Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №2-3 (9) Март 2019

УДК 316.454.5

Дата публикации 31.03.2019

Особенности организации внутренних коммуникаций в деятельности современных организаций

Селиверстова Марина Владимировна
канд. пед. наук, старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет, Россия, г. Сургут, aksioma37@gmail.com
Кретова Олеся Олеговна
студентка 4 курса, Сургутский государственный педагогический университет, Россия, г. Сургут, Olesabon@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается характеристика особенностей организации внутренних коммуникаций, влияющих на эффективную деятельность компании в целом. В современных условиях коммуникационные процессы занимают важное место в жизни человека, гражданина, государства и общества в целом. Именно от эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не только предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих на данном предприятии, а на глобальном уровне и благополучие всей страны. Основное внимание в данной статье направлено на анализ инструментов внутренних коммуникаций на примере общеизвестных Российских компаний и методическое обеспечение их совершенствования.
Ключевые слова: коммуникации, внутренние коммуникации, инструменты системы внутренних коммуникаций, управление коммуникациями, корпоративная информация

Features of the organization of internal communications in the activities of modern organizations

Seliverstova Marina Vladimirovna
Cand. Sci. (Pedagogical), Senior Lecturer, Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut
Kretova Olesya Olegovna
Student, Surgut State Pedagogical University, Russia, Surgut

Abstract: This article discusses the characteristics of the organization of internal communications that affect the effective operation of the company as a whole. In modern conditions, communication processes occupy an important place in the life of a person, citizen, state and society as a whole. It is on the effectiveness of communication links and interactions that the future depends not only on the enterprise, as an economic entity in the market, but also on the people working in this enterprise, but also on the global level and the welfare of the whole country. The main focus of this article is on the analysis of internal communications tools using the example of well-known Russian companies and methodological support for their improvement.
Keywords: communications, internal communications, tools of the system of internal communications, management of communications, corporate information

Управление внутренними коммуникациями является важным процессом для любой организации, независимо от формы собственности, территориального размещения, количества сотрудников и других факторов.

В связи с изменением производственных процессов, связанных с информатизацией, современные внутренние коммуникации влияют прямо и косвенно на эффективность деятельности организации.

Важнейшей целью внутренних коммуникаций в организации является беспрепятственное и своевременное распространение корпоративной информации до сотрудников разного уровня для поддержания целей и внутренней политики организации. С помощью разнообразных средств коммуникации осуществляется контроль и оперативное реагирование на внеплановые задачи, сотрудники вовлекаются во внутреннее поле организации, осуществляется взаимодействие отделов, сотрудников, руководителей и организации в целом и принимаются управленческие решения.

Таким образом, внутренние коммуникации придают динамичность системе взаимодействия внутри организации и требуют рациональной системы приема, передачи и обработки информационных потоков.

Проведенный анализ теоретических источников позволил установить, что понятие «коммуникация» основательно рассматривалось отечественными и зарубежными учёными. Категориальные представления ученых представлены в таблице 1.

Таблица 1. Категориальные представления отечественных и зарубежных ученых понятия «коммуникация»

Автор

Определение

1

2

Ч.Х. Кули [1]

Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени

А.Д. Урсул [2]

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее и преобразовывать

К. Черри [3]

Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности

М.С. Каган [4]

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной

Т. Шибутани [5]

Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности

П. Смит, К. Бэрри, А.Пулфорд [6]

Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека

Д. Льюис, Н. Гпуэр [7]

Коммуникация (биол.) — это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов

А.Б.Зверинцев, А.П.Панфилова [8,9]

Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания

Проанализировав содержание таблицы 1 можно утверждать, что коммуникация понятие многоаспектное и такие авторы как А.Д. Урсул, А.Б. Зверинцев и А.П. Панфилова рассматривают коммуникацию как обмен информацией, результатом которого является выработка единой точки зрения между объектами.  

Ч.Х. Кули, Т. Шибутани и К. Черри считают, что коммуникация является средством развития и поддержания отношений между людьми. 

П. Смита, К. Бэрри, А. Пулфорда, Д. Льюиса и Н. Гпуэра объединяет общий взгляд на коммуникацию, как на непосредственный процесс передачи данных, начинающийся с формирования основной идеи.

И только М.С. Каган говорит о коммуникации как о связи, взаимодействии двух и более систем. 

Таким образом, понятие коммуникация характеризуется главным образом как средство связи между объектами, сопровождающаяся передачей информации с целью воздействия на социальные процессы.

Существенным является тот факт, что лояльность работников и их удовлетворенность трудом связаны именно с качеством внутренних коммуникаций.  Однако выбор оптимальных инструментов и форм коммуникационной системы зависит от характера и особенностей каждой организации.

С целью изучения особенностей внутренних коммуникаций проводился анализ опыта российских организаций, в части применяемых ими инструментов и форм внутренних коммуникаций.

Были проанализированы четыре организации, которые применяют разные коммуникационные инструменты и формы взаимодействия. В обобщённом виде результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2. Инструменты внутренних коммуникаций, применяемые в современных организациях

Инструменты внутренних коммуникаций

Название организации

Эльдорадо

КРОК

ВЕКО

Альфа

Внутренний портал

+

+

+

Аудио-Видео конференции

+

+

+

Форумы

+

+

Горячая линия

+

Исследования и опросы

+

+

Microsoft Lync

+

Технологии для удаленной работы

+

Электронная почта

+

+

+

+

Корпоративные издания

+

+

HR – отдел

+

+

+

+

Корпоративные праздники

+

+

+

+

Анализируя результаты таблицы 2 можно сделать вывод о том, что компании Эльдорадо и КРОК оснащены различными внутренними коммуникациями, в то время как остальные компании используют лишь такие инструменты как электронная почта, корпоративные печатные издания (журналы, газеты), праздники и внутренний портал. Также у всех исследуемых организаций существует HR – отдел, который непосредственно отвечает за эффективность внутренних коммуникаций.

Самой отстающей по актуальности использования внутренних коммуникаций является компания ВЕКО. Возможно это связано с тем, что руководство данной организации больше ориентирована на «живое» общение, тогда как технический прогресс диктует свои правила, к которым данная компания пока не соответствует.  

Важно отметить, что исследования проводимые сообществом внутренних коммуникаторов в период с 2009 по 2014 года, свидетельствуют об успешном развитии российских организаций в области применения внутренних коммуникаций (рис. 1).

Анализируя результаты исследования, представленные на рисунке 1, можно предположить, что уже к концу 2020 года все российские компании придут к выводу, что внутренние коммуникации призваны повышать уровень лояльности и мотивированности всех сотрудников, следовательно и эффективность их деятельности.

Рисунок 1. Применение внутренних коммуникаций российскими организациями

Необходимо заметить, что наличие связей между сотрудниками является одним из приоритетных направлений деятельности каждой организации. Современные внутренние коммуникации являются не просто каналом передачи информации, а огромной системой взаимодействия организации в целом.

Таким образом, внутренние коммуникации достаточно сложная, но в тоже время очень важная тема для нынешних организаций. Проведенный анализ теоретических источников позволил сделать вывод, что сегодня данная тема весьма ограничена и требует дальнейших исследований.

 


Список литературы

1. Кули Ч. Социальная организация: исследование более широкого разума. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1909. 426 с.
2. Урсул А. Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968. 288 с.
3. Черри К. Человек и информация: Пер. с англ. М.: Связь, 1972. 368 с.
4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 315 с.
5. Шибутани Т. Социальная психология: пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 539 с.
6. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие/Пер. с англ. под ред. проф. Л.Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 415 с.
7. Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. М.: Дело, 2001. 216 с.
8. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. СПб.: СОЮЗ, 1997. 288 с.
9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. СПб.: Знание, 1999. 493 с.

Расскажите о нас своим друзьям: