Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №9(14) Сентябрь, 2017

УДК 376

Дата публикации 29.09.2017

Формирование готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: методологический анализ явления

Черезов Дмитрий Владимирович
Adjunct, Novosibirsk military Institute named after General of the army I. K. Yakovlev of national guard troops of the Russian Federation, Novosibirsk

Аннотация: В статье представлен методологически анализ формирования готовности у курсантов военных вузов к работе с военнослужащими девиантного поведения.
Ключевые слова: формирование, готовность, войска национальной гвардии России

Formation of readiness for professional activity of cadets of military schools: methodological analysis of the phenomenon

Адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии, Российской Федерации, г. Новосибирск
Адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии, Российской Федерации, г. Новосибирск

Abstract: The article presents the methodological analysis of formation of readiness of cadets of military higher educational institutions to work with the military of deviant behavior.
Keywords: formation, readiness, national guard troops of Russia

Профессиональное образование на современном этапе характеризуется энергичным поиском методов содержательного обновления, посредством модернизации образовательных стандартов, использованием таких моделей организации образовательного процесса, которые обеспечивают оптимальное формирование готовности специалиста. Особая роль отводится процессу формирования готовности будущих офицеров самостоятельно работать с информацией, осмысливать свои действия, осуществлять их анализ и переносить полученные знания на профессиональную деятельность, отсюда следует то, что цель профессионального образования заключается не в развитии личности, а в формировании готовности личности к профессиональной деятельности, готовности к самостоятельной результативной профессиональной деятельности[7].

На наш взгляд именно деятельностный и системный подходы будет являться базальной основой роста результативности формирования готовности у курсантов военных вузов, в виду учета ими личностных качеств будущего офицера. Мы провели изучение и анализ практической деятельности системы профессиональной подготовки курсантов. Подготовка курсантов в военном институте строится с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов(ФГОС), квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров и включает большой блок гуманитарных, социальных, экономических и военно-профессиональных дисциплин, что позволяет выпускнику военно-учебного заведения выполнять должностные обязанности по установленной военно-учетной специальности [3].

Следуя требованиям современной ситуации ученые, рассматривающие в своих исследованиях вопросы  профессионального обучения, соотносят ситуативную готовностью к действиям в различных условиях служебно-боевой деятельности с компетентностью специалиста [2,8], что приводит к постановке принципиально новых условий организации и содержания подготовки специалистов, в том числе в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации.

Профессиональная готовность курсанта (будущего офицера) – один из важнейших факторов, который способствует его успешной адаптации в воинской среде, способности действовать в экстремальных условиях обстановки, совладать с профессиональным и боевым стрессом [1], стимулирует его к самостоятельной деятельности, дальнейшему военно-профессиональному совершенствованию.

В своем исследовании мы, проведя изучение психолого-педагогической литературы, понятие готовности рассмотрим сквозь призму таких основных подходов как деятельностный и личностный.

Личностный подход (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов, В. А. Крутецкий, М. И. Дьяченко и др.) предполагает учет закономерностей, факторов и условий формирования социальной компетентности, где ориентиром выступает высокий профессионализм, потребность будущих офицеров в непрерывном профессиональном росте [7], который способствует организации воспитательного процесса. Готовность представляется как объединение характеристик личности к которым ученые относят: определенное душевное состояние, определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области, склонность заниматься определенной деятельностью [7]. Психологическая подготовленность, по мнению ученых, представляет собой набор личностных качеств будущего офицера, которые обеспечат выполнение поставленных ему задач, в полной мере соответствующих запросам соответствующей деятельности

Готовность, в контексте деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) обсуждается неразрывно с направленностью к деятельности и проявляет значимое свойство установки, которое имеет место во всех вариантах ситуативной деятельности личности. Готовность образуется в соединении с установками деятельности. Готовность, будучи сложносоставным образованием, консолидирует сознательные или бессознательные установки, а также осознание проблематики сквозь многообразие моделей, формулировку наиболее соответствующих способов деятельности.

Анализируя научную литературу, можно сказать, что общее определение понятия готовности не однозначно. Современные ученые, уточняя понятие готовности (готовности к профессиональной деятельности), вводят ряд переменных: знания, навыки и успехи в деятельности, позитивное чувство к профессии, последовательная структуру характеристик личности. Чтобы уточнить понятие готовность к работе с военнослужащими девиантного поведения, на наш взгляд, необходимо учитывать способность одного внутреннего состояния человека, которое соотносится с основными чертами личности и используется как фактор адаптации будущих офицеров в конкретных условиях профессиональной деятельности, необходимое условие профессионального совершенствования. Наиболее распространенной формой структуры готовности, достаточной для удовлетворения требований к деятельности, характеристикам и навыкам, является результат применения позитивного отношения к деятельности и наличия знаний и навыков, основ и содержания, возникающих в процессе обучения навыкам и их использования в учебном процессе. Как структурные компоненты профессиональной готовности выделяют мотивационную, теоретическую и практическую подготовленность.

Исходя из выше изложенного следует то, что готовность к деятельности, а конкретно к работе офицера войск национальной гвардии России с военнослужащими девиантного поведения, можно определить как цельное состояние личности, интегрирующее самоактуализацию в ходе подготовки к профессиональной деятельности способностей и качеств личности, выступающее итогом развития профессиональных компетенций и условием адаптации и эффективности (продуктивности) профессиональной деятельности [4].

Формирование готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии к работе с военнослужащими девиантного поведения непосредственно связано с профессионально-личностным развитием курсанта и сопряжено с усвоением знаний, овладением умениями и навыками, развитием профессионально значимых качеств и способностей личности. Готовность к работе с военнослужащими девиантного поведения, понимаемая как итог образовательной деятельности военного вуза, предполагает оптимальную адаптацию офицера – выпускника военного вуза к служебно-боевым условиям деятельности со стремлением к дальнейшему самосовершенствованию. Основными компонентами данной готовности будут являться такие компоненты как: когнитивная, эмоционально-волевая и практически ориентированная готовность.

Рассматривая особенность профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии, мы опираемся на позицию Р. В. Пивоварова, который выделяет ряд аксиологических особенностей военной службы, обусловливающих формирование профессиональной готовности офицера войск национальной гвардии России [5], включающих в себя: задачи и цели деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, конкретно определенные и закрепленные в федеральных законах, указах Президента(ОВУ ВС РФ), ведомственных нормативно-правовых актах; соответствие индивидуальных качеств военнослужащих войск национальной гвардии функциональному предназначению войск национальной гвардии; исполнение обязанностей военной службы в стрессовых условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья военнослужащих.

Данные структурные элементы служебно-профессиональной деятельности в определенной степени регламентируют наполнение базовых характеристик личности, результатом формирования которых выступает готовность курсантов военных институтов войск национальной гвардии России к работе с военнослужащими девиантного поведения [4].

Таким образом, готовность будущего офицера войск национальной гвардии к работе с военнослужащими девиантного поведения представляет собой интегральную характеристику личности курсанта военного вуза, включающую в себя сформированность необходимых качеств личности, отношение к служебно-профессиональной деятельности и степень эффективности применения знаний, умений и навыков.

Подводя итог можно отметить, что готовность будущего офицера к работе с военнослужащими девиантного поведения будет определяться степенью сформированности у курсанта представления о феномене девиантного поведения военнослужащих, а также способностью к рефлексии и успешной реализации  в практической работе с военнослужащими девиантного поведения полученных знаний и умений.


Список литературы

1. Биденко, Р.А. Совладающее с боевым стрессом поведение военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации / Р.А. Биденко // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 - 6. - С. 348-353.
2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психические проблемы готовности к деятельности. – Минск, 1976. – 176 с.
3. Зарубин В. Г. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий / Под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. – СПб., 2007.
4. Луговая А.В., Дмитриев Е.В. Профессиональная готовность и профессиональная компетенция выпускников вузов ФСИН России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18830 (дата обращения: 20.09.2017).
5. Пивоваров Р.В. Ценности военной службы как нравственно-этическая категория Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции : В 2 частях. Под общ. ред. С.А. Куценко. 2016. С. 496-498.
6. Рябков, Д.В., Беловолов, В.А., Беловолова, С.П. Ценностные основания служебно-профессионального долга будущего офицера войск национальной гвардии России // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52 (часть VII). – С. 377-383.
7. Шабанов А.Г. Педагогические условия процесса формирования эмоционально-волевых качеств курсантов военных институтов/А.Г. Шабанов, А.М. Марков // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52- 4. - С. 103-109.
8. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8

Расскажите о нас своим друзьям: