Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №5 (11) Май 2019

УДК 334.723.6

Дата публикации 30.05.2019

Учреждения культуры как субъект экономики (на примере ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии»)

Булганина Светлана Николаевна
д-р экон. наук, доцент кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики, Оренбургский государственный университет, РФ, Оренбург
Чахеев Александр Алексеевич
Студент магистратуры кафедры экономической теории, региональной и отраслевой экономики, Оренбургский государственный университет, РФ, Оренбург, alecsandr.cech@mail.ru

Аннотация: В статье проанализирована деятельность учреждений культуры в современных экономических условиях. Рассматривается проблема двойственности функционирования учреждений культуры как субъекта экономики. Дается сравнение деятельности учреждения культуры как экономического и хозяйствующего субъекта. Выделяются и описываются характерные особенности учреждений в сфере культуры. Автор акцентирует внимание на источниках финансирования деятельности таких учреждений, рассмотрено процентное соотношение источников. Статья раскрывает понятия «государственное задание», «мериторное благо». В процессе исследования были предложены возможные пути повышения эффективности деятельности. Раскрываются критерии оценки эффективности учреждений культуры. Обобщается практический опыт управления учреждением культуры на примере областного театра.
Ключевые слова: экономика, учреждения культуры, субъект экономики, государство, мериторное благо

Cultural institutions as a subject of economy (on the example of GAUK "Orenburg state regional theater of musical comedy")

Bulganina Svetlana Nikolaevna
Doctor of Economy, Associate professor at the Department of Economic Theory, Regional and sectoral economy, Orenburg State University, RF, Orenburg
Chakheev Alexander Alekseevich
Graduate student at the Department of Economic Theory, Regional and sectoral economy, Orenburg State University, RF, Orenburg

Abstract: The article analyzes the activities of cultural institutions in modern economic conditions. The problem of duality of functioning of cultural institutions as a subject of the economy is considered. A comparison is made of the activities of a cultural institution as an economic and economic entity. Characteristic features of institutions in the field of culture are identified and described. The author focuses on the sources of funding for such institutions, considered the percentage ratio of sources. The article reveals the concept of "state assignment", "merit benefit". In the course of the study, possible ways of increasing the efficiency of activities were proposed. Discloses the criteria for evaluating the effectiveness of cultural institutions. Summarizes the practical experience of managing a cultural institution on the example of the regional theater.
Keywords: economy, cultural institutions, subject of the economy, state, merit benefit

Сфера культуры, ранее сравнительно не часто выступавшая в качестве объекта экономических исследований, в последние годы всё чаще становится объектом внимания, обсуждения и изучения. Это связано с тем, что вступление в постиндустриальную эпоху и переход к информационной экономике требует интенсивного развития сферы услуг и нематериального производства. В таких условиях услуги, предоставляемые сферой культуры, становятся не только широко востребованными, но и «коммерциализируются», становясь высоко прибыльными областями экономики, успешно функционируя по рыночным законам. Речь идет, в том числе, о музыкальной индустрии.

Во многом это связано с тем, что вся сфера услуг, частью которой является область культуры, стала играть значительную роль в экономических процессах относительно недавно, если сравнивать с сектором материального производства. Также многие услуги, производимые в сфере культуры, имеют свои характерные особенности, связанные с тем, что главный объект их воздействия – человек с его субъективным восприятием. Поэтому многие показатели сферы культуры не поддаются прямому и однозначному экономическому измерению. Эти особенности приводят к тому, что сфера культуры часто рассматривается как нечто далёкое от собственно экономических механизмов и не изучаемое с помощью математического и статистического инструментария [1].

Однако в настоящее время всё более распространённым становится мнение о том, что в процессе деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением (потреблением) культурных ценностей и благ.

Важной особенностью сферы культуры является то, что она имеет не только экономический, но и социальный характер. Очевидно, что продукты сферы культуры оказывают огромное воздействие на общество, и социальный аспект культурной деятельности нельзя не отметить.

Потребителями продуктов сферы услуг являются те, кто нуждается в духовной «пище». Потребность в приобщении к культурным ценностям пока не носит всеобщего характера, так как не относится к первичным, или базовым потребностям. Такая потребность возникает у человека на определенном этапе развития, в том числе, при достижении определенного уровня благосостояния, так как большинство услуг, которые оказывают учреждения культуры, являются платными.

Также важно заметить, что деятельность в сфере культуры может вообще не носить экономического характера, а может существовать исключительно в виде добровольной деятельности людей, имеющих потребность в реализации своего духовного потенциала или удовлетворения своих культурных потребностей. Культурной деятельностью занимаются не только организации сферы культуры и их сотрудники, но и другие члены общества, группы и организации. В современном мире особое развитие получило любительское творческие коллективы, повсеместно создаются различные добровольные объединения людей, желающих приобщения к достижениям культуры. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что «деятельность в сфере культуры может быть реализована в процессе общественного разделения труда и непосредственного обмена его продуктами — экономический аспект, или самостоятельно существовать в виде самоцели людей, имеющих определенные духовные и эстетические установки — социальный аспект» [1].

Особенностью учреждений культуры является то, что они проводят не только мероприятия по производству и предоставлению произведений искусства, но и выполняют государственную функцию по созданию, сохранению и изучению культурного наследия, фондов художественных произведений, а эта функция напрямую не связана с конкретным потребителем. Вместе с тем без реализации данной функции невозможно обеспечить доступ граждан и юридических лиц к культурным ценностям, культурному наследию [6].

Также возникает проблема двойственности функционирования учреждений культуры как субъекта экономики. С одной стороны, они осуществляют свою деятельность как хозяйствующий субъект, с другой, - как экономический субъект. Осуществлять свою деятельность на основе хозяйственного оборота собственных средств, ресурсов значит действовать как экономический субъект. Быть субъектом хозяйственной деятельности, значит осуществлять производство услуг за счет бюджетных средств и средств, получаемых от спонсоров. Более наглядно данные процессы представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Двойственность деятельности учреждений культуры как субъекта экономики

Рассмотрим особенности функционирования учреждения культуры в экономике на примере ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии». Данное учреждение является автономным, а его учредителем является Оренбургская область в лице Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, которая, как субъект Федерации, обладает правами владения всем имуществом театра [5].

Многие учреждения культуры рассматриваются как заведомо некоммерческие. Некоммерческий характер деятельности большинства организаций культуры определяет специфику их финансового механизма, основанного преимущественно на бюджетном финансировании. Массовая сеть государственных учреждений сферы социально-культурных услуг финансируется за счет региональных и местных бюджетов.

Хотя основной целью многих учреждений культуры является удовлетворение нравственно-этических потребностей индивидов, организации в сфере культуры могут заниматься и предпринимательской деятельностью, как, например, Областной театр музыкальной комедии. Данная функция закреплена в Уставе учреждения, однако, получение экономической прибыли не является в данном случае, основной целью [5].

Наглядно источники финансирования ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии» представлены на рис. 2. Расчет произведен автором на основе плана финансово-хозяйственной деятельности ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии» на 2019-2021 гг.

Рисунок 2. Источники финансирования деятельности ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии»

Как видно на рис. 2, поступления от оказания платных услуг представляют собой доход от продажи билетов на спектакли/концерты, а также поступления от сдачи в аренду помещений (в частности, в исследуемом учреждении – помещения под фотоателье и буфет) [4]. Рассматривая вопрос о финансирования деятельности театра со стороны его двойственности как субъекта экономики, следует отметить, что это учреждение культуры осуществляет свою деятельность преимущественно в качестве хозяйствующего субъекта. Спонсорская помощь составляет наименьшую долю поступлений ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии» [4].

Необходимость государственной поддержки производства и потребления культурных благ и услуг можно трактовать в рамках общей концепции «мериторных благ». Автор данной концепции Ричард А. Масгрейв [7] называл мериторными те блага, истинная ценность которых потребителям неизвестна и спрос, на которые со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом». Поэтому государство «опекает» эти полезные для общества блага посредством мер государственной поддержки производителям, побуждая индивидуумов к увеличению их потребления. То есть, культурная деятельность полностью попадает под «мериторную опеку государства» [6]. Постановка спектаклей и концертов, на основе использования средств государственной поддержки и спонсорской помощи – это деятельность учреждения как хозяйствующего, но не экономического субъекта.

Важнейшим документом, определяющим деятельность государственных учреждений, является государственное задание на оказание услуг (выполнение работ). В данном документе устанавливаются показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственных услуг (работ), а также порядок их оказания [2]. В частности, в ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии» такими показателями являются заполняемость зала в процентах (в том числе, стационарные спектакли/ концерты), число зрителей (включая стационарные постановки, постановки на выезде и гастроли), количество новых постановок и другие [4].

Государственное задание утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочии учредителя (для ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии» государственное задание утверждает Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области) [4].

В настоящее время плановые показатели государственного задания формируются, учитывая лишь показатели объема услуг и качество их выполнения. Анализ практики формирования государственного задания в регионах свидетельствует о том, что объемы их финансирования могут подвергаться корректировке в силу того, что запланированные значения показателей, характеризующие качество предоставления государственных услуг, не всегда совпадают с фактическими (хотя в официальных документах предусмотрено отклонение от плана не более, чем на 5 %). В отрасли культуры объемы предоставления услуг подвержены существенным колебаниям и являются сложно прогнозируемыми. Однако корректировку государственного задания и перерасчет субсидий на его освоение следует рассматривать как крайнюю меру, используемую в качестве жесткой санкции в отношении учреждения, либо в случае возникновения непрогнозируемых колебаний спроса на услугу [3].

Ключевым мотивирующим фактором, обеспечивающим качество и доступность услуг, может стать формирование государственного задания для учреждения с учетом показателей объема и качества выполнения услуг, а также установление прямой зависимости между объемом финансового обеспечения выполнения задания (размер субсидий) от результатов деятельности учреждения [3].

Возвращаясь к формированию государственного задания и перехода к новой «формуле» его составления, необходимо отметить, что в настоящее время на территории Оренбургской области проводится независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры. Целью проведения мониторинга является вычисление итоговой оценки каждой организации культуры на основании собранной информации, отражающей степень удовлетворенности населения качеством условий оказываемых услуг, уровень открытости и доступности информации на официальных сайтах организаций культуры [4,5].

Для каждого учреждения рассчитываются пять критериев:

1. критерий «Открытость и доступность информации об организации культуры»;

2. критерий «Комфортность условий предоставления услуг»;

3. критерий «Доступность услуг для инвалидов»;

4. критерий «Доброжелательность, вежливость работников организации»;

5. критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг».

Анализ результатов по группам организаций выявил наиболее высокую общую оценку среди музеев (99,3 балла из 100 возможных), второе место заняли библиотеки (98,2 балла), на третьем месте находятся театры (97,0 баллов), замыкают список другие учреждения (филармония) – 95,5 балла [4].

Результаты мониторинга показывают, что ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии» имеет существенные проблемы в достижении вышеназванных критериев, которые необходимо решать в кратчайшие сроки. На сегодняшний день ведется работа по критерию «Открытость и доступность информации об организации культуры» - обновлен сайт учреждения, где каждый посетитель может получить необходимую для него информацию об учреждении, о предстоящих мероприятиях, бронировании билетов, актерском составе и многое другое. Для улучшения показателей по критериям «Комфортность условий предоставления услуг» и «Доступность услуг для инвалидов» может служить реконструкция здания театра. Учреждение было создано в 1953 году, и за 56 лет в здании лишь однажды был проведен капитальный ремонт, поэтому в настоящий момент здание нуждается в реконструкции. Архитектурное наследие прошлого когда-то успешно выполняло свои функции, на сегодняшний день нуждается в оптимизации. Разработка внешнего облика реконструируемого здания должна учитывать характер окружающего пространства и соответствовать назначению здания, отражать современные тенденции строительной культуры. Основные задачи, решаемые при реконструкции: прирост общей площади, улучшение качества реконструируемого здания, инженерное переоборудование помещений с целью повышения комфортности, увеличение жизненного цикла здания на 70-100 лет. Экономические задачи связаны с необходимостью повышения «потребительной ценности» блага, предоставляемого театром, спрос на которое будет возрастать. Реконструкция здания помогла бы приобрести соответствующий характеру производимого блага, требованиям и новым технологиям, облик. Увеличение потока зрителей компенсировало бы затраты на реконструкцию за счет прироста прибыли.

ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии» вносит существенный вклад в развитие культуры г. Оренбурга и Оренбургской области в целом. Учреждение осваивает современные технологии, смежные жанры, выстраивает диалог с аудиторией, стараясь общаться со зрителем честно, прислушиваясь к нему. И, как отмечено выше, это учреждение культуры является субъектом экономики с присущей ему двойственностью.


Список литературы

1. Воронин, С. А. Актуальные проблемы функционирования учреждений культуры в современных условиях / С.А. Воронин // Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. – 2014. - №4. – С. 24-27.
2. Домбровский, Д.А. Некоторые проблемы финансового обеспечения и функционирования наиболее значимых учреждений науки, образования и культуры / Д.А, Домбровский // Вестник АГУ. – 2015. - №2. С. 208-212.
3. Костоглодова, Е.Д. Новации финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг учреждениями культуры // Е.Д. Костоглодова // Вестник Томского государственного университета. – 2012. С. 127 – 130.
4. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Режим доступа: https://bus.gov.ru/
5. Сайт ГАУК «Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии». Режим доступа: http://orenmuzcom.ru
6. Юрина, Е.А. Проблемы государственной поддержки социально-культурной сферы / Е.А. Юрина, М.А. Стромова // Социально-экономические явления и процессы. – 2009. - № 4. – С. 148- 154.
7. Musgrave R.A. Merit Goods / Musgrave R.A. // The New Palgrave, London-Basingstoke, 1987.

Расскажите о нас своим друзьям: