Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №9 (38) Сентябрь 2019

УДК 37.033:372.891

Дата публикации 30.09.2019

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения начальному курсу географии

Полявина Ольга Валентиновна
канд. биол. наук, доцент, зав. кафедрой естественных наук и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», РФ, г. Нижний Тагил, polyavnt@rambler.ru
Ейде Елена Васильевна
магистрант кафедры естественных наук и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», РФ, г. Нижний Тагил, eide@list.ru

Аннотация: Представлены результаты экспериментальной работы по формированию опыта творческой деятельности обучающихся в процессе обучения начальному курсу географии. Формирование опыта творческой деятельности базировалось на широком использовании метода моделирования как ключевого вида деятельности в рамках учебно-методического комплекса под редакцией В. П. Дронова «География. Роза ветров». Раскрыты методические особенности использования моделирования для формирования творческого мышления школьников. Показана эффективность использования метода моделирования в рамках организации урочной и внеурочной деятельности для успешного формирования опыта творческой деятельности.
Ключевые слова: географическое образование, опыт творческой деятельности, метод моделирования, урочная деятельность, внеурочная деятельность.

Formation of experience of creative activity in the process of learning the initial course of geography

Polyavina Olga Valentinovna
Cand. Sci. (Biology), Associate Professor, Head of Department of natural sciences and physical-mathematical education, Nizhny Tagil Social-Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University, Russia, Nizhny Tagil
Eide Elena Vasilyevna
Undergraduate of Department of natural sciences and physical-mathematical education, Nizhny Tagil Social-Pedagogical Institute (branch) of Russian State Vocational Pedagogical University, Russia, Nizhny Tagil

Abstract: The results of experimental work on the formation of the experience of creative activity of schoolchildren in the process of teaching the initial course of geography are presented. The formation of the experience of creative activity was based on the wide use of the modeling method as a key type of activity in the framework of the educational complex edited by V. P. Dronov “Geography. Rose of Wind". Methodological features of the use of modeling for the formation of creative thinking of schoolchildren are disclosed. The effectiveness of using the modeling method in the organization of the lesson and extracurricular activities for the successful formation of the experience of creative activity is shown.
Keywords: geographical education, creative experience, modeling method, lesson activities and extracurricular activities.

На современном этапе социально-экономических изменений общества возрастает потребность в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы.

Социальный заказ общества требует по-другому оценивать традиционное понимание учения, тем самым задает направление на формирование и развитие творческой личности. Накопление опыта творческой деятельности тесно связано с решением главной задачи современной школы – помочь развитию личности обучающегося [5, с. 88-89].

Начальный курс изучения географии (5–6 класс) включает большой объем теоретического и фактического материала, что создает трудности в усвоении обучающимися. При традиционном подходе к образовательному процессу, основанном на репродуктивном виде деятельности, который в основном опирается на запоминание и воспроизведение полученной информации, обучающийся, оказавшись в новой для него ситуации, становиться беспомощным и недееспособным, не имеющим представления о механизмах познания. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, нужна такая система, которая развивала творческие способности обучающегося и воспитывала ученика как самостоятельного субъекта собственной жизни. Именно на это нацелен Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в котором четко прописаны требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы

Целью нашего исследования являлось выявление эффективности формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения начальному курсу географии.

Определение уровня творческой активности обучающихся проводилось по двум методикам: Е. Е. Туник (далее методика Е. Е. Туник) и диагностике, подготовленной М. И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л. А. Воловичем (далее методика М. И. Рожкова) [1].

Оценка уровня творческой активности по методике Е. Е. Туник основывается на выявлении уровня общего творческого потенциала личности ребенка, а также на выявлении сформированности устойчивого интереса к определенной предметной области, включающей элементы творческой деятельности. Методика, подготовленная М. И. Рожковым с соавторами, направлена на выявление уровня творческой активности по комплексу творческих характеристик: чувство новизны; критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.

Экспериментальная работа по формированию опыта творческой деятельности обучающихся проводилась в течение 2015–2018 гг. на базе МБОУ СОШ № 7 п. Висим Свердловской области. В исследовании принимали участие две группы обучающихся 56 классов, в каждой группе по 10 человек:

– 1 группа – начало эксперимента 2015–2016 учебный год (5 класс) – окончание эксперимента – 2016–2017 учебный год (6 класс). Для формирования опыта творческой деятельности использовалась только урочная деятельность.

– 2 группа – начало эксперимента 2016–2017 учебный год (5 класс) – окончание эксперимента – 2017–2018 учебный год (6 класс). Для формирования опыта творческой деятельности использовалась как урочная деятельность, так и внеурочная деятельность.

Для выявления различий в пределах группы по исследуемым показателям на разных этапах эксперимента использовали непараметрический критерий Крускала-Уоллиса (H), при попарных сравнениях  использовали непараметрический критерий Манна-Уитни (U) и критерий (Χ2).

На начальном этапе эксперимента (рис. 1, 2), направленного на выявление первичного (исходного) уровня творческой активности по методике Е. Е. Туник в обеих экспериментальных группах преобладал средний уровень творческой активности (60% обучающихся), который характеризуется проявлением избирательного отношения к определенным предметам, активностью при побуждающих действиях учителя; предпочтением не творческого, а поискового, реже репродуктивного вида деятельности. Остальные ребята (40%) имели низкий уровень творческой активности. Межгрупповые различия отсутствуют (U=34,5, p=0,24).

Рисунок 1. Уровень творческой активности обучающихся первой группы (методика Е. Е. Туник)

Рисунок 2. Уровень творческой активности обучающихся второй группы (методика Е. Е. Туник)

Использование методики М. И. Рожкова для диагностики исходного уровня творческой активности также продемонстрировала одинаковый начальный уровень творческой активности в обеих экспериментальных группах с преобладанием среднего уровня (рис. 3, 4) (U=48,0, p=0,89).

Рисунок 3. Уровень творческой активности обучающихся первой группы (методика М. И. Рожкова)

Рисунок 4. Уровень творческой активности обучающихся второй группы (методика М. И. Рожкова)

Несмотря на готовность к усвоению системы новых знаний по предмету «География», большинство обучающихся демонстрировали проявление интереса к данному курсу на уровне восприятия фактов, общих представлений и понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Некоторые обучающиеся не могли самостоятельно включиться в процесс урока, часто отвлекались, были невнимательными при объяснении нового материала и предпочитали репродуктивный вид деятельности. Таким образом, они демонстрировали слабый, неустойчивый познавательный интерес к предмету.

Формирование опыта творческой деятельности базировалось на широком использовании метода моделирования как ключевого вида деятельности в рамках УМК под редакцией В. П. Дронова «География. Роза ветров». Данный учебно-методический комплекс содержит не только задания по созданию предметных моделей, но и информационные модели, модели-алгоритмы, например: конструирование модели родника, создание устройства «Глубины океана», «Из чего состоит земная кора», «Воды суши. Реки» [6, с. 111-113].

Изучение учебного материала основывалось на тесной связи теоретического знания с практической деятельностью, что и обеспечивает развитие опыта творческой деятельности. Моделирование является необходимым инструментом формирования творческого мышления школьников. Применяя метод моделирования на уроках географии, можно проследить развитие творческой активности личности обучающегося. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними проблем, к самостоятельному добыванию знаний [4, с. 29].

В данном УМК представлена рубрика «Школа географа-следопыта». Изучая материалы этой рубрики, обучающиеся на практике осваивают географические понятия и закономерности: учатся ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку, изучают опытным путем свойства воды. Кроме этого, в этой рубрике отражены все типы заданий, влияющих на развитие творческой деятельности обучающихся.

На первом этапе формирования творческого опыта в основном представлены задания на репродуктивном уровне, такие как: решить кроссворд (например, «Вода на Земле», «География – одна из наук о планете Земля»), нарисовать этапы извержения вулкана, создать игру на сопоставление «термин-понятие» (например, «Топографическое домино», «Знатоки морских названий»). При этом учащиеся демонстрируют элементарные образцы научного решения проблемы в ходе проблемного изложения или выполнения отдельных этапов решения проблемы. Таким образом, решая какую-либо новую проблему, ученик, используя сохраненные знания, учится самостоятельно находить отдаленные связи между этими знаниями и новой ситуацией их применения.

Частично-поисковый уровень формирования творческого опыта, включал такие типы заданий как, определение островов и стран по очертаниям, составление схем в соответствии с творческим заданием (например, составление схемы обитателей различных глубинных зон океана), создание логических цепочек или последовательных рядов (например, создать иллюстративно-описательный ряд событий по теме «Возникновение Земли»). Таким образом, формируется творческая способность к видению новой проблемы в знакомой ситуации. Школьник, привыкая к тем или иным условиям, сохраняет способность не только замечать их малейшие изменения, но и в обычном их состоянии видеть новые стороны и задавать себе и другим новые вопросы о сущности этих условий и ситуаций. При этом обучающиеся проявляют способность не только видеть, но и комбинировать, и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новых проблем, что отражает второй этап формирования опыта творческой деятельности [2, 3].

Наиболее продвинутый – исследовательский уровень формирования творческого опыта представлен в заданиях, требующих самостоятельного анализа проблемной ситуации, обнаружение скрытого в ней противоречия, постановки и решения проблемы. На этом уровне использовались такие задания как: создание тематических презентаций и фотоколлажей; выполнение обучающимися исследовательских мини-проектов (например, предлагается создать свой маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре и доказать, что созданный проект удовлетворяет правилам Международной авиационной федерации), решение географических задач (например, определить кратчайшие расстояния между географическими объектами, разработать проект прокладки газопровода по дну Черного моря) [2, 3].

Все типы заданий использовались в обеих экспериментальных группах в соответствии с УМК под редакцией В. П. Дронова «География. Роза ветров». Для развития третьего уровня творческой деятельности во второй группе обучающихся дополнительно к урочной форме активно привлекались задания во внеурочное время. В рамках выполнения творческого проекта «Годовой анализ погоды в п. Висим» обучающиеся второй группы в составе 10 человек создали модели метеорологических приборов: барометра, флюгера, осадкомера, термометра. Затем созданное оборудование прошло стадию апробации и коррекции. Далее учащиеся разделились на группы по 2–3 человека для сбора данных с использование определенного прибора. В течение учебного года ребята проводили измерения погодно-климатических показателей с использование своего прибора 3 раза в неделю. Результаты измерений температуры, атмосферного давления, количества осадков и направления ветра фиксировались в журнале и сравнивались с официальными данными метеорологической станции п. Висим. В конце учебного года работа в группах завершилась мини-конференцией в рамках недели естественных наук с обсуждением полученных результатов эксперимента. Можно отметить, что в ходе выполнения исследовательского проекта у обучающихся формируются элементы наивысшего для школьников уровня развития творческой деятельности, который проявляется в умении создавать новый, оригинальный способ решения учебной проблемы. Такая деятельность обеспечивает в первую очередь проявление творческого начала, неординарного подхода, умения использовать стереотипные знания и умения для решения новых проблем, и конечно, возможность реализовать новый способ деятельности, не имеющий аналогов в прошлом.

При изучении начального курса географии есть возможность развить ключевые навыки творческой деятельности до третьего уровня и подготовить обучающихся к проявлению накопленного творческого опыта на высоком уровне.

Вторым этапом нашего эксперимента было проведение промежуточного контроля с целью отслеживания динамики развития уровня творческой активности обучающихся в конце учебного года (первый год эксперимента). На рисунках 1–4 видно, что наблюдаются положительные сдвиги в обеих экспериментальных группах: у 10% обучающихся сформировался высокий уровень творческой активности, характеризующийся устойчивостью познавательного интереса к предмету, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Обучающийся всегда готовится отвечать на уроке по дополнительным источникам информации, всегда выполняет домашние работы, ему свойственна увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции на уроке. Однако в первой группе доля учащихся с низким уровнем творческой активности не изменилась к концу года, а во второй группе наблюдаются более существенные качественные сдвиги – доля таких учащихся уменьшилась на 10%.

Таким образом, к концу первого года эксперимента различий между испытуемыми группами выявлено не было (U=45,0-45,5, p=0,71-0,73). На основании полученных результатов мы решили скорректировать формирующую часть эксперимента: вторая экспериментальная группа продолжила работу в рамках исследовательского проекта с использованием метеостанции в летний период. Кроме того, каждый из обучающихся получил летнее индивидуальное задание, связанное с изучением географических особенностей малой родины – п. Висим. Например, описать географическое положение и измерить высоту горы Кокурникова с помощью самодельного нивелира; измерить высоту солнца над горизонтом в разное время суток в летний период с помощью самодельного гномона.

Повторная промежуточная диагностика уровня творческой активности проводилась в начале учебного года (второй год эксперимента).

В первой экспериментальной группе после летних каникул на 10% увеличилась доля учащихся с низким уровнем познавательной активности. Доля учащихся с высоким уровнем не изменилась. В результате произошло ухудшение качественных показателей: большинство ребят в классе имели низкий уровень творческой активности. Подобные сдвиги мы связываем с двумя причинами. С одной стороны, в шестом классе ребята вступают в сложный период подросткового возраста, когда происходит снижение интереса к учебе, а с другой стороны, по-видимому, диагностика совпала с периодом адаптации к новому учебному году. Однако во второй экспериментальной группе на фоне некоторого увеличения доли учащихся с низким уровнем познавательной активности (на 10%) основная доля учащихся продемонстрировала средний уровень. Высокий уровень сохранился только у одного учащегося. Промежуточная диагностика по М. И. Рожкову показала аналогичные с методикой Е. Е. Туник результаты в первой группе и улучшение показателей во второй группе: в начале второго года эксперимента увеличилась на 10% доля учащихся с высоким уровнем творческой активности.

Во второй год эксперимента была продолжена работа по формированию опыта творческой деятельности с использованием метода моделирования в соответствии с УМК В. П. Дронова «География. Роза ветров». Ребята из второй экспериментальной группы провели презентацию исследовательской работы с использованием сконструированной метеостанции и других приборов в рамках «Недели естественных наук» для начальной школы. Также в течение учебного года ребята активно участвовали в конкурсах исследовательских проектов и олимпиадах. Например, в городском краеведческом конкурсе «Планета динозавров», «Природа Урала», городской геологической олимпиаде, в международной просветительской акции «Открытая лабораторная» и др.

Итоговый контроль проводился в конце второго года эксперимента (рис. 1-4). В обеих экспериментальных группах мы наблюдаем увеличение доли учащихся с высоким уровнем творческой активности в 2 раза (Χ2=3,92, p=0,05), а также снижение доли учащихся с низким уровнем в 1,7 раза (методика Е. Е. Туник). Методика М. И. Рожкова показала более существенные качественные сдвиги в обеих группах (рис. 3, 4). Произошло уменьшение доли учащихся с низким уровнем творческой активности в 2,5 раза (Χ2=19,78, p<0,001),  и увеличение доли учащихся с высоким уровнем в 2 раза в первой группе по сравнению с началом учебного года (Χ2=3,92, p=0,05). А во второй экспериментальной группе доля учащихся с высоким уровнем творческой активности не изменилась, однако одному учащемуся с низким уровнем удалось «переместиться» в группу со средним уровнем (Χ2=10,53, p=0,001).

Хотя статистический анализ не выявил достоверных различий в пределах каждой экспериментальной группы на разных этапах эксперимента (H=0,09–1,46, p=0,69–0,99), мы отмечаем положительные качественный сдвиги в динамике уровня творческой активности на завершающем этапе эксперимента. На повышение уровня творческой активности повлияло эффективное применение моделирования на уроках географии и во внеурочное время, а также вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. В ходе эксперимента удалось показать, что ребята стали демонстрировать  способность к сотрудничеству и взаимодействию, комбинированию различных подходов при анализе ситуаций и проявление творческого потенциала в решении учебных и внеучебных задач. Кроме того, выполнение творческих работ явилось важным средством развития творческих способностей учеников, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач, мотивируя на последующее самообразование. Таким образом, мы наблюдаем переход с первого на второй и третий этапы формирования опыта творческой деятельности.

В ходе проведенного эксперимента мы пришли к следующим выводам:

1. Использование метода моделирования при обучении начальному курсу географии позволяет повысить уровень творческой активности учащихся.

2. Более успешному формированию опыта творческой деятельности способствует применение метода моделирования как в ходе урочной, так и во внеурочной деятельности.

3. Для эффективного направления процесса обучения на развитие опыта творческой деятельности необходимо обеспечить переход с репродуктивного уровня творческой деятельности к исследовательскому уровню. Это достигается использованием различных типов заданий, направленных на развитие различных типов мышления, а также включением обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.


Список литературы

1. Диагностика уровня творческой активности учащихся (методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишеева, Л.А. Воловича) // Инфоурок: [сайт]. URL: https://infourok.ru/diagnostika-urovnya-tvorcheskoy-aktivnosti-po-mi-rozhkovu-1168955.html (дата обращения: 28.09.2019).
2. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М. : Вентана-Граф, 2015.– 160 с.
3. Летягин А.А. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М. : Вентана-Граф, 2016.– 192 с.
4. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2014.– 176 с.
5. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2018. 321 с.
6. Яломыст И.В. Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф» // Теория и практика образования в современном мире – 2015 : мат. VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.) – СПб, 2015. – С. 111-113.

Расскажите о нас своим друзьям: