Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №3 (32) Март 2019

УДК 374:373.2(045)

Дата публикации 25.03.2019

Дополнительное образование дошкольника в современных условиях

Винокурова Наталья Валентиновна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева РФ, г. Саранск, nataljavinokurova@yandex.ru
Васенина Светлана Ивановна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева РФ, г. Саранск, svetavasenina@yandex.ru

Аннотация: Авторами статьи рассматриваются проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования. В рамках исследования анализируется становление дополнительного образования в России, акцентируется внимание на востребованности современных учреждений дополнительного образования, соответствие направлений развития интересам ребенка, запросам общества и государства. На основе анализа программа учреждений дополнительного образования. Саранска выявлены проблемы различных видов организаций.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное региональное образование, дети дошкольного возраста, дополнительные общеразвивающие программы, направления кружковой работы

Additional education of the preschool child in modern conditions

Vinokurova Natalya Valentinovna
is a candidate of pedagogical sciences, the associate professor, Mordovia StatePedagogical Institute. M.E. Yevsevyev, Russia,Saransk
Vasenina Svetlana Ivanovna
is a candidate of pedagogical sciences, the associate professor, Mordovia StatePedagogical Institute. M.E. Yevsevyev, Russia,Saransk

Abstract: The authors of the article consider the problems of development of children of preschool age in the conditions of supplementary education institutions. The study analyzes the development of additional education in Russia, focuses on the relevance of modern institutions of additional education, the compliance of the development directions to the interests of the child, the needs of society and the state. Based on the analysis of the program of institutions of additional education in Saransk, problems of various types of organizations have been identified.
Keywords: additional education, additional regional education, children of preschool age, additional general developmental programs, directions of circle work


Организация образовательного процесса в ДОО предусматривает включение в вариативную часть основной образовательной программы кружков по интересам, направленных как на развитие детей, так и на развитие тех видов детской деятельности, которые не предусмотрены или недостаточно раскрыты примерной основной образовательной программой дошкольного образования. Проанализируем, как изменилась система дополнительного образования в настоящее время, определим запросы родителей дошкольников.

Исторические аспекты развития системы дополнительного образования достаточно подробно раскрыты в работах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, Е. Н. Медынского, В. Н. Терскова, С. Т. Шацкого. Исследователями достаточно полно описаны особенности становления деятельности учреждений дополнительного образования в разные периоды. Такими хронологическими периодами являются временные отрезки: конец XIX – начало XX века, 20-30-е годы XX века, 40-80-е годы XX века и период с 1992 года по настоящее время. В обобщенном виде этапы становления системы дополнительного образования выглядят следующим образом.

Первый этап (1905-1917 гг.) характеризуется появлением учреждений дополнительного образования (далее ‒ УДО). Основной целью работы подобных организаций стало формирование у воспитанников чувства ответственности, коллективизма, солидарности. Иными словами приоритетная цель – развитие нравственных качеств личности ребенка.

Второй этап (1918-1939 гг.) связан с включением УДО в общую систему народного просвещения. Именно в этот период появляются научно-методические центры, принципиально новые государственные учреждения дополнительного образования. Данный этап связан с изменением содержания работы УДО,  среди которых можно отметить такие как:

Приоритетные задачи дополнительного образования: развитие нравственных качеств личности ребенка; развитие  социальной активности детей и подростков, их образование, да и в целом, повышение общего культурного уровня.

В рамках своей деятельности учреждения дополнительного образования должны были способствовать:  преодолению и профилактике безнадзорности;  организации досуга;  компенсации отсутствующих школьных занятий детям; осуществлению наблюдения за эффективностью работы УДО, их соответствие поставленным задачам, обновлению форм и содержания воспитательной работы;  включению большего количества детей разного возраста в детские объединения.

Развитие УДО на третьем этапе (1940-1960 гг.) характеризуется изменением форм собственности: на данном этапе подобные учреждения начинают функционировать в рамках бюджета органов народного просвещения. Руководство страны принимает ответственное решение о строительстве отдельных помещений («дворцов») для системы дополнительного образования, встает вопрос о подготовке квалифицированных кадров. Именно в этот период большое внимание уделяется детским объединениям в форме кружковой работы. Появляются многопрофильные и специализированные учреждения дополнительного образования. Продолжается работа по развитию системы дополнительного образования, связанная с воспитательно–досуговой деятельностью детей и оздоровлением. Так получает свое развитие система летних пионерских лагерей и детских здравниц.

Следующий этап (1961-1986 гг.) характеризуется созданием условий для комплексного развития личности ребенка посредством самодеятельного творчества детей в свободное время. Особенность развития системы дополнительного образования на четвертом этапе заключается в быстром разрастании сети специализированных детских учреждений. Появляются объединения, способные удовлетворить запросы и интересы абсолютного большинства детей разного возраста:  театральные студии,  музыкальные клубы, кружки художественно-эстетического и технического творчества. Осуществляется работа как с детьми одного возраста, так и в разновозрастных группах. Получают своё развитие и новые направления культурно-массовой воспитательной работы: всесоюзные недели, ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции. Педагоги свободны в выборе и разработке программ, единственно важным условием остается возможность самореализации ребенка и саморазвитие.

Пятый этап – кризис, спад (1987-1992 гг.). Детские организации дополнительного образования переживают кризис.

Последний ‒ шестой – этап развития системы дополнительного образования. С 1993 года разница и изменения в деятельности учреждений дополнительного образования постепенно прекращается. Выходят в свет уточненные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дополнительного образования, появляются новые организации дополнительного образования.  Сформулированы отличительные критерии деятельности УДО: свобода выбора детьми видов деятельности; профессиональная компетентность педагогов дополнительного образования; программы дополнительного образования разной направленности; свобода выбора воспитанниками коллектива, руководителя, возможность поменять вид деятельности в любое время;  основной вид деятельности – творчество во всех его проявлениях;  особый вид отношений ребенка и взрослого ‒ сотрудничество.

Таким образом, анализ педагогических исследований в области истории развития системы дополнительного образования позволил сформулировать следующие выводы:

1. Исторически сложилось, что система дополнительного образования детей в России направлена, прежде всего, на возможность социализации ребенка, саморазвития и самосовершенствования.

2. На протяжении всех хронологических временных периодов становления УДО наблюдается пристальное внимание власти и заинтересованность общества в улучшении качества дополнительного образования.

3. Содержание деятельности учреждений дополнительного образования меняется и связано это с обновлением нормативно-правовой документации и запросами общества.

4. Постоянный пересмотр кадрового потенциала УДО: расширение многообразия структурных подразделений и должностей, переход от линейно-функциональной организационной структуры к адаптивной структуре с матричными и проектными элементами.

5. Неизменно осуществляется мониторинг эффективности деятельности учреждений дополнительного образования, направленный на усиление механизмов самоорганизации и саморазвития УДО.

Выход закона «Об образовании» (1992г.), раскрывающем требования к организации дополнительного образования, позволил расширить деятельность дошкольных образовательных организаций, посредством включения дополнительных образовательных услуг. Данные услуги были направлены на выявление и поддержку детей, имеющих способности в различных видах деятельности;  реализацию коммуникативных потребностей детей.

В конце 90-х в начале 2000-х годов также произошли серьезные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей дошкольного возраста. В этот период деятельность руководителей дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного  образования, осуществляющих работу с детьми дошкольного возраста, была направлена на разработку своих авторских программ, предусматривающих поиски наиболее благоприятных условий для развития творческой активности дошкольников и реализации профессионального и личностного потенциала педагогов.

В 2003-2004 гг. дополнительное образование начинает реализацию образовательных услуг на базе общеобразовательных организаций. Ведущей формой детского объединения является кружок. По-прежнему, выбор программ дополнительного образования регламентируется нормативно-правовыми актами  и запросами общества. Между тем, запросы общества внесли коррективу в выборе направленности программ дополнительного образования. Проиллюстрируем примером запросы родителей и степень их удовлетворенности дополнительным образованием на базе ДОО. Родителям дошкольников было предложено ответить на вопросы анкеты. Респонденты имеют детей в возрасте 4-7 лет, которые посещают детские сады города Саранска. В опросе приняли участие 125 человек. Родителям было предложено ответить на вопросы опросника, цель которого состояла в определении условий для наиболее полного удовлетворения дополнительных образовательных потребностей детей и родительских ожиданий.

На вопрос о том, какое кружковое объединение посещает Ваш ребенок, респонденты ответили следующим образом: программы художественно-эстетической направленности (6,3 %); программы  физкультурно – спортивной направленности (14,7 %); программы естественно – научной направленности (21 %); программы эколого-биологической направленности  (5,2 %);  программы социально-педагогической направленности (42,1 %); не посещают (10, 7 %).

Решение родителей о посещении кружкового объединения в большинстве своем основывалась на интересах ребенка (58 %), часть родителей опиралась на способности ребенка (31,5 %), и только 10,5% обуславливали свое решение близостью расположения к дому.

Целью посещения ребенком кружковых объединений большинство родителей считают проявление и раскрытие способностей ребенка (51,5 %); часть заинтересованы в развитии его интересов и потребностей (26,5 %), а также в общении ребенка со сверстниками (22 %).

Предпочтение вызывают кружковые объединения,направленные на познавательное развитие (английский язык, подготовка к школе, развитие математических способностей) ‒ 94,8 %.

В целом респонденты остаются довольны качеством проведения занятий в кружковом объединении: «детям  интересно», «узнают что-то новое» и т.д. Вместе с этим родители хотели бы, чтобы занятия проводил квалифицированный педагог со специальным образованием.

Результаты  анкетирования показали, что большинство родителей отдают предпочтение дополнительным общеразвивающим программам, компенсирующим проблемы комплексного развития ребенка или его обученности, среди которых подготовка к школе, раннее изучение иностранных языков, ментальная арифметика.

В городе Саранске  функционирует достаточно большое количество организаций дополнительного образования разных форм собственности: музыкальные школы, художественные школы, центры эстетического воспитания и детского творчества, центры детского развития, центры раннего развития детей и т.д.

Муниципальные организации дополнительного образования имеют много плюсов. Среди них: соблюдение норм и требований к организации дополнительного образования населения; педагоги, имеющие специализированное профильное образование; разнообразие и содержательность дополнительных общеразвивающих программ.  Сложившиеся исторически традиции данных учреждений обеспечивают детям возможность чувствовать себя комфортно в процессе поступления и последующего обучения, родителям ‒ видеть рост и развитие своего ребенка, выбрать программу, наиболее подходящую для него, влиться в культурную жизнь общества. Организация выставок, концертов, участие в общественной культурной жизни города позволяют детям, как участникам образовательного процесса, проявить и развить свои способности. Педагогам и родителям, в свою очередь, создать условия для демонстрации талантов детей, их ранней профессиональной ориентации. Так, например, в МБУ ДО «Детская школа искусств № 8» г. Саранска созданы и много лет существуют три коллектива – Оркестр русских народных инструментов «Тяштенят», вокальный ансамбль «Морайават» и фольклорный ансамбль «Лейне». Ученики данной школы постоянно выступают в концертах и конкурсах различных уровней. Подобные творческие коллективы организованы практически во всех муниципальных организациях дополнительного образования.

Соблюдение требований к организации дополнительного образования, высококвалифицированные педагоги и сетевое взаимодействие с различными организациями города, позволяет удовлетворять потребности различных категорий населения. В частности реализовывать дополнительные общеразвивающие программы, предназначенные для детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, МБУ ДО «Детская художественная школа № 2» реализует программу в области изобразительного искусства «Изобразительное творчество», предназначенную для групп детей слабослышащих, слабовидящих, с заболеванием ДЦП, имеющих при этих заболеваниях нормальный коэффициент умственного развития. Актуальность содержания данной дополнительной общеразвивающей программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально–педагогической реабилитации детей с ОВЗ и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.

Следует отметить разнообразие направлений работы муниципальных организаций дополнительного образования. Анализ дополнительных общеразвивающих (общеобразовательных) программ и учебных планов данных учреждений показал организацию работы с детьми не только по развитию у них вокальных, художественно-изобразительных данных, овладение тем или иным инструментом, но и  по развитию способностей в целом (изобразительные и декоративно-прикладные, театрально-речевые, литературные, музыкальные, спортивные, умственные). Период обучения зависит от программы и может составлять от одного года до восьми лет.

Небольшим недостатком в деятельности данных учреждений является то, что по большей части образовательные и развивающие программы предназначены для детей от 8-ми до 18-ти лет, то есть школьный возраст. Однако в последнее десятилетие и в этом направлении идет интенсивная работа. Так, во многих музыкальных и художественных школах включены дополнительные общеразвивающиепрограммы для работы с детьми от 5-ти лет, а в центрах дополнительного образования охвачены дети от раннего возраста до 18 лет. Подбор содержания программ и квалификация специалистов соответствуют возрасту детей в группе. Сайты данных учреждений предоставляют подробную информацию о направлениях работы, дополнительных образовательных и развивающих программах, педагогах, их реализующих.

Изучив данные Школьного портала Республики Мордовия,  нами было выявлено следующее: 44% составляют муниципальные дополнительные образовательные организации; 56 % – частные организации дополнительного образования. 

Можно отметить, что частные организации дополнительного образования занимают достаточно большое место в секторе реализации дополнительных образовательных услуг для населения не только на территории нашей республики, но и в целом по стране. Рентабельность и конкурентоспособность подобных организаций связана с возрастающим социальным запросом общества в лице родителей. К таким организациям, действующим в городе Саранске, можно отнести Семейный клуб «Букваренок», детские клубы «Уми Сити», «Ромашково», «Почемучка», «ЯСам», «Ментальная арифметика», «Смышленок», детский развлекательный центр «Детская парковка», студия детских увлечений «Солнечный дом» и др. Представленные студии, центры  и клубы, в большинстве своем направлены на реализацию запросов родителей по подготовке детей к школе, усвоению иностранных языков, развлечению малышей. Анализ деятельности данных организаций позволил выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной является удовлетворение запросов родителей по реализации программ социально-педагогической  направленности (подготовка к школе, логопедия, художественно-эстетическое развитие, интеллектуальное развитие, раннее обучение иностранным языкам). Организации предлагают игровые занимательные формы работы с детьми раннего и дошкольного возраста, организуемые как совместно с родителями, так и отдельно с детьми.

Однако следует выделить и отрицательные стороны такого рода организаций. Анкетирование родителей, посещающих подобные организации, показало их узкую направленность, отсутствие взаимосвязи в направлениях подготовки детей, часто отсутствие специалистов, имеющих педагогическое образование в области дополнительного образования, частая смена педагогов и организаторов работы с детьми. Сайты данных учреждений малоинформативные: больше рекламируют предоставляемые услуги, не раскрывают опыт своей деятельности, нормативную  и методическую базы. Не дают возможность родителям познакомиться с общеразвивающими программами, лишь предоставляют перечень услуг.

Наблюдается кратковременная работа отдельных учреждений,  от одного года до трех-пяти лет. Часто это связано с тем, что первичный интерес родителей угасает в связи с не удовлетворением запросов, и не эффективностью работы специалистов. Предлагаемые услуги часто не учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Например, Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007 предоставляет курс «СКОРОЧТЕНИЕ».  В курсе для детей до 7 лет занятия длятся 60 (!) минут, старше – 80 минут (как указано на сайте). Первая половина урока посвящена скорочтению, вторая – развитию памяти и интеллекта. Однако согласно данным СанПина  2.4.1.3049-13, режим учебной нагрузки воспитанников в возрасте 3-4-х и 4-5 лет не должен превышать 30 и 40 минут соответственно (одно занятие длится 15 и 20 минут), а в возрасте 5-6 и 6-7 лет – 45 минут и 1,5 часа соответственно (длительность одного занятия – 25-30 минут). При этом между занятиями обязательно должны проводиться двигательные разминки длительностью не менее 10 минут [5]. Для детей от 7 лет и старше рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни – не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни – не более 4 академических часов в день. После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут [4].  Как видим, длительность работы с детьми не учитывает их возраст, а само слово «урок» не позволяет родителям понять в какой форме конкретно будет организованно развитие ребенка.

Приведем в пример данные статистики за  2017 год, раскрывающих наиболее востребованные направления в дополнительном образовании детей дошкольного возраста города Саранска Республики Мордовия [6]. К ним относятся: техническое, естественнонаучное, туристко-краеведческое, социально-педагогическое,  дополнительное образование в области искусства, физкультуры и спорта.  В городе по техническим дополнительным общеобразовательным программам обучаются 991 человек (12 организаций). Из них 220 детей, которым три и менее лет; 12 детей – четырех лет; 109 детей пяти лет; 398 детей  6-7 лет.

По естественнонаучным дополнительным общеобразовательным программам предоставляют услуги  девять организаций, охватывающие следующее количество детей:  746 детей от двух до четырех лет; 820  детей – пяти лет; 846 детей – шести лет; 391 ребенок – семи лет.

По дополнительным общеразвивающим программам для детей в области физической культуры и спорта предлагают услуги 15 организаций. В количественном отношении их посещают дети следующего возраста: 1368 детей от двух до четырех лет; 1483 ребенка пяти лет;  1848 детей – шести и 1161 – семи летнего возраста.

По туристско-краеведческим дополнительным общеобразовательным программам осуществляют свою деятельность 10 организаций, охватывающих 882 ребенка от двух до семи лет. Наиболее количество детей, проявляющих повышенный интерес к деятельности по туристко-краеведческому направлению, находятся в возрасте 7-ми лет (304 человека).

Сведения о возрастном составе учащихся по социально-педагогическим дополнительным общеобразовательным программам для детей следующие: организаций – 13; посещают организации 1677 детей в возрасте от двух до трех лет; 2282 и 3345 детей четырех и пяти  лет  соответственно; 3121 и 912 детей шести и семи лет соответственно.

Так как многие организации осуществляют комплексное развитие детей дошкольного возраста, по данным статистики видно, что наиболее занятыми остаются дети предшкольного возраста. Что может быть связано с несколькими причинами, среди которых основной является подготовка ребенка к обучению в школе.

Итак, несмотря на то, что большой процент родителей предпочитает дополнительные услуги, связанные с развитием познавательной сферы ребенка (раннее погружение в языковую школу, подготовка к обучению в школе), не каждое учреждение способно полноценно реализовать данное направление. Наименее эффективно оно  в учреждениях, в которых не наблюдается системность, возможности  взаимодействия с родителями и сотрудничества с другими культурными и образовательными организациями; создания условий для развития познавательных интересов и  активности ребенка на этапе дошкольного детства.

Таким образом, исторически сложившаяся система дополнительного образования должна представлять собой сферу личностного развития детей. Именно личностное развитие определяет результат дополнительного образования и делает его необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющей достигать высоких личностных результатов обучения.

Дополнительное образование для детей дошкольного возраста  претерпело серьезные изменения за последние несколько десятилетий. Появились различные  центры раннего развития, центры детского творчества и другие виды организаций, предоставляющих дополнительные образовательные услуги с учетом  запросов населения. Разрабатывались требования, условия к организации образовательного процесса, активно способствующие творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка раннего и дошкольного возраста.  По настоящее время продолжается поиск инновационных форм, методов,  содержания  развивающей  деятельности с детьми.  Однако остаются не решенными  проблемы, связанные с просвещением родителей. Во-первых, запросы родителей по-прежнему ориентированы на «знаниевую» подготовку  детей. Иными словами, программы дополнительного образования как таковые теряют свою ценность, уступая развлекательно-досуговым и даже «репетиторским». Во-вторых, для правильной ориентации в разнообразии предоставляемых дополнительных услуг  современным дополнительным образовательных организациям необходимо  предоставлять полную информацию о  своей деятельности (общеразвивающие программы по направлениям подготовки, квалификация сотрудников, сотрудничество с другими организациями, в том числе с муниципальными и пр.). В-третьих, осуществлять постоянный мониторинг интересов детей и родителей, степень удовлетворенности предоставляемыми услугами. Полноценная работа с родителями позволит учреждениям дополнительного образования развиваться с учетом государственных требований и современных потребностей детей и родителей.


Список литературы

1. Березина, В.А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В.А. Березина // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2012. – № 3. – С. 17 – 19.
2. Лебедев, Ю.Д. Дополнительное образование / Ю.Д. Лебедев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 204 с.
3. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей : учебник для студ. высш. учеб. заведений / О.Е. Лебедева. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 441 с.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»». Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014 г. Регистрационный N 33660 // Российская газета. – № 6498 (226). – 04.07.2014г. – URL. : https://rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26). – URL. : https://docviewer.yandex.ru/view/51860289/?*
6. Федеральная служба государственной статистики. Итоги федеральных статистических наблюдений за 2017 год. – URL. : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/

Расскажите о нас своим друзьям: