Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

УДК 378.14

Дата публикации 28.02.2018

Дидактическое обеспечение процесса формирования управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании

Никитовская Галина Владимировна
аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

Аннотация: В статье рассматривается проблема современного дидактического обеспечения процесса формирования управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании. Понятие «дидактическое обеспечение» исследовано с научной позиции разных авторов. Представлена система дидактического обеспечения применительно к процессу формирования управленческой компетентности будущих педагогов как интегративный комплекс научно-методического, содержательно-информационного, коммуникативно-интерактивного и контрольно-оценочного компонентов.
Ключевые слова: управленческая компетентность, процесс формирования управленческой компетентности будущих педагогов, дидактическое обеспечение

Didactic support of the process of formation of managerial competence of future teachers in additional professional education

Nikitovskaya Galina Vladimirovna
postgraduate at the Department of social pedagogy and psychology, Moscow state pedagogical University, Russia, Moscow

Abstract: The article discusses the problem of modern didactic support of the process of formation of management competence of future teachers in additional professional education. The concept of "didactic support" is investigated with the scientific positions of different authors. Presents a system of didactic support in relation to the process of formation of managerial competence of future teachers as an integrative complex of scientific-methodical, informative, information, communicative and interactive, and monitoring and evaluation components.
Keywords: managerial competence, the process of managerial competence formation of future teachers didactic support

Современная система высшего педагогического образования основывается на реализации идей компетентностного подхода. Именно компетентностный подход сегодня выступает одним из ведущих принципов методологии, основанием разработки государственных образовательных стандартов, «безальтернативной новой образовательной парадигмой» [2, с.445].

Компетентностный подход призван обеспечить усиление практической направленности образовательного процесса посредством включения в него учебных задач и ситуаций применения полученных теоретических знаний и умений в конкретных жизненных условиях.

Принципиальная позиция компетентностного подхода к реализации вузовских образовательных программ выражена требованиями «студентоцентрированного» обучения, активизации профессиональной позиции обучающихся. Профессор С.Б. Серякова отмечает, что компетентностный подход предполагает выбор образовательных стратегий в высшей школе – «…подход к определению целей и отбору содержания, к организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий и оценке результатов» [4, с 43].

Вследствие активного реформирования и модернизации системы высшего образования одной из центральных проблем в психолого-педагогических исследованиях становится проблема профессионализма вообще и профессиональной компетентности специалиста в частности.

Анализ научной литературы, психолого-педагогических исследований в области профессиональной компетентности учителя, а также изучение требований государственных образовательных стандартов высшего образования и профессионального стандарта педагога показали, что в структуре профессиональной компетентности современного учителя четко определяется управленческая составляющая. Педагог в настоящих условиях выступает менеджером учебно-воспитательного процесса и реализует цели современного образования посредством педагогического управления. Вследствие этого, при организации подготовки будущего педагога в вузе в составе его профессиональной компетентности также необходимо формировать управленческую компетентность.

Управленческая компетентность будущего педагога определяется как комплексное личностное образование, основанное на ценностях субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса, проявляющееся в осознанном знании, стремлении и готовности профессионально осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, обеспечивая достижение личностно и общественно значимых педагогических результатов.

В свою очередь, формирование управленческой компетентности будущих педагогов представляет собой целенаправленный процесс, в котором поэтапно осуществляется качественное преобразование всех ее содержательных компонентов. На первом этапе происходит обобщение и осмысление теоретических знаний посредством организации межпредметной интеграции. Второй этап предполагает погружение в моделирующую среду путем реализации экспериментальной программы. Третий этап – погружение в профессиональную среду – программа практик, волонтерство.

Этапы процесса формирования управленческой компетентности будущих педагогов в рамках реализации дополнительной профессиональной программы «Преподаватель» обусловлены не только календарными сроками и количественными накоплениями в соответствии с годами обучения, но также их качественным своеобразием. Каждый этап подготовки представляет собой целостную систему содержания, форм и методов работы со студентами – будущими педагогами. В связи с этим возникает научная проблема разработки системы современного дидактического обеспечения, необходимого для оптимального формирования управленческой компетентности будущих педагогов в условиях дополнительного профессионального образования.

Современные подходы, раскрывающие теоретические основы организации учебной деятельности, представлены в научных трудах В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, И.И. Цыркуна и других ученых. Содержание дидактического обеспечения учебной деятельности обучающихся раскрыты В.К. Дьяченко, В.В. Краевским, И.Я. Лернером и другими.

Однако в педагогической науке отсутствует единая научная позиция в отношении совокупности дидактических идей, обеспечивающих оптимальное формирование управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость решения в представленном исследовании следующих задач: 1) уточнение научного понятия «дидактическое обеспечение»; 2) выявление содержания дидактического обеспечения применительно к процессу формирования управленческой компетентности будущих педагогов в условиях реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Преподаватель».

Э.Г. Скибицкий рассматривает понятие дидактического обеспечения в качестве комплекса «взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на разных носителях, разработанной с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук, используемых для дистанционного образования», содержание которого в обязательном порядке согласуется с требованиями государственных образовательных стандартов [5, с. 22].

Представляет научный интерес понимание дидактического обеспечения Е.В. Бочкаревой – совокупность средств, направленных на «повышение результативности профессиональной подготовки кадров, включающих диагностику образовательного процесса, дидактическое сопровождение преподавателя вуза, дидактическое сопровождение студента, учебно-методический комплекс, учебно-методическую деятельность сообщества преподавателей как команды единомышленников, обеспечивающих функционирование и развитие образовательного процесса через выбор согласованных средств, форм, способов управления» [1].

Научная позиция Е.В. Ширшова заключается в необходимости рассмотрения дидактического обеспечения учебного процесса в вузе в аспекте системного подхода. Автором обосновано понятие «системно-дидактическое обеспечение образовательного процесса в вузе» как педагогический феномен. Это «совокупность функционально взаимодействующих и взаимосвязанных средств, организационных форм и методов на основе электронных информационно-образовательных технологий» [6].

Исследуя проблему формирования языковой компетентности, М.В. Дружинина также определяет дидактическое обеспечение через систему, содержащую элементы разной природы, имеющие отличные функции. По утверждению автора все компоненты данной системы находятся во взаимосвязи. Причем свойства данной системы зависят не столько от составляющих ее компонентов, сколько от характера и особенностей их взаимосвязей, так как подчиняются одним и тем же организационным законам. Учитывая эти взаимозависимости, становится возможным прогнозировать развитие системы, то есть проектировать конкретный результат.

М.В. Дружинина, С.С. Дергаева, И.Н. Найденова представляют модель дидактического обеспечения формирования языковой компетентности в виде бинарной системы, состоящей из инвариантной и вариативной части. Инвариантная составляющая модели дидактического обеспечения статична и содержит фундаментальные знания как приоритетную основу формирования компетентности. Вариативная часть, соответственно, характеризуется динамичностью и включает «актуальную информацию», постоянно обновляющуюся на основе изменяющейся действительности [1, с. 126].

Обращаясь к предмету нашего исследования, отметим, что дидактическое обеспечение процесса формирования управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании включает в себя: во-первых, отбор современного содержания высшего педагогического образования, технологии и методы обучения; во-вторых, подсистему современных учебников и учебно-методических пособий, необходимых для формирования у будущих педагогов способности и готовности управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и ученическим коллективом в целом при условии постоянного обновления предлагаемой системы и ее компонентов.

Соглашаясь с научной позицией С.И. Невдах, под дидактическим обеспечением процесса формирования управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании мы понимаем интегративную совокупность научно-методического, содержательно-информационного, коммуникативно-интерактивного и контрольно-оценочного компонентов содержания образования [3, с.30].

Научно-методический компонент содержит государственные образовательные стандарты высшего образования, профессиональный стандарт «Педагог», учебные планы, дополнительную профессиональную образовательную программу «Преподаватель», учебные программы по дисциплинам «Основы управления педагогическими системами» и «Педагогическое управление образовательной деятельностью учащихся», учебники, учебные пособия, сборники ситуаций и задач по управлению ученическим коллективом, практикумы и т.д. Также научно-методический компонент дидактического обеспечения формирования управленческой компетентности будущих педагогов включает в себя методические рекомендации и указания преподавателям по организации семинарских, практических и лабораторных занятий и методические рекомендации студентам по рациональной организации самостоятельной работы.

Содержательно-информационный компонент дидактического обеспечения предполагает разделение содержания образования на информацию, предназначенную для аудиторной работы и для самостоятельного изучения. Подобная дифференциация обусловлена различными уровнями подготовленности студентов – будущих педагогов разных направлений подготовки и наличием у них оптимального объема представлений о педагогическом управлении коллективом учащихся. Содержательно-информационный компонент представлен планами семинарских, практических занятий, лабораторных практикумов, комплексами аудио- и видеоматериалов, раздаточным материалом, тематикой эссе, рефератов, контрольных и зачетных работ и т.д.

Коммуникативно-интерактивный компонент дидактического обеспечения представлен стратегиями педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися, обеспечивающими качественное формирование управленческой компетентности у будущих педагогов. Выделяют две стратегии взаимодействия: кооперативное и конкурентное (Е.Н. Шиянов). Сущность кооперации во внесении посильного вклада каждого участника в решение общей задачи. Обязательным условием эффективности взаимодействия по типу кооперации является степень включенности в него всех участников образовательного процесса. Конкуренция как тип взаимодействия предполагает активную позицию борьбы за приоритет, проявляющуюся, как правило, в конфликте, имеющем продуктивный характер. Учебная деятельность студентов по формированию их управленческой компетентности должна быть организована как единый процесс, в котором выбор образовательной стратегии взаимодействия зависит от дидактической цели и содержания занятия.

Контрольно-оценочный компонент предполагает наличие системы текущего, промежуточного и итогового контроля и обеспечивает саму процедуру оценивания выполненных заданий с учетом их специфики и аудиторной либо внеаудиторной формы выполнения на основе четко определенных критериев оценивания. Данный компонент дидактического обеспечения включает вопросы и задания для самоконтроля, тестовые задания для входного, промежуточного и итогового контроля, задания для самостоятельной работы студентов, банк ситуаций и учебных задач по управлению ученическим коллективом и т.д.

Важно отметить, что дидактическое обеспечение, в том числе процесса формирования управленческой компетентности будущих педагогов, должно отвечать требованиям системности, интегративности, вариативности, гибкости и преемственности. Перечисленные требования, реализуемые в системе, позволят обеспечить успешное определение задач, набор содержания, средств, форм и методов подготовки студентов – будущих педагогов к успешной организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управлению ученическим коллективом в целом. Использование такого дидактического обеспечения будет способствовать профессиональному становлению будущего педагога, развитию у него адекватной самооценки, самостоятельности, рефлексии [3].

Таким образом, успешность научной теории и образовательной практики формирования управленческой компетентности будущих педагогов в дополнительном профессиональном образовании напрямую зависит от качества разработки и реализации системы научно-дидактического обеспечения этого процесса.


Список литературы

1. Дружинина М.В., Дергаева С.С., Найденова И.Н. Проблема дидактического обеспечения формирования языковой компетентности у студентов университета // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – № 5. – С. 123-128.
2. Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Методологические подходы к интериоризации профессионально-ориентированных знаний в процессе подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 445.
3. Невдах С.И. Дидактическое обеспечение подготовки педагога в системе дополнительного образования // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 8. – С. 28-31.
4. Серякова С.Б. О компетентностном подходе в образовании // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. – 2013. – № 12 (31). – С. 41-45.
5. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. – 2000. – № 1. – С. 21-25.
6. Ширшов Е.В. Системно-дидактическое обеспечение образовательного процесса в вузе в условиях информатизации общества: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Архангельск, 2009. – 37с.

Расскажите о нас своим друзьям: