Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018
УДК 37.025
Дата публикации 23.01.2018
Анализ ценностных ориентаций лиц, практикующих сахаджа йогу
Састамойнен Тамара Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, Санкт-Петербург
Аннотация: Ценностные ориентации лежат в основе социальных поступков человека. Стремление личности в зрелом возрасте к самопознанию, может привести к перестройке жизненных ценностей в их высшей, духовной форме. Занятия сахаджа йогой способствуют выбору жизненных ценностей в сторону духовного самосовершенствования.
Ключевые слова: Ценностные ориентации, самопознание, духовное самосовершенствование, сахаджа йога, жизненные ценности
Doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of physical education of Saint-Petersburg State Institute of cinema and television, Russia, Saint-Petersburg
Abstract: Values underlie social deeds. Desire personality in adulthood to self-knowledge, can lead to a restructuring of values in their highest spiritual form. Sahaja yoga classes contributed to the choice of values toward spiritual self-improvement.
Keywords: value orientations, self-discovery, spiritual self-improvement, sahaja yoga, life values
В связи с изменением общественного строя, экономической и социальной перестройкой российского общества, в общественном сознании современных граждан страны происходит выбор, а также пересмотр системы ценностей.
Россияне, утратив прежнюю убежденность в своей причастности к большим социальным общностям и группам, стоят перед задачей переосмысления представлений о своем положении в системе общественных связей, переоценивая прошлое, меняют модели поведения в настоящем [1,2].
Ценностные ориентации, являясь важнейшим фактором мотивации и поведения человека, лежат в основе его социальных поступков. Содержание и уровень развития личностных ценностей индивида определяется степенью его социализации в системе социальных учреждений и общностей. Ценности личности, составляя ядро культуры, аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира [1,2,4] .
Ценности не являются раз и навсегда данными, в течение жизни возможна их перестройка. Стремление личности в зрелом возрасте к самопознанию, может привести к перестройке жизненных ценностей в их высшей, духовной форме.
Следовательно, специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания своей эпохи, класса, народа и ближайшего окружения и формируют его личные ценности. [1,2,4]. В этой связи интересен анализ ценностей лиц, практикующих занятия сахаджа йогой.
В исследовании отражены результаты теста М.Рокич, в котором участвовали сахаджа йоги: женщины — 24 человека средний возраст 51,8 лет, и мужчины — 18 человек средний возраст 49,8 лет, практикующих занятия сахаджа йогой в среднем 12 лет.
Анализ ценностных ориентаций осуществлялся на основе теории ценностей М. Рокич, согласно которой ценности – разновидность устойчивого убеждения, что одна некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иная [3].
Природа человеческих ценностей по Рокичу [3] включает ряд характеристик:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, но различной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
Также М. Рокич [3] различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные. По мнению М. Рокич терминальные ценности — это стремление к какой-то конечной цели индивидуального существования (например, внутренняя гармония или возможность духовного самосовершенствования), которая является предпочтительной, как с личной, так и с общественной точек зрения. Инструментальных ценностей можно достичь через какой-то образ действий (например, чувство долга, умение держать слово), который является предпочтительным в любых ситуациях, как с личной, так и с общественной точек зрения. Традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств позволяет разведению терминальных и инструментальных ценностей [3].
Анализ результатов теста выявил, что в настоящий момент актуальными для сахаджа йогов являются ценности-цели:
- работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование;
- внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений;
- зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом;
- максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей;
- благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом;
Для достижения данных ценностей-целей необходимы ценности-средства:
- правдивость, искренность;
- сдержанность, самодисциплина;
- умение настоять на своем, не отступать перед трудностями;
- чувство долга, умение держать слово;
- заботливость.
Таким образом, исходя из результатов исследования, ценностные ориентации сахаджа йогов, респондентов среднего возраста, направлены на духовное совершенствование.
В процессе исследования был также проведен опрос по разработанной нами анкете. В процессе занятий сахаджа йогой основная масса респондентов (90%) испытывают незнакомое ранее чувство мира, покоя, тишины, радости; более половины (87%) — испытали специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как «чувство открытого сердца».
Целью своей жизни респонденты считают: познание истины, помощь людям, духовное совершенствование, очищение от негативных проявлений в поведенческих реакциях [5].
«…Мир нуждается в людях, которые одарены умиротворенной, блаженной радостью в своих сердцах и которые позже сделают других подобными… и сформируют общество или новую расу, которая будет наслаждаться этим мирным состоянием.» Шривастава Н.,[5, с.283].
Список литературы
1. Абакумова И. В., Левшина А. А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием. - М.: КРЕДО, 2014. - С. 10-12.
2. Крутелёва Л. Ю., Абакумова И. В. Перспективы исследования смысложизненных стратегий личности // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы всероссийской психологической конференции c международным участием. - М.: КРЕДО, 2014. - С. 71-72.
3. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.
4. Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере центра волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 228-233;
URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13287 (дата обращения: 19.05.2017).
5. Нирмала Шривастава. Метасовременная эпоха.- М: 2003 – 294 с.
6. Агеевец В.У., Састамойнен Т.В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации //Теория и практика физической культуры, №5 – 2004, С 47-49.