Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №8 (37) Август 2019

УДК 378.016

Дата публикации 30.08.2019

Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности дизайнера в процессе изучения дисциплины «Архитектурно-строительное черчение»

Жахова Ирина Геннадьевна
к.пед.наук, доцент, зав.кафедрой дизайна архитектурной среды и технической графики, Смоленский государственный университет, РФ, Смоленск, Zhahova72@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности подготовки студентов, обучающихся по программе бакалавриата направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» (среды), в процессе изучения дисциплины «Архитектурно-строительное черчение», формирующей чертежно-графическую компетентность в профессиональной деятельности дизайнера среды. В статье также обозначены проблемы чертежно-графической грамотности студентов в современных условиях и предложен путь их решения в процессе организации учебной деятельности от знакомства с теоретическими и практическими основами курса до владения чертежом как средством проектирования. Формированию чертежно-графической компетентности будущих дизайнеров среды способствует включение в учебную деятельность заданий на постоянную работу с чертежом (чтение, упражнения на этапы выполнения и оформления, выполнение чертежа по алгоритму, самостоятельная разработка содержания чертежа и текстовых документов и их выполнение) и постоянная работа с графическими изображениями (изучение формы и конструкций элементов сооружений, особенностей их изображений, самостоятельная разработка изображений).
Ключевые слова: профессиональная деятельность, средовой дизайн, чертежно-графическая компетентность, подготовка к выполнению чертежа, архитектурно-строительное черчение

Students readiness’ development in design while studying architectural and construction drawing

Zhakhova Irina Gennadjevna
Candidate of pedagogical Sciences, associate professor, Head of the Department of architectural environment design and technical graphics, Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation

Abstract: The article considers the features of students’ training under the bachelor program, preparation line 05. “Design” (environments), in process of studying architectural and construction drawing, which forms drawing and graphic competence of an environmental designer. The article also defines problems of drawing and graphic students’ literacy in modern conditions and proposes the way to solve them in educational process, starting from exploring the theoretical and practical principles of the course till drawing figure acquisition as a designer tool. The tasks, including constant work with a drawing (reading, drafting and execution, algorithm drawing, working out drawing’s content and texts and their execution), and constant work with graphics (studying of elements’ frames and structures, their drawing features, self-sufficient drawing development) develop the competence of a future environmental designer.
Keywords: professional activities, environmental design, drawing and graphic competence, preparation for drawing, architectural and construction drawing

Профессиональная деятельность средового дизайнера направлена на формирование эстетической и функциональной среды и объектов, готовность к такой деятельности предполагает умение разрабатывать различные решения на основе анализа ситуаций, способности предвидеть направления развития исходных условий, объединять требования функциональности и художественной выразительности. В образовательном стандарте, в соответствии с которым сегодня проходит подготовка бакалавров по средовому дизайну, говорится, что профессиональная задача проектной деятельности дизайнера предполагает выполнение инженерного конструирования, в процессе чего материализацию замысла обеспечивают изображения, следовательно, студенты-дизайнеры должны свободно владеть чертежным языком графических изображений [5]. Это необходимо не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в практической учебной деятельности для успешного освоения ряда курсов, например, «Проектирование в дизайне среды», «Ландшафтный дизайн».

В процессе подготовки бакалавров по направлению «Дизайн» в Смоленском государственном университете учебная дисциплина «Архитектурно-строительное черчение» является основным предметом, направленным на формирование и развитие чертежно-графической грамотности. При ее изучении происходит формирование компетенции ПК-8 − «способность разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологии изготовления: выполнять технические чертежи, разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта» [5]. Поэтому в результате изучения «Архитектурно-строительного черчения» студенты должны овладеть основами чертежно-графического языка, посредством которого передается информация об архитектурно-строительных объектах, приемами и навыками выполнения чертежей. Однако, на практике изучение основ этого языка сегодня оказывается весьма непростым: нужно не просто знать структуру проектной документации, требования к ней, но и приобрести умения читать и выполнять архитектурно-строительные чертежи, самостоятельно составлять проектную документацию. То есть при изучении небольшой по учебному объему дисциплины «Архитектурно-строительное черчение» нужно пройти путь от знакомства с теоретическими и практическими основами курса «Черчение» до владения чертежом как средством проектирования.

Необходимо отметить, что в последние годы резко снизился уровень общей графической грамотности школьников по причине отсутствия в школах Смоленской области предмета «Черчение». Это крайне отрицательно сказывается на формировании общепрофессиональной чертежной грамотности студентов-дизайнеров: мы сталкиваемся с тем, что учащиеся тяжело усваивают теоретические положения основ чертежной грамоты, не понимают язык изображений на чертежах. Практика показывает: для многих студентов графическая деятельность оказывается очень сложной. При выполнении практических работ по самостоятельному построению изображений выявляются проблемы непонимания геометрической формы предметов, трудности выполнения пространственных операций с объектами, затруднения в понимании самого процесса получения изображений на чертеже. На начальном этапе обучения отсутствует представление о чертеже: отсюда сложность с восприятием информации, вызванная, в основном, незнанием основ ее подачи.

В целом можно обозначить два основных вида затруднений, возникающих при изучении «Архитектурно-строительного черчения»:

- затруднения при работе с чертежом как с документом связаны с незнанием основ структурирования информации, особенностей выполнения и оформления чертежа,

- затруднения при работе с графической информацией связаны с непониманием основ изображений геометрических форм и отсутствием опыта работы с чертежными графическими изображениями.

 Однако, умения работать с чертежом и чертежными изображениями определяют чертежно-графическую компетентность будущих дизайнеров, которые должны уметь свободно выбирать виды изображений в зависимости от их назначения на чертеже, грамотно строить изображения, указывать размеры, обозначать изображения, оформлять чертеж, составлять текстовые примечания, по сути, формировать чертежный документ, грамотно систематизируя информацию. Следовательно, необходимо тщательно работать над корректированием обозначенных проблем на каждом этапе освоения учебного предмета.

Рассмотрим особенности содержания курса «Архитектурно-строительное черчение», которое можно организовать по этапам:

Раздел 1. Основные сведения об архитектурно-строительных чертежах.

Раздел 2. Правила выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей.

Раздел 3. Чертежи комплектов марок АР (архитектурные решения) и АС (архитектурно-строительные решения)

Раздел 4. Чертежи комплекта марки АИ (архитектурные решения интерьеров).

Раздел 5. Чертежи комплекта марки ГП.

Остановимся на содержании каждого из обозначенных разделов и особенностях работы, позволяющих корректировать основные проблемы, возникающие при освоении дисциплины.

При изучении раздела «Основные сведения об архитектурно-строительных чертежах» студенты должны получить представления о классификации строительных чертежей, их содержании, наименовании и маркировке, знать государственные стандарты, в соответствии с требованиями которых происходит оформление чертежей, а также назначение и состав документов, входящих в проект. Информация, изучаемая на данном этапе, в основном, теоретическая, не требующая знакомства с чертежной графикой, однако студенты должны четко понять структуру чертежного документа, положительно зарекомендовало себя на этом этапе обучения работа не только с учебными чертежами и разбор учебных примеров, но и чтение комплекта документов, составляющих реальный проект архитектурно-строительного объекта. При изучении второго раздела «Правила выполнения и оформления архитектурно-строительных чертежей» у студентов формируется представление о способах получения изображений на архитектурно-строительных чертежах, основных правилах выполнения и оформления чертежей. Как правило, выполнение практических упражнений на закрепление материала, конспектирование изображений элементов зданий, выполнение примеров, поясняющих особенности оформления чертежа, например на нанесение размеров. Положительным является выполнение заданий на изучение элементов архитектурно-строительных сооружений, их назначений, форм, особенностей конструкции, при этом студенты получают не только общие сведения о фундаментах, стенах, крышах, но и представление о форме объектов. Как правило, одной из проблем, возникающих при изучении архитектурно-строительного черчения, является трудность, связанная с переходом к практической работе из-за большого объема теории. Выполнение практических заданий, пусть даже и незначительных по объему, позволяет не только быстрее сориентироваться в изучаемом материале, но и упрощает в дальнейшем процесс перехода к выполнению серьезных практических заданий, уменьшает количество ошибок при их выполнении.

При изучении третьего раздела «Чертежи комплектов марок АР и АС» студенты готовы к выполнению практических учебных заданий на построение планов и разрезов. При выполнении этих заданий студенты работают с полноценными архитектурно-строительными чертежами. Форма выдачи задания может быть разная: учащиеся могут работать по учебным карточкам, представляющим схему плана этажа [1]. Нами были разработаны и опробованы на практике задания, предлагающие выполнение чертежа по словесному описанию и метрическим данным, можно предложить выполнить чертеж на основе эскизного изображения готового проекта. Разные формы выдачи условия задания требуют лишь различной методической организации работы. В любом случае, целесообразно изучать материал в следующей последовательности: алгоритм построения каждого изображения, особенности оформления чертежа и нанесения размеров. При любой форме работе студенты проходят все этапы обучения: вычерчивают изображение по алгоритму, закрепляют знания об изображениях элементов строительного сооружения, особенностях нанесения размеров, оформлении чертежа, а также работают с формой объектов и ее изображениями на чертеже.

Так как при выполнении чертежа плана здания неизбежно большое количество механической работы, целесообразно включить в процесс расчеты, например расчет на построение лестницы, что дополнительно способствует и развитию пространственных представлений. Понимание формообразования объекта и умение грамотно подойти к изображению форм на чертеже, особенно важно при построении разреза. Разбор примеров на построение разрезов, связанных с изменением положения секущих плоскостей, на изображение многослойной конструкции, построение упражнений на разрез кровли, лестничной клетки способствуют улучшению качества усвоения материала.

 Изучение раздела «Чертежи комплекта марки АИ» позволяет расширить познания студентов о структуре проектной документации, содержании проекта на разных стадиях проектирования, формирует знания о составлении текстовых документов, дает возможность перейти к выполнению рабочих чертежей. Чтобы смоделировать в учебной практике работу дизайнера над чертежным документом мы предлагаем студентам самостоятельно разработать чертеж на выполнение работ по отделке стен, потолка, пола двух помещений и составить два текстовых документа. Выполнение такой работы предполагает самостоятельную разработку чертежного документа: осознанно выбрать виды изображений и определить их количество, дополнительно представить всю необходимую информацию — нанести размеры, составить текстовые примечания, что требует от студента переработать информацию, систематизировать ее по видам — графический, численный, словесный. Это уже профессиональный уровень действий с рабочим чертежом, предусматривающий свободное владение материалом.

Работа с материалами раздела «Чертежи комплекта марки ГП» готовит студентов к работе с изображениями территории: мы знакомим с планом разбивки зданий и сооружений, планом организации рельефа, сводным планом инженерных сетей, планом благоустройства и озеленения территории, разбираем особенности содержания чертежей, выполнение изображений, ведомостей данного комплекта чертежей, нюансы нанесения размеров, правила оформления чертежа и прилагаемых таблиц.

Таким образом, особенностями изучения образовательного курса «Архитектурно-строительное черчение» со студентами направления подготовки «Дизайн» являются: 1) включение в учебную деятельность заданий на постоянную работу с чертежом (чтение, упражнения на этапы выполнения и оформления, выполнение чертежа по алгоритму, самостоятельная разработка содержания чертежа и текстовых документов и их выполнение), 2) организованная работа с графическими изображениями (изучение формы и конструкций элементов сооружений, особенностей их изображений, самостоятельная разработка изображений). Изучение материала проходит в последовательности, хорошо зарекомендовавшей себя на практике:

- овладение теоретическим материалом на лекционных занятиях с выполнением различных упражнений на чтение и построение чертежа,

- построение основного задания – графической работы,

- проведение контрольных мероприятий [3,4].

На основе практического опыта, можно говорить, что изучение курса «Архитектурно-строительное черчение» в соответствии с обозначенной методикой целесообразно, так как в результате у студентов направления подготовки «Дизайн» достаточно уверенно формируется компетенция ПК-8, позволяющая сформировать готовность к профессиональной деятельности в сфере работы с чертежом.


Список литературы

1. Георгиевский О.В. Строительные чертежи. – М.: «Архитектура-С», 2015.– 368 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.– Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2005. – 448 с.
3. Кучукова Т.В. Особенности построения учебного процесса при преподавании чертежно-графических дисциплин//Электронный журнал «Современные исследования социальных проблем». – 2015. – №6. – С.475-482.– Режим доступа: https://soc-journal.ru (Дата обращения: 28.10.2018).
4. Преображенская Н.Г. Система обучения черчению и развитие учащихся общеобразовательной школы: Монография. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 253 с.
5. Федеральный государственный стандарт высшего образования. 54.03.01 Дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosvo.ru (Дата обращения: 18.08.2019).

Расскажите о нас своим друзьям: