Экономика и управление народным хозяйством | Экономика и общество №01 (15) Январь 2020, Спецвыпуск

УДК 378.1

Дата публикации 31.01.2020

Основная профессиональная образовательная программа высшего образования как инструмент управления человеческими ресурсами

Кондрашкина Антонина Александровна
к.пед.наук, заведующая кафедрой культурологии, Нижегородский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Нижний Новгород, kond-antonina@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности разработки основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) как элемента сложной многоуровневой системы управления вузом, направленной на обеспечение высокой эффективности его функционирования и конкурентоспособности на рынке образовательных и инновационных продуктов и услуг. С учетом вызовов современности показана роль сохранения и реализации культуросберегающей и культуросозидающей миссии университетов как фактора воспроизводства Человека и Общества. Выделены ключевые функции ОПОП ВО, условия и принципы их эффективной реализации, как инструмента управления человеческими ресурсами в условиях внутренней и внешней среды образовательной организации.
Ключевые слова: высшее образование, основная профессиональная образовательная программа высшего образования, ресурсы, управление, качество образования

The main professional educational program of higher education as a tool for human resource management

Kondrashkina Antonina Aleksandrovna
candidate of pedagogical Sciences , head of the Department of cultural studies, Nizhny Novgorod University of architecture and construction, Russian Federation, Nizhny Novgorod

Abstract: The article discusses the features of the development of the main professional educational program of higher education (opop HE) as an element of a complex multi-level management system of the University, aimed at ensuring high efficiency of its functioning and competitiveness in the market of educational and innovative products and services. Taking into account the challenges of our time, the role of preserving and implementing the culture-preserving and culture-creating mission of universities as a factor of human and Social reproduction is shown. The author highlights the key functions of opop in the educational SYSTEM, the conditions and principles of their effective implementation as a tool for human resource management in the internal and external environment of an educational organization.
Keywords: higher education, the main professional educational program of higher education, resources, management, quality of education

Трансформации системы высшего образования на современном этапе развития общества в значительной степени обусловлены динамикой рынка труда и постоянно обновляющимися требованиями к уровню подготовки высококвалифицированного специалиста. Для эффективного осуществления профессиональной деятельности сегодня требуется непрерывное образование в течение всей жизни, коммуникативная мобильность в условиях информатизации общества, способность выходить за рамки узкопрофессиональных установок [1, с. 310]. Ключевыми факторами конкурентоспособности специалиста являются его эмоциональный интеллект и социальная компетентность, подразумевающие стремление к сотрудничеству, самоконтроль, умение брать на себя ответственность, способность принятия альтернативных решений в ситуации неопределенности и т.д. В связи с этим актуализируется практико-ориентированный подход в подготовке будущего профессионала, связанный с необходимостью учитывать требования работодателей к качеству подготовки специалистов, а также «включения» выпускников в профессиональную среду, их быстрой адаптации к профессиональной ситуации [2, с. 152].

Качество, гибкость и производительность человеческих ресурсов как фактор конкурентоспособности в условиях современной экономической ситуации определяется системой высшего образования. Именно высшее образование выступает как система формирования и развития интеллектуального капитала страны и одна из главных сфер производства инноваций, обновления технологий и продуктов. В этом смысле представляется закономерным превращение высшего образования в стратегический ресурс, определяющий масштабы экономического роста в XXI веке.

Таким образом, высшая школа на современном этапе – это центр образовательной деятельности, научных исследований и инноваций; инвестиционная сфера, обеспечивающая экономические преимущества; субъект рыночной экономики как рынок образовательных продуктов и сервисов. Соответственно, растет понимание необходимости поиска новых управленческих моделей, способных повысить восприимчивость вузов к новым требованиям и адаптивность к постоянно обновляющимся условиям функционирования. В связи с этим на первый план выносится вопрос о смене в целом парадигм развития системы высшего образования [3].

Вместе с тем, следует отметить, что реформирование отечественной высшей школы, осуществляемое последние два десятилетия, не приносит ожидаемых позитивных результатов. Так, согласно данным Росстата «высшее и профессиональное образование на треть (а в ряде секторов на две трети) не соответствует запросам рынка труда». При этом по окончании обучения, по специальности не способны трудоустроиться 31,3% выпускников вузов [4, с. 21]. В целом, данные исследований, по мнению авторов доклада, свидетельствуют о том, что в России при наличии формально высокого уровня образования населения, наблюдается весьма слабое его влияние на экономический рост и его устойчивость [4, с. 10]. Согласимся, что решение проблемы подобной диспропорции лежит не столько в плоскости реформирования экономических институтов, сколько в сфере высшего образования. В последнем случае, на наш взгляд, требуется не формальная трансформация действующих институтов высшей школы и подходов к их функционированию, сколько комплексный подход к их модернизации в целом, учитывающий как социальный запрос, так и специфику образовательной среды. В данном отношении важно понимание того, что образовательная среда - это не столько и не только рынок услуг, сколько инструмент производства и воспроизводства Общества и Человека. Это, в свою очередь, требует «тонкой» настройки данного механизма, с учетом возможностей сохранения и реализации культуросберегающей и культуросозидающей миссии университетов.

Качество человеческих ресурсов, с точки зрения потребностей рынка труда, определяется набором личностных и профессиональных компетенций. Их формирование и развитие зависит как от самой личности, так и от характера и качества его образования, а также от возможностей работодателя по развитию этих компетенций. В системе высшего образования одним из основных инструментов, определяющих набор этих компетенций, а также комплекс средств по их формированию и развитию является Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО).

Нормативная база разработки и реализации ОПОП ВО включает в себя:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки ……., утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ….. г. № ….;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301;
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1383;
  • Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636.
  • Устава вуза.

ОПОП ВО разрабатывается каждым вузом самостоятельно на основе действующей нормативной базы, специфики реализуемого направления подготовки и социального запроса (рис. 1). Кроме того, важным основанием ОПОП ВО является Основная образовательная программа высшего образования (ООП ВО), которая, в свою очередь, разрабатывается Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО).

Рисунок 1. Основа разработки ОПОП ВО

ОПОП ВО включает общую характеристику программы (нормативная база, сроки, трудоемкость освоения ОПОП ВО, квалификация; область, виды, объекты, задачи профессиональной деятельности выпускника; планируемые результаты освоения ОПОП ВО и т.д.); учебный план, учебный график; рабочие программы дисциплин и практик, программу государственной итоговой аттестации и т.д.

При разработке ОПОП ВО значимую роль играют:

1) потребности внешней среды образовательной организации - программа профессионального образования должна ориентироваться на требования рынка труда и перспективы развития экономики региона и города; соответственно, профессиональные компетенции выпускников должны отвечать запросам работодателя и конкретной сферы профессиональной деятельности выпускника;

2) возможности внутренней среды образовательной организации (вуза), например, уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, наличие необходимого материально-технического обеспечения, развитой электронной информационно-образовательной среды и т.д.

При этом необходимо подчеркнуть, что ресурсные возможности вуза и содержание ОПОП ВО далеко не всегда соответствуют друг другу. В этом случае ОПОП ВО задает актуальные направления оптимизации деятельности вуза, прямо и/или косвенно определяет те существенные задачи, решение которых способно обеспечить как удовлетворение потребностей личности в образовательном интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в системе высшего образования, так и развитие университета как ведущего центра образовательной деятельности, научных исследований и инноваций в сфере профессионального образования.

Существование рынка образовательных услуг актуализирует для вузов опыт менеджмента - общего менеджмента, стратегического менеджмента, менеджмента качества [5]. Принципы, методы, технологии менеджмента активно применяются в вузах для решения задач оптимизации управления качеством образовательного процесса. Это, на наш взгляд, позволяет рассматривать ОПОП ВО как неотъемлемую часть сложной многоуровневой системы управления вузом, направленную на обеспечение высокой эффективности его функционирования и конкурентоспособности на рынке образовательных и инновационных продуктов и услуг.

С позиций теории менеджмента представляется целесообразным выделить ключевые функции ОПОП ВО как инструмента управления человеческими ресурсами:

- планирование: подразумевает определение целей, средств и способов их достижения в контексте различных направлений деятельности университета; в рамках ОПОП ВО планирование осуществляется с учетом нормативно-правовой базы, состояния и потребностей конкретной сферы, объектов профессиональной деятельности и рынка труда;

- организация: предполагает создание оптимальной структуры управления с точки зрения поставленных целей и ресурсов образовательной организации; ОПОП ВО задает направления деятельности структурных подразделений вуза, отвечающих за те или иные аспекты реализации образовательной программы (деканаты, кафедры, учебно-методический отдел, отдел научно-исследовательской работы студентов, библиотека, отдел снабжения и пр.); важными принципами организационной деятельности представляются – принцип системности, принцип диалогичности, принцип параллельности, принцип непрерывности;

- мотивация: предусматривает создание соответствующих условий для побуждения учащихся, профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза эффективно трудиться, постоянно повышать уровень свой квалификации в соответствии с заявленными целями и задачами; мотивация осуществляется посредством актуализации в содержании ОПОП ВО потребностей и компетенций учащихся и преподавателей, соотнесения их со стратегическими приоритетами вуза и механизмами максимальной реализации профессиональных и личных возможностей участников образовательного процесса;

- контроль: определяет возможности количественно и качественно оценить результаты деятельности вуза, с последующей корректировкой ранее принятых решений; ОПОП ВО определяет критерии и механизмы оценки учебной, учебно-воспитательной, научно-исследовательской деятельности (например, в рамках рабочих программ дисциплин содержится перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы, а также представлен фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине, включающий в себя, кроме прочего, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования).

Таким образом, все функции и элементы ОПОП ВО могут рассматриваться как значимая часть процессов производства и воспроизводства человеческого капитала, направленная на развитие внутренней и внешней среды организации. Эффективная реализация этих задач требует активного сотрудничества всех участников образовательного процесса (представителей учебно-методических объединений, профессорско-преподавательского состава вуза, работодателей) в рамках деятельности по разработке  и реализации ОПОП ВО.


Список литературы

1. Кондрашкина А. А. Гуманитарные технологии в системе высшего образования как основа формирования и развития культурной компетентности студентов [Текст] / А.А. Кондрашкина // Великие реки` 2016 : 18 Междунар. научн.-пром. форум [труды конгресса]. В 3 т. Т. 2 / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Нижний Новгород : ННГАСУ, 2016. – С. 310-312.
2. Курина В.А. Современные подходы к оценке качества реализации ОПОП и подготовки выпускников вуза культуры с учётом требований ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов [Текст] / В.А. Курина // Интеграция требований ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ: новое содержание и качество образования : Материалы XLVI научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК. / Самарский государственный институт культуры – Самара, 2019. – С. 151-155.
3. Управление вузом в современных условиях (опыт Нижегородского университета) [Текст] / Руководитель авторского коллектива Р.Г. Стронгин. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. – 170 с.
4. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования». – Текст: электронный // Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики. – 2018. – URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 25.01.2020)
5. Тимиргалеева Р.Р. Менеджмент знаний в образовательном процессе высшего учебного заведения в контексте методологии управления качеством: модели и концепция – Текст: электронный / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин // Электронный сетевой политематический журнал "Научные труды КУБГТУ" – 2018. - № 10 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36531640 (дата обращения: 25.01.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: