Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 37.015.3

Дата публикации 24.10.2019

Формирование самооценки старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Рожко Анастасия Валерьевна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

Аннотация: В статье раскрыты основные функции самооценки (развития, регуляции, защиты, эмоциональная функция), а также виды самооценки (заниженная, адекватная, завышенная). На основе проведения анализа научных источников по изучению самооценки дошкольников, схематически показана структура самооценки, разработаны критерии и показатели развития самооценки детей старшего дошкольного возраста. В статье приведен анализ уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста – воспитанников муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 13 «Родничок» города Лермонтова Ставропольского края и программа мероприятий по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: Самооценка, сюжетно-ролевые игры, игровая деятельность, игровое общение, дети старшего дошкольного возраста, дошкольные образовательные учреждения

The formation of self-esteem of senior preschoolers through role-playing games

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor, Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki,
Rozhko Anastasia Valerievna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki

Abstract: The article describes the main functions of self-esteem (development, regulation, protection, emotional function), as well as types of self-esteem (underestimated, adequate, overstated). Based on an analysis of scientific sources for the study of the self-esteem of preschool children, the structure of self-esteem is schematically shown, criteria and indicators for the development of self-esteem of elder preschool children are developed. The article provides an analysis of the level of development of self-esteem of children of senior preschool age - pupils of the municipal budgetary preschool educational institution «Kindergarten № 13 «Rodnichok» of the city of Lermontov, Stavropol Territory and a program of measures to formulate adequate self-esteem of children of senior preschool age in preschool educational institutions.
Keywords: Self-esteem, plot-role-playing games, game activities, game communication, elder preschool children, preschool educational institutions

Отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств личности. К основным образованиям личности относится самооценка, в которой отражается то, что человек узнает о себе от других, его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

В структуре личности самооценке принадлежит особое место. Самооценка не дается человеку с рождения, ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Сформировавшись в детстве, самооценка практически не меняется [1, с. 54].

Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становления его самооценки признан старший дошкольный возраст, потому что именно он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.

В психолого-педагогической литературе (Б.Г. Ананьев, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, У. Джеймс, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Н.Н. Поддьякова, К. Роджерс, В.В. Столин, Л.И. Уманец, Э. Эриксон) рассматриваются закономерности формирования самооценки в детском возрасте. В исследованиях вышеперечисленных ученых описывается сущность и особенности самооценки, динамика ее формирования, значение окружающих в формировании исследуемого феномена.

Методологическую базу исследования составили работы ученых, посвященные изучению самооценки детей, поиску оптимальных методов и средств формирования самооценки дошкольников, а также изучению своеобразия игры, ее роли и значения в формировании самооценки (Р.И. Жуковская, В.И. Истомин, Н.Я. Михайленко и др.).

Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, которая приписывается человеком себе как личности и собственным действиям. Она выполняет следующие основные функции (рисунок 1).

Рисунок 1. Функции самооценки

Функция развития стимулирует личность к развитию и совершенствованию, является своеобразным толчковый механизмом, направляющим индивида к личностному развитию; эмоциональная функция позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими внутренними качествами и характеристиками; функция регуляции обеспечивает принятие личностью задач и отвечает за выбор решений; функция защиты обеспечивает относительную стабильность личности и ее независимость.

Мы, считаем, что правильное формирование самооценки является одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих (взрослых и детей), а также деятельности, в которую ребенок включен и собственной оценки ее результатов. В целях лучшего понимания структуры самооценки мы будем придерживаться следующего разграничения понятий (рисунок 2).

Рисунок 2. Структура самооценки

Все три стержня в структуре самооценки покоятся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во-первых, как мощный фактор, влияющий на все три стержня, на которых покоится самооценка; во-вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой [2, с.25] .

В рамках настоящего исследования важно выделить виды самооценки (рисунок 3), среди которых выделяют адекватную и неадекватную самооценки, которые в свою очередь подразделяются на адекватную (высокую и низкую) и неадекватную (завышенную и заниженную).

Обозначенные на рисунке 3 виды самооценки являются самыми важными и определяющими, так как именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, действия.

Рисунок 3. Виды самооценки

Для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста педагогами используется множество средств. Сами по себе средства не предопределяют успех в работе: важны не только эффективные средства, но и мастерство педагогов по их применению. Одним из средств развития самооценки старших дошкольников являются сюжетно-ролевые игры.

Исследованием влияния сюжетно-ролевых игр на развитие самооценки занимались такие ученые как Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин. Ими отмечена ценность сюжетно-ролевых игр, указано их значение в формировании социального поведения, влияние на возможность прогнозирования поведения ребенка в ситуации общения [3, с. 20].

Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по замыслу, в ней дети уже самостоятельно могут распределять роли между собой. Именно в процессе игры детям прививается, закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел. В сюжетно-ролевых играх всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей [4, с. 94].

В рамках настоящего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая имела своей целью изучение уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 13 «Родничок» города Лермонтова Ставропольского края. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, группы «Березка», в количестве 26 человек.

Наша работа состояла из трех основных этапов:

- на первом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста;

- на втором этапе была разработана программа мероприятий по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях;

- на третьем этапе проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей.

Чтобы оценить уровень развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, нами были разработаны критерии и показатели самооценки старших дошкольников, которые мы отразили в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели самооценки старших дошкольников

№ п.п.

Наименование

Критерия

Показатели сформированности

1.

Наличие представлений ребенка о себе

- четкое адекватное осознание и способность легко и правильно охарактеризовать свои особенности:

- внешний вид;

- интересы;

- способности;

- особенности характера;

- желания и предпочтения;

- любимые виды занятий.

2.

Отношение к ребенку окружающих

- позитивное отношение сверстников к ребенку;

- принятие ребенка в общие игры;

- отношение сотрудничества и взаимопомощи в группе сверстников;

- наличие первых взаимных привязанностей;

- знание и соблюдение норм поведения в группе;

- понимание эмоционального состояния товарища;

- значимость ребенка в группе сверстников.

3.

Осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов

- проявление положительного эмоционального фона деятельности;

- адекватное реагирование на поощрение и порицание других.

Чтобы оценить уровень развития самооценки детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны показатели для:

- низкой самооценки;

- адекватной самооценки;

- завышенной самооценки.

Показателями низкой самооценки являются:

- повышенная тревожность;

- зависимость от мнения окружающих;

- нежелание контактировать со сверстниками.

Показателями адекватной самооценки являются:

- положительное отношение к себе;

- чувство собственного достоинства;

- удовлетворенность собой.

Показателями завышенной самооценки являются:

- отсутствие самокритичности;

- излишняя самоуверенность;

- переоценка собственных сил.

На основании данных показателей развития самооценки нами был осуществлен подбор диагностического инструментария. Его выбор был обусловлен:

- соответствием используемых методик выдвинутой гипотезе, цели и задачам исследования;

- эффективностью и надежностью применяемых методик.

Для оценки уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста мы подготовили и провели следующие диагностические процедуры (таблица 2).

Таблица 2. Диагностические процедуры, применяемые в ходе исследования

№ п.п.

Наименование

методики

Цель методики

1.

Диагностика самооценки личности Дембо-Рубинштейна

определить ценностные ориентации детей, выявить сформированность самооценки старших дошкольников.

2.

Проба Де Греефе

 

определить характер самооценки старших дошкольников.

3.

Методика «Лесенка»

В.Г. Щур

 

определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

4.

Методика социометрия для дошкольников «Два домика»

определить круга значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе сверстников и выявить симпатии к членам группы.

5.

Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан

определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика самооценки старших дошкольников проходила в естественных условиях, часть диагностических заданий проверялась в индивидуальной работе с каждым ребенком.

Обобщенные показатели по используемым методикам приведены на рисунке 4.

Рисунок 4. Обобщенные показатели по используемым методикам (на начало эксперимента)

Как видно из рисунка 4 по результатам диагностика самооценки личности Дембо-Рубинштейна 16% детей показали низкий уровень сформированности самооценки, 54% - средний уровень и 30% - высокий уровень сформированности самооценки.

Результаты проведения методики «Проба де Греефе» показали, что 45% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 49% детей оценили себя как «хороших» и 6% детей – как «самых хороших».

Результаты третьей методики («Лесенка» В.Г. Щур) подтвердили полученные данные по второй методики: 53% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 42% детей оценили себя как «хороших» и 5% детей – как «самых хороших».

В ходе проведения социометрической методики «Два домика» старшие дошкольники дали оценку себе и своим товарищам в рамках группы: 15% детей – это «неконтактные дети», 27% детей – «конфликтные», 48% - «принятые» и 10% детей – «звезды».

В целях диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста нами была использована пятая методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан: 41% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 49% детей оценили себя как «хороших» и 10% детей – как «самых хороших».

На основании вышеизложенных результатов диагностических процедур (обобщив все показатели самооценки старших дошкольников и проведя анализ результатов по каждой из методик) нами сделан вывод об уровне развития самооценки детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента (рисунок 5).

Рисунок 5. Уровень развития самооценки старших дошкольников на начало эксперимента

Таким образом, у большинства детей адекватная самооценка (48%), однако 40% детей имеют низкую самооценку, 12% - завышенную, поэтому, мы делаем вывод о необходимости разработки и реализации программы мероприятий по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель программы: формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи программы:

1. Создать положительный эмоциональный настрой.

2. Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

3. Способствовать сплочению детского коллектива.

4. Формировать положительное отношение к сверстнику.

5. Способствовать повышению уверенности детей в себе.

6. Развивать способность видеть в себе «хорошее».

Предполагаемый результат реализации программы: сформированная адекватная самооценка, уважение к себе и к окружающим, терпимое отношение к мнению собеседника или партнера по игре и занятиям.

Мероприятия программы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Программа мероприятий по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Сроки реализации

Тематика занятий с детьми

Тематика занятий с родителями / совместных занятий с детьми

 

Тематика занятий с педагогами

Первая неделя сентября

«Дочки-матери»

«Я уверен на все 100!»

«Кто я?»

«Лепим воздушный шар»

Семинар-практикум: «Что такое самооценка»

Сообщение на педагогическом совете: «Самооценка и уверенность в собственных силах и способностях детей»

«Детский сад»

«Я очень хороший»

«Я и мои привычки»

«Цветной снег»

«Семья»

«Клеевой дождик»

«Я умный»

«Плохие привычки»

Вторая неделя сентября

«Супермаркет»

«Мышеловка»

«Я сильный»

«Хвастуны»

Тренинг «Я и мой ребенок»

Лекция «Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии самооценки»

 

 

 

 

 

«Строительство»

«Пастух»

«Я добрый»

«Скажи Мише добрые слова»

«Пираты»

«За что меня любит мама»

«Я и мои достижения»

«Рисуем левой рукой правой ногой»

Третья неделя сентября

«Цирк»

«Зайки-слоники»

«Я хороший»

«Заносчивые белки»

Совместный праздник детей и родителей «Семь – Я!»

 

 

 

Лекция «Методы диагностики самооценки дошкольников»

«Театр»

«Непослушные игрушки»

«Ладошки»

«Увернусь от мяча»

«Почта»

«Материк»

«Я хочу быть счастливым»

«Протяни другу руку»

Четвертая неделя сентября

«Пиццерия»

«Корабль»

«Счастливый сон»

«Возьми меня в игру»

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»

 

 

 

 

Деловая игра: «Игра – ведущий вид деятельности дошкольников»

 

 

 

«Подводная лодка»

«Ракета»

«Ромашка успеха»

«Царь горы»

«Телевидение»

«Прекрасные слова»

«Мостик дружбы»

Реализация мероприятий программы проходила в форме групповой работы.

Программа включала в себя 12 занятий с детьми по повышению их самооценки, которые проводились три раза в неделю, 4 занятия с родителями, а также 4 занятия с педагогами, проводимые один раз в неделю. Реализация мероприятий программы осуществлялась в течение сентября 2019 года.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми («Дочки-матери», «Детский сад», которые помогали сформировать представления о нравственности и нравственном поведении, учили детей анализировать свои действия, вызывали чувство радости и удовольствия от создания образа), для развития самооценки ребенка дошкольного возраста особую роль мы отводили и тематическим играм, например: «Кто я?», «Я и мои правила», «Какой я?», «Я умею», «Я и мои достижения» и др. Отождествляя себя с той или иной ролью, ребенок мог осознанно использовать умения позволяющие производить ситуации из личного опыта, а это в свою очередь содействовало тому, что дети с помощью игры могли скорректировать свое поведение в лучшую сторону, а так же, находили у себя ошибки и недостатки в своей деятельности и поведении.

Основным и важным фактором, влияющим на развитие самооценки через сюжетно-ролевую игру у детей старшего дошкольного возраста выступает общение со сверстниками и взрослыми. Поэтому наряду с работой с детьми, мы проводили работу и с родителями и педагогами.

Так, в рамках реализации программы большое внимание уделялось наблюдению за особенностями взаимоотношений взрослого и ребѐнка. На основании таких наблюдений мы смогли определить степень эмоциональной привязанности между родителями и их детьми и культуры общения между ними. На основании того, о чем родители расспрашивали ребенка вечером, какие указания давали ему утром, делался вывод о том, как родитель относится к своему ребёнку.

Совместно с родителями мы организовывали конкурсы, праздники, - все это способствовало формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у родителей.

Также, использовались открытые занятия при участии родителей, как носителей интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для заинтересованности к изучаемому материалу, или для передачи своего умения и опыта.

При подготовки к праздникам (выступление в костюмах детей, изготовленных родителями) и при проведении праздничных встреч развивались положительные взаимоотношения у родителей со своими детьми, устанавливался позитивный эмоциональный контакт в связи, с чем повышался уровень самооценки детей.

Выставки, организованные детьми и их родителями, помогали детям приобретать новые знания, расширяли их кругозор, учили рассказывать о предметах выставки. Родители, помогая детям в организации выставки, учили их «раскрываться», быть увереннее в себе и если что-то не получалось, поддерживали их.

Кроме того, изготавливались информационные листки, памятки для родителей: «Как повысить самооценку ребѐнка», «Как повысить самооценку ребенку «с особенностями поведения», «Игра и ее влияние на личность вашего ребенка».

Для развития у старших дошкольников положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо было обеспечить ребенку дружеские отношения со взрослыми. Детям нужно было знать, быть уверенным, что его любят родители и воспитатели таким, какой он есть. И только тогда в дошкольнике появлялось уверенность, положительное отношение к себе, повышалась самооценка.

По окончании реализации программы нами были отмечены следующие положительные моменты: у детей снизилась тревожность, дети стали намного больше контактировать между собой. Нами было замечено, что многие дети стали чувствовать удовлетворенность от той деятельности, которой они занимаются, снизилась критичность детей по отношению к себе, дети стали с уважением и понимание относиться к чувствам своих товарищей. Кроме того, необходимо отметить, что благодаря реализации программы (совместным занятиям родителей с детьми) мы привлекли внимание родителей к особенностям личности их детей.

После реализации программы было проведено контрольное обследование с целью изучения динамики показателей по вышеописанным методикам.

Итоговые данные по окончанию эксперимента в части развития самооценки детей старшего дошкольного возраста представлены ниже на рисунке 6.

Рисунок 6. Обзор показателей по используемым методикам в ходе повторной диагностики

Как видно из рисунка 6 по всем диагностическим методикам по окончанию эксперимента мы имеем положительную динамику.

В ходе контрольного обследования, по результатам диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейна 6% детей показали низкий уровень сформированности самооценки, 61% - средний уровень и 31% - высокий уровень сформированности самооценки.

Результаты проведения методики «Проба де Греефе» показали, что 12% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 75% детей оценили себя как «хороших» и 13% детей – как «самых хороших».

Результаты третьей методики («Лесенка» В.Г. Щур) подтвердили полученные данные по второй методики: 19% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 73% детей оценили себя как «хороших» и 8% детей – как «самых хороших».

В ходе проведения социометрической методики «Два домика» старшие дошкольники дали оценку себе и своим товарищам в рамках группы: 8% детей – это «неконтактные дети», 9% детей – «конфликтные», 71% - «принятые» и 12% детей – «звезды».

В целях диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного возраста нами была использована пятая методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан: 14% детей оценивают себя как «ни хороших, ни плохих», 79% детей оценили себя как «хороших» и 7% детей – как «самых хороших».

Таким образом, обобщив результаты контрольного этапа эксперимента, мы приходим к выводу о том, что реализация программы мероприятий по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях способствовала повышению уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста (рисунок 7).

Рисунок 7. Сравнительные данные по самооценке старших дошкольников

На 25% снизилось количество детей, имеющих заниженную самооценку; на 24% увеличилось количество детей с адекватной самооценкой; на 2% увеличилось количество детей с завышенной самооценкой.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что самооценка является тем фундаментом, на котором происходит становление личности человека. От того, какова самооценка человека, зависит его жизненная позиция, то, как он относится к окружающим людям и к миру в целом, как решает свои проблемы.

Для формирования самооценки старшего дошкольника необходимо ставить задачи, которые будут связаны с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. В этой связи игра занимает достойное место [5, с.101] . Именно игры ставят ребенка в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе: оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Игра ведет за собой развитие личности ребенка – в игре развиваются самооценка и психика ребенка. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные качества и корректировать самооценку дошкольников.


Список литературы

1. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 2010. - 145 с.
2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 410 с.
3. Уманец Л.И. От самооценки в игре - к познанию себя // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 20 - 21.
4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 411 с.
5. Изотова Е.И. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 222 с.

Расскажите о нас своим друзьям: