Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №2(19) Февраль, 2018

УДК 159.9

Дата публикации 12.02.2018

Аутопредставления о способностях в контексте профессионального самоопределения студентов

Ращупкина Виктория Андреевна
бакалавр 4 курса кафедры философии и юридической психологии, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток
Черемискина Ирина Игоревна
Канд. психол. наук, доцент кафедры философии и юридической психологии,Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению представлений студентов о собственных способностях в контексте профессионального самоопределения. Представлены результаты исследования представлений студентов первого курса о профессионально значимых способностях для выбираемых ими направлений подготовки, о собственных способностях и их влиянии на профессиональное самоопределение.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональные способности, представления, образование, студенты

Autopredstavleniya about abilities in the context of professional self-determination of students

Rashchupkina Viktoria Andreevna
bachelor at the Department of Philosophy and Legal Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok
Cheremiskina Irina Igorevna
PhD in Psychology, associate professor at the Department of Philosophy and Legal Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok

Abstract: Article is devoted to consideration of ideas of students of own abilities in the context of professional self-determination. Results of a research of ideas of first-year students of professionally significant abilities for the directions of preparation chosen by them, about own abilities and their influence on professional self-determination are presented.
Keywords: professional self-determination, professional abilities, presentations, education, students


Статья публикуется при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00281 «Психолого-педагогические предикторы результативности образования и механизмы самораскрытия способностей старшеклассников»

В настоящее время проблема изучения профессионального самоопределения является одной из важнейших научно-практических проблем. Проблема выбора профессии и правильности этого выбора актуальна для человека на протяжении всей его трудовой жизни. В современном мире огромное количество разнообразных профессий, что в значительной степени затрудняет процесс профессионального самоопределения.

Правильный выбор профессии позволяет человеку самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, поддерживает его психическое здоровье и приносит чувство удовлетворенности жизнью. Профессиональный выбор, осуществляемый человеком путем анализа собственных ресурсов и способностей и соотнесения их с требованиями профессии, является основой для его самоутверждения в обществе.

Профессиональное самоопределение – сложный динамический процесс формирования субъектом личностно значимой системы основополагающих отношений к профессиональной деятельности [3].

В юношеском возрасте профессиональное самоопределение выступает на первый план, формируя основу личностного развития. Каждый старший школьник сталкивается с проблемой выбора профессии и жизненного пути. Е.А. Климов говорит о том, что профессиональное самоопределение выступает системообразующим центром для всей системы самоопределений подрастающего человека как субъекта деятельности и гражданина [2]. Выбор профессии в юношеском возрасте является очень значимым этапом в жизни личности, так как является первым масштабным шагом на пути ее профессионального самоопределения.

Способности - сложное синтетическое образование личности, определяющее ее пригодность к деятельности. Они формируются на основе различных психических процессов и функций. Способности не сводятся к умениям, но они тесно взаимосвязаны: для овладения новыми знаниями и умениями необходимы определенные способности, но в тоже время в процессе освоения знаний происходит формирование новых способностей, связанных с этим знанием [4].

Способности, обеспечивающие возможность человека успешно выполнять конкретную трудовую деятельность на протяжении всего профессионального пути, с учетом изменений требований к деятельности, называются профессиональными [1].

В психологии в понятие «профессиональные способности» часто включаются не только характеристики способностей, но и особенности специфических для конкретной профессии профессионально важных качеств. Профессионально важные качества (ПВК) включают в себя совокупность психологических качеств личности, а также ряд физических, антропометрических  и физиологических характеристик, определяющих успешность освоения и реализации конкретной трудовой деятельности. Каждая профессия имеет свой специфический перечень ПВК, определяющийся по результатам психологического анализа профессии и составления ее профессиограммы и психограммы [1].

В данной работе под представлениями о собственных способностях подразумевается самооценка индивидом имеющихся у него способностей. Самооценка индивидом собственных способностей во многом определяет его профессиональный выбор, ведь каждая профессия требует от специалиста наличия определенного ряда способностей, от которых зависит эффективность и успешность его профессиональной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы представления личности о собственных способностях соотносились с ее представлениями о выбираемой профессии и тех требованиях, которые она предъявляет к способностям специалиста. В противном случае профессиональные экспектации студентов не оправдываются, что приводит к потере интереса к выбранной сфере профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение представляет собой многомерный процесс развития личности в профессиональной деятельности, который заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и жизнедеятельности в целом, сопровождающий  человека на протяжении всей жизни. Одним из ключевых моментов профессионального самоопределения является выбор будущей профессиональной деятельности, который зависит от большого количества разнообразных факторов, одним из которых является наличие у личности определенного представления об имеющихся у него способностях, и который оказывает огромное влияние на дальнейшее самораскрытие личности.

Будущий специалист должен обладать способностями, которые требует его профессиональная деятельность, так как от этого зависит возможность осуществления данной деятельности и успешность в ней. Для того, чтобы не ошибиться с выбором и добиться успеха в выбранной деятельности, необходимо иметь объективные представления о требованиях, предъявляемых выбираемой профессией, а также объективные представления о собственных способностях.

В связи с этим, гипотеза нашего исследования состоит в том, что представления о собственных способностях студентов 1 курса соотносятся с представлением о выбранной ими профессии и являются определяющим фактором выбора направления обучения.

Эмпирическая выборка состояла из студентов первого курса очного отделения одного из ВУЗов г. Владивостока, различных направлений подготовки. Общая выборка составила 142 человека.

В данном исследовании в рамках изучения представлений студентов о профессионально значимых способностях и собственных способностях, как определяющем факторе профессионального самоопределения студентов ВПО были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить представления студентов о профессионально значимых способностях, представления о собственных способностях, выявить мотивы выбора направления подготовки.
  2. Соотнести представления о профессионально значимых способностях со способностями, представленными в ФГОС и профессиограммах, сделать соответствующие выводы.

Для проведения исследования был выбран один из методов психосемантики - ассоциативный тест. От студентов требовалось описать способности, которые они считают необходимыми для успешной деятельности по выбранному направлению подготовки, оценить, насколько эти способности выражены у них и описать, почему они выбрали данную специальность.

Для статистической обработки результатов ассоциативного теста был использован метод контент-анализа. Реализация данного метода заключалась в выявлении частоты встречаемости различных элементов содержания текстового материала.

В результате анализа федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессиограмм выбранных специальностей были выявлены способности, которыми должны обладать представители данных профессий.

Выявилось, что представления о востребованных профессиональных способностях студентов 1 курса, обучающихся по направлениям подготовки «Дизайн среды», «Товароведение», «Технология транспортных процессов», «Сервис в авиации», «Имиджмейкерские услуги», характеризуются высокой объективностью. Наиболее востребованные способности отчетливо осознаются студентами, однако, студенты некоторых направлений подготовки, а именно: упустили волевые и интеллектуальные способности, которые являются востребованными в их дальнейшей профессиональной деятельности, что может быть связано с тем, что студенты находятся на начальном этапе освоения профессии и имеют еще недостаточный уровень вовлеченности в профессиональную деятельность.

Студенты всех направлений подготовки среди мотивов выбора профессии наиболее часто отмечают внутренние мотивы, среди которых выражено соответствие требований профессии собственным способностям, то есть для них важным фактором, оказывающим влияние на выбор профессии, является соответствие собственных интересов и способностей тем требованиям, которые предъявляет выбираемая профессия.

На вопрос о том, какие способности студенты отмечают у себя, большинство отметило высокую степень выраженности у себя тех способностей, которые они считают профессионально важными, причем большая часть студентов считает, что их способности имеют уровень развития выше среднего, следовательно, можно говорить о том, что студенты соотносят представление о собственных способностях с представлением о способностях, востребованных в их профессии.

Таким образом, заявляемая в начале исследования гипотеза, нашла свое подтверждение, представления о собственных способностях студентов 1 курса соотносятся с представлением о профессии и являются определяющим фактором выбора направления обучения.


Библиографический список

1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 c.
2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 c.
3. Левицкая И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник КемГУ. – 2014. – №2 (58). – С. 136-140.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 720 c.

Расскажите о нас своим друзьям: