Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №1(18) Январь, 2018

УДК 37.025

Дата публикации 23.01.2018

Анализ ценностных ориентаций лиц, практикующих сахаджа йогу

Састамойнен Тамара Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, РФ, Санкт-Петербург

Аннотация: Ценностные ориентации лежат в основе социальных поступков человека. Стремление личности в зрелом возрасте к самопознанию, может привести к перестройке жизненных ценностей в их высшей, духовной форме. Занятия сахаджа йогой способствуют выбору жизненных ценностей в сторону духовного самосовершенствования.
Ключевые слова: Ценностные ориентации, самопознание, духовное самосовершенствование, сахаджа йога, жизненные ценности

Analysis of value orientations of the persons, practicing sahaja yoga

Sastamojnen Tamara Vasilievna
Doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of physical education of Saint-Petersburg State Institute of cinema and television, Russia, Saint-Petersburg

Abstract: Values underlie social deeds. Desire personality in adulthood to self-knowledge, can lead to a restructuring of values in their highest spiritual form. Sahaja yoga classes contributed to the choice of values toward spiritual self-improvement.
Keywords: value orientations, self-discovery, spiritual self-improvement, sahaja yoga, life values

В связи с изменением общественного строя, экономической и социальной перестройкой российского общества, в общественном сознании современных граждан страны происходит выбор, а также пересмотр  системы ценностей.

Россияне, утратив прежнюю убежденность в своей причастности к большим социальным общностям и группам, стоят перед задачей переосмысления представлений о своем положении в системе общественных связей,  переоценивая прошлое, меняют модели поведения в настоящем [1,2].

Ценностные ориентации, являясь важнейшим фактором мотивации и поведения человека,  лежат в основе его социальных поступков. Содержание и уровень развития личностных ценностей индивида определяется степенью его социализации в системе социальных учреждений и общностей.  Ценности личности, составляя ядро культуры, аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира [1,2,4] .

Ценности не являются раз и навсегда данными,  в течение жизни возможна их перестройка. Стремление личности в зрелом возрасте к самопознанию, может привести к перестройке жизненных ценностей в их высшей, духовной форме.

Следовательно, специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания своей эпохи, класса, народа и ближайшего окружения  и формируют его личные ценности. [1,2,4]. В этой связи интересен анализ ценностей лиц, практикующих занятия сахаджа йогой.

В исследовании отражены результаты теста М.Рокич, в котором участвовали сахаджа йоги: женщины — 24 человека  средний возраст 51,8 лет,  и мужчины — 18 человек средний возраст 49,8 лет, практикующих  занятия сахаджа йогой в среднем 12 лет.

Анализ ценностных ориентаций осуществлялся на основе теории ценностей М. Рокич, согласно которой ценности – разновидность устойчивого убеждения, что одна некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иная [3].

Природа человеческих ценностей по Рокичу [3] включает ряд характеристик:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, но различной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Также М. Рокич [3] различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные. По мнению М. Рокич  терминальные ценности — это стремление к какой-то конечной цели индивидуального существования (например, внутренняя гармония или возможность духовного самосовершенствования), которая является предпочтительной, как с личной, так и с общественной точек зрения. Инструментальных  ценностей можно достичь через какой-то образ действий (например, чувство долга, умение держать слово), который является предпочтительным в любых ситуациях, как с личной, так и с общественной точек зрения. Традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств позволяет  разведению терминальных и инструментальных ценностей [3].

Анализ результатов теста выявил, что в настоящий момент актуальными для сахаджа йогов являются ценности-цели:

  1. работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование;
  2. внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений;
  3. зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом;
  4. максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей;
  5. благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом;

Для  достижения данных ценностей-целей необходимы ценности-средства:

  1. правдивость, искренность;
  2. сдержанность, самодисциплина;
  3. умение настоять на своем, не отступать перед трудностями;
  4. чувство долга, умение держать слово;
  5. заботливость.

Таким образом, исходя из результатов исследования,  ценностные ориентации сахаджа йогов, респондентов среднего возраста, направлены на  духовное совершенствование.

В процессе исследования был также проведен опрос по разработанной нами анкете.  В процессе занятий сахаджа йогой основная масса респондентов (90%) испытывают незнакомое ранее чувство мира, покоя, тишины, радости; более половины (87%) — испытали специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как «чувство открытого сердца».

Целью своей жизни респонденты считают: познание истины, помощь людям, духовное совершенствование, очищение от негативных проявлений в поведенческих реакциях [5].

«…Мир нуждается в людях, которые одарены умиротворенной, блаженной радостью в своих сердцах и которые позже сделают других подобными… и сформируют общество или новую расу, которая будет наслаждаться этим мирным состоянием.» Шривастава Н.,[5, с.283].


Список литературы

1. Абакумова И. В., Левшина А. А. Смысложизненные стратегии активного социального поведения // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием. - М.: КРЕДО, 2014. - С. 10-12.
2. Крутелёва Л. Ю., Абакумова И. В. Перспективы исследования смысложизненных стратегий личности // Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы всероссийской психологической конференции c международным участием. - М.: КРЕДО, 2014. - С. 71-72.
3. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.
4. Черкасова Ю.С., Бубновская О.В. Характеристика ценностных и смысложизненных ориентаций участников волонтерского движения (на примере центра волонтеров ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 228-233;
URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13287 (дата обращения: 19.05.2017).
5. Нирмала Шривастава. Метасовременная эпоха.- М: 2003 – 294 с.
6. Агеевец В.У., Састамойнен Т.В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации //Теория и практика физической культуры, №5 – 2004, С 47-49.

Расскажите о нас своим друзьям: