Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11(16) Ноябрь, 2017

УДК 372.851

Дата публикации 13.11.2017

Формирование информационной грамотности учащихся на уроках математики в начальной школе как средство реализации требований ФГОС

Вендина Алла Анатольевна
канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Малиатаки Виктория Викторовна
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Богомолов Евгений Валерьевич
студент первого курса факультета заочного обучения специальности Педагогика и психология девиантного поведения, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

Аннотация: В работе определено понятие информационной грамотности; обосновано применение дифференцированного подхода при освоении младшими школьниками заданий информационного наполнения; определены предметные и метапредметные умения, способствующие формированию информационной грамотности.
Ключевые слова: начальная школа, познавательные универсальные учебные действия, информационная грамотность

Formation of information literacy of pupils in mathematics lessons in elementary school, as a means of implementing the requirements of the Federal state educational standard

Vendina Alla Anatolevna
candidate of Sciences, associate Professor of mathematics and computer science, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol
Maliataki Viktoriya Viktorovna
candidate of Sciences, senior lecturer of mathematics and computer science, Department of the Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol
Bogomolov Evgeny Valeryevich
the first-year student of faculty of distance learning of Pedagogy and psychology of deviant behavior, Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Abstract: In this paper we define the concept of information literacy, demonstrated the application of the differentiated approach during the development of the younger students tasks content; defined disciplinary and interdisciplinary skills, contributing to the formation of information literacy.
Keywords: primary school, cognitive universal educational actions, information literacy

Изменения, произошедшие в последние годы в начальном курсе математики и методике обучения во многом обусловлены требованием реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в области формирования метапредметных результатов обучения, фундаментальную основу которых составляют универсальные учебные действия (далее – УУД): регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные [3, с. 5].

Успешное достижение планируемых предметных и метапредметных результатов обучения на основе положений ФГОС НОО предполагает овладение учащимися различными навыками работы с информацией в текстовой, числовой, графической и символьной формах. Методическим аспектам формирования информационной грамотности на уроках математики в начальной школе посвящено достаточное количество работ (Хиленко Т.П., Рыдзе О.А. Позднева Т.С.). Их исследование позволило нам определить информационную грамотность как совокупность знаний, умений, навыков, связанных с информацией, ее поиском, обработкой, анализом и интерпретацией в соответствии с учебным заданием. Универсальные учебные действия, способствующие формированию информационной грамотности, будем называть учебными действиями информационного наполнения.

Обучение детей работе с информацией происходит уже в дошкольный период [2], в результате чего уже в первом классе ученики смогут проявить первичные навыки работы с информацией. Работа по формированию информационной грамотности должна продолжаться с 1 по 4 классы при условии соблюдения возрастных особенностей детей и усложняться с каждым годом.

Дисциплина «Математика» имеет ряд преимуществ по сравнению с другими предметами в сфере формирования информационной компетентности. Тем не менее, ее предметная область не содержит отдельного дидактического блока «Работа с информацией», что накладывает на учителя начальных классов большую ответственность в реализации методики формирования начальной информационной грамотности в процессе решения учебных задач.

Выделим наиболее существенные, на наш взгляд, предметные и метапредметные результаты обучения, характеризующие уровень владения информационной грамотности и вместе с тем сформированность познавательных учебных действий у учащихся:

  • работа с текстовой информаций (I блок),
  • работа с информацией, заданной в табличном виде (II блок),
  • работа с диаграммами (III блок),
  • работа с моделями (IV блок).

Выделим в рамках каждого смыслового блока типовые задания.

I блок – работа с текстовой информацией. Формируемые предметные и метапредметные умения: поиск информации, представленной в явном и неявном виде, по заданному признаку с опорой на текст; умение фиксировать текстовую информацию различными способами: словесно, рисунками, таблицей и т.д.; преобразование и интерпретация информации; упорядочивание информации по заданному основанию (классификация); сравнение объектов по заданным признакам;  умение понимать и исполнять инструкцию; установление причинно-следственных связей; умение приводить контрпримеры; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение устанавливать аналогии и составлять задачи по аналогии; выявление достоверности информации; умение выявлять и восполнять информационные пробелы; кодирование и декодирование информации; умение понимать и исполнять инструкцию, представленную различными способами: рисунками, таблицей и т.д.

II блок – работа с информацией, заданной в табличной форме. Формируемые предметные и метапредметные умения: понимание устройства таблицы; умение составлять таблицу и различать ее составные части; чтение и заполнение таблицы предложенными или самостоятельно найденными данными; применение информации, представленной в табличной форме, для ответов на вопросы и решения задач; чтение таблицы: нахождение, сравнение и интерпретация данных; умение использовать справочные табличные данные.

III блок – работа с диаграммами. Формируемые предметные и метапредметные умения: понимание устройства диаграммы; умение ее составлять и восполнять недостающие пробелы; чтение диаграммы: умение находить необходимую информацию по диаграмме; умение применять полученную с помощью диаграммы информацию с целью ответа на вопрос задачи.

IV блок – работа с моделями. Формируемые предметные и метапредметные умения: построение графической модели и ее исследование; составление и исследование знаковой модели; использование знаково-символической записи в процессе решения заданий; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения учебных задач; составление и понимание словесной модели; составление текста задачи по заданной модели (схеме, рисунку, таблице и т.д.); решение текстовых задач с помощью построения различных моделей; работа с незаконченными моделями; дополнение числовых данных и вопроса к предложенной модели; исправление специально допущенных ошибок в модели; представление информации в графическом виде; составление комбинаторных моделей: графов, таблиц и дерева возможных вариантов [1].

Отметим, что школьные учебники содержат в большей степени текстовую и числовую информацию, поэтому учителю необходимо включать в содержание урока задачи, в которых информация представлена в виде таблиц, диаграмм, графиков и схем.

Мы полагаем, что эффективное усвоение учащимися заданий по формированию УУД информационного содержания возможно с применением дифференцированного подхода, в рамках которого в каждом блоке заданий выделяются следующие группы задач: упражнения с готовым планом решения (пороговый уровень освоения учебных действий), упражнения с подсказкой (базовый уровень освоения учебных действий), упражнения для самостоятельного поиска решения задачи (повышенный уровень освоения учебных действий) и творческие задания (продвинутый уровень) (табл. 1).

Таблица 1. Типология разноуровневых заданий по формированию информационных учебных действий

Пороговый уровень Упражнения с готовым планом решения
Базовый уровень Упражнения с подсказкой
Повышенный уровень Упражнения для самостоятельной работы
Продвинутый уровень Творческие задания

Типовые задания с готовым планом решения необходимы в работе учителя, так как они знакомят учащихся с новым типом заданий, помогают школьникам овладеть разными алгоритмами, способами и приемами решения заданий информационного наполнения.

Базовый уровень является обязательным уровнем овладения учащимися информационных компетенций на основе полученных знаний и изученных ранее способов действий.

Повышенный уровень характеризуется умением не только воспроизводить известные школьникам способы решения, но и преобразовывать их в знакомых, но нетиповых ситуациях.

Творческий уровень необходимо должен обеспечивать прикладную направленность в обучении математике. Задания творческого характера – это проекты, кейсы, сюжетные задания, требующие от ученика поиска новых способов решения и/или преобразования существующих готовых образцов, а также применения знаний из других предметов.

Дифференцированный подход в освоении задач информационного наполнения позволит учесть индивидуальные особенности усвоения материала, уровень познавательной активности и развития мышления младших школьников. Выбор сюжетных заданий с различным объемом и степенью сложности обеспечивает учет возрастных особенностей и специфику становления учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

При правильной организации деятельности по формированию информационной грамотности у младших школьников формируются следующие УУД: регулятивные умения, такие как способность корректировать решение и исправлять ошибки, способность к самостоятельному созданию алгоритмов деятельности; а также умения, относящиеся к коммуникативному блоку: умения слушать собеседника и определять способы взаимодействия, инициировать сотрудничество в поиске информации и т.д. Таким образом, при систематическом решении заданий информационного наполнения в урочной и во внеурочной деятельности имеет смысл говорить о формировании целого комплекса различных метапредметных результатов обучения.


Список литературы

1. Вендина А.А., Киричек К.А. Комбинаторные задачи в курсе математики начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 49-51.
2. Киричек К.А., Вендина А.А. Диаграмма как одно из средств развития математических представлений дошкольников // Педагогическая наука и практика  региону материалы XVI региональной научно-практической конференции. ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». 2016. С. 75-79.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 23.10.2017).

Расскажите о нас своим друзьям: