Экономическая социология и демография | Экономика и общество №3 (6), 2018

УДК 33

Дата публикации 30.09.2018

Коррупция в образовательных учреждениях: методы и формы проявления

Каменев Андрей Валерьевич
преподаватель, Мценский филиал Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, РФ г. Мценск, a.v.kamenev@bk.ru

Аннотация: В статье раскрываются проблемы коррупции на уровне образовательных учреждений с точки зрения социокультурного явления и экономической потребности в них, выявлены основные способы и методы их проявления, а также описаны основные принципы противодействия с данным явлением.
Ключевые слова: коррупция, образовательное учреждение, взятка, поборы, распил, откат

Corruption in educational institutions: methods and forms of manifestation

Kamenev Аndrey Valeryevich
lecturer, Mtsensk branch of Orel state univercity by I. Turgenev, Russia, Mtsensk

Abstract: В статье раскрываются проблемы коррупции на уровне образовательных учреждений с точки зрения социокультурного явления и экономической потребности в них, выявлены основные способы и методы их проявления, а также описаны основные принципы противодействия с данным явлением.
Keywords: corruption, educational institution, bribe, requisitions, cut, kickback

Коррупция представляет собой одну из наиболее ярких проблем в России, затрагивающую практически все сферы общественной жизни, исключением которой не стала и сфера образования. Причин её проявления достаточно много, однако сейчас довольно сложно выявить, что стало причиной живучести, бессилие правительства в борьбе с коррупцией и, как следствие, перевод всех образовательных учреждений на самоокупаемость, вынужденная мера в связи с кризисными обстановками и недостатком финансирования или вполне легальное использование пробелов в законе при использовании должностного положения. [1]

Некоторые авторы предлагают дифференцировать коррупцию как социальное явление на белую и чёрную. В первом случае, в обществе существует негласное мнение, что коррупционные действия в таком виде не являются предосудительными. Она, как бы, считается обычным явлением и как проблема не воспринимаются. Черная коррупция является объектом иного понимания: всеми слоями общества она осуждается и в отношении её преобладает желание наказать на основе закона. [4]

Наиболее значимым негативным последствием коррупции в системе образования является понимание и активное использование знаний и навыков о коррупционных действиях во всех сферах общественных и государственных отношений, которые обучающиеся получают не без помощи родителей и старшего поколения и воспринимаются как обычное явление, позволяющее решать любые сложности и проблемы. [3]

Как отмечает Н. В. Мухаметова [2], коррупция в системе образования значительно отражается на качестве образовательных услуг, снижает ценностное отношение к отечественной системе образования как со стороны граждан, так и работодателей, а также всего международного сообщества в целом, подрывает её стабильность. Немалую роль играют и реформы, проводимые в системе образования, которые в целом являются абсолютно безрезультатными и даже вредными. Все это требует разработки действенных методов преодоления коррупции в образовательных учреждениях любого уровня системы образования.

В последнее время коррупционные действия стали более изобретательны, они разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям. Они существуют как непосредственно в образовательном процессе, а так и сфере административной и хозяйственной деятельности, образовательной организации по обеспечению образовательного процесса. По характеру извлекаемых выгод можно выделить коррупцию в образовании, связанную с извлечением выгод материального характера, и коррупцию, связанную с извлечением выгод нематериального характера. [5]

К выгодам материального характера в образовательном процессе следует относить получение определённых привилегий, например, большее внимание воспитаннику в детском саду, получение отметки или зачёта без проведения без самой процедуры аттестации. Данное явление в настоящее время встречается не часто. На его замену пришел метод пожертвований и дополнительных образовательных услуг, через которые получает желаемое активная сторона коррупции в лице родителей и обучающихся. Стоит ещё раз отметить по-прежнему существующие культурные традиции, в которых гражданам было не принято приходить «с пустыми руками» к лицам обладающим какой-либо властью и должностным положением. Тем не менее, в определенных обстоятельствах это можно расценивать бытовым взяточничеством. [3]

К выгодам административной и хозяйственной деятельности сферах можно отнести добровольно-принудительные поборы с родителей и обучающихся под различными предлогами: произведение текущего ремонта, закупку оборудования и инвентаря, ремонт прилегающих территорий, на развитие науки и прочего. В большинстве случаев, финансы, собранные на под тем или иным предлогом, не расходуются целесообразно. В финансовой документации они, зачастую, проводятся как пожертвования на вышеописанные цели. Обусловлено это тем, что пожертвования не облагаются налогом и под ними также прикрывают прибыль за предоставление различных услуг, выполняемых непосредственно образовательной организацией, например, таких как аренда. Распространёнными также являются откаты и распилы. Откатом в бюджетной среде подразумевается выполнение сторонней, дочерней или просто заинтересованной организацией выполнение услуг, оплату товара по завышенной или, не советующей действительности, стоимости с последующем возвращением части средств учреждению. Например, бухгалтерия средней школы закупает принтер, офисные принадлежности за счет федеральных средств у какой-либо компании по определенной стоимости с безналичным расчетом. Но сверив стоимость товаров в рознице у той же самой компании или ближайших конкурентов, то можно обнаружить, что розничная цена на 30-70 % ниже той, что указана в договоре. Возвращенная часть средств, как правило, оседает в карманах руководства той самой средней школы. Наиболее грубым способом является распил. Когда казённые средства, выделенные, к примеру, на текущий или капитальный ремонт осваиваются через подставную фирму-однодневку и делятся, а весь спектр требуемых работ выполняется неквалифицированными специалистами широкого профиля, работающими в стенах данного учреждения, родителями обучающихся или самими обучающимися, особенно, если это учреждения среднего профессионального или высшего образования.

Еще одним интересным способом является обналичивание «материальной помощи в связи с трудным финансовым положением». Представители образовательного учреждения под благим предлогом или осознанно пишут такие заявления, а затем, получив их по безналичному расчёту, просят вернуть их наличным способом своему руководству.

К коррупционным действиям, связанным с извлечением выгод нематериального характера, относят случаи, когда руководящее или приближенное к нему лицо, занимает несколько должностей и выполняет, согласно договору, большое количество функций. В действительности же, те самые закрепленные функции выполняют другие работники, зачастую, бесплатно. Сюда же относятся и стремительный карьерный рост приближенных лиц, и вольготные условия для повышения должности. [5]

Безусловно, данные методы совсем не новые, их может быть значительно больше, что зависит исключительно от энтузиазма, жадности высшего руководства и прочности его должностного положения.

В качестве методов борьбы с коррупцией от различных общественно-политических деятелей звучат различные предложения, начиная от безобидных воспитательных процедур, вплоть, до репрессий. Тем не менее, наиболее реалистичными и обоснованными являются, предложенные А. А. Салюком, методы в преодолении коррупции в образовательных учреждениях, из которых следует выделить необходимые шаги:

• модернизация антикоррупционных законов, исходя из современных реалий образовательной системы, устранение пробелов в законодательстве;

• создание дополнительных экономических условий, позволяющих легализовать теневые доходы образовательных организаций при условии их целевого использования;

• усиление гражданского контроля и ответственности в вопросах, связанных с коррупцией. Обществу не нужно бояться заявлять об этом, сообщать по горячей линии, писать жалобы и прикладывать доказательства в соответствующие инстанции;

• реальное повышение зарплаты педагогическому составу, исключение трудовых обязанностей, не соответствующих профессиональным обязательствам. [3]

Из всего этого следует, что для противодействия коррупции в системе образования необходимо принимать как законодательные, так и социально-экономические методы, при этом основные приоритеты должен быть сосредоточены на методах социально-экономического и финансового характера. Однако, без единогласного мнения общества и работников системы образования в отношении к проблемам коррупции сложно будет решить данное явление, так как одни считают, что это доступный способ решить свои проблемы, для других – способ улучшить своё материальное положение. Решение проблемы коррупции в образовательных учреждениях должно стать важным способом решения более обширных проблем - проблемы качества и доступности образования в стране. [2]


Список литературы

1. Машиньян А. А., Кочергина Н. В. Противодействие коррупции в образовании: необходимость антикризисного и антикоррупционного анализа в российской системе образования // Перспективы науки и образования. 2015 № 4 (16). 116 с.
2. Мухаметова, Н. В. Современные особенности коррупции в российской системе образования / Н.В. Мухаметова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1740/21983
3. Салюк, А. А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.) / А.А. Салюк, М.А. Матненко. – М.: Буки-Веди, 2016 С. 11-14
4. Ильин Г. Л. О бюрократизации и коррупции в отечественном образовании // Школьные технологии. 2012. № 6 С. 9–17
5. Дамм И. А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные
черты, формы и виды // Актуальные проблемы экономики и права. 2016 Т. 10, № 4 С. 5–17.

Расскажите о нас своим друзьям: