Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №12(17) Декабрь, 2017

УДК 37.01

Дата публикации 25.12.2017

Духовно-нравственное становление и развитие личности студента в контексте светской и православной культуры

Сопунова Светлана Геннадиевна
аспирантка кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

Аннотация: Данная статья представляет собой анализ светского и религиозного контекста процесса духовно-нравственного становления и развития личности. В условиях современной жизни наблюдается попытка подмены духовных ценностей по образцу западного общества, чему способствуют СМИ и СМК. Автор статьи рассматривает современную систему ценностей и сопоставляет её с основами христианской морали. Опыт русской педагогики, всегда опиравшийся на духовные основы, в современных условиях получил новый вектор развития, в средней и высшей школе. Использование совокупности светского и религиозного подхода к воспитанию даёт свои результаты, что отражено в опыте коллег-педагогов. Автор акцентирует внимание на многообразии форм и методов духовного воспитания, которые способствуют формированию гармонично развитой личности.
Ключевые слова: духовно-нравственное становление, духовные и нравственные качества, духовно-нравственное воспитание

The spirualand moral formation and development of the student personality in the context of secular and orthodox culture

Sopunova Svetlana Gennadievna
Postgraduate student of pedagogy department, Belgorod state national research university, Russia,Belgorod

Abstract: This article presents the secular and religious context analysis of spiritual and moral process of the individual formation and development. In the conditions of modern life there is an attempt to substitute spiritual values on the model of Western society, which is facilitated by the mass media and the cjmmunication media. The author of the article considers the modern system of values and compares it with the basics of Christian morality. The experience of Russian pedagogics, always based on spiritual foundations, under modern conditions received a new vector of development, in the secondary and higher schools. The use of the totality of secular and religious approach to education gives its results, which is reflected in the experience of fellow teachers. The author emphasizes the diversity of forms and methods of spiritual education, which contribute to the formation of a harmoniously developed personality.
Keywords: spiritual and moral formation, spiritual and moral qualities, spiritual and moral education

Современные реалии демонстрируют потребность общества в человеке нового формата. Это универсальная личность, свободная от проявлений идеологического способа мышления. Её устремления устанавливают приоритет земных интересов над духовными потребностями, нивелируя или принижая суверенитет государства и патриотические чувства.

Формирование современной личности происходит под постоянным влиянием современных технологий. Целью воздействия этих технологий является интеллект и чувства, а значит и затрагивается сфера нравственности (поскольку нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек: этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [1]). Это влияние не всегда носит положительный характер. Так, например, в условиях современности, ощущается реальная угроза институту семьи, так как повсеместная  пропаганда «свободных» отношений, в том числе и посредством СМИ, создают у подрастающего поколения иллюзию «нормы» таких отношений. Результат – подавляющее большинство современных молодых пар практикуют совместное жительство без оформления официального брака.

Не стоит также забывать о том, что западные страны, вставшие на путь законодательных уступок т. е. «сексуальным меньшинствам», не только разрушают традиционные семейные ценности, но и навязывают общественности всего мира аморфное понятие «толерантности» — терпимости к проявлениям самовыражения человеческой личности (каким бы безумным оно не казалось), а также её позиционированию в обществе.

Таким образом, актуальность проблемы духовно-нравственного становления личности приобретает особенные черты, поскольку молодое поколение современности формируется не только в социально непростых условиях жизни государства и общества, но также в условиях повышенной духовно-нравственной и информационной опасности. Неслучайно, в последние годы термин «духовная безопасность» становится видом глобальной проблемы, способы решения которой обсуждаются на различных уровнях общественной, педагогической и религиозной жизни современного общества.

Долгое время образование и воспитание в России было тесно связано с православной церковью, и только трагический XX век внёс свои изменения в эту связь. Отделив церковь от общества, атеистическая идеология предприняла попытку занять место религии в умах граждан. Насколько это получилось – свидетельствует история XX столетия, в которой народ, обескровленный и культурно и религиозно, всё же смог сформировать результативную систему образования и воспитания. Следует отметить, что в этой системе, опосредованно, через изучение национальной культуры, литературы, происходило воздействие на нравственную сторону человеческой личности, на процесс её становления. Православные мотивы рассматривались в контексте культуры и традиций русского народа, и, в обход жестокой цензуры, оказывали влияние на духовно-нравственное воспитание молодёжи.

Теперь, попробуем сформулировать ряд положений, которые характеризуют современное светское воспитание. Итак, в современном образовании присутствует ориентир на западные страны, так как их опыт считается «передовым, успешным». Западное образование строится на:

  • ценностях общечеловеческого гуманизма;
  • развитии творческой конкурентоспособной (эгоистичной) личности;
  • удовлетворении своих потребностей;
  • психологии самоутверждения;
  • интересе к иностранным языкам и традициям.

На первый взгляд, ничего критичного в изложенных положениях нет, с некоторыми из них можно смело согласиться. Однако, если рассмотреть каждое из них подробнее, становится очевидна их ущербность по отношению к формированию и развитию внутренних (духовных и нравственных) качеств личности. Так, например, гуманизм, как этическая жизненная позиция, основанная на признании за человеком права на самовыражение, не способен нравственно превзойти христианский принцип человеколюбия. Таким же образом, направленность на удовлетворение только своих потребностей никак нельзя соотнести с принципом христианской добродетели – делании блага другому человеку, а не только себе.

Политика государства, на уровне законодательства, обозначила светский характер образования в нашей стране. В то же время, в ФГОС нового поколения Министерством образования и науки РФ был включен курс ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), состоящий из шести основных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». При культурологическом подходе к данной дисциплине, отмечена положительная динамика в условиях общеобразовательной школы, об этом свидетельствует переход от экспериментального введения курса в 19 регионах страны (в 2010 году) к повсеместному  — в 2012 году.

Что касается учреждений среднего и высшего профессионального образования, где процесс духовно-нравственного становления личности тесно связан с профессиональным, введения одной учебной дисциплины недостаточно – необходим комплексный подход к учебно-воспитательному процессу. Этот подход должен обуславливать гармоничное духовно-нравственное воспитание студентов в ходе образовательного процесса. Безусловно, это требует от педагогических кадров не только высокого профессионализма, но и гибкости педагогического мышления, готовности к поиску новых форм и средств взаимодействия со студентами, при которых формирование системы нравственных ценностей (ориентиров) будет приносить стабильный положительный результат.

На наш взгляд, только сочетание светского и религиозного подхода к учебно-воспитательному процессу способно давать положительную динамику процессу становления личности. Тем более, что в России целый ряд учреждений среднего и высшего профессионального образования имеют богатый опыт совместной деятельности светских и религиозных образовательных организаций, которые способствуют духовно-нравственному становлению молодого поколения.

Так, например, стоит отметить деятельность Белгородского национального исследовательского университета (НИУ БелГУ), который активно сотрудничает с Белгородской Православной Духовной Семинарией (с миссионерской направленностью). Результатами этого сотрудничества является постоянное участие студентов этих учебных заведений во всероссийских и международных конференциях, посвящённых различным вопросам современной жизни. Например, 23 ноября 2017 года состоялся круглый стол  «Нравственные ценности молодежи и будущее человечества» [2], 29 ноября 2017 года в рамках XV Иосафовских чтений на социально-теологическом факультете НИУ «БелГУ» прошло заседание секции «Искусственный интеллект и будущее человечества» [3] и многие другие конференции, форумы, семинары.

Таким образом, участие студентов в мероприятиях такого рода является не только частью образовательного процесса, но и способствует духовно-нравственному формированию личности, которое не разделяет светский и религиозный подходы, а пользуется их успешным сочетанием.

Конечно, опыт наших коллег складывается из многих факторов, способствующих успеху их учебно-воспитательной деятельности. Однако, каждый педагог – это личность творческая. А каждый современный педагог – это творческая личность, осуществляющая свою профессиональную деятельность в век высоких технологий, которые предоставляют простор для реализации своего потенциала. С другой стороны, наша страна имеет богатый педагогический опыт, в том числе и тот, который связан с православным воспитанием. Таким образом, соединение педагогического опыта с использованием высоких технологий в образовательном процессе способно существенно повысить качество образования и положительно влиять на процесс духовно-нравственного становления и развития личности студента. Круг тем, актуальных в контексте современности, достаточно широк, а потому, соработничество педагога и студента позволяет выбрать те, которые будут интересны самим студентам. Педагог, выступающий в роли координатора научной деятельности, способен указывать вектор освещения выбранных тем, исходя из целей процесса обучения и духовного воспитания.

Обучение высококвалифицированного специалиста – главная задача современной педагогики средней и высшей школы. Однако, никогда не стоит забывать о том, что новое поколение – это новое будущее. Каким оно будет – зависит не только от грамотности будущих специалистов, но и от того, какой системы ценностей они будут придерживаться в своей жизни и деятельности. Если педагог целенаправленно участвует в формировании этой системы посредством комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию, значит – он стремится воспитать личность, на которую ляжет ответственность за завтрашний день всего человечества.


Список литературы

1. Нравственность. Толковый словарь Ожегова [электронный ресурс] URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Nravstvennost-18896 (дата обращения 17.12.17).
2. Официальный сайт Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) [электронный ресурс] URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/1782
3. Официальный сайт Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) [электронный ресурс] URL: http://www.bel-seminaria.ru/node/1794
4. Лурье Л. И. Духовно-нравственное воспитание или светская этика // Образование и наука, № 9, 2010. – с. 85-97.
5. Пермякова Л. И. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в России // Религия и образование, Ижевск : 2005. – с. 9-13.

Расскажите о нас своим друзьям: