Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №4 (7), 2018

УДК 338.1

Дата публикации 30.12.2018

Систематизация компонентов государственной социально-экономической политики

Лаврикова Наталия Игоревна
кандидат экономических наук, сотрудник Академии ФСО России, РФ, г.Орел, nalavrikova@yandex.ru
Никитина Елена Анатольевна
сотрудник Академии ФСО России, РФ, г.Орел

Аннотация: В данной статье подробно рассмотрена структура государственной политики. Представленная группировка структурирована и говорит о ее ориентированности на политику от мега- до микро- уровня. Государственная экономическая политика в социальной сфере исследована в контексте взаимодействия между этими сферами и представляет собой влияние экономической составляющей на социальную структуру общества и на его социальную активность, а также влияние социальных неравенств на экономические процессы. Применение системного подхода позволило определить социально-экономическую сферу как исторически сложившуюся подсистему, которая имеет некую самостоятельность.
Ключевые слова: государственная политика, экономическая сфера, социальная сфера, системный подход, системность

Systematization of components of state socio-economic policy

Lavrikova Natalia Igorevna
Candidate of Economic Sciences fellow of the Academy of Federal Security Service of Russia, Russian Federation, city of Oryol
Nikitina Elena Anatolyevna
fellow of the Academy of Federal Security Service of Russia, Russian Federation, city of Oryol

Abstract: This article discusses in detail the structure of public policy. The presented grouping is structured and speaks of its policy orientation from mega to micro level. The state economic policy in the social sphere is studied in the context of interaction between these areas and represents the influence of the economic component on the social structure of society and on its social activity, as well as the influence of social inequalities on economic processes. The use of a systematic approach allowed us to determine the socio-economic sphere as a historically established subsystem, which has a certain independence.
Keywords: public policy, economic sphere, social sphere, system approach, systematic

Сегодня весь мир, находится под гнетом экономического кризиса и санкций, переживает непростой период изменений. Поэтому ключевыми целями и задачами экономики выступают познание и глубокое осмысление инновационных процессов и явлений, отражающих трансформацию ее социально-экономической системы, прогнозы развития в историческом контексте. Особую актуальность приобретает изучение качественных изменений с позиции понимания динамики социально-экономических явлений, происходящих в общественном сознании, изменяющих представление науки о сути государственной политики.

Государственная политика даже в условиях развития рыночных отношений, по мнению многих ученых и теоретиков, является важнейшим аспектом развития страны. Политика как деятельность органов государственной власти и управления реализуется со времен возникновения государства [11, c.7].

В монографии Авраамовой Е.М. [1,c.105] политика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность»), определяется как многопрофильное сообщество, которое отражает:

- общественный строй и экономическую структуру страны;

- вопросы и события общественной, государственной жизни;

- определённым образом направленную деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д. [9,c.94].

Таким образом, государственная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов госвласти по решению общественных проблем, достижению, а также реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер [8,c.208].

Рисунок 1. Структура государственной политики

На рисунке 1 нами рассмотрена структура государственной политики с точки зрения содержательного аспекта. Представленная группировка структурирована и говорит о ее ориентированности на политику от мега- до микро- уровня.

Государственную экономическую политику в социальной сфере, целесообразно исследовать в контексте  взаимодействия экономической и социальной сфер, в целом. Поэтому становление социально-экономической сферы современной России рассмотрим сквозь призму основных сфер общества:

1. Систему экономических отношений. Они включают все виды материального производства и отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления продуктов труда. Доктор экономических наук, профессор Г. Н. Власова указывает, что именно экономическая сфера представляет особый интерес в процессе становления социально-экономической сферы современной России [3, c.48]

Кудакова К. С. считает, что экономика является системой жизнеобеспечения человека и общества, а, следовательно, правомерно задуматься над тем, в какой мере и каким образом качество жизни населения связано с состоянием и развитием экономики [4, c.11]. Экономическая сфера является определяющей по отношению к другим сферам общества. Согласно авторскому видению структуры экономической сферы она состоит из двух блоков: естественные условия жизни общества (природная среда и народонаселение) и материальное общественное производство (производительные силы и производственные отношения: собственности, обмена, распределения, потребления, производственно-технологические отношения).

Объективная составляющая государственной политики в экономической сфере представляет собой совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Государственная политика в экономической сфере подразделяется на: институциональную, структурную, инвестиционную, денежную кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

2. Социальную сферу. В широком смысле слова, социальное - все то, что напрямую относится к обществу (рис. 2), поэтому социальная сфера представляет собой систему социальных отношений между группами людей, занимающими различное положение в структуре общества [10, c.45]. 

Рисунок  2. Социальная структура общества

Мы знаем, что такие категории, как «социальная сфера» и «социальные отношения» зачастую рассматриваются в широком смысле, как система отношений между людьми в обществе, отражающая не только специфику локальной сферы общества, но и интегративную функцию обществознания – слияние подсистем в единое целое.

3. Политическую сферу. Согласно мнению Пономарева Д.И., политическая (политико-правовая) сфера является системой политических и правовых отношений в обществе, отражающих деятельность институтов государственной власти для решения общественных проблем, а также достижения и реализации поставленных целей развития всего общества (его отдельных сфер) с привлечением институтов общественности. Политическая сфера является средством, позволяющим правительству достичь определённых целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на деятельность государственной бюрократии и разнообразных административных органов, учреждений [7, c.24].

4. Духовная сфера. Она состоит из системы общественных отношений, отражающей духовно-нравственную жизнь общества, значимость которой основана ценностно-нормативной системой общества, которая отражает уровень развития интеллектуального и нравственного потенциала общества.

Каждая из сфер жизни общества не только взаимодействует друг с другом, но и постоянно изменяется. Поэтому однозначных границ между ними провести невозможно.

Понятие социально-экономической сферы в широком контексте трактуется, как всеобъемлющее деление общества на сферы: экономическая, социально-политическая и духовная, а также на производство, обмен, распределение и потребление [5,c.138].

Таким образом, по нашему мнению, социально-экономическая сфера общества является важнейшим системным элементом государства, который следует рассматривать в целом, «клубок» устойчивых взаимоотношений между различными социальными и экономическими объектами для оптимизации функционирования системы макроэкономики и, в частности, общественного воспроизводства.

Асланова С. Х. констатирует, что на сегодняшний день и в Российской Федерации и за рубежом, управление социально-экономической сферой становится предметом пристального внимания и ответственности всех органов власти [2,c.513].

Так, согласно базовому прогнозу Минэкономразвития, экономика будет расти на 2% в 2020 году, а начиная с 2021 года темпы роста ВВП достигнут 3%.
Как отмечают авторы прогноза ВШЭ, основные риски для экономического роста придутся на 2019 год. По их оценке, рост ВВП замедлится с 1,8% в 2018-м до 1,3% в 2019 году. В числе основных негативных факторов — снижение цен на нефть, замедление роста экспорта, адаптация к санкциям, переход к постоянному бюджетному правилу и увеличение налогового бремени. Повышение ставки НДС до 20% принесет федеральному бюджету около 0,6% ВВП в год. Дополнительные доходы пойдут на финансирование национальных проектов.

Создание в 2019 году Фонда развития, который будет привлекать деньги преимущественно на внутреннем рынке и финансировать инфраструктурные проекты, позволит увеличить расходы в среднем на 0,5% ВВП. В целом расходы федерального бюджета вырастут на 1,1% ВВП.

По прогнозу ВШЭ, нефть Urals подешевеет с $71 за баррель в 2018-м до $63 к 2021 году. Предпосылки для стагнации экспорта нефти создаст продолжение действия соглашения России с ОПЕК и другими странами-экспортерами наравне с истощением нефтяной сырьевой базы.

Большую роль в развитии социально-экономической сферы в России может сыграть пенсионная реформа, которая, по мнению аналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова, способна замедлить экономический рост. По мнению экономистов РБК, реализация майских указов 2018 года, безусловно, прибавит роста экономике, но пенсионная реформа отнимет больше. Это обстоятельство объясняется тем, что занятость в возрастных группах, которые затронет реформа, составляет около 40% у мужчин и 50% у женщин, рост занятости людей, подпавших под отсрочку, верится с трудом. Многие будут вынуждены перейти под опеку, а доходы, так или иначе, будут сильно снижаться. Вместе с тем, ожидается рост ВВП примерно 1,5% в ближайшие годы, однако эффективность бюджетного стимула не обоснована, отсутствуют также обоснования за счет каких факторов может быть достигнут рост ВВП, даже при условии положительного эффекта реформ и сохранения санкций без их существенного ужесточения.

Однако ученые РАНХиГС считают, что темпы роста в 1,3–1,9% - это пессимистичный сценарий, который вероятен в случае, если реформы и майские указы не будут реализованы, а санкционный режим серьезно усилится. По мнению заведующего лабораторией макроэкономических исследований РАНХиГС Сергей Дробышевского, следует рассчитывать на более высокие темпы роста - более 2% в 2020 году и превысить 2% к 2021-му.

Для стабилизации ситуации в социально-экономической сфере необходимо системное воздействие государственных рычагов. Именно системный подход социально-экономическую сферу позволяет рассматривать:

- в целом, как часть единой государственной экономической системы, предоставляющей услуги населению, проживающему на определенной территории;

- в частности, как объект управления, который должен максимально учитывать региональную специфику, определяемую историческими, экономическими, географическими, демографическими, этническими, религиозными и другими условиями [6,c.6].

Таким образом, первостепенной целью социально-экономической политики государства является интеграционное сращение экономической и социальной политик, которое способно обеспечить баланс социальной сферы, устранение социальной дисгармонии в обществе и обеспечение его стабильности, увеличение эффективности производства, совершенствование хозяйственного механизма.


Список литературы

1. Авраамова Е.М., Жеребин В.М. Экономическая политика и социальные приоритеты: [монография] / Учреждение Российской акад. наук, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. - Москва : ИСЭПН. 2011. 208 с.
2. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. 2015. №9. С. 511-514.
3. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г. Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А. М. Желтова. [Электронный ресурс] URL: ttp://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/GRE_Zheltov/g11.htm (дата обращения: 12.12.2018).
4. Кудакова К. С. Основные направления социальной политики государства // Вопросы экономики и управления. 2016. №5. С. 10-12.
5. Кудакова К. С. Содержание понятия социальной политики. // Инновационные направления в науке, технике, образовании Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». Смоленск. 2016. С. 138–140.
6. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке. Социс. 2004. №2. С.3-14.
7. Пономарев Д.И. История Российской социологии в кратком изложении: Учеб.пособие / Владим. гос. ун-т. Владимир. 2002. 47 с.
8. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. Учебное пособие / «ИНФРА-М». 2010. 384с.
9. Самойлов В. В. Государственно - правовое регулирование социально - экономических и политических процессов: Учебник. - М.: Юнити, 2013. 272 с.
10. Сегизбаева Д. У., Ким В. В. Место и роль государства в условиях устойчивого развития отраслей социальной сферы // Молодой ученый. 2017. №8.1. С. 44-46.
11. Тамбовцев В.Л. Социальная политика: нерешенная задача научного обоснования // Общественные науки и современность. 2015. № 6. С. 5-13.

Расскажите о нас своим друзьям: