Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №1 (4), 2018

УДК 08.00.05

Дата публикации 10.01.2018

Социально-экономические проблемы Мурманской области и пути их решения. Перспективы развития региона

Ануфриев Виктор Александрович
Бакалавр географии, магистрант кафедры менеджмента и ГМУ, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, РФ, г. Санкт-Петербург

Аннотация: Данная статья посвящена социально-экономическим проблемам Мурманской области, для их формулирования проведён краткий ретроспективный анализ освоения региона, описано современное социально-экономическое положение области. Выделены основные проблемы, описаны пути и методы их решения. В заключение, дана оценка перспективам развития региона.
Ключевые слова: Мурманская область, социально-экономическое положение региона, перспективы

Socio-economic problems of Murmansk region and ways of its deciding. Developing prospects of region

Anufriev Viktor Aleksandrovich
Bachelor of Geography, master student of public administration, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, Saint-Petersburg, Russia

Abstract: This article is devoted to socio-economic problems of Murmansk region. To determine them, a retrospective analysis of the development of the region was carried out. Also it is stressed main problems, described ways and methods for their solution. In conclusion the author points out to prospects for development of the region.
Keywords: Murmansk region, socio-economic situation of the region, prospects

Мурманская область – один из опорных регионов в Арктической зоне Российской Федерации. В этом субъекте берёт начало Северный морской путь, находится единственный в мире незамерзающий порт за полярным кругом. Суровый климат и тяжёлые условия для жизни создали и продолжают создавать массу социально-экономических проблем в регионе, несмотря на это стратегическая значимость Мурманской области для страны, огромный природно-ресурсный и кадровый потенциал позволяют предполагать, что у данного региона есть определённые перспективы.

Объектом данного исследования является Мурманская область.

Предметом исследования – проблемы и перспективы социально-экономического развития Мурманской области.

Цель работы – описать важнейшие социально-экономические проблемы Мурманской области и предложить различные пути для их решения.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

– дать краткую обзорную географическую характеристику региону;

– провести краткий ретроспективный анализ освоения и социально-экономического развития Мурманской области;

– оценить современное социально-экономическое положение региона;

– сформулировать и рассмотреть главные социально-экономические проблемы Мурманской области;

– сформировать перечень мероприятий для их решения;

– оценить дальнейшие перспективы развития региона.

Мурманская область – субъект Российской Федерации с населением в 762,2 тысячи человек. Площадь региона составляет 144,9 тысяч км2. Валовый региональный продукт в 2014 году составил 320,3 тысяч миллионов рублей. На долю Мурманской области приходится все производство апатитового и нефелинового концентратов в стране, порядка 70 % общероссийского объема никеля, 10 % железорудного концентрата, 7 % рафинированной меди, 15 % – улова рыбы. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий России [4].

На территории области расположены 3 морских порта, 2 аэропорта. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в западном секторе Арктики круглогодичной. Суда транспортного флота области обеспечивают четвертую часть всех общероссийских морских перевозок грузов.

Изучение социально-экономических проблем и перспектив любого региона невозможно без ретроспективного анализа его освоения, формирования и превращения в единое геополитическое и геоэкономическое целое.

Освоение земель Кольского полуострова началось в  XII– XIII веках, начало им положили экспедиции Новгородцев за пушниной и рыбой. Лишь к  XV веку на территории полуострова, в основном на Терском берегу, начали возникать первые постоянные поселения – Корельский погост, Умба, Варзуга [3].

До начала XX века уровень активности колонизации европейского севера носил явно выраженный маятниковый характер, периоды стагнации довольно часто сменялись периодами качественных социально-экономических рывков в освоении Кольского полуострова.

В начале  XX века главным событием для дальнейшего развития региона стало проектирование и строительство железной дороги, соединившей Кольский полуостров с центром России. Именно она во много предопределила дальнейшую судьбу Мурманской области.

Именно в эти годы, с приходом советской власти, со строительством железной дороги, предопределились и основные векторы будущего развития региона:

– довоенная индустриализация и коллективизация в традиционных видах деятельности заложили основы для мощного централизованного, но негибкого рыбопромышленного комплекса и оленеводческой отрасли, пережившей коренные изменения в способе хозяйствования (перевод на осёдлость и пр.);

– ресурсный вектор развития – после серии геологических экспедиций начинаются освоение минеральных ресурсов региона и строительство комбинатов цветной металлургии, а также предприятий обслуживающих отраслей (строительство, энергетика, социальная инфраструктура);

– геостратегический вектор развития – географическое положение предопределило формирование в регионе места базирования Северной военной флотилии, опорной точки Северного морского пути как форпоста освоения Арктики;

– закладываются основы мощного научного модуля [1].

Крупнейшая геополитическая катастрофа двадцатого века – распад Советского Союза, а вместе с ним и биполярной политической системы, внесла весомые коррективы в темпы и планы социально-экономического развития Мурманской области. Переход к свободному рынку, особенно в районах Крайнего Севера, где комфортное и достойное социально-экономическое положение населения достигалось нерыночными методами, процесс весьма трудоёмкий и болезненный. Неудивительно, что именно девяностые годы привели к серьёзной деградации всех территориально-производственных комплексов на площади Мурманской области.

Характерным примером подтверждения данного вывода можно считать ситуацию, сложившуюся в рыбопромышленном комплексе региона, являясь основной и традиционной отраслью хозяйства на Кольском полуострове, в девяностых годах он столкнулся с серьёзными, масштабными проблемами, отправившими данный сектор экономики области в глубокий кризис, последствия которого до сих пор не преодолены. Ниже представлена статистическая динамика основных показателей рыбной промышленности в Мурманской области:

– уменьшился экспорт пищевой продукции (в 1990 году на экспорт ушло 172 тысячи тонн, в 1998 – 121, 5 тысяч тонн, что составило 53,6% от показателя 1990 года);

– сократился объём вылова с 1171,9 тысяч тонн в 1990 году до 381,2 тысяч тонн в 1998 году, снизились объёмы производства товарной рыбной пищевой продукции с 766 тысяч тонн в 1990 году до 226,9 тысяч тонн в 1998 году;

– сократилась доля рыбного сектора в ВРП региона;

– в 1991 – 2004 годах на 69,2% сократилось численность промышленно-производственного персонала в рыбной промышленности;

– практически прекратилась модернизация и обновление рыболовного флота и перерабатывающих предприятий на берегу;

– произошла концентрация рыбопромышленных усилий на валютоёмких объектах – треске, пикше, окуне, скумбрии;

– произошла дезинтеграция рыбодобычи, рыбопереработки (в особенности расположенной на берегу) и сбыта, число субъектов хозяйственной деятельности увеличилось в несколько десятков раз [1].

Такое положение дел характерно практически для всех сфер экономической деятельности в регионе в девяностые годы двадцатого столетия. Исправить данную негативную тенденцию помогли меры, принимаемые всеми уровнями власти, по интеграции всех субъектов Российской Федерации, и в частности Мурманской области в современные рыночные условия. Стоит отметить, что полностью завершённым этот процесс нельзя назвать до сих пор.

После проведённого краткого ретроспективного анализа можно перейти к оценке социально-экономического положения Мурманской области в настоящее время.

Начать данную оценку стоит с самого главного социально-экономического показателя – валового регионального продукта (ВРП). Мурманская область на 2015 год занимала 42 место по уровню ВРП среди субъектов РФ и 14 место по ВРП на душу населения. Данная картина  весьма типична для северных регионов Российской Федерации, где ведётся активная добыча полезных ископаемых, создающих относительно высокий уровень ВРП, и наблюдается довольно небольшая численность населения, вызванная либо слабым уровнем освоения территории, либо произошедшим оттоком жителей данных регионов.  Начиная с 2005 года, ВРП региона вырос более чем в 2,5 раза без учёта инфляции. Интересно будет проследить и за индексом промышленного производства, он включает в себя две крупнейших структурных составляющих ВРП региона – добычу полезных ископаемых и обрабатывающие производства (около 25%). У каждого из этих показателей за последние годы положительная динамика, за счёт чего вырос и ИПП в целом. Стоит отметить, что в Мурманской области добыча полезных ископаемых неотрывно связана с их обработкой, объясняется это наличием в регионе крупных горно-обогатительных комбинатов (Оленегорский, Ковдорский, Ловозерский ГОКи).

Переходя к экономическим партнёрам Мурманской области, стоит обратить внимание, что если внутри Российской Федерации таковыми являются в основном субъекты СЗФО и регионы арктической зоны нашего государства, то с внешнеэкономическими партнёрами связи носят более диверсифицированный и разноплановый характер.

Учитывая специализацию промышленности в Мурманской области, основной статьёй экспорта являются металлы и разнообразные из них изделия – они составляют почти половину от общего объёма экспорта региона. Ещё треть приходится на продовольственные товары, здесь основной вклад лежит на рыбной продукции. Около 20% приходится на минеральные продукты. Широка и география стран являющихся основными экспортными партнёрами области. 35% приходится на Швейцарию, 17% на Нидерланды, Финляндию около 8%. Доля остальных стран незначительна и составляет менее 5%, но и среди них можно наблюдать весьма экзотичные для северного региона – Китай и Бельгию.

Более диверсифицировано выглядит структура импорта Мурманской области, хотя и в ней не обходится без яркой доминанты. Почти половина ввезённых в регион товаров относится к категории машин, оборудования и транспортных средств. По 15% приходится на металлы и изделия из них, продукцию химической промышленности и каучук, минеральные продукты. Сразу пять стран вносят почти одинаковый вклад  при расчёте объёма импортных операций, доля каждой из них равно приблизительно 15% (Финляндия, Италия, ЮАР, Япония, Норвегия) [5].

Неотъемлемой часть социально-экономического развития любой территории является человеческий капитал, состояние которого сильно зависит от уровня развития социальной сферы. К главным показателям, которые могут охарактеризовать данную сторону жизни населения Мурманской области, в первую очередь, относится уровень жизни населения. Интересно отметить, что информационное агентство «РИА Новости» уже более пяти лет публикуют рейтинг, отражающий уровень субъектов РФ с точки зрения качества жизни. В методике расчета принимают участие 72 критерия, объединённых в 11 групп. В 2016 году Мурманская область заняла в данном рейтинге 48, что на одну позицию выше, чем в аналогичных подсчётах 2015 года [6].

Дав оценку социально-экономическому положению Мурманской области в настоящее время, на основании изложенных статистических показателей,  можно перейти к формулированию основных проблем региона и методам, направленным на улучшение ситуации в каждой из таких проблемных областей:

  1. Демографический кризис. Данная проблема включает в себя сразу несколько негативных тенденций, таких как высокий миграционный отток, сокращение доли населения, находящегося в трудоспособном возрасте, низкий показатель рождаемости. Предпринимаемые властями меры по исправлению данной ситуации могут быть следующими:

– разработка и введение разнообразных финансовых стимуляций как для физических, так и для юридических лиц, работающих в условиях Крайнего Севера. Для частных предприятий должны быть созданы различные налоговые послабления, для рядовых граждан должна быть проведена переоценка старой системы северных надбавок к заработной плате, увеличены отпуска, расширен социальный пакет при трудоустройстве на работу;

– причина увеличения среднего возраста населения Мурманской области и уменьшение доли людей, находящихся в трудоспособном возрасте кроется, прежде всего, в отъезде населения в возрасте 18-25 лет, остановить это можно путём увеличения престижа получения высшего и среднего профессионального образования на территории региона. Более тесного контакта между учебными заведениями такого формата и потенциальными работодателями (по аналогии с системой распределения в СССР);

– низкий уровень рождаемости связан, прежде всего, с уменьшением в структуре населения доли людей, находящихся в фертильном возрасте. Однако, учитывая суровый климатический характер региона, необходимо обратить внимание и на другие детали. Несомненно, что в регионах, где природные условия наносят сильный ущерб всем сферам жизни человека, государство должно оказывать ещё большую поддержку институтам семьи и материнства (увеличенный и реструктуризированный материнский капитал, повышение заработной платы женщинам, имеющим детей, льготы на посещение детских социально значимых объектов).

  1. Кризисное состояние объектов горной промышленности в регионе. Стоит отметить, что одной из особенностей Мурманской области является неразрывная взаимосвязь между горной промышленностью и обрабатывающими производствами, суммарно эти отрасли составляют практически четверть ВРП региона. Большая часть этих средств формируется из деятельности горно-обогатительных комбинатов области. Следовательно, для развития горной промышленности необходимо, первым делом, модернизировать и повысить эффективность предприятий данного типа. Решения по достижению данной цели могут быть следующими:

– создание единого горнопромышленного кластера на основе существующих горно-обогатительных комбинатов, главным принципом существования которого, должна стать совершенная конкуренция;

– модернизация предприятий, основанная на внедрении инноваций. В бюджете каждого из комбинатов должна быть заложена финансовая поддержка инновационным проектам, способным оптимизировать добычу полезных ископаемых и их обработку;

– вовлечение в переработку техногенного сырья и отходов горной промышленности. Огромное внимание должно уделяться повышению эффективности в работе с производственными отходами. Необходимо максимализировать использование, а, следовательно, и прибыль, получаемую из переработки отходов каждого из производственных циклов;

– подготовка квалифицированных специалистов в области горного дела и создание кадрового резерва. Субъекты горнопромышленного хозяйствования должны создать единую образовательно-подготовительную систему вместе с учебными заведениями высшего и среднего звена, включающую в себя разнообразные практики, стажировки, учебные программы по повышению квалификации [2].

  1. Медленное и нестабильное развитие Северного морского пути. Данный маршрут является единственной транспортной магистралью, связывающей арктические и субарктические районы. В перспективе, может стать полноценным конкурентом Суэцкому каналу, потенциальная пропускная способность – 50 млн. тонн в год. Мурманская область является отправной точкой этой водной артерии, а, следовательно, способна получить множество дивидендов из более активного использования Северного морского пути, но для этого необходимо решить некоторые задачи:

– Северный морской путь включает в себя множество арктических портов на территории Российской Федерации, для успешного функционирования всего маршрута, необходима согласованная работа каждого из участников данного пути, для этого, в частности, и была создана Арктическая зона РФ;

– необходимым условием для увеличения грузооборота через Северный морской путь становится привлечение к таким проектам крупных мировых перевозчиков, для этого необходимо разработать единую маркетинговую стратегию данного маршрута, способную продемонстрировать все преимущества такого способа транспортировки грузов;

– для успешного осуществления перевозок по данному маршруту необходимо создать единую сетку тарифов на оказание подобного рода услуг на протяжении всего пути, для решения этой задачи необходимы чёткие и скоординированные действия, каждой из сторон, заинтересованной в успешном функционировании проекта.

В заключение, стоит сказать о дальнейших перспективах Мурманской области. В ближайшие годы данный регион может как сделать качественный шаг вперёд а плане уровня социально-экономического развития, так и остаться в нижнем эшелоне регионов-доноров. Самое любопытное, что дальнейшая ситуация практически не зависит от самой области, для решения региональных социально-экономических проблем необходимо серьёзная финансовая поддержка, предоставить которую способен лишь федеральный бюджет, либо частные инвесторы. Кроме этого, дальнейшие векторы развития региона, а точнее некоторые их аспекты, не зависят от самой области:

– изменения конъюнктуры на мировом рынке;

– региональная политика, проводимая органами государственной власти по отношению к субъектам РФ, уход от принципов федерализма;

– экономические санкции в отношении Российской Федерации;

– использование регионов Арктической зоны как военных площадок, в связи с увеличением стратегической значимости Арктики.


Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года.
2. Резолюция VI Международной конференции «Горнодобывающая промышленность Баренцева Евро-Арктического региона: взгляд в будущее» (МГПК БЕАР – 2016).
3. «Новгородский период». Возникновение «лапландского спора» //Кольская энциклопедия. В 5 т. Т. 1. А — Д / Гл. ред. А. А. Киселёв. — СПб. : ИС ; Апатиты : КНЦ РАН, 2008.
4. http://www.gks.ru/.
5. http://minec.gov-murman.ru/.
6. https://ria.ru/.

Расскажите о нас своим друзьям: