Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (39) Октябрь 2019

УДК 37.015.3

Дата публикации 18.10.2019

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Сысоева Юлия Николаевна
студентка 5 курса, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

Аннотация: На основе проведения анализа научных источников по изучению эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, раскрыта сущность и значение эстетического развития детей, схематически показаны признаки эстетического развития личности, разработаны критерии и показатели эстетического развитии дошкольников. В статье приведен анализ уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста – воспитанников муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 17 «Ромашка» города Ессентуки и программа мероприятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: Эстетическое развитие, эстетические чувства, окружающая среда, познавательные способности, творчество, дети старшего дошкольного возраста

Aesthetic education of preschool children

Dekman Ilona Evgenievna
candidate of psychological sciences, associate professor Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki,
Sysoeva Julia Nikolaevna
5 year student, Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki, Russia, Essentuki

Abstract: Based on an analysis of scientific sources for the study of the aesthetic development of older preschool children, the essence and significance of the aesthetic development of children is revealed, signs of the aesthetic development of the personality are shown schematically, criteria and indicators for the aesthetic development of preschoolers are developed. The article provides an analysis of the level of aesthetic development of older preschool children - pupils of the municipal budgetary preschool educational institution "Kindergarten No. 17" Daisy "of the city of Essentuki and a program of measures for the aesthetic development of older preschool children in preschool educational institutions.
Keywords: Aesthetic development, aesthetic feelings, environment, cognitive abilities, creativity, elder preschool children

Одним из путей всесторонне развитой личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей и идеалов, является эстетическое развитие, эстетическое восприятие окружающей действительности и мира искусства в целом.

Эстетическое развитие осуществляются под влиянием реальности (природы, общественной жизни, быта и труда) и искусства (музыки, театра, литературы, прикладного искусства). Проникая во многие аспекты жизни ребенка, оно тесно связано с умственным, нравственным и физическим развитием. Современный образ жизни, трудовые, социальные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства обнаруживает и исследует окружающий мир, он стремится испытать красивые и яркие переживания, радость нового.

Мы, вслед за Т.С. Комаровой, С.А. Останиной, Н.П. Сакулиной понимаем, что эстетическое развитие – это и познавательный процесс и способность к оценке воспринятого в окружающем пространстве с помощью установления эмоционально-чувственного отношения к действительности [1, с. 283].

В психолого-педагогической литературе (Н.А. Ветлугина, Т.В. Волосовец, В.И. Волынкин, И.Г. Галянт, А.А. Грибовская, В.Г. Грязева, Т.Н. Доронова, М.В. Ермолаева, И.Л. Кириллов, Т.С. Комарова, Т.А. Котлякова, И.А. Лыкова Р.С. Мухаметзянова, О.П. Радынова, М.М. Руковицын, Н.П. Сакулина, И.А. Синкевич, Е.А. Флерина, Г.С. Швайко, Т.Я. Шпикалова и др.) убедительно показано значение художественно-эстетического развития дошкольников.

Методологическую базу исследования составили работы ученых, посвященные проблемам эстетического развития детей, поиску оптимальных форм и методов эстетического развития (В. Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.И. Буров, И.А. Джидарян, В.С. Ильин, Д.Б. Кабалевский, В.А. Кан-Калик, Н.И. Киященко, М.Ю. Красовицкий, Л.И. Криволап, А.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Г.И. Петрова, К.К. Платонов, В.К. Скатерщиков, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шатский, и др.).

Эстетическое развитие включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю – это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания и внутреннюю – творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, что формирует эстетическую культуру личности [2, с. 80].

Эстетическая культура личности рассматривается как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если посмотреть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического развития [3, с. 45].

Ни что иное как окружающая среда, не откладывает в душе ребенка  отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Эстетическое развитие  личности происходит с первых шагов ребенка, с первых его слов, поступков и является целенаправленным воздействием на поведение детей, их чувства и мысли. Оно позволяет формировать у них восприятие прекрасного, помогает совершенствовать себя и окружающий мир.

Эстетическое развитие личности ребенка осуществляется через (рис.1):

- способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях;

- эмоциональную оценку прекрасного;

- удовлетворение эстетических потребностей – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного;

Рисунок 1. Эстетическое развитие личности [4, с. 358]

- умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с очки зрения соответствия его эстетическим идеалам;

- личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Исходя из этого, можно обозначить значение эстетического развития (рисунок 2).

Рисунок 2. Значение эстетического развития детей

При правильном эстетическом развитии у детей должно произойти:

- формирование знаний о прекрасном;

- освоение основных критериев: «возвышенное», «неизменное»;

- развитие навыков оценки;

- освоение категорий смешные, серьезные, комические;

- формирование знаний элементарной художественной культуры;

- приобретение первоначальных знаний и навыков (слушать музыку, наблюдать за явлениями, отделять индивидуальные, общие свойства, характеристики);

- развитие стремления к творчеству, инициативы.

В рамках настоящего исследования нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая имела своей целью изучение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Эмпирической базой исследования выступило муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение  «Детский сад № 17 «Ромашка» город Ессентуки. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, группы «Солнышко», в количестве  31 ребенка.

Наша работа состояла из трех основных этапов:

- на первом этапе была проведена первичная диагностика уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

- на втором этапе разработана программа мероприятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях;

- на третьем этапе проведена повторная диагностика и сравнительный анализ показателей.

Чтобы оценить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, нами были разработаны критерии и показатели эстетического развития,  которые мы отразили в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели эстетического развития

№ п.п.

Наименование

критерия

Показатели эстетического развития

1.

Наличие эстетических знаний

 

- объем эстетических знаний;

- способность судить о прекрасном, понимать образный язык искусства;

- развитость оценочных суждений;

- умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными возможностями).

2.

Способность к эстетическому восприятию

 

- адекватность восприятия воспринимаемому объекту;

- целостность, глубина восприятия;

- гармония интеллектуального и эмоционального восприятия.

3.

Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства)

 

- проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения);

- характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность);

- адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе и общественной жизни;

- умение чувствовать настроение людей, сопереживать;

- способность оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания с окружающей обстановкой, нормами поведения, управлять своим эмоциональным состоянием;

- внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция).

 

Проявление эстетического вкуса

 

- способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства;

- способность обоснования своей оценки;

- проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности.

 

Ценностно- художественные ориентации

- степень устойчивости увлечений и эстетических интересов;

- сформированность системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста.

 

Наличие эстетических интересов и потребностей

 

- познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности;

- широта интересов в области искусства;

- проявление положительного отношения к овладению эстетико-предметной деятельностью;

- связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор);

- общественно-эстетическая активность.

 

Способность к эстетико - предметной творческой деятельности

- проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу).

На основании данных критериев и показателей эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, нами был осуществлен подбор диагностического инструментария (таб.2). Его выбор был обусловлен:

Выбор диагностических процедур был обусловлен:

- соответствием используемых методик цели и задачам исследования;

- эффективностью и надежностью применяемых методик.

Таблица 2. Диагностические процедуры, применяемые в ходе исследования

№ п.п.

Наименование

методики

Цель методики

1.

Беседа «Эстетические представления детей»

А.Д. Кошелева

выявление особенностей эстетических представлений детей: о внешних качествах предметов, людей, а также о красоте их поступков.

2.

Методика «Выбери музыку» Л.В. Школяр

 

выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

3.

Беседа по сказке «Заюшкина избушка»

изучение эстетических чувств и эмоциональных переживаний детей.

4.

Методика «Настроение картины»

изучение уровня развития эмоциональных представлений детей, определения уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций живописной картины и эмоциональности.

5.

Методика «Недописанный тезис»

выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры, общих установок по отношению к эстетической культуре.

6.

Анкетирование детей

выявление уровня сформированности эстетической воспитанности у дошкольников.

Для определения уровней эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, нами была использована следующая градация уровней эстетического развития: 

- неэстетический (низкий) уровень - ребенок не проявляет интерес к эстетически выразительным объектам культур, не воспринимает  произведения искусства, принимает участие  в изучении объектов културы только по настоянию педагогов, родителей;

- предэстетический (средний) уровень – ребенок проявляет интерес к эстетически выразительным объектам культур, замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу;

- эстетический (высокий) уровень - ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного, декоративно-прикладного, художественного, музыкального искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается различными видами искусства, получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном) [5, с. 23].

Диагностика эстетического развития детей старшего дошкольного возраста проходила в естественных условиях, часть диагностических заданий проверялась в индивидуальной работе с каждым ребенком.

Обобщенные показатели по используемым методикам приведены на рисунке 3

Рисунок 3. Обобщенные данные по используемым методикам

На основании вышеизложенных результатов диагностических процедур (обобщив все показатели эстетического развития дошкольников и проведя анализ результатов по каждой из методик) нами сделан вывод об уровне эстетического развития детей старшего дошкольного возраста (рисунок 4).

Рисунок 4. Уровень эстетического развития детей (на начало эксперимента)

У большинства детей (59%) средний уровень эсетитического развития, 30% детей имеют высокий уровень эстетического развития и 11% детей с низким уровнем эстетического развития.

Исходя из полученных данных констатирующего этапа эксперимента,  мы делаем вывод о необходимости разработки и реализации программы мероприятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель программы: эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста путем восприятия художественных, музыкальных, литературных произведений искусства, а также восприятия природной окружающей ребенка среды.

Задачи программы:

- познакомить детей с изобразительным, музыкальным, литературным  искусством, научить понимать выразительные средства искусства;

- обучать детей практическим приемам и способам изображения с использованием различных изобразительных материалов;

- сформировать умение оценивать созданные изображения;

- способствовать развитию речи детей;

- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии художественных, музыкальных, литературных произведений искусства, произведений декоративно-прикладного искусства;

- сформировать у детей интерес к художественным, музыкальным, литературным произведениям искусства.

Реализация мероприятий программы предполагала групповую работу с детьми.

Мероприятия программы представлены в таблице 3.

Таблица 3. Тематика мероприятий программы

Сроки реализации

Тематика занятий с детьми

Тематика занятий с родителями / совместных занятий с детьми

 

Тематика занятий с педагогами

Первая неделя сентября

(художественный блок)

Ознакомление с картиной «Дождь в дубовом лесу» И. Шишкина

Посещение художественной выставки «Осень нашего парка»

(Ессентукский историко-краеведческий музей им. В.П. Шпаковского)

 

 

 

 

Сообщение на методическом совете: «Подготовка бесед с детьми по восприятию произведений живописи»

 

 

 

Ознакомление с картиной «Снегири» Н.Ульянова

Ознакомление с картиной «Не взяли на рыбалку» К. Успенской – Кологривовой

Ознакомление с картиной «Богатыри» В.Васнецова

Ознакомление с картиной «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского

Вторая неделя сентября

(музыкальный блок)

Прослушивание и анализ музыкального произведения  Шостаковича Д.Д. из цикла танцы кукол «Полька», «Вальс - шутка»

Просмотр музыкального спектакля «Красная шапочка»

(Северо-Кавказская государственная филармония им.

В.И. Сафонова 

(г. Кисловодск)

 

Сообщение на методическом совете: «Постановка вопросов при восприятии произведений живописи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание и анализ музыкального произведения  Вивальди А. из цикла «Времена Года» «Осень»

Прослушивание и анализ музыкального произведения  Вивальди А. из цикла «Времена Года» «Зима»

Прослушивание и анализ музыкального произведения  Прокофьева С.С. «Прогулка», «Сказочка»

Прослушивание и анализ музыкального произведения  Прокофьева С. С. «Марш Бармалея», «Дюймовочка»

Третья неделя сентября

(литературный блок)

Чтение и анализ художественного произведения «Царевна-лягушка»

Викторина для детей и родителей «Мои любимые сказки»

Сообщение на методическом совете: «Организация художественного восприятия детей»

 

 

Чтение и анализ художественного произведения «Сивка-бурка»

Чтение и анализ художественного произведения «Заяц-хвастун»

Чтение и анализ художественного произведения «Хаврошечка»

Чтение и анализ художественного произведения «Никита Кожемяка»

Четвертая неделя сентября

(экологический блок)

Организация и установка кормушек для птиц на территории детского сада

Экскурсия «Город моего детства»

Сообщение на методическом совете: «Методика восприятия натюрморта, пейзажа, жанровой живописи»

Беседа с детьми «Почему случаются лесные пожары? Растения под охраной»

Аппликация «Осенняя березка»

Рисование «Город моего детства»

Субботник «Наш чистый сад»

Программа включала в  себя 20  занятий с детьми по эстетическому развитию детей, которые проводились ежедневно в течение месяца продолжительностью для детей – 25 минут, 4 совместных мероприятия с детьми и их родителями, а также 4 занятия с педагогами, проводимые один раз в неделю в рамках методического совета.

По окончании реализации программы нами были отмечены следующие положительные моменты: дети стали больше интересоваться разными видами и жанрами изобразительного, декоративно-прикладного, художественного, музыкального искусства, мотивированно занимается различными видами искусства (18% детей родители записали в учреждения дополнительного образования – изостудии, музыкальные и хореографические отделения). Кроме того, дети в большей степени стали проявлять эмоционально-ценностное отношение к природе, музыке, произведениям искусства с помощью проявления эмоций, жестов, мимики. Нами было замечено, что ребята получают эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата своей деятельности, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; стали замечать красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).

После реализации программы было проведено контрольное обследование с целью изучения динамики показателей по вышеописанным методикам.

Итоговые данные по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста представлены ниже на рисунке 4.

Рисунок 4. Сравнительные данные уровня эстетического развития детей

Обобщив результаты контрольного этапа эксперимента мы приходим к выводу о том, что реализация программы программа мероприятий по эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях способствовала повышению уровня эстетического развития детей:

- на 27,8% увеличилось количество детей с высоким уровнем эстетического развития;

- на 18,4% увеличилось количество детей со средним уровнем эстетического развития;

- на 9,4% снизился процент детей с низким уровнем эстетического развития.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что эстетическое развитие, воспитание и образование – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию знаний и представлений о красоте в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Эстетическое развитие представляет собой сложный многогранный процесс, который развивается целенаправленно, в определенном порядке и содержит процессы формирования эстетического восприятия, эстетическую потребность общения с искусством и эстетический вкус.

Правильно подобранные методы и формы работы по эстетическому развитию детей в дошкольных учреждениях способствуют формированию у детей способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитию творческих задатков и дарований в области искусства [6, с. 32].

Мы считаем, что результаты данного исследования могут использоваться педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений при работе с детьми, их можно включить в программы методического обеспечения данной группы детей, а также  использовать эти результаты в качестве материала для консультаций воспитателей и родителей.


Список литературы

1. Останина С.А. Творческий стиль художественно-эстетической деятельности: сущность и структура // Молодой ученый. – 2012 – № 2. – С. 283-286.
2. Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 179 с.
3. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 96 с.
4. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.
5. Есикова Т.В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства: учебно-методичекое пособие. – Уфа: Творчество, 2002. – 47 с.
6. Ганошенко Н.И. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 64 c.

Расскажите о нас своим друзьям: