Социальная структура, социальные институты и процессы | Экономика и общество №1 (8) Январь, 2019

УДК 316.774

Дата публикации 21.01.2019

Взаимосвязь «клипового мышления» как особого вида восприятия информации и стиля минимализм в графическом дизайне

Марченко Марина Николаевна
д-р пед. наук, проф., член Союза дизайнеров РФ, почетный работник ВПО РФ, заведующая кафедрой дизайна, технической и компьютерной графики, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар, marina1hg@yandex.ru
Покусаева Ангелина Геннадьевна
магистр кафедры дизайна, технической и компьютерной графики, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар, pokusaeva.lina@mail.ru

Аннотация: Данная статья повествует о изменениях, которые произошли с человеком, а в последствии и с графическим дизайном, в связи с достижениями научно-технического прогресса и изменением носителей информации. Рассмотрены особенности восприятия информации человеком XXI века. Описывается понятие «клиповое мышление». Приведены пять факторов, породивших феномен «клипового мышления» в современном обществе. Продемонстрирован процесс изменения тенденций в графическом дизайне, который происходил я в связи с изменяющимися потребностями человека. В статье представлено описание стиля минимализм в графическом дизайне. В заключении, минимализм признаётся идеальным для удовлетворения потребностей современного человека, обладающего особым видом восприятия информации.
Ключевые слова: носители информации, восприятие информации, «клиповое мышление», графический дизайн, минимализм, скевоморфизм, flat-дизайн, инфографика

Interconnection of “clip thinking” as a special type of information perception and style minimalism in graphic design

Marchenko Marina Nikolaevna
doctor of pedagogical Sciences, Professor, member of the Russian Union of designers, honorary worker of HPE, head of the Department of design, technical and computer graphics, Kuban state University, Russia, Krasnodar
Pokusaeva Angelina Gennadievna
master of design, technical and computer graphics Department, Kuban state University, Russia, Krasnodar

Abstract: This article tells about the changes that have occurred with a person, and later with graphic design, in connection with the achievements of scientific and technological progress and changes in information carriers. The features of perception of information by a man of the XXI century are considered. The concept of "clip thinking" is described. There are five factors that gave rise to the phenomenon of "clip thinking" in modern society. Demonstrated the process of changing trends in graphic design, which occurred in connection with the changing needs of the person. The article describes the minimalism style in graphic design. In conclusion, minimalism is recognized as ideal for satisfying the needs of a modern person with a special type of perception of information.
Keywords: media, perception of information, “clip thinking”, graphic design, minimalism, skeuomorphism, flat-design, infographics

Достижения научно-технического прогресса современного мира вносят свои коррективы в жизнь человека, которого, на сегодняшний день, можно назвать «цифровым». Он с рождения окружен компьютерами и различными гаджетами. У него, как и у каждого современного члена общества, есть смартфон, который является подобием окна в мир реальности. Стоит признать, что человек XXI века познаёт мир и общается с окружающими смотря на картинку экрана.

Важно сказать о том, что современный человек получает большую часть информации с помощью визуального материала. На смену вербальным средствам информации: книги, газеты и журналы, пришли визуальные: телевидение и Интернет.

Как известно, существует особое разделение современное общество по типам восприятия информации. С рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием и вкусом. Среди этих пяти, выделяют три самых важных: слух, зрение и осязание. Аудиальный способ восприятия развит у людей, которые опираются в получении информации на слух, кинетический – у тех, кто доверяет осязанию. Те же, кто с успехом воспринимает информацию с помощью зрения являются визуалами [2].

Безусловно, мир XXI века принадлежит визуалам. Именно они за считанные мгновения воспринимают смысл визуального ряда многочисленных рекламных роликов и постов в социальных сетях. Что необходимо для современного человека, который обладает особым видом восприятия – «клиповым мышлением».

В качестве характерных признаков «клипового мышления» или клипового восприятия информации, как правило, выделяют высокую скорость обработки поступающих данных и оперативное принятие на основе этих данных некоторых решений, воздействие поступающей информации на эмоциональную составляющую личности, а не на рациональную, способность одновременно выполнять различные задачи и работать с различными источниками информации, так называемая многозадачность. Указанные особенности восприятия информации позволяют защитить мозг от информационной перегрузки в условиях перенасыщенной информационной среды в современном обществе [1].

Выделяют пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5) рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы [5].

На сегодняшний день, человек должен получить за короткий промежуток времени максимум информации. Безусловно, успешность коммуникации в современном мире напрямую зависит от лаконичности информационного сообщения, если быть точнее, от лаконичности картинки. Именно поэтому, происходит стремительное упрощение графики различных информационных носителей.

Минимализм, как стиль в изобразительном искусстве, который зародился в шестидесятых годах двадцатого века в Америке вновь набирает популярность, но уже в сфере дизайна. Минимализм, как стиль в дизайне, можно охарактеризовать лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Истоки минимализма лежат в конструктивизме и функционализме. Конструктивизм привнёс в современный минимализм строгость и лаконичность форм, а функционализм поставил функцию изображения, как способа коммуникации, превыше художественного образа [6].

Безусловно, первое что подверглось упрощению в информационном веке – это интерфейсы цифровых носителей информации. В веб-пространство минимализм проникает в 2013 году, когда скевоморфизм заменяет флэт-дизайн [4]. Изначально, дизайн веб пространства стремился к копированию физических объектов. С помощью скевоморфизма веб-дизайнеры пытались приблизить виртуальную реальность к образам реального мира, тем самым сделать веб-пространство более привычным человеку. Так в ранних версиях интерфейса смартфонов компании Apple иконки отличаются высокой степенью реалистичности (рис. 1). В них можно разглядеть множество деталей, текстуру, присущую реальным объектам. Иконки содержат в себе множество цветов и их оттенков. А также, все элементы интерфейса отбрасывают тень. Всё это делает графику веб-пространства реалистичной, наполненной признаками, которые присущи физическим объектам.

Рисунок 1. Иконки интерфейса смартфона Apple в стиле скевоморфизм

Однако с изменением человека, его особенностей восприятия информации, менялось и веб-пространство. Потребность в быстром считывании визуальной информации смогло удовлетворить новое направление в графическом дизайне – flat-дизайн. Графику, выполненную в данном стиле можно охарактеризовать лаконичностью форм и цвета. Теперь иконки представляют из себя схематичное изображение, а не реалистичный объект, наполненный физическими свойствами прообраза. Флэт -дизайн, в отличии от скевоморфизма, позволяет использовать 2-3 цвета, без их дополнительных оттенков. И, конечно-же, никаких теней. Компания Apple трансформирует графику интерфейсов своих смартфонов (рис. 2) согласно потребностям современного человека.

Рисунок 2. Сопоставление иконок в стиле скевоморфизм и иконок в стиле флэт-дизайн

Вслед за иконками упрощается графика корпоративной идентичности различных крупных компаний. Так как главным носителем информации в современном мире стал цифровой экран телевизора, компьютера и смартфона, вся графика деформируется подобно интерфейсам Apple. К редизайну фирменных знаков прибегли такие компании, как Ebay, Starbucks, Google (рис. 3). Данные компании адаптировали корпоративную графику для потребностей человека с «клиповым мышлением». Быстрому считыванию информации с фирменного знака компании и его запоминаемости теперь не мешает усложнённая композиция (Ebay), обилие мелких деталей (Starbucks) и наличие теней (Google).

Рисунок 3. Фирменные знаки Ebay, Starbucks и Google «до» и «после»

Изменение восприятия информации современного человека сопровождалось и изменением графики в городской среде. Трансформация карты Московского метрополитена (рис. 4) от конца двадцатого века до начала двадцать первого демонстрирует влияние минимализма и на инфографику.

Рисунок 4. Карты московского метрополитена «до» и «после»

Инфографика – это эффективный способ, который позволяет донести информацию, данные и знания посредством визуальных образов. Основной целью инфографики является совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в компактном и интересном «сообщении» [3]. Инфографика несёт в себе черты минимализма. Она лаконична и по композиции, и по цвету. Художественная составляющая данной графики подчинена её главной функции – передачи информационного сообщения. Но несмотря на всё это, инфографика в современном мире значительно упрощается.

Современная карта метро демонстрирует строгую схематичность. Изображение путей поездов выстроены в геометричную композицию и больше не привязаны к топографической карте местности, как это было на карте конца девяностых. Изображение рек и второстепенных графических элементов выполнены в максимально светлых оттенках, что позволяет на их фоне выделить главные графические элементы. Шрифт стал тоньше, а текстовые блоки компактнее. Это позволило сделать названия станций более удобочитаемыми.

Графический дизайн находится в постоянном «диалоге» с человеком. В нём отражаются все события и модные веяния присущие обществу в тот или иной промежуток времени. Достижения научно-технического прогресса привели к появлению новых информационных носителей. Вслед за этим изменился и человек, его особенности восприятия информации. Реакцией графического дизайна на данные изменения стало развитие стиля минимализм, который с успехом удовлетворяет потребности обладателей «клипового мышления».


Список литературы

1. Кузнецова, Е. В., Резер Т. М. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Всероссийской научно-практической конференции, 14-15 марта 2018 г., Екатеринбург. – Екатеринбург: Издательство РГППУ. – С. 367-370. – URL http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23804/1/apo_2018_14_099.pdf
2. Мухортова Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 787-789. – URL https://moluch.ru/archive/116/31787/ (дата обращения: 06.01.2019).
3. Останина А. И. Инфографика как средство визуальной коммуникации // Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2014. – № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/technic/5(20).pdf
4. Саддикви Д. Флэт-дизайн: прошлое, настоящее и будущее // Интернет-журнал «Freelance today» URL https://freelance.today/trendy/flet-dizayn-proshloe-nastoyaschee-i-buduschee.html (дата обращения: 07.01.2019)
5. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» No5 (24). – 2014. URL https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 06.01.2019)
6. Минимализм (дизайн) // [Электронный ресурс] URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Минимализм_(дизайн) (дата обращения: 07.01.2019)

Расскажите о нас своим друзьям: