Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №2 (2) Август, 2017

УДК 33

Дата публикации 01.08.2017

Цифровая экономика как ответ на вызовы ХХI века

Прасолов Валерий Иванович
Кандидат политических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: Статья посвящена экономико-политическому осмыслению трансформации экономики на основании сетевых коммуникаций в современном обществе, которые носят новые формы организации, управления, во всех сферах деятельности, в том числе и в обеспечении экономической безопасности. Показано что именно уровень цифровизации будет определять конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. В том числе, что сетевые коммуникации играют в обществе двоякую роль: с одной стороны открываются новые возможности, в другой стороны снижение защищенности трудовых и финансовых ресурсов. Экономика в XXI веке должно развиваться по сетевой модели, которой свойственны синергетические, диалогические и коммуникативные аспекты.
Ключевые слова: цифровая экономика, стабильность, стратегия развития, синергитический эффект, национальная безопасность, технологический уклад

The digital economy as a response to the challenges of the XXI century

Prasolov Valeriy Ivanovich
Candidate of political Sciences, associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract: Article focuses on economic-political understanding of economic transformation on the basis of network communications in modern society that contribute new forms of organization, management, in all spheres of activities, including and ensuring economic security. It is shown that the level of digitalization will determine the country's competitiveness in the new technological way. In particular, the network communication plays a society a dual role: on the one hand opens up new opportunities, in the other hand, the decrease of protection of financial resources. The economy in the XXI century should develop in the network model, which is characterized by synergistic, Dialogic and communicative aspects.
Keywords: digital economy, stability, development strategy, synergistically effect, national security, technological way

Каменный век закончился не потому, что кончились камни.

Ахмед Заки Ямани- саудовский политик.

После того, как в первый день декабря 2016 года президент  В.Путин объявил в стране курс на цифровую экономику, многие задались вопросом, что это такое. Для полного понимания трансформации экономики в цифровую сферу необходимо определиться с понятием «цифровая экономика». Ряд ученых справедливо полагают что понятие «цифровая экономика» возникло в 90-е годы ХХ века. Ее идеологию лучше всех обозначил в 1995 году американский ученый-информатик Николас Негропонте [1]. «Переход от движения атомов к движениям битов» – такой метафорой он представил цифровую экономику.

Есть и иные мнения, так один из российских экспертов в этой проблематике Ю.Хохлов, председатель совета директоров Института развития информационного общества, отмечает, что термин “цифровая экономика” впервые начал широко использовать Дон Тапскотт, автор книги “Электронно-цифровое общество” (в оригинале – “Digital Economy”), изданной в 1994 году.[2]

Доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС П. Грибов заметил, что эти разговоры на высшем уровне связаны с тем, что на сегодня само понятие «цифровая экономика» еще окончательно не сформулировано. «На сегодня в это понятие можно включить все, что угодно, включая такие направления, как высокотехнологичное производство, программное обеспечение, компьютерные технологии, а также многие другие современные вещи, включая предоставление электронных услуг и разные интернет-сервисы вместе с интернет-мессенджерами»[3].

Ряд ученых, в их числе и профессора МГУ отмечают, что единого термина пока нет, и помимо «цифровой экономики», используются, в частности, такие: «электронная экономика», «новый технологический уклад мира», «API экономика», «экономика приложений», «креативная экономика» и др. Они отмечают, что европейская часть научного сообщества чаще употребляет термин «цифровая экономика», а американская склонна к более технологическому названию – «API экономика».

Российский экономист В. Катасонов уверен, что ажиотаж вокруг «цифровой экономики» в России — это обычная «компанейщина»[4], очередное увлечение. «Цифровая экономика» изобретена не в России, а в США. К данному проекту приложили руку не только «экономические футурологи», но и американские специальные службы. Между тем, эйфория на тему «цифровая индустрия вытащит Россию из системного экономического кризиса», не слишком обоснована[4].

Однако, с «цифровой экономикой» все более серьезно. Переход на цифровую экономику сегодня является одним из ключевых приоритетов развития России. Как отмечают эксперты, именно уровень цифровизации будет определять конкурентоспособность страны в новом технологическом укладе. Цифровая экономика здесь является «нефтью» будущего.

Формирование цифровой экономики является вопросом национальной безопасности и независимости, заявил в ходе заседания Совета по стратегическому развитию президент РФ Владимир Путин. По его словам, развитие цифровой экономики можно сравнить со строительством железных дорог в 19 веке или электрификацией в 20 веке. «Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задаёт новую парадигму развития государства, экономики и всего общества» – заявил глава государства [5].

По нашему мнению, стоит согласиться с российским президентом, что в этой сфере не существует международного регулирования, но надо понимать, что главной проблемой цифровой экономики является вопрос, где она начинается и где она заканчивается. В этой связи в рамках статьи полагаем – цифровая экономика – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Значение и доля цифровой экономики в развитии страны будет меняться. В краткосрочной перспективе основная часть российской экономики – это, конечно, не цифра, а традиционное производство, включая нефтегазовый сектор, обрабатывающие промышленности и многие другие отрасли. Но на горизонте 20 лет тон будут задавать бизнесы, активно использующие обработку данных и последующий их анализ. Именно такой подход позволит бизнесу оставаться конкурентоспособным на международном уровне. «Так, благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений так называемой новой экономики, прежде всего цифровой. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентоспособны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни».

 «Мы же не закрытая экономика, поэтому нам крайне важно иметь схожий с другими странами доступ к технологиям и рынку. Трудно предположить, что завтра доля цифровой экономики составит 50% ВВП, но ее активное внедрение во всех отраслях является сегодня превалирующим моментом для всех отраслей», – уверен профессор финансов, заместитель первого проректора Российской экономической школы Олег Шибанов[6].

Без ускоренной цифровизации в перспективе всего нескольких лет невозможно представить торговлю, логистику, отдельные виды промышленности, ЖКХ, транспорт и другие отрасли. Траты на информационные технологии также представляются весьма внушительными. Как отметил Путин, в текущем году мы потратим почти 200 млрд рублей на цифровизацию. Алексей Кудрин предлагает потратить на «цифровую революцию» до 2024 года и вовсе невероятные 185 трлн рублей, или около 30% ВВП в год[6].

Как показывает опыт многих стран, стремительное развитие цифровой экономики не обязательно связано с гигантскими затратами. Дело во многом зависит от умственного потенциала людей и изменения парадигмы мышления у  бизнеса. Государство, конечно, тоже играет очень важную роль, особенно в развивающихся странах, но бизнес остается ключевым агентом, которому предстоит внедрять все эти цифровые инновации.

Если мы смотрим на российскую банковскую систему, то увидим множество квалифицированных работников и в IT-сфере и в риск-менеджменте. Все они активно внедряют инновации и без огромных бюджетов.

Глава Сбербанка Герман Греф также считает, что дело не только в деньгах. По его мнению, внедрение цифровой экономики напрямую связано с изменением модели управления. Взаимосвязь здесь, безусловно, есть – стандартизация бюрократической работы, как считает Шибанов, должна значительно облегчить получение необходимых справок и документов. Главным же драйвером изменений на этом направлении может стать технология блокчей. Внедрение технологии блокчейн предоставляет дополнительные возможности с точки зрения безопасности, так как ограничивает возможности несанкционированного доступа и внесения каких-либо изменений в базы данных. В Совете безопасности  РФ прошло обсуждение перспективы использования технологии блокчейн на национальном уровне. Отмечается что, несмотря на преимущества использования блокчейна в финансовой сфере, остается нерешенным ряд существенных проблем, которые связаны с обеспечением информационной безопасности.

Если говорить о технологии блокчейн в принципе, то она как раз напротив предоставляет дополнительные возможности с точки зрения безопасности. Использование блокчейн очень сильно ограничивает возможности несанкционированного доступа и каких-либо изменений в базы данных. В то же время не стоит забывать, что изначально данные, хранящиеся с использованием блокчейн, являются открытыми – любой участник цепочки может получить к ним доступ и прочитать их.

Если информация, которую предполагается хранить с использованием этой технологии, имеет секретность, то здесь действительно могут возникать вопросы. Но эта проблема является вполне решаемой, так как данные всегда можно зашифровать[7].

Технология блокчейн может быть внедрена и в других сферах, где важны такие характеристики, как сохранность данных, подтверждение уникальности и невозможность внесения  изменений. От внедрения блокчейна может кардинально измениться облик бюрократической машины. Услуги нотариуса для подтверждения документов или банка для проведения платежа перестанут быть востребованными, их задачи возьмут на себя криптографические функции.

Подобные изменения неминуемы, хотя они и несут соответствующие риски. В первую очередь может серьезно обостриться проблема безработицы. Но как отмечают эксперты, развитие робототехники и искусственного интеллекта уже не остановить, эти процессы являются неизбежными следствиями глобальной четвертой технологической революции, разворачивающейся прямо сейчас.

Однако, цифровая экономика не просто о переносе хозяйственных операций с одного лица на другое в онлайн. Цифровая экономика-это трансформация того, многие аспекты деловых взаимодействий и транзакций, а также благоприятных экономических инноваций. Например, цифровая экономика как включается и привело к появлению новых цифровых валют и платежных процессов.

В этих условиях сам человек и само взаимодействие человека с миром должны поменяться, чтобы обеспечить требования к выполнению производственных и иных функций в цифровом мире. Возникают не только новые цифровые профессии и исчезают старые аналоговые, но и появляются потребности, в специалистах которых нет на рынке труда.

Если массовая индустриализация, которая в России прошла в первой половине XX века, использовала ресурс крестьян, которых можно было за весьма короткий срок обучить основам слесарного или токарного дела и поставить к станку. Рабочих мест также создавалось достаточно, чтобы занять все рабочие руки в стране.

Переход к цифровой экономике, к сожалению, таким не будет. Новых рабочих мест создаётся очень мало, причём эти места имеют очень высокий образовательный ценз. Даже программисты низкого уровня будут испытывать давление со стороны роботов, — хотя, конечно, в ближайшие 5-10 лет работы для них явно будет хватать с избытком.

В этой связи возникает необходимость в переподготовке специалистов по наиболее востребованным и перспективным профессиям. Благодаря отличным школам в области математики, теоретической физики мы способны добиваться лидерства по ряду направлений в новой экономике. Российские IT-компании, безусловно, глобально конкурентоспособны. Отечественные специалисты не просто предлагают наилучшие уникальные программные решения, а, по сути, создают новую сферу знаний, новую среду для развития экономики и жизни.

Вывод напрашивается сам: сейчас самое время серьёзно вкладываться в самообразование. Если высказанные прогнозы окажутся верными, образование может стать тем стимулом, который пропустит подготовленных специалистов в ряды сохранивших работу.

Хочется обратить внимание еще на один момент, изменять надо многое. Начнем с законодательной базы. Необходима законодательная база защищающая инновационные бизнес процессы, интеллектуальную собственность. Ученый, новатор, должен быть постоянно сосредоточен на решении стоящих перед ним научных и технических задач, а не на отношениях с проверяющими и контролирующими органами.

Мировая практика показывает, что разработка инновационных технологий оказывается экономически выгодным делом при кредитных ставках, не превышающих 2-3%. И то – это предельный уровень.

Компьютерная отрасль может стать одной из точек роста инновационной экономики. Кроме того, эта сфера развивается столь стремительно, что практически постоянно появляются какие-то новые технические средства, открывающие возможность появления совершенно новых продуктов и сервисов.

Очень важный момент – это наличие некоторой, говоря языком физики, критической массы людей, работающих в смежных областях и имеющих возможность постоянного общения и обмена идеями. Не секрет, что самые смелые теории рождались зачастую в силу стечения совершенно случайных обстоятельств. Вот и ответ на вопрос о конкурентных преимуществах «силиконовой долины».

От того, как будут решены стоящие задачи, все у нас или получится или нет. Время покажет.


Список литературы

1.International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 4, no. 1, 2016. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий
2.Тапскотт, Дон Цифровая экономика : обещание и опасность в век сетевого разума. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. 1997.
3. Сикорский Д. В поисках драйверов роста: Россия делает ставку на цифровую экономику Интернет портал Экономика сегодня Код доступа https://rueconomics.ru/259694-v-poiskah-draiverov-rosta-rossiya-delaet-stavku-na-cifrovuyu-ekonomiku дата обращения 09.07.2017
4. Катасонов В. Колпак. Путин назвал «цифровую экономику» укладом жизни и новой основой для всего общества. Портал Русская народная линия [Код доступа] http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/07/kolpak_putin_nazval_cifrovuyu_ekonomiku_ukladom_zhizni_i_novoj_osnovoj_dlya_vsego_obwestva/ дата обращения 09.07.2017
5. Сикорский Д. В поисках драйверов роста: Россия делает ставку на цифровую экономику Интернет портал Экономика сегодня Код доступа https://rueconomics.ru/259694-v-poiskah-draiverov-rosta-rossiya-delaet-stavku-na-cifrovuyu-ekonomiku дата обращения 09.07.2017
6. Петров А. Цифровая экономика станет для России "нефтью" XXI века Портал Экономика сегодня код доступа https://rueconomics.ru/amp/258884-cifrovaya-ekonomika-stanet-dlya-rossii-neftyu-xxi-veka
7. Петров А. Технология блокчейн запустит четвертую промышленную революцию в России Интернет ресурс https://rueconomics.ru/amp/258884-cifrovaya-ekonomika-stanet-dlya-rossii-neftyu-xxi-veka Дата обращения 09.07.2017

Расскажите о нас своим друзьям: