Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №2 (31) Февраль 2019

УДК 355.232.6

Дата публикации 28.02.2019

Этапы становления проблемы формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов

Сафонов Игорь Анатольевич
Старший преподаватель 11 кафедры самолетовождения,филиал Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г.Челябинск, Safonov-i@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена обзору этапов становления проблемы формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов. Организационная культура рассматриваетсяна этапе возникновения и развития военной педагогики.Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной истории военного образования и проблеме формирования проектно-технологической культуры будущих офицеров вооруженных сил. На основе проведенного анализа история военной педагогики разделена на три периода: зарождение военного образования (1678 - 1917 года); - возникновение идеи проектного обучения (1917 - 1991 года); современный период (после 1991года). В заключении делается вывод о том, что формирование проектно-технологической культуры курсантов является актуальной задачей, поскольку от этого зависят знания и практические умения выпускников военных вузов.
Ключевые слова: военный вуз, курсант, проект, проектно-технологическая культура, военная педагогика

The stage of forming the design-technological culture of cadets of military universities

Safonov Igor Anatolevich
Senior Lecturer at the 11th Navigation Department, a branch of the Military Training and Scientific Center of the Air Force “N.Y. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", Chelyabinsk

Abstract: The article is devoted to the review of the stages of forming the design-technological culture of cadets of military universities. Organizational culture is considered at the stage of the emergence and development of military pedagogy. The main research methods are the analysis of scientific literature on the history of military education and the problem of the formation of the design and technological culture of future officers of the armed forces. Based on the analysis carried out, the history of military pedagogy is divided into three periods: the birth of military education (1678 - 1917); - the emergence of the idea of project training (1917 - 1991); modern period (after 1991). In conclusion, it is concluded that the formation of the design-technological culture of cadets is an urgent task, since the knowledge and practical skills of graduates of military universities depend on it.
Keywords: military college, student, project, design and technological culture, military pedagogy

Важной составляющей в обучении и воспитании курсантов военных вузов является формирование проектно-технологической культуры, поскольку профессиональная подготовка военнослужащих требует динамично и творчески решать профессиональные задачи, складывающиеся в оперативных и тактических условиях. Рассматриваемая культура является современным типом культуры организации деятельности, и заключается в способности применять приобретенные знания и навыки к преобразовательной деятельности для создания уникальных материальных и духовных ценностей, разбивая ее на несколько взаимосвязанных параллельно-последовательных этапов: целеполагания, определения технологии (способы, условия, сроки, ресурсы), реализация технологии, оценка полученного результата [12]. Для изучения проблемы формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов необходимо обратиться к истории ее разработки.

Рассмотрение истории проблемы формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов начинается с конца 17 века, именно в это время Петром I была создана регулярная армия, и как следствие возникла необходимость в квалифицированных военных специалистах. Этот факт определяет начало первого периода. Второй период совпадает с советским периодом, в это время возникают идеи проектного обучения. Наряду с проектами, ведущей формой организации деятельности становятся технологии. Начало третьего периода мы связываем с концом 20 века, именно с этого времени начинается современный этап в развитии военного образования. Таким образом, нами определены три этапа рассматриваемой проблемы. Рассмотрим каждый более подробно.

Первый этап с 1678 по 1917 годы. По приказу Петра I в Азове открывают первое учебное военное заведение - Мореходную школу, в 1701 году - школа Пушкарского приказа, где обучались основам артиллерийского дела, минного дела, понтонного дела, фортификации и в 1702 году - школа «Математических и навигацких» наук. [9 стр. 3]

Система обучения военнослужащих была основана на идеях защиты государства, принципах долга и преданности государю.В образовательном процессе прослеживается систематичность и последовательность. В воспитательных целях, для поддержания порядка и дисциплины, использовались поощрения.

Генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев внес значительный вклад в развитие военной педагогики. В основе воспитания военнослужащих лежал «нравственный элемент» - передача опыта старых солдат, который обеспечивал мотивацию офицеров к военной деятельности. Его последователи Г.А.Потемкин и С.Р.Воронцов, продолжили идею, что нужно воспитывать чувство долга у офицера и ответственность, были авторами идеи о индивидуальном подходе в воспитании воинов.

А.В.Суворов создал целостную военно-педагогическую систему, нашедшею отражение в его труде «Наука побеждать».Основой его системы было единство военно-профессиональной подготовки, обучения и воспитания. [9]

Важную роль в развитии теории и практики обучения офицерского состава сыграли военные реформы Милютина. Увеличилось число военных академий, были созданы военные гимназии, а также юнкерские и специальные военные училища. Занятия в них проводили такие ученые как Драгомиров М.И., Павлов И.П., Боткин С.П. М.И. Драгомиров считается основоположником военной педагогики как науки, наиболее известные его труды 1872 год - курсы тактики, 1885-1886 годы «Опыт подготовки частей к бою».

В 1863 году создано Главное управление военно-учебных заведений. Начинает издаваться первый периодический журнал по проблемам воинской педагогики. На базе Педагогического музея военно-учебных заведений, созданного в 1864 году, ведутся научные исследования по вопросам военной педагогики.

В 1879 году А.В. Андрияновым издано первое учебное пособие «Военно-педагогический курс», в котором раскрыты вопросы методологии подготовки офицеров.

Обобщая сказанное, зарождение и становление военных образовательных учреждений приводит к переходу традиционной организационной культуры к профессиональной. Одним из признаков которой является появление учебных пособий, военных журналов. В учебных заведениях преподают те, кто «умеют создавать теоретической знание» [6, 8], а воспроизведение образцов деятельности (репродуктивное обучение) становиться дополнительной к науке областью деятельности.

Второй период длится с 1917 по 1991 годы, и характеризуется изменением системы подготовки военных кадров. Красная Армия создавалась исходя из положения о том, что офицеры должны быть из народа и владеть в совершенстве военным делом. В связи с этим вся система дореволюционного военного образования была полностью разрушена и началось строительство новой системы советского военного образования. Которая была основана на учениях К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Основным содержанием воинского обучения этого периода является техническая подготовка, изучение общественных наук, военная педагогика и психология выделяется в отдельную науку, организация партийно-политической работы в войсках.

С 1921 года во всех командных вузах введен курс военной психологии и педагогики.

Используя зарубежный опыт В. Лая, Д. Дьюи, советские военные педагоги теоретически обосновывают и создают методологическую систему обучения курсантов.

Г.Ф. Гирс, С.М. Михеев, В.С. Шубин в период  1920-1923 годы обосновывают активно-трудовой и активно-двигательный методы обучения, обосновывают лабораторный метод обучения. В 1926 году Н.В. Володин и А.Н. Мизейко обосновывают метод проектов в военном образовании.

6 июля 1959 г. создана кафедра военно-педагогических и военно-психологических исследований Военно-политической академии имени В.И. Ленина.За короткий срок (1959-1980 гг.) было подготовлено большое количество научно-педагогических кадров и защищено 150 кандидатских и 16 докторских диссертаций. [5 с. 101-102] На кафедре сложилась концепция проблемно-деятельностного обучения, основанная на методологических принципах мотивированности, проблемности и целенаправленности деятельности. Данная концепция получила продолжение в исследовании В.Н. Гуляева «Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе» [2].

Таким образом, наряду с теорией военных наук, появляются такие интеллектуальные организации как проекты. Обеспечиваются они уже аналитической работой. Военными педагогами создана методологическая система обучения курсантов.

Ведущей формой организационной деятельности в рассматриваемый период, наряду с проектами, становятся технологии. Военная профессиональная культура за счет мощной теоретической базы, созданной ранее, порождает способы массового изготовления новых знаковых форм, что становится материалом для новых технологий.

Третий этап начинается с 1991 года по настоящее время. Начало этого этапа характеризуется разработкой новая военной доктрины, пересмотром системы подготовки офицеров в военных вузах, освобождением военной педагогики от идеологических приоритетов. Разработана новая нормативно-правовая база. Создание проектов, программ, технологий становится массовым, ведь в армии также, как и во всем мире, все непрерывно и стремительно меняется.

Интенсивное поступление новейшей военной техники и вооружения, динамичное развитие всех сфер жизни обуславливает принцип опережающего развития учебно-материальной базы, динамичности военных наук.

Разработаны государственные требования к офицерским кадрам. С 1 сентября 2011 года высшее образование переходит на Федеральные государственные стандарты 3 поколения (ФГОС 3), где содержаться требования к результатам освоения образовательных программ, представленных в форме компетенций выпускников. [10]

Учеными ведутся исследования в области формирования проектно-технологической культуры. Никитин В.А. в диссертационном исследовании «Организационные типы культур» проводит анализ эволюции организационных типов культур, и рассматривает проектно-технологическую культуру как современную форму организационной преобразовательной деятельности [6].

Многие ученые в этот период рассматривают проектно-технологическую деятельность основной в школьном и профессиональном образовании. Лавренова Е.В. рассматривает обучение проектно-технологической деятельности бакалавров технологического образования, Медведев П.Н. формирование проектных технологических компетенций бакалавров, В.Д. Васильева исследует формирование проектной культуры будущего инженера.

Ученые рассматривают проектно-технологическую деятельность в различных аспектах. И.В. Рудоманенко разделяет проектную деятельность на три этапа (предварительный, промежуточный, заключительный) и считает, что данная деятельность начинается с постановки субъекта в поисковую исследовательскую позицию. Под этим видом деятельности автор понимает деятельность по созданию продукта, организованную и выполненную на основе совокупности действий [11].

Изучая воздействие проектно-технологической деятельности на личность обучающегося И.В. Бережная отмечает что рассматриваемый вид деятельности представляет универсальную основу обучения, воспитания и творческого взаимодействия учащегося и преподавателя, что способствует развитию проектировочных способностей и саморазвитию личности в целом.[1]

А.А. Есенжанова рассматривает проектную деятельность как средство развития продуктивного мышления, и понимает под ней совокупность целей, мотива, способа, условий, результата. При этом учащийся должен осознавать связь действий и последствий от них  [4].

Таким образом, на современном этапе возникает необходимость формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов для подготовки военных специалистов уровень которых соответствует современному уровню и состоянию Вооруженных сил, а также поиска педагогических технологий для решения этой задачи. Проектно-технологическая культура позволяет курсантам применять свои знания и способствует самостоятельному поиску новых, развивает осознанное выявление целей, обеспечивает готовность курсанта к быстрому обновлению знаний, способности понимания последствий от действий, рефлексии, позволяет решать возникающие проблемы творчески. Развитие этих качеств посредством проектно-технологической деятельности будет способствовать формированию проектно-технологической культуры.


Список литературы

1. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: Автореферат док.пед. наук. – Москва, 2012. – 40с.
2. Военно-политическая академия им. В.И. Ленина, Кафедра педагогики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vpa.su/kafedra-pedagogiki.html (дата обращения: 12.12.2018)
3. Дорохова Т.С. О значимости принципа историзма в методологии истории социальной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S25. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14794.htm.
4. Есенжанова А.А. Проектная деятельность как средство развития продуктивного мышления подростка: Автореферат канд. пед. наук. – Оренбург, 2015. – 24с.
5. Ефремов О.Ю. и др. Военная педагогика– СПб., 2008. -640с.
6. Никитин В.А. Организационные типы современной культуры: Автореферат дисс. д-ра культурологии. – Тольятти, 1998.
7. Никонов А.В. Принципы и методы историографического изучения // Фонд знаний «Ломоносов».- 2011. - URL: http:// http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0135618
8. Новиков А.М. Методология: учебное пособие/ Новиков А.М., Новиков Д.А.— М.: СИНТЕГ, 2007.— 662 c
9. Письменский А.Г. История военно-инженерного образования сухопутных войск России: монография/ Письменский А.Г.— М.: Современная гуманитарная академия, 2012.— 486 c.
10. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/support/90/82/41 (датаобращения 16.09.2015)
11. Рудоманенко И.В. Проектная деятельность как фактор повышения квалификации работников образования: Автореферат канд. пед. наук. – Владикавказ, 2013. – 21с.
12. Уварина Н.В. Принцип свободы в концепции развития творческой самоактуализации учащихся // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №1 С.20-25.

Расскажите о нас своим друзьям: