Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №2 (2) Август, 2017

УДК 331.5.024.52

Дата публикации 01.08.2017

Особенности национальной модели регулирования рынка труда Республики Конго

Нкунку Жюстэн Гюстав
Магистрант кафедры «Экономика», Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Нкунку Вероника Станиславовна
Магистрант кафедры «Экономика», Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: В статье рассматриваются основные индикаторы развития рынка труда в Конго, анализируются показатели его динамики и тенденции развития.
Ключевые слова: рынок труда, уровень занятости, молодежная безработица

Peculiarities of the national model of regulation of the labor market of the Republic of Сongo

Nkounkou Justin Gustav
Master of the department "Economics", Don State Technical University, Russian Federation, Rostov-on-Don
Nkounkou Veronika Stanislavovna
Master of the department "Economics", Don State Technical University, Russian Federation, Rostov-on-Don

Abstract: Peculiarities of the national model of regulation of the labor market of the Republic of Congo.
Keywords: labor market, employment level, youth unemployment

Современная мировая экономика вступает в достаточно длительный период нестабильности, обусловленный не только ее реструктуризацией, но и происходящими политическими и социальными процессами. Большинство исследователей с уверенностью констатируют то, что неоднородность и неравномерность рынка труда в отдельных странах и регионах усилится в ближайшие годы. Дестабилизация политической ситуации и вызванное ей ухудшение ситуации в сфере занятости, новая, но весьма устойчивая тенденция последнего времени. Не случайно главы мировых государств систематически высказываются за необходимость решения проблем занятости как важнейшего условия перехода мировой экономики на траекторию устойчивого роста.

В целом, численность трудоспособного населения мира составляет сегодня чуть менее половины численности всего населения. Однако, если в развитых странах этот показатель выше, в первую очередь, за счет более «старой» возрастной структуры населения, то в развивающихся странах он не превышает 40%.

Значительная часть стран, в которых проживает основная часть трудоспособного населения – страны с формирующимися рынками. В 2015 году Китай располагал почти 800 млн. человек трудоспособного населения; Индия – 442 млн. человек; Индонезия – 102 млн. человек; Бразилия – 79 млн. человек; Пакистан – 78 млн. человек; Бангладеш – 69 млн. человек; Россия – 68 млн. человек.[1]

Из развитых стран существенные резервы трудовых ресурсов сосредоточены в США – 145 млн. человек, Японии – 45 млн. человек. Всего в 2015 году занятых в мире было 3 228 млн. человек, из них примерно 1 400 млн. человек самозанятых. Данные свидетельствуют, что за последние десятилетия занятость в абсолютных цифрах в мире росла достаточно быстрыми темпами, увеличившись более чем на треть за последние тридцать лет. Основная часть этого прироста приходилась именно на развивающиеся страны и страны с формирующимися рынками.

Уровень занятости трудоспособного населения значительно отличается по странам и регионам от 41% в Ираке, 48% в Северной Африке, 60-65% в развитых странах, до более чем 70% в Китае и Бразилии и практически 80% в Исландии. Однако следует отметить, что средний уровень занятости в мире снизился с 69% в 2014 до 64,7% в 2015 году. Такое снижение обусловлено ростом уровня безработицы в период мирового финансово-экономического кризиса.

Ситуация, сложившаяся в отдельных странах, во многом определяется как чисто институциональными особенностями регулирования рынка труда в той или иной стране, законодательством и коллективными соглашениями, препятствующими массовым высвобождениям, так и структурой национальной экономики, и степенью ее включенности в мировое разделение труда.

При этом из всех регионов мира только в развитых странах падение занятости было тесно связано с падением производительности труда, то есть предприятия активно увольняли работников в соответствии с падением производства. Такой жесткий сценарий был в полной мере реализован в тех европейских странах, где все субъекты рынка труда: государства, организации наемных работников и работодателей смогли договориться о более «мягком» реагировании бизнеса на шоки экономического кризиса в плане сохранения занятости.[2]

Очевидно, что наибольший вклад в снижение уровня жизни населения мира и ухудшение ее качества вносит рост безработицы, особенно опасный своими социальными последствиями для наименее развитых стран, население которых в значительной своей части не имеет широкого доступа к системам социальной поддержки.

Однако не только безработица ставит под угрозу достойную занятость, усиливает нестабильность на мировом рынке труда. Глобализация этого рынка также вносит свой вклад в эту нестабильность. Основным последствием глобализации рынка труда для социально-трудовой сферы в последние десятилетия было сближение условий найма между развитыми и развивающимися странами. Причем это сближение происходило и происходит под влиянием двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, мы наблюдаем рост неустойчивости трудовых отношений в развитых странах. С другой стороны, быстрый рост в развивающихся странах вызывает быстрый рост глобального среднего класса.

Если говорить про африканский рынок, то кризисы, с которыми сталкиваются экономики многих развитых стран за последнее десятилетие, не оказывают такого катастрофического воздействия на страны африканского региона. В то время, когда экспортно ориентированные страны Северной Африки демонстрируют снижение эффективности экономики, остальные страны африканского континента проявляют большую устойчивость к глобальным экономическим и финансовым кризисам.

Однако наблюдаемый рост в Африке остается нестабильным, поскольку в основном базируется на капиталоемких отраслях. Так, например, в странах Африки к югу от Сахары почти 15% годового объема производства и 50% экспорта базируется на не возобновляемых природных ресурсах. Тем не менее, активность в этих секторах в основном обеспечивается за счет производства и экспорта сырья, что не формирует добавленную стоимость и не создает дополнительных рабочих мест.

В то время как существенный уровень безработицы создает напряженность не только на африканском рынке труда, но и влияет на уровень инвестиционной привлекательности региона в целом.

Для африканского континента характерен высокий уровень молодежной безработицы. В 2015 году в мире насчитывалось 75 миллионов безработных молодых людей до 35 лет, из которых 38 миллионов – в Африке. Драмам Хайдара, специалист в области стратегии развития занятости бюро Международной организации труда (МОТ) в Дакаре, заявил: «Мир погружается в беспрецедентный кризис занятости. Страны Африки к югу от Сахары остаются регионом мира, наиболее пострадавших от этого кризиса». И на Западе Африки молодые люди пострадали от этого кризиса в первую очередь.

Это обусловлено тем, что Африка является самым молодым континентом в мире. По оценкам ЮНЕСКО, доля детей и молодежи в возрасте до 30 лет африканских странах к югу от Сахары составляет около 70% .[3]

Ситуация обостряется тем, что в отличие от стран Северной Африки, где сектор услуг остается основным источником занятости, в остальных странах Африканского континента преобладает первичный сектор, в частности, сельское хозяйство, которое обеспечивает самую большую долю рабочих мест. Однако деятельность в этом секторе в большинстве случаев носит неформальный характер в форме самозанятости.

Поэтому основной задачей для африканских стран является определение и развитие секторов экономики, стимулирующих рост занятости и разработка механизмов их расширения для создания достойных и производительных рабочих мест.

Республика Конго находится в Центральной Африке, является малонаселенной (по оценкам, население 4 млн.человек), и считается страной потенциально богатой. Наличие природных ресурсов делает эту страну одним из крупнейших экспортеров нефти и древесины в Центральной Африке. Тем не менее, Конго является страной с высоким уровнем внутренней задолженности. Однако правительство, воспользовавшись инициативой Всемирного банка, практически погасило внутренний долг, увеличив внешнюю задолженность.

Экономическая среда характеризуется деградацией основных экономических показателей. В 2016 году ситуация усугубилась социально-политическими потрясениями, вызванными референдумом по поводу изменения Конституции и Президентскими выборами. Эти события серьезным образом сказались на экономической и социальной жизнь, особенно в столице Браззавиль и втором по величине городе Пуэнт-Нуар, в которых проживает 2/3 населения Конго. Кроме того, снижение мировых цен на нефть обусловили значительные потери для экономики государства.

Так же, как и большинство африканских стран, Конго сталкивается с проблемой массовой безработицы, а также вопросами профессиональной подготовки работников. По данным ООН, только 30% конголезцев имеют работу.

Сектор занятости в Конго характеризуется кризисом, обусловленным напряженностью, сложившейся на рынке труда из-за упорного несоответствия между вакансиями и предложениями работы (рис.1).

Под уровнем неформальности понимается уровень самозанятости, когда работники задействованы в неформальном секторе экономки.

Рисунок 1.  Показатели рынка труда Республики Конго

Соотношение занятых к общему населению в городских районах Конго составляет 48,4%. Безработица более выражена в городских центрах (30,2% экономически активного населения). Этот показатель увеличивается с притоком сельского населения в городские центры. Это приводит к высокой урбанизации страны и становится сдерживающим фактором для занятости.

Безработица отражает достаточно серьезный дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу. Высокий уровень безработицы свидетельствует о значительном превышении спроса на рабочую силу над её предложением в Конго.

Рисунок 2. Уровень безработицы в Республике Конго

Кроме того, в стране наблюдается диспропорция распределения занятости между мужчинами и женщинами. Анализ распределения рабочей силы в государственном секторе свидетельствует о занятости 34 % женщин против 66 % мужчин. То есть участие женщин в оплачиваемой занятости почти в два раза меньше чем мужчин. В то время, как по результатам переписи населения в 2010 и 2014 гг., растет доля женщин в неформальном секторе, в том числе сельском хозяйстве. Причины такой ситуации можно искать, с одной стороны, в социокультурных характеристиках африканского континента, а, с другой, в различия между мужчинами и женщинами в области образования и профессиональной подготовки, которые являются дискриминационными факторами доступ к оплачиваемой работе. [4]

Механизм государственного регулирования по эффективному функционированию рынка труда предполагает реализацию общеэкономических законов, методов и инструментов, которые могут оказать значительное влияние на уровень занятости, а также определить принимаемые на разных уровнях решения, направленные на его стабилизацию. Регулирование рынка труда необходимо рассматривать как совокупность функций управления, которые осуществляют государственные органы власти, с целью сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Механизм регулирования рынка труда можно рассматривать как подсистему общего механизма регулирования экономической системы в целом, это своего рода «механизм равновесия». Государство инициативно воздействует на рынок труда, на функционирование всех рынков и в целом на экономическую систему. Являясь центральным субъектом-регулятором на рынке труда Конго государство, определяет правила регулирования взаимоотношений работников и работодателей. Механизм государственного регулирования в сфере трудовых отношений должен быть прозрачной и открытой системой, обусловливаемой объектами, субъектами и характером взаимосвязей между ними.


Список литературы

1. Официальный сайт Национального института статистики Конго http://www.cnsee.org/index.php?option=com_content&view=article&id=134%3Aphaseindicateurs&catid=34%3Aedsc-2&Itemid=61&limitstart=3-
2. Официальный сайт Организации сотрудничества и экономического развития http://www.oecd.org/fr/std/stats-travail/-
3. https://www.erudit.org/livre/aidelf/2006/001470co.pdf статья Gaston NGOMA MASSALA
4. Цифровая библиотека МИЦРА (BNC) http://idl-bnc.idrc.ca/dspace/handle/10625/53071.

Расскажите о нас своим друзьям: