Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

УДК 796.06

Дата публикации 15.02.2018

Балльно-рейтинговая система контроля в «Элективных дисциплинах по физической культуре и спорту» для студентов творческого высшего учебного заведения

Сомкин Алексей Альбертович
Доктор педагогических наук, профессор, Профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург
Константинов Сергей Александрович
Кандидат педагогических наук, доцент, Заведующий кафедрой физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург
Демиденко Олеся Валериевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Заместитель заведующего кафедрой физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В данной статье даётся анализ балльно-рейтинговой системы контроля в «Элективных дисциплинах по физической культуре и спорту» для студентов в творческом высшем учебном заведении – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено тестированию физических способностей студентов.
Ключевые слова: «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», творческое высшее учебное заведение, балльно-рейтинговая система, физические способности, студенты

Point-rating system of control in “Elective disciplines on physical education and sport” for students of the creative higher education institution

Somkin Alexey Albertovich
Doctor of Pedagogical Sciences (Ed. D.), professor, Professor of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg
Konstantinov Sergey Alexandrovich
Ph. D. in Pedagogical Sciences, associate professor, Head of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg
Demidenko Olesya Valerievna
Ph. D. in Pedagogical Sciences, associate professor, Vice-head of Physical Education Department, St. Petersburg State Institute of Film and Television, Russia, St. Petersburg

Abstract: This article provides analyzes to the point-rating system of control in “Elective disciplines on physical education and sport” for students of the creative higher education institution – St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the testing of physical abilities of students.
Keywords: “Elective disciplines on physical education and sport”, creative higher education institution, point-rating system, physical abilities, students

В условиях модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации кафедра физического воспитания играет всё возрастающую роль в структуре творческого высшего учебного заведения – Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ). Она является базовым образовательным подразделением, направленным на подготовку конкурентоспособных и востребованных специалистов, в основном,  творческих и гуманитарных специальностей в таких сферах как: культура и искусство, театр, кинематография, музыка, телевидение и ряде других. Выпускники СПбГИКиТ, помимо профессионально важных компетенций, должны обладать также и необходимым уровнем компетенций в области физической культуры, физкультурно-оздоровительной деятельности, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования «3 плюс» (ФГОС ВО 3+) все студенты института очной формы обучения в порядке, установленном в СПбГИКиТ, проходят, в соответствии с учебной программой, по базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по физической культуре и спорту следующие учебные дисциплины:

– «Физическая культура и спорт» в объёме 72 академических часов (16 часов – лекционные занятия; 16 часов – методико-практические занятия; 40 часов – самостоятельные занятия) на первом курсе (первый семестр);

– «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в объёме 328 академических часов (практических урочных занятий) на первом–третьем курсах (1–6 семестры).

Эти дисциплины являются важными составными компонентами общего гуманитарного образования и служат задачам не только физического, но также интеллектуального и духовного самосовершенствованию личности студентов.  Для развития и поддержания у молодых людей устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой, определённым видом спорта, физической рекреацией или, при необходимости, двигательной реабилитацией на протяжении всего периода обучения в институте следует, прежде всего, определиться с так называемым «личностно-ориентированным мотивационно-ценностным компонентом». Поэтому формирование у студентов определённых и чётких целевых установок, направленных на устойчивое и положительное эмоциональное отношение к практическим учебным занятиям «Элективными дисциплинами по физической культуре и спорту» является важнейшей задачей кафедр физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях [2, 3, 4, 12, 16]. Основными установками здесь, несомненно, должны являться:

– укрепление здоровья и культивирование активного образа жизни;

– развитие разнообразных физических способностей профессионально-прикладной направленности;

– приложение осознанных волевых усилий, которые нацелены на постоянное физическое самосовершенствование личности;

– формирование красивой и привлекательной (у девушек) фигуры;

– достижение новых результатов в спорте и формирование так называемой «спортивной культуры обучающихся» [6, 9].

Кроме того, практические учебные занятия позволяют хорошо снимать умственные нагрузки, переключаясь на другой (физический) вид деятельности, улучшать настроение, эмоционально и неформально общаться с друзьями по институту. Вместе с тем, важной целевой установкой является также и своевременное получение зачёта по данному предмету в каждом семестре. 

В настоящее время для того, чтобы не только систематизировать, но и чётко конкретизировать все требования, которые предъявляются студентам высших учебных заведений для получения ими зачёта по практическим учебным (элективным) дисциплинам, преподаваемым на кафедрах физического воспитания и спорта, в основном используется балльно-рейтинговая система контроля и оценивания успеваемости [8, 13, 14, 15]. Она позволяет объективно и всесторонне оценивать учебную, спортивную, организационную и творческую деятельность, а также уровень физической подготовленности студентов на протяжении всего семестра. Балльно-рейтинговая система:

– стимулирует студентов к регулярному посещению учебных занятий;

– направляет их на повышение уровня физической подготовленности (развитие основных физических способностей);

– способствует осознанному участию в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрами физического воспитания и спорта.   

Балльно-рейтинговая система контроля и оценивания успеваемости студентов в СПбГИКиТ, в частности на кафедре физического воспитания по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», – это обобщённый и объективный показатель, который представляет собой суммарный результат их обучения в течение каждого семестра, в виде недифференцированного зачёта [10, 11]. Максимальный результат, которого может достигнуть студент за один семестр, составляет 100 (сто) баллов. Для получения недифференцированного зачёта по дисциплине (в 1–6 семестрах) ему необходимо набрать 56 баллов. Оцениваются следующие показатели:

– посещение обязательных (в соответствии с учебным планом и программой) учебных практических занятий в течение семестра – это основное требование для получения зачёта;

– участие в соревнованиях различного ранга (от первенства института до первенства Санкт-Петербурга среди студентов высших учебных заведений, чемпионата России или международного турнира по какому-либо виду спорта) в качестве спортсмена, выступающего лично или в составе команды за свой факультет или институт;

– участие в качестве волонтёра (добровольного помощника в проведении судейства различных соревнований и оказании помощи преподавателям кафедры физического воспитания СПбГИКиТ в их организации);

– выполнение различных поручений творческого характера по кафедре физического воспитания (например, подготовка фото, видео отчёта или другого информационного сообщения о каком-либо спортивном или физкультурно-оздоровительном мероприятии, проводимом в институте, на районном или  городском уровне).

Важной составной частью в балльно-рейтинговой системе контроля и оценивания успеваемости студентов СПбГИКиТ в течение семестра является выполнение ими контрольных нормативов (или так называемой «батареи тестов»), которые позволят определить обобщённый (интегральный) и объективный показатель уровня их физической подготовленности [11]. Следует отметить, что на формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом большое влияние оказывает перманентная (на протяжении всего периода прохождения дисциплины в институте) объективная количественная и качественная информация об индивидуальном (исходном, текущем и результирующем) уровне физической подготовленности студента [1]. Поэтому на наш взгляд целесообразной была разработка и применение для решения этой задачи специально разработанного комплекса контрольных нормативов (или «батареи тестов»), которые будут дифференцировано и объективно отражать развитие каждой из физических способностей у студента. Такая информация может повысить сознательность молодых людей в отношении совершенствования уровня их физической подготовленности, как во время учебных и секционных занятий, так и при самостоятельных тренировках.

На кафедре физического воспитания СПбГИКиТ был разработан так называемый «гетерогенный тестовый профиль» [7], на основании которого оценивается несколько различных физических способностей у студентов при прохождении ими предмета «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Данный профиль состоит из кондиционных и координационных тестов [5]: десяти тестов – для юношей; девяти тестов – для девушек. Регулярно проводимое в течение каждого семестра тестирование и соответствующее ему балльно-рейтинговое оценивание уровня физической подготовленности студентов позволяет достаточно точно отразить как текущее состояние, так и динамику в развитии их физических способностей на протяжении обучения в институте и прохождения данного предмета. В «гетерогенный тестовый профиль» входят следующие контрольные нормативы [11]:

– сила мышц рук и плечевого пояса – сгибание и разгибание рук (отжимания) в упоре лёжа и подтягивания на низкой перекладине в висе лёжа (девушки); отжимания (в упоре лёжа и в упоре на параллельных брусьях) и подтягивания в висе на высокой перекладине (юноши);

– сила мышц ног, координация движений и быстрота выполнения одиночного двигательного действия – прыжок в длину с места толчком двумя ногами;

– скоростно-силовая выносливость мышц брюшного пресса – поднимание туловища из положения лёжа на спине (ноги согнуты в коленных суставах на 900), руки за головой – за 1 минуту;

– скоростно-силовая выносливость мышц ног – приседания (до угла в коленных суставах – 900) – за 1 минуту; прыжки со скакалкой – за 1 минуту;

– быстрота и координация движений – челночный бег (10х10 метров);

– активная гибкость в тазобедренных суставах – наклон вперёд из положения стоя ноги вместе на гимнастической скамейке (ноги прямые в коленных суставах);

– координационные способности – проба Ромберга (удержание позы – стойка на одной ноге, другая согнута на угол 900 в коленном суставе, руки вперёд, глаза закрыты).

Все контрольные нормативы, включённые в «гетерогенный тестовый профиль», внесены в специально разработанную на кафедре физического воспитания таблицу [11]  – для сопоставления нормативных (и переведённых в баллы) показателей с индивидуальными результатами, достигнутыми студентами института в процессе тестирования (таблица 1). 

Таблица 1. Таблица начисления баллов (от одного до пяти) за выполнение контрольных нормативов «гетерогенного тестового профиля», определяющих уровень физической подготовленности студентов СПбГИКиТ

Студенты самостоятельно на протяжении всего семестра могут контролировать результаты тестирования уровня их физической подготовленности (переведённые в соответствующие баллы), а также наличие дополнительных баллов, которые они получают за спортивную (участие в соревнованиях различного уровня), организационную (волонтёрскую) и творческую деятельность.  Для этого на кафедре физического воспитания был разработан Дневник самоконтроля студента СПбГИКиТ по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» (таблица 2). Такой дневник самоконтроля выдаётся каждому студенту института в начале семестра, заполняется соответствующим преподавателем в течение семестра, а затем представляется на зачёте для определения общей суммы баллов.

Таблица 2. Дневник самоконтроля студента СПбГИКиТ по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту»

Как было сказано выше, основное требование для получения зачёта по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» – это посещение учебных практических занятий. Таких посещений должно быть не менее 70% от общего количества занятий в соответствии с учебным планом на семестр. Посещение одного такого занятия оценивается в 1 (один) балл.

В балльно-рейтинговой системе контроля и оценивания успеваемости студентов по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» учитывается и возможность пропуска учебных занятий по уважительным причинам. Во-первых, это пропуск по болезни. При наличии официальной справки, заверенной печатью медицинского пункта СПбГИКиТ, за каждое пропущенное занятие студент получает 0,5 балла. Во-вторых, в связи с «творческой» направленностью большинства специальностей, преподаваемых в институте, студенты объективно достаточно часто пропускают учебные (практические) занятия по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту». Это объясняется тем, что они постоянно принимают участие в различных кинофестивалях, творческих конкурсах и конференциях, мастер-классах, проводимых ведущими специалистами в области театрального и музыкального искусства, кинематографа и телевидения, других творческих мероприятиях, которые проходят, в том числе, и в учебное время. Поэтому официальное освобождение от каждого учебного занятия по приказам или распоряжениям декана факультета, проректора или ректора института учитывается в балльно-рейтинговой системе контроля по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту» и оценивается также в 0,5 балла. Однако в сумме общее количество таких пропусков в одном семестре не может быть больше десяти (что соответствует пяти баллам). Если же студент пропускает большее количество учебных практических занятий, то он: либо «отрабатывает» их в удобное для него время в течение семестра, либо готовит реферат по заданию ответственного преподавателя кафедры физического воспитания.

Таким образом, для получения зачёта по предмету «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» студенты, при условии пропуска ими учебных практических занятий по описанным выше уважительным причинам, могут набрать необходимую сумму баллов (56 из ста возможных), благодаря успешному выполнению контрольных нормативов «гетерогенного тестового профиля», определяющих уровень их физической подготовленности. Вместе с тем, у студентов СПбГИКиТ будет формироваться целенаправленная мотивация как на совершенствование отдельных жизненно важных и профессионально-прикладных физических способностей, так и на повышение общего уровня физической подготовленности в период обучения в институте и, в частности, при прохождении курса «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту».


Список литературы

1. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №5. – С. 52–55.
2. Волкова Л.М., Евсеев В.В., Половников П.В. Физическая культура студентов: состояние и пути совершенствования: монография. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – 149 с.
3. Воронин С.М. Личностно-ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов: монография. – Ярославль: Изд-во Ярославского государственного университета, 2009. – 282 с.
4. Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография. – Белгород: ЛитКараВан, 2013. – 454 с.
5. Кузнецов В.П., Усанков В.Г., Шубин Е.Г. Тестирование и методика оценки физической подготовленности студентов: методические указания. – СПб.: СПбГУАП, 2008. – 19 с.
6. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. – 200 с.
7. Лях В.И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся // Физическая культура в школе. – 2007. – № 6. – С. 2–7.
8. Мальцев Д.Н., Ярославцева Е.Н. Использование балльно-рейтинговой системы контроля качества обучения по дисциплине «Физическая культура» в целях оптимизации учебного процесса в вузе // Физическая культура, спорт, здоровье: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 2012. – С. 164–168.
9. Митриченко Р.Х. Исследование целевых установок к занятиям физической культуры в рамках учебного расписания // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 2. – С. 55–60.
10. Солодянников В.А. Балльно-рейтинговые технологии в оценке деятельности участников педагогического процесса: монография. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. – 119 с.
11. Сомкин А.А., Константинов С.А. Балльно-рейтинговое оценивание уровня физической подготовленности студентов в творческом вузе // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 апреля 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч. 2. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 153–156.
12. Сомкин А.А., Константинов С.А. «Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ // ХХ юбилейные Царскосельские чтения: материалы Международной научной конференции (20–21 апреля 2016 г.). Том II. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. – С. 140–143.
13. Устинов И.Е. Особенности тестирования двигательных способностей студентов в рамках балльно-рейтинговой системы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – Нижний Новгород, 2017. – № 3 (8). – С. 44–49.
14. Черенко В.А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов // Вестник спортивной науки. – 2011. – № 2. – С. 69–71.
15. Широбоков Д.В. Анализ рейтинг-контроля физкультурно-спортивной деятельности студентов с применением системного подхода // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 5 (99). – С. 142–145.
16. Konstantinov S.A., Somkin A.A., Demidenko O.V., Sheprut O.Yu. Innovation pedagogical technologies on physical education in unspecialized higher education institutions // “Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives”: Proceeding of the 6th International symposium (January 15, 2015). Vienna. – 2015. – PP. 77–81.

Расскажите о нас своим друзьям: