Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №2 (2) Август, 2017

УДК 658.7 + 339.18 + 339.37

Дата публикации 01.08.2017

Оценка эффективности межрегиональных продовольственных связей в рамках логистических интегрированных распределительных центров

Морозова Мария Петровна
Преподаватель кафедры «Финансы и кредит», Оренбургский государственный аграрный университет, РФ, г. Оренбург

Аннотация: Предложен методический подход к оценке эффективности межрегиональных продовольственных связей в рамках логистических интегрированных центров (ЛИРЦ), учитывающий коэффициент логистической эффективности зон ЛИРЦ и тариф за перевозку груза, что позволило отследить целесообразность перемещения того или иного вида продукции по каналам сбыта сети ЛИРЦ. Расчет данного показателя окажет влияние на повышение эффективности реализации управленческих решений, влияющих на развитие экономики региона. В статье проведен расчет на примере Оренбургской области.
Ключевые слова: логистические центры, эффективность продовольственных связей, управленческие решения

Evaluation of the effectiveness of interregional food relations within the framework of logistic integrated distribution centers

Morozova Maria Petrovna
Lecturer of the department "Finance and Credit" , Orenburg State Agrarian University, Russian Federation, Orenburg

Abstract: A methodical approach is proposed to assess the effectiveness of interregional food relations within the framework of logistic integrated centers (LIRTC), taking into account the coefficient of logistic efficiency of the LIRTC zones and the tariff for cargo transportation, which made it possible to trace the expediency of moving a particular type of product through the distribution channels of the LIRTC network. The calculation of this indicator will influence the increase in the effectiveness of the implementation of management decisions affecting the development of the region's economy. The article is based on the example of the Orenburg region.
Keywords: logistics centers, efficiency of food relations, management decisions

Важнейшим фактором, влияющим на выравнивание возможностей и развитие регионов, является расширение емкости регионального продовольственного рынка на основе использования конкурентных преимуществ регионов, совершенствования межрегионального товарообмена и минимизации трансакционных издержек. Поэтому рационализация производства и совершенствование системы сбыта является важнейшим условием решения проблемы регионального продовольственного обеспечения.

В связи с этим при определении эффективности формирования межрегиональных продовольственных связей и интенсивности товаропотоков между двумя регионами представляется целесообразным использовать формулу, которая характеризует влияние цен на единицу продукции в регионах и удельных затрат на ее перемещение из одного региона в другой.

В общем виде эффективность взаимодействия между регионами может быть представлена в виде:

эффективность межрегиональных продовольственных связей, в %

– цена единицы объема продукции в сравнимых регионах, руб./т;

 – удельные затраты на перемещение единицы объема продукции между регионами, руб./т.

Мы рассчитали эффективность межрегиональных связей по федеральным округам на примере картофеля. Для перевозки картофеля был принят базовый тариф 4,5 руб./тонно – км.

В таблице 1 представлены расчеты эффективности межрегиональных продовольственных связей на примере картофеля в Уральском ФО. Из проведенных расчетов можно сформулировать следующий вывод, что цена картофеля даже в пределах одного Федерального округа сильно колеблется – так, например, в Челябинской области цена тонны картофеля составляет 15000 руб., а в Курганской области 6000 руб. Таким образом, эффективность продовольственной взаимосвязи между этими регионами будет равна -749,06%, при перевозе картофеля из Курганской области в Челябинскую. Если перевозить картофель из Челябинской области в Курганскую, то наоборот эффективность будет гораздо выше и будет составлять 749,06%.

Таблица 1. Эффективность межрегиональных продовольственных связей на примере картофеля в Уральском ФО

Уральский ФО Области, входящие в Уральский ФО Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ
Области, входящие в Уральский ФО  Цена картофеля руб./тонна 6000 7000 9500   15000  
Курганская область 6000   -60,55 -31,04 154,86 -749,06 72,86
Свердловская область 7000 60,55   408,61 156,18 -863,00 83,86
Тюменская область 9500 31,04 22,17 0,00 84,24 -48,77 84,24
Челябинская область 15000 749,06 665,83 457,76 1248,44 0,00 1248,44

Таким образом, можно отметить несовершенство представленной методики расчета эффективности межпродовольственных связей, т.к. наибольшая эффективность присуще только тем регионам где цена за тонну картофеля значительно выше, но при этом не учитывается тот факт, что продавать картофель по завышенной цене привезенный из другого региона будет не выгодно.

Однако, к сожалению, в большинстве субъектов Российской Федерации формирование продовольственных хозяйственных связей происходит стихийно без учета затрат и экономического анализа этих связей со стороны органов государственной власти, что в итоге отражается на уровне продовольственного обеспечения регионов и конкурентоспособности отечественного продовольствия. Т.е., складывается следующая ситуация, если аграрий из Челябинской области имеет доступ на рынок плодоовощной продукции в Курганской области, в частности заключен контракт на поставку картофеля с розничной сетью «Магнит», то производитель Курганской области не сможет реализовать свой картофель, даже при том, что оптовая цена у него в 2,5 раза ниже.

На наш, взгляд, данная проблема возникает в силу отсутствия информационной доступности и открытости, в частности эту функцию всегда выполняли открытые биржевые площадки, т.е. товарные биржи. Таким образом, мы предлагаем не только упорядочить и систематизировать процесс товародвижения с помощью распределительных центров сельскохозяйственной продукции, но обеспечить в их системе финансовую инфраструктуру – проведение открытых электронных биржевых торгов.

Мы предлагаем усовершенствовать рассмотренную формулу и рассчитать эффективность межрегиональных продовольственных связей в рамках логистического интегрированного распределительного центра (ЛИРЦ).

– эффективность межрегиональных продовольственных связей в рамках ЛИРЦ, в %

– средневзвешенная цена единицы объема продукции, руб/т;

– коэффициент логистической эффективности – средневзвешенное расстояние перевозки одной тонны продукции, км/тонну;

– тариф перевозки груза, руб./км.

Произведем расчеты на примере потенциальных мест размещения ЛИРЦ по муниципальным районам Оренбургской области.

Таблица 2. Эффективность межрегиональных продовольственных связей в Бугурусланском, Бузулукском ЛИРЦ

Бугурусланский ЛИРЦ
Муниципальный район руб/тонна эффективность межрегиональных продовольственных связей
Бугурусланский 10000 307,05
Асекеевский 11000 9,09
Северный 12000 -288,86
Абдулинский 9000 605,00
Пономаревский 11000 9,09
Матвеевский 13000 -586,81
Бузулукский ЛИРЦ
Муниципальный район руб/тонна эффективность межрегиональных продовольственных связей
Бузулукский 9500 289,19
Курманаевский 11000 5,77
Первомайский 9500 289,19
Ташлинкий 12000 -183,18
Тоцкий 13000 -372,14

Источник: составлено автором

Для обеспечения устойчивости эффективного товарообмена в рамках ЛИРЦ очень важно осуществлять обмен между районами конечной продукцией и в зависимости от спроса, где имеется широкая возможность, варьировать номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции. В связи с этим мы можем наблюдать колебание цен на картофель по районам, что в Бугурусланском ЛИРЦ, что в Бузулукском ЛИРЦ от 9000 руб. за тонну до 13000 руб. за тонну. Таким образом и средневзвешенная цена картофеля получилась равной 11030 руб. за тонну.

Чем больше эффективность межрегиональных продовольственных связей, тем больше выгода для производителей продавать картофель по своей цене через ЛИРЦ. Анализируя таблицу 2, мы видим, что в Северном и Матвеевском районах Бугурусланского ЛИРЦ эффективность отрицательная – это можно объяснить высокой ценой картофеля за тонну, выше средневзвешенного значения.

Таблица 3. Эффективность межрегиональных продовольственных связей в Оренбургском, Орском РИРЦ

Оренбургский ЛИРЦ
Муниципальный район руб/тонна эффективность межрегиональных продовольственных связей
Оренбургский 9000 501,71
Шарлыкский 11000 7,54
Илекский 12000 -239,54
Соль-Илецкий 8500 625,25
Сакмарский 13000 -486,63
Октябрьский 11000 7,54
Переволоцкий 12000 -239,54
Тюльганский 13000 -486,63
Саракташский 11000 7,54
Акбулакский 12000 -239,54
Александровский 13000 -486,63
Беляевский 11000 7,54
Орский ЛИРЦ
Муниципальный район руб/тонна эффективность межрегиональных продовольственных связей
Новоорский 8500 387,49
Гайский 9000 310,93
Кувандыксий 10000 157,80
Домбаровский 11000 4,67
Адамовский 12000 -148,45
Кваркенский 13000 -301,58
Ясненский 9000 310,93
Светлинский 10000 157,80

 Источник: составлено автором

Высокая цена картофеля объясняется отсутствием своего производства, и, мы допускаем возможность, что картофель из соседних районов перепродают в Северном и Матвеевском по завышенной цене, что еще раз доказывает необходимость единого РИРЦ для того, чтобы избежать подобных ситуаций. Высокая эффективность присуще Абдулинскому и Бугурусланскому району, т.к. цена картофеля за тонну здесь минимальная.

Эффективность межрегиональных продовольственных связей в рамках Оренбургского РИРЦ (см. таб. 3) наиболее высокая в Соль-Илецком и Оренбургском районе – 625,25% и 501,71% соответственно.

Одно из приоритетных направлений развития межрегиональных продовольственных связей связано с общественным разделением труда, которое существенно влияет на уровень душевого производства и потребления продуктов питания. Это обуславливает в каждом из районов, входящих в ЛИРЦ высокую долю продукции, производимой для поставки в другие районы ЛИРЦ и ЛИРЦ области, и продукции получаемой, для внутреннего потребления из других районов ЛИРЦ, ЛИРЦ соседних областей. Таким образом, уровень взаимозависимости районов ЛИРЦ от товарообменных операций становится высок.

Недостатком, приведенной формулы и на основании нее расчетов является, отсутствие достоверной информации о цене того или иного продукта в рамках муниципалитета, причиной этому служит отсутствие открытой электронной площадки, способствующее справедливому ценообразованию.

Еще одним существенным недостатком является отсутствие в настоящее время стратегии развития внешнеэкономических связей районов Оренбургской области с приграничным Казахстаном, недостаточно-развитая нормативно-правовая база межгосударственного сотрудничества в рамках распределительных центров сельскохозяйственной продукции, отсутствует специальная программа по развитию экспортного потенциала в рамках ЛИРЦ, по подготовке кадров, по развитию инфраструктуры.

Таким образом, развитие межрегиональных и межгосударственных продовольственных связей в рамках ЛИРЦ открывает большие возможности для развития сельскохозяйственного производства, в том числе и внешнеэкономические для регионов Казахстана, в которые мы поставляем ячмень, пшеницу, подсолнечник и др. Товарообмен в рамках РИРЦ окажет позитивное воздействие на развитие агропродовольственного рынка.

 


Список литературы

1. Евтюгина А.А., Карх Д.А. Влияние глобальных торговых сетей на социально-экономическое развитие региона // Экономика региона. – 2010 – №2 – С. 222-227
2. Кузменко Ю.Г., Окольнишникова И.Ю., Савельева И.П. Выбор стратегии развития сферы торгового обслуживания, основанный на логистической интеграции // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент» – 2016 - № 3 – С. 155-161.
3. Морозова М.П. Интегрированные распределительные центры как одна из форм эффективного сбыта сельскохозяйственной продукции [Текст] / М.П. Морозова // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2016. – № 4. – С. 117.–125.
4. Проектирование логистических систем [Текст]: [монография] / Г. В. Савин, Д. А. Карх ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], 2015. – 77 с
5. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация (курс лекций): Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2002. – с. 104

Расскажите о нас своим друзьям: