственного интеллекта, что привело к расширению методологии автоматического информационного поиска путем формирования тезаурусных полей понятий, представляющих собой совокупность логико-семантических структур, выраженных в отдельных рубрикаторах [1; 2].
Информатизация образовательного процесса влечет за собой необходимость формирования медиакультурных компетенций обучающихся. Современный специалист, в условиях информатизации образовательного процесса должен уметь находить, анализировать, критически оценивать информацию в любой форме, уметь работать с разными информационными средствами и носителями информации, применять современные информационные технологии для поиска и обработки текстов и графики. Совокупность данных компетенций современного специалиста можно интегрировать в понятие медиакультуры.
В современных условиях революционных трансформаций в области информационных технологий и широкого распространения электронных образовательных ресурсов стали прибегать к формированию так называемых глоссов, потребность в которых обусловлена необходимостью быстрой обработки и формулировки информационного запроса. Прием формулировки глоссов вошел в информационный поиск с применением таких способов интегрирования информации как кластерный подход, глоссирование, моделирование.
Для обучающихся алгоритм поиска информации задается преподавателем, а именно выдаются индивидуальные или групповые задания, например, для наполнения узкопрофильного технического глоссария или тезаурусов по междисциплинарному курсу МДК. 02.01 Сооружение газонефтепроводов и газонефтехранилищ (рис. 1).
Рисунок 1
Умение пользоваться приемами информационного Интернет-поиска позволяет обучающемуся систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты учебного материала, а так же расширить свой словарный запас технических терминов и обогатить научно-категориальный аппарат.
Список литературы
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 127-134.
2. Ильин, В. А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии [Электронный ресурс] / В. А Ильин. – Режим доступа: http://swsys-web.ru/electronic-educational-resources.html
3. Куличенко, А. И Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений / А. И. Куличенко, О. А Сердцева, А. Е. Шпакова, Т. В. Мамченко // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 567-569.
4. Миронова, П. В. Использование Интернет-ресурсов при изучении иностранного языка в техническом вузе / П. В. Миронова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. – 2015. – №9. – С. 1145-1147.
5. Насс, О. В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография / О. В. Насс. – М.: Изд-во МПГУ, 2010.