Социальная психология | Мир педагогики и психологии №6 (35) Июнь 2019

УДК 159.9

Дата публикации 30.06.2019

Деформации границ семейных подсистем в проблематике функционирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Фоминых Екатерина Сергеевна
канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург, fominyh.yekaterina@yandex.ru

Аннотация: В статье представлен анализ проблем семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья с позиции системного подхода. В фокусе исследования – анализ деформаций границ семейных подсистем (супружеской, сиблинговой, детско-родительской). Рассмотрены внешние и внутренние границы семьи, а также их характеристики – четкость, ригидность, диффузность, подвижность, жесткость. Установлено, что характеристики границ определяют специфику функционирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Четкость и подвижность границы детерминирует конструктивные аспекты функционирования и развития семьи; ригидность, диффузность и жесткость границы – дисфункциональные (зависимость, тревожность, конфликтность, трудности коммуникации, нарушения эмоциональной привязанности, снижение адаптационного потенциала).
Ключевые слова: семья, семейные подсистемы, границы, ограниченные возможности здоровья, деформация

Deformation of the boundaries of family subsystems in the problems of functioning of the family of a child with disabilities

Fominykh Ekaterina Sergeevna
Cand. Sci. (Psychologi), assistant professor, Department of special psychology, Orenburg state pedagogical University, Russia, Orenburg

Abstract: The article presents an analysis of the problems of the family of a child with disabilities from the perspective of a systematic approach. The focus of the study is the analysis of the deformation of the boundaries of the family subsystems (marital, sibling, parent-child). The external and internal boundaries of the family, as well as their characteristics – clarity, rigidity, diffusivity, mobility, stiffness-are considered. It is established that the characteristics of the boundaries determine the specifics of the functioning of the family of a child with disabilities. Clarity and mobility of the border determine the constructive aspects of the functioning and development of the family; rigidity, diffusivity and rigidity of the border – dysfunctional (dependence, anxiety, conflict, communication difficulties, violations of emotional attachment, reduction of adaptive capacity).
Keywords: family, family subsystems, boundaries, limited health opportunities, deformation

Проблематика семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), продолжает оставаться объектом многочисленных теоретико-эмпирических исследований, что обусловлено кризисным состоянием института семьи, увеличением количества детей с психическими и физическими нарушениями,  интенсивностью инклюзивных процессов и др. В современных условиях перспективным является анализ внутрисемейных отношений с позиции системного подхода, в рамках которого семья предстает как целостная структура, состоящая из взаимосвязанных подсистем: супружеской, сиблинговой, детско-родительской (А.Я. Варга [1], И.Ю. Хамитова [2], А.В. Коваленко [5], С. Минухин [6], Е.В. Шабанова [10] и др.). Разделение и соединение подсистем между собой, а также взаимодействие семьи с социумом выполняют внешние и внутренние границы. Многочисленные характеристики границ определяют специфику функционирования семей: эффективное выполнение всех функций или дисфункциональные параметры.

Появление в семье ребенка с ОВЗ рассматривается в качестве кризисной ситуации, изменяющей характер функционирования семьи как единого целого, так и всех подсистем. При невозможности / трудностях преодоления кризиса и переживании хронической стрессогенной ситуации границы подсистем деформируются и искажаются, что вносит специфику в ее функционирование: изменяется структура и образ жизни семьи; повышается уровень тревожности, напряженности и конфликтности; снижается уровень субъективного благополучия; ограничиваются перспективы на будущее; появляется неконструктивный характер контактов с социальным миром; повышается виктимогенный потенциал и др. [7, 8].

Степень автономности / зависимости,  открытости / закрытости для контактов внутри и вне семьи, эмоциональная близость, динамика взаимоотношений на разных этапах жизненного цикла определяются типом границ семейных подсистем, среди которых выделяются [9]: четкие, ригидные, диффузные, а также жесткие, подвижные и гибкие. Отметим, что феномен границы, ее характеристик и деформаций имплицитно представлен в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, касающихся различных аспектов взаимодействия в семье, в частности:

1. параметры оценки сплоченности семьи в рамках циркулярной модели Д. Олсона [Цит. по 4]: эмоциональная разобщенность, раздельность (дистантность), чрезмерная эмоциональная вовлеченность, эмоциональная  «склеенность», «спутанность»; ригидная ролевая структура; хаотичная структура; гибкая и скоординированная структура;

2. типы родительского отношения к детям с психосоматическими расстройствами Н. Штирмана [Цит. по 3]: «связывание»; «отвержение»; «делегирование»;

3. типология семей Э.Г. Эйдемиллера [11], включающая несколько последовательных вариантов перехода от гармонии к распаду: собственно негармоничная семья (доминирование одних членов семьи при зависимом положении других); деструктогенная семья (дефицит в эмоциональных привязанностях, чрезмерная автономия, отсутствие солидарности и взаимодополнения); распадающаяся семья (высокий риск ухода одного из родителей в результате обострившейся конфликтной ситуации); распавшаяся семья (фактическое отделение одного из родителей при частичном сохранении контактов и выполнении родительских функций); ригидная псевдосолидарная семья (доминирование одного их членов семьи и зависимое положение других, жесткая регламентация жизни семьи).

Нарушения границ затрагивают коммуникативные процессы во всех семейных подсистемах. Остановимся на возможных характеристиках границ каждой подсистемы.

1. Супружеская подсистема. Четкость и гибкость границ – это основа  здорового функционирования супружеской подсистемы, целостности, согласованности и развития семьи в дальнейшем. В данном случае фиксируется взаимность во взаимоотношениях супругов, высокий уровень поддержки,  прямая и открытая коммуникация, согласованное распределение ролей, позволяющее удовлетворить потребности каждого [9]. 

При появлении в семье ребенка с нарушениями в развитии границы между супругами изменяются. Одной из распространенных тенденцией является ригидность и жесткость границ, увеличивающая дистанцию между мужем и женой, определяющая изолированность, отчуждение, трудности коммуникации, приспособления и согласования. Предпосылкой данного процесса является изменение ценностных ориентаций, обесценивание и снижение статуса женщины как матери и мужчины как отца [7]. Супружеская подсистема перестает существовать в данной семье, что фактически воплощается в виде развода или гипертрофированности родительских функций и выполнении только родительских ролей (ребенок с ОВЗ – источник контактов между мужем и женой).

2. Сиблинговые отношения – это своеобразная социальная лаборатория, экспериментальная площадка для формирования навыков коммуникации, установления контактов со сверстниками и взрослыми (С. Минухин [6]). В функциональной семье данная подсистема включает только детей (сиблингов), в дисфункциональной семье может дополняться родителями, что подчеркивает деформированную структуру границ. Специфика взаимодействия с братьями и сестрами складывается под влиянием ряда факторов: социальное окружение и опыт старших и / или младших сиблингов; гендерная и возрастная разница; трансформирующиеся родительские установки и ценности; длительность интервалов между рождениями детей. Конкурирующие, сопернические отношения между сиблингами наблюдаются при небольшой разнице в возрасте [3, 9]. По мере увеличения возрастного интервала между рождениями детей на взаимодействие с сиблингом оказывает влияние общий профиль семьи: четкость границ усиливает конструктивный характер взаимоотношений и здоровую сиблинговую привязанность; диффузность, ригидность и жесткость смещает континуум в сторону дисфункционального полюса. В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, нередко наблюдается деструктивная ситуация, когда на здорового сиблинга ложится функция заботы и ухода за сиблингом с ОВЗ с утратой собственных границ, возможности автономии и независимости.

3. Детско-родительская подсистема объединяет родителей и детей. Отношения в данной подсистеме определяются характером эмоциональной связи, степенью вовлеченности во взаимодействие и стилем общения, способами разрешения конфликтных ситуаций (О.А. Карабанова [4]). Четкость границ обеспечивает сбалансированное соотношение автономности и привязанности каждого члена семьи. В совокупности с подвижностью и гибкостью четкость способствует повышению адаптационного потенциала семьи, возможность перестраивать стиль семейного руководства, распределять семейные роли, эффективно функционировать и конструктивно развиваться даже в стрессовых ситуациях. Гармоничное развитие ребенка коррелирует преимущественно с данным типом границ, поскольку они определяют  эмоциональное принятие, поддержку, взаимное уважение, учет позиции каждого члена семьи при разрешении проблемных ситуаций, отказ от использования манипулятивных стратегий и др. [4].

Ригидность и жесткость границ детерминируют различные варианты нарушений функционирования семьи. Ригидная граница чрезмерно ограничивает контакты членов семьи между собой и внешним миром, предопределяя высокий уровень эмоциональной дистанции, жесткую фиксацию ролей. Диффузная граница наоборот – способствует утрате автономии, слитности, зависимости. В семьях лиц с ОВЗ данный тип границы определяет доминирование гиперопекающих стратегий воспитания, симбиотические отношения (преимущественно в диаде «мать – ребенок с нарушением в развитии»); жесткую иерархичную структуру, отсутствие свободы, автономии каждого члена семьи с утратой Я и последующими трудностями социально-личностного функционирования. Жесткость  внешней границы будет дополнять аспекты функционирования семьи отгороженностью во взаимодействии с внешним миром, слабость – избыточностью контактов, препятствующей выполнению семьей основных функций. В подобных условиях усиливаются деструктивные тенденции в развитии и функционировании семейной системы.

Таким образом, негармоничный характер внутрисемейных отношений, характеризующийся дефицитом эмоциональной привязанности, конкурированием ролевых позиций, игнорированием обязанностей,  усилением негативных тенденций в отношении к ребенку коррелирует с ригидностью, диффузностью и жесткостью границ в подсистемах семьи. Направления работы с семьей по формированию здоровых границ включают [7]: сохранение целостности и единства семьи, преодоление стремления подчинить жизнь членов семьи развитию и жизни ребенка с ОВЗ; признание права здоровых сиблингов на собственную жизнь, интересы и контакты вне жесткой привязки к ребенку с ОВЗ; создание условий для личностного развития каждого члена семьи.


Список литературы

1. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
2. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 137-146.
3. Захарова Г.И. Психология семейных отношений. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 63 с.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
5. Коваленко А.В. Исследование семьи с точки зрения системного подхода // Дискуссия. – 2012. – № 12. – С. 19-23.
6. Минухин С. Техники семейной терапии. – М.: Класс, 2006. – 204 с.
7. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. ¬¬– М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
8. Фоминых Е.С. Семья как фактор виктимизации детей с ограниченными возможностями здоровья // Клиническая и специальная психология. – 2014. – Т. 3. – № 3 (11). – С. 1-12.
9. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
10. Шабанова Е.В. Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. – 2013. – № 3. – С. 80-86.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.

Расскажите о нас своим друзьям: