Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №01 (15) Январь 2020, Спецвыпуск

УДК 351

Дата публикации 31.01.2020

Понятие «социальная сфера» в контексте национальных целей и стратегических задач развития России

Исаева Ирина Эрнстовна
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва, isayeva.irina@gmail.com
Хорошилова Марина Александровна
студентка, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва, 1032161755@rudn.ru

Аннотация: В статье затрагивается тема управления социальной сферой, дается анализ формирования содержания понятия социальная сфера, выявляются её свойства, определяются функции и способность к системной самоорганизации. На основе изучения способности к системной самоорганизация выявляются факторы сопротивления системной самоорганизации и возможные последствия данного процесса. В статье проанализированы концепции системного и деятельностного подходов к управлению социальной сферой, приводится анализ взглядов исследователей на проблему управления социальной сферой с позиций двух подходов в кризисный период.
Ключевые слова: социальная сфера, управление, система, самоорганизация, ресурсы

The concept of "social sphere" in the context of national goals and strategic objectives of the development of Russia

Isaeva Irina Ernstovna
senior lecturer Department of State and Municipal Administration, Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow
Khoroshilova Marina Aleksandrovna
student, Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow

Abstract: The article touches on the topic of managing the social sphere, provides an analysis of the content of the concept of the social sphere, identifies properties, determines the functions and ability of self-organization, identifies resistance factors of systemic self-organization and the possible consequences of this process. The article analyzes the concepts of systemic and activity-based approaches to managing the social sphere, provides an analysis of the views of researchers on the problem of managing the social sphere from the perspective of two approaches in a crisis period.
Keywords: social sphere, management, self-organization, system, resources

Наиболее полное содержание определения социальная сфера формируется под влиянием научных теорий, общественных практик, норм и моделей деятельности в обществе.  Можно отметить, что в данный период времени в науке не сложилось единого понимания, что предполагает интерпретация этого понятия каждой научной областью знаний. Однако, необходимость такого понимания назрела в связи с необходимостью решения стратегических задач и достижения целей национального развития России. Среди стратегических задач, поставленных рядом официальных документов государственного управления, определено место и значение развития социальной сферы.

Экономический словарь раскрывает понятие социальной сферы как «совокупность отраслей, предприятий или организаций, связанных прямо и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление, ……к социальной сфере относят такие услуги, как образование, здравоохранение, культура, общественное питание, физическая культура, обслуживание коммунальное, социальное, пассажирский транспорт, связь» [1,с. 405].

Философия определяет феномен социальной сферы как «сферу производства и воспроизводства человека, где он воспроизводит себя как существо биологическое, социальное и духовное» [1, с.134].

Вместе с тем, подвергается сомнению само существование социальной сферы, как феномена. Например, В.М. Соколов, доктор философских наук и специалист по социологии морали, в одной из своих работ [2, с.90] выделяет всего две сферы, на которые возможно структурировать общество – материальную и духовную. С другой стороны, необходимо заметить, что большинство исследователей все-таки приходят к заключению о том, что социальная сфера существует и имеет весомое значение в развитии человечества на протяжении долгого периода времени.

Г.И. Осадчая, в своей работе «Социология социальной сферы» анализируя процесс складывания социальной сферы приходит к следующему выводу «становление социальной сферы общества есть результат исторического развития» [3, с.3]. Автор замечает, что социальная сфера никогда не подвергается стагнационному характеру развития, так как в силу состава отношений и субъектов действия обладает свойством изменчивости и гибкости.

Кроме того, социальная сфера обладает двумя специфическими свойствами:

1. Абсолютное непостоянство как самой системы, так и ее элементов, что проявляется в изменении параметров, которое хоть и подчиняется законам, все же требует коррекции применяемых теорий, расчетов, стратегий и планирования;

2. Социальная сфера одновременно является субъектом и объектом [4,  с.140].

Последнее подразумевает собой роль социальной сферы в жизнедеятельности общества – являясь объектом социальной политики, эта система таким же образом определяется как движущая сила, распространяющая тенденции и потребности среди своих элементов – институтов, организаций, сообществ и людей.

Таким образом, Г.А. Осадчая полагает, что «социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, которая включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов» [3, с.72].

Необходимо заметить, что социальная сфера также существует как предмет исследования науки, которая появилась относительно недавно - это социология социальной сферы. Она ставит перед собой цель – исследование процессов, происходящих в системе социальной сферы и сопутствующих общественному производству и воспроизводству. Для достижения данной цели определяются функции социальной сферы (табл.1).

Таблица 1. Функции социальной сферы

Наименование

Содержание

1

Центральная

непосредственно воспроизводство, обеспечивающее социуму развитие в количественном и в качественном (научное развитие, личностное и т.д) значениях, воспроизводство социальных субъектов, являющееся эволюцией всей системы социальных отношений и взаимосвязей элементов в системе

2

Социо-регулятивная

самоорганизовывающиеся механизмы, позволяющие регулировать производство и воспроизводство, поддерживать уровень развития системы, а также способствовать эффективному развитию, что выражается в создании правовых норм, ном морали и т.д.

3

Социо-адаптивная

создание и коррекция взаимодействия субъектов социальной сферы и ее элементов для реализации наиболее рационального обеспечения людей возможностями и условиями, при которых потенциал индивидов и групп будет использован

4

Социо-продуктивная

математические или статистические моделирование или фиксация параметров системы для максимально возможного удовлетворения потребностей индивидов и групп, которое необходимо для воспроизводства социального организма;

5

Социо-культурная

отражение процесса и результатов приобщения индивида и организаций к духовному аспекту воспроизводства, которое позволяет оценить характер взаимодействия интересов различных обществ, их вовлеченность в социо-культурные события и направления жизни системы общества

6

Социо-динамическая

демонстрация необходимости самообеспечения социальной сферы механизмами поддержания динамически качественного развития системы, которое заключается в повышении уровня жизни, показателя взаимодействия, параметров структур, которые вовлечены в процесс воспроизводства

7

Социо-защитная

обеспечение защиты прав и выработка гарантий для поддержания развития и участия всех индивидов [3, с.80

Еще одна область научных знаний, которая, по мнению Даниленко Н.Н., способствует изучению факторов, способствующих удовлетворению потребностей населения, названа автором сервисологией, и основана на деятельности человека в современной экономике. Основываясь на мнении    Даниленко Н.Н. сервисная деятельность – это «с одной стороны, вид деятельности, направленный на удовлетворение определенных потребностей людей, с другой – производство индивидуальных и общественных благ, услуг, сервисных продуктов, с третьей – учебная дисциплина и область научных знаний» [5, с.3].

Социальная сфера, как уже отмечалось выше, является объектом исследования, контроля и регулирования еще и потому, что социальная сфера – это механизм воспроизводства населения и удовлетворения первоосновных и вторичных потребностей, регулирование её в существующей научной парадигме является важным направлением деятельности государственных структур, которые обязаны способствовать поддержанию качества жизни населения и развитию человеческого капитала. «Одним из ключевых направлений государственного регулирования является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы «во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества», [6, с.41] отмечается в статье Вирабян А.А и Арутюновой А.Е. которая посвящена исследованию вопросов регулирования социальной сферы.

Однако, спорным является вопрос границ и объемов регулирования социальной сферы государством. Изначально обсуждается факт способности социальной сферы к самостоятельной организации и регуляции, а также факторах, способствующих этому и, наоборот, создающих сопротивление системы к самоорганизации (табл. 2).

Таблица 2. Факторы сопротивления системной самоорганизации

№№

наименование

фактора

содержание

1

Единицы системы

единицы, которые по различными причинам, биологическим, социальным, личностным, не совпадают с нормой по показателям, составляющим важную норму в процессе саморегуляции системы. Это связано с тем, что такие элементы в силу своих поведения, целей, деятельности не способствуют или даже ограничивают систему в механизмах саморегуляции, прерывая интеграционную цепь. Важно отметить, что норма здесь очень подвижна и меняется с течением времени и обстоятельств.

2

Экстремальные факторы окружающей среды

обстоятельства, которые невозможно контролировать, предусматривать и, соответственно, планировать, а их появление и влияние выражается в количественном или качественном воздействии на отдельные элементы системы или на нее в целом.

В том случае, когда вышеуказанные факторы действительно наносят большой урон существующей системе, затормаживая процессы самоорганизации, обязательно возникает кризис.  И чтобы выйти из него посредством механизмов саморегуляции, необходимо затратить большое количество ресурсов. Иногда процесс энтропии (распада), противоположный саморегуляции, бывает настолько разрушителен, что система без внешних вмешательств преодолеть кризисную ситуацию не может.

Кризис, как один из этапов развития общества, не стоит оценивать отрицательно или негативно, так как чаще всего он является показателем внутренних конфликтов между элементами системы. Голованова Е.В. отмечает, что «кризис – это такое состояние системы, которое характеризуется стабильным понижением ее устойчивости, что связано с изменением внешних или внутренних параметров и условий ее существования. Он приводит к тому, что невозможно использовать прежние модели преодоления проблемных ситуаций и имеющиеся стереотипы...». [7, с.97]

Соответственно, можно сделать вывод о том, что социальная сфера, как система, обладает двумя противоположными свойствами: стремлением к саморегуляции и стремлением к энтропии, из чего следует необходимость внешнего контроля или сторонней поддержки системы. В современном обществе в роли внешнего регулятора социальной сферы выступает государство в лице государственных органов. Также такую регуляцию приравнивают к термину управление.

Государственное управление социальной сферой на сегодняшний день происходит в соответствии с рационально-деятельностным подходом, то есть распределением ресурсов различного типа на программы, институты и структуры. Этот подход основывается на принципе рациональности, который предлагает в проблемной области жизни общества использовать имеющиеся ресурсы путем распределения.

Однако, некоторые авторы, например, Н.В. Кешикова, настаивают на пересмотре подходов к управлению. Н.В. Кешикова в одной из своих работ рассматривает государственное управление социальной сферой через призму системного подхода и обозначает его преимущество: «такой подход себя оправдывает, так как само общество в целом с системно-структурной точки зрения в статике предстает в качестве целостной, исторически устойчивой формы совместной жизнедеятельности людей».[8, с.50] То есть управление социальной сферой призвано быть спланированным и контролирующим изменение каждого элемента, так как, исходя из принципов системного подхода, любое изменение одного элемента влечет изменение всей системы.

В реалиях настоящего состояния общества и государственного управления Российской Федерацией к социальной сфере относится большой перечень ресурсов, в том числе, время, финансы и внимание государства. Как отмечает Президент Российской Федерации, В.В. Путин, в своем Послании Федеральному Собранию от 20.02.2019: «Послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего и социального развития».  Говоря о национальных проектах В.В. Путин еще раз утверждает: «…их содержание и ориентиры отражают запросы и ожидания граждан страны». [9] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 последовательно рассматривает социальную сферу, начиная с рождения человека и до начала действия принципа социальной солидарности при формировании трудовых и социальных пенсий. [10] В условиях сокращения рабочих мест, ликвидации промышленных предприятий, уменьшения спектра возможностей наемного труда в сфере производства материальных благ, состояние социальной сферы становится решающим для существующего общественного строя и государства им сформированного. Реализация деятельстного подхода требует ресурсов, системный подход решает проблему накопления и восполнения нужных для социальной сферы ресурсов.

Развитие социальной сферы определено как задача в контексте национальных целей. Национальные цели, в идеале, предполагают консолидацию нации и государства. Социальная сфера является индикатором качества и представленности такой консолидации в общественном сознании, и, следовательно, отражается на представлении общества о государстве и его деятельности.


Список литературы

1 Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 721 с.
2 Соколов В. М. Власть и общество: в поисках нравственной константы //Государственная служба. – 2010. – №. 2. С. 88-92.
3 Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для высшей школы. Изд. 2-е, перераб., доп. М.: Академический проект, 2003.
4 Туишева Марьям Равильевна Особенности социальной сферы как институционально-экономической категории // ВЭПС. 2012. №1. С.139-141. Режим доступа: https://clck.ru/M3vcZ (Дата обращения: 07.12.2019).
5 Сервисология : учеб. пособие / Н. Н. Даниленко, Н. В. Рубцова. – М.: КноРус, 2017. – 94 с. : ил. – (Бакалавриат) .
6 Вирабян Анна Арменаковна, Арутюнова Ася Ефимовна Закономерности и стратегические приоритеты развития социальной сферы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №7 (25). С.36-43. Режим доступа: https://clck.ru/M3vdk (Дата обращения: 15.12.2019)
7 Голованова Елена Владимировна Социокультурный кризис и механизмы саморегуляции общества // Вестник МГУКИ. 2013. №2 (52), С.95-98. Режим доступа: https://clck.ru/M3veP (Дата обращения: 15.12.2019).
8 Кешикова Наталья Владимировна Управление социальной сферой через призму системного подхода // Пролог: журнал о праве. 2019. №1.С.46-53. Режим доступа: https://clck.ru/M3vem (Дата обращения: 15.12.2019).
9 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию". Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/598632.2019). :(Дата обращения: 15.12.19)
10 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582#sel=1:3:hgx,1:9:GDp". (Дата обращения: 15.01.2020).
Список источников
1 Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 618 с.

Расскажите о нас своим друзьям: