Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №4(21) Апрель, 2018

УДК 37.017:811

Дата публикации 30.04.2018

Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе обучения иностранному языку

Макарова Татьяна Николаевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский государственный аграрный университет, РФ, г. Екатеринбург, rowanta@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся на занятиях по иностранному языку. Обоснована необходимость духовно-нравственного воспитания студентов высшей школы. Воспитательный потенциал занятий по иностранному языку представлен в разных аспектах. В данной работе рассмотрены условия и методы ценностного воспитания студентов. Духовное и нравственное воспитание – это набор форм, средств, методов и принципов, которые способствуют росту нравственных ценностей, культуры и социального опыта. На практике это означает, что университеты стремятся развивать не только профессиональные навыки и компетенции, но и духовные интересы студентов, конструктивный и творческий потенциал и готовность к саморазвитию.
Ключевые слова: иностранный язык, духовно-нравственное воспитание, воспитательный потенциал, ценности, культура, толерантность, методы обучения иностранному языку

Spiritual and moral education of students in the process of foreign language teaching

Makarova Tatyana Nikolaevna
teacher of Foreign languages department, Ural State Agrarian University, Russia, Ekaterinburg, rowanta@mail.ru

Abstract: The article investigates the problem of spiritual and moral education of students in the process of foreign language teaching. The necessity of spiritual and moral education of university students is justified. Educational potential of foreign language classes is represented in different aspects. This paper examines conditions and methods of axiological education of students. Spiritual and moral education is a set of forms, means, methods and principles which promote the development of moral values, culture and social experience. Practically it means that universities strive to develop not only professional skills and competences, but also students’ spiritual interests, constructive and creative potential and readiness to self-development.
Keywords: foreign language, spiritual and moral education, educational potential, values, culture, tolerance, methods of foreign language teaching

Сегодня становится необходимым более глубокое теоретическое осмысление методики духовного и нравственного воспитания, развитие целостного подхода к нему и реализация его на практике. Постепенно наступает новый этап в развитии общества, связанный с изменением менталитета личности и ценностных ориентаций молодого поколения. Технологическое развитие приводит к тому, что люди перестают думать о духовном росте, все меньше уделяют внимание нравственной стороне действий. Такие проявления морали, как сострадание, сопереживание, уважение к другим, к сожалению, отступают на второй план. Растет потребность в воспитании духовно богатого, высокоморального человека, способного созидать, а не просто потреблять.

Однако, чтобы стать полноправными участниками глобального культурного процесса, современные студенты должны усвоить те духовные и моральные ценности, которые накапливались человечеством на протяжении веков. Отдельный человек и целая нация, входя в универсальное культурное пространство, должны владеть различными средствами межкультурного общения. С этой точки зрения важную роль играет знание хотя бы одного иностранного языка. Язык является хранилищем культуры общества, которое охватывает весь познавательный опыт людей, его моральные, этические, социокультурные, художественно-эстетические, образовательные идеалы. Процесс обучения иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовного, морального, эстетического и профессионального воспитания [2]. Изучение иностранного языка улучшает духовную и нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, увеличивает общую культуру.

Актуальной проблемой современного образования остается поиск путей эффективного педагогического взаимодействия по воспитанию у студентов системы ценностей, отражающих общую и нравственную культуру личности. Обострилось противоречие между стремлением студентов к самостоятельной выработке системы собственного мировоззрения и отсутствием достаточных и необходимых психолого-педагогических условий для выявления и развития их потребностей, стремлений, мотивов, ценностных ориентаций [3].

Целью данной работы является выявление основных педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей у студентов в процессе обучения иностранному языку. Для достижения данной цели следует выявить основные условия ценностного воспитания обучающихся и рассмотреть приемы ценностного воспитания студентов посредством обучения иностранному языку.

Важную роль в формировании духовно-нравственных ценностей у студентов на занятиях по иностранному языку играет преподаватель. Его главная задача – в значительной степени освещать на своих занятиях языковые, социокультурные и лингвокультурные факты. Преподаватель должен на своем примере демонстрировать образцы поведения, а также определить поведение обучающегося в предполагаемой проблемной ситуации, обосновав их с точки зрения разумности и морали, и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения.

Преподаватель должен не только знать методику обучения, но и уметь направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание в процессе обучения иностранному языку. Именно он, вступая в общение со студентами, являясь авторитетом для них, будет влиять на них нравственно. Преподавателю важно обладать такими качествами как высокая культура, нравственность, ответственность, патриотизм, мудрость. То, с каким интересом студенты будут изучать представленный материал, зависит насколько ярко, творчески и познавательно построено само занятие [1].

Следующим важным фактором при формировании духовно-нравственных ценностей средствами иностранного языка является то, что он обладает большим культурологическим потенциалом. Язык служит средством национальной и социокультурной идентичности. Он помогает различать разные социальные группы, поэтому существует столько языковых различий. Но эти различия не становятся препятствием, если люди действительно хотят общаться. В контексте диалога культур обучение иностранному языку должно основываться на межкультурном сравнительном подходе. Для лучшего понимания необходимо попытаться найти общие черты культуры страны изучаемого языка и родной. Студенты учатся видеть мир глазами других, учитывая, что другой человек может воспринимать и оценивать одни и те же факты, действия, события совершенно по-другому. Студентов нужно научить воспринимать другие культуры так, что изучаемый язык будет действительно средством общения и взаимопонимания между людьми. Толерантность поможет студентам найти общий язык как с друзьями, родителями, сверстниками, так и с представителями других культур. Развитие толерантности как ценности достигается посредством этичного и толерантного поведения во время образовательного процесса в аудиторной и внеаудиторной работе и в виртуальном общении. Развитию толерантности также способствует здоровая среда обучения: демократическая и благоприятная атмосфера в аудитории, объективная оценка, этика взаимодействия преподавателя и студентов, равные возможности, общие ценности, традиции и принадлежность к университетскому сообществу. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы обучающиеся увидели разнообразие существующего мира, не боялись быть разными. Общение на иностранном языке в реальной жизни – почти всегда межкультурное взаимодействие. Необходимо донести до студентов, что иностранная культура не хуже и не лучше родной, это просто другое, и им следует быть толерантными к этим различиям. Таким образом, студенты развивают толерантное отношение к другим, сопереживание и терпимость в отношениях со своими одногрупниками и преподавателем. Процесс развития толерантности как основы продуктивного межкультурного взаимодействия осуществляется также за счет обсуждения таких тем и использования таких материалов, которые способствуют межкультурному и межличностному взаимодействию. Таким образом, студенты приобретают межкультурную терпимость, легче адаптируются к культурным различиям и признают положительные аспекты культурного разнообразия.

Продуктивным методом организации образовательной деятельности и формирования ценностных ориентаций обучающихся является обращение к личному опыту студентов: обсуждение их собственного отношения к вопросам морали, религии, нравственности и безнравственности в окружающей действительности. Так, например, при изучении темы “Appearance and character” и, в частности, такой черты характера, как честность, студенты обсуждают примеры честного и нечестного поведения, различия в стандартах честности в России и англоязычных странах, причины возникновения этих различий. Также анализируется отношение студентов к различным проявлениям нечестности, формируется масштаб нечестных действий и др. Студентов просят выразить свое отношение, мнение, оценочное суждение о неприличных поступках: чтение писем других людей, обманывание родственников, незаконное присвоение чужого труда и т.д. Также затрагиваются философские вопросы цели и ценности человеческой жизни, доброты, справедливости, личного достоинства. Ориентация на новые ценности требует пересмотра содержания гуманистического образования, акцент смещается от ценностей конечного продукта в виде предметных знаний и навыков к ценностям процесса их получения, к механизмам саморазвития студентов. Человек должен овладеть способами деятельности, которые помогут ему ориентироваться в постоянно меняющемся мире.

Выбор метода обучения во многом зависит от темы занятия. Тем не менее, можно сказать, что любой раздел учебной программы позволяет обсуждать темы, связанные с духовными и моральными качествами человека. При обсуждении в изучении иностранного языка звучат многие актуальные проблемы. Среди них проблемы толерантности, национальной культуры, современной семьи, образования, благотворительности, проблемы, связанные с работой, профессиональным ростом.

Эффективным методом развития не только языковых навыков, но и духовных ценностей у студентов является ролевая игра. Ролевая игра – это форма коллективного взаимодействия. Во время ролевой игры студенты учатся анализировать целесообразность, необходимость и эффективность конкретной модели поведения.

Важную роль в ценностном воспитании играют аутентичные материалы: аутентичные тексты, художественные произведения, но особенно видеофильмы, поскольку одним из их преимуществ является эмоциональное воздействие на обучающихся.

Студенты также могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить «круглые столы», посещать местные музеи, отзывы о которых они предоставляют на изучаемом языке.

Учитывая тот факт, что сегодня студенты увлечены компьютером, эффективным инструментом может быть использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Исследователи в области современных информационных технологий в образовании (Б.Ю. Щербаков, М. И. Станкин и др.) рассматривают использование информационных технологий как наиболее перспективное направление, поскольку оно «изначально ориентировано на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение» [4].

Во время занятий преподаватель и студенты должны стать речевыми партнерами. Задача преподавателя – привлечь студентов к обсуждению темы, проблемы, научить внимательно слушать себя и своих одногруппников; преподаватель должен вести себя естественно, исправлять ошибки в виде подсказок. Если преподаватель смог успешно решить все эти проблемы, каждое занятие будет формировать как коммуникативные навыки, так и духовно-нравственные ценности. Образовательный и воспитательный потенциал иностранного языка заключается в методах и формах обучения. Иностранный язык предоставляет огромную возможность для формирования гуманистического мировоззрения, толерантности, миролюбия.

Таким образом, изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает влияние на духовное формирование личности. При этом очень высока образовательная ценность преподавателя в обучении иностранному языку, которая определяется его уровнем профессиональной компетентности, общей культурой личности и способностью устанавливать хорошие контакты со студентами. Процесс овладения иностранным языком служит мощным механизмом личностного развития также за счет его высокого культурологического потенциала. Для реализации этого потенциала следует использовать соответствующие методы: ролевые игры, исследовательские проекты, информационно-компьютерные технологии, тематические занятия и аутентичные материалы.


Список литературы

1. Арапова Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415447/
2. Дробинская Е.С. Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625b3ac78b5d43a88421206c37_0.html
3. Маслюк Л.П. Моральные ценности на занятиях по английскому языку // Вестник ХНАДУ. – 2005. – № 31. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/moralnye-tsennosti-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku
4. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. — М.: Логос, 2001. – 144 с.

Расскажите о нас своим друзьям: